https://electroinfo.net

girniy.ru 1 ... 2 3 4

Список использованных источников:

1. Дубинин Н.П. Общая генетика. - М.: Высшая школа, 1986.

2. Айала Ф., Кайгер Дж. Генетика. В 3 томах. М.: Мир, 1988-1989.

3. Генетика кошки/ С.О'Брайен, Р.Робинсон, А.С.Графодатский и др. - Новосибирск: ВО "Наука", Сибирская издательская фирма, 1993.

УДК 371.38


СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ШКОЛ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗОВ

Тарасовская Н.Е., доктор биологических наук, профессор кафедры общей биологии ПГПИ

Пашкевич В.И., МНС Научного центра биоценологии и экологических исследований ПГПИ


На основании собственного опыта авторов даются рекомендации по использованию натуральных биологических объектов как наглядных пособий и раздаточного материала для школ и биологических факультетов вузов. Предлагаются собственные среды для хранения влажных препаратов и способ содержания культуры мелких гидробионтов.

Methods of making of visual aids from the natural objects for the schools and biological faculties of universities

N.E.Tarasovskaja, V.I.Pashkevich

On the ground of own authors’ experience the recommendations for the using of natural biological objects as the visual aids and laboratory material for the schools and biological faculties of universities were given. Own conservation medias for the keeping of liquid preparations and the method of breeding of aquatic organisms’ culture were proposed.

Реализация принципа наглядности и взаимосвязи теории с практикой в школьном и вузовском курсе биологических дисциплин невозможны без работы студентов и учащихся с нативными объектами. Однако летний период, наиболее богатый различными растениями и беспозвоночными животными, является каникулярным в большинстве учебных заведений, весной и осенью разнообразие биологических объектов уже уменьшается, а изучение многих тем приходится на зимние месяцы, наиболее бедные в отношении жизнедеятельности большинства животных и растений средних широт. Очевидно, что для полноценного проведения лабораторно-практических занятий по биологическим дисциплинам, особенно ботанике и зоологии, необходимо создавать и периодически пополнять лабораторный фонд школы или соответствующей кафедры. Под лабораторным фондом мы понимаем все биологические объекты, предназначенные для проведения лабораторно-практических занятий обучаемых, а также некоторых видов учебно-исследовательской работы.


Основной принцип создания лабораторного фонда – использовать главным образом региональный материал. Это целесообразно с нескольких точек зрения: во-первых, не требует закупки дорогостоящих экспонатов или материалов в специализированных магазинах наглядных пособий; во-вторых, знакомит студентов и учащихся в первую очередь с местными объектами живой природы, способствуя экологическому и патриотическому воспитанию; в-третьих, экспонаты и лабораторный материал из местных объектов могут обновляться ежегодно, независимо от материальных возможностей школы и связей со специализированными торговыми точками; в-четвертых, к сбору регионального материала могут быть привлечены сами учащиеся и студенты (в форме летних и индивидуальных заданий, полевых практик, подготовки научных проектов и курсовых работ).

При создании фонда нативного материала для учебных целей учитель и учащиеся (а также преподаватели и студенты вузов) должны руководствоваться рядом этических принципов. Хотим сразу же оговориться: этика людей по отношению к природе заключается не в том, чтобы не брать из нее ничего (в том числе для научных и познавательных целей), как это превратно понимают некоторые учителя. Пользование человека природой неизбежно: она источник не только пищи и других материальных благ, но и знаний об окружающем мире. Другое дело, что это пользование должно быть разумным. В числе учебно-методических объектов не должны быть редкие и охраняемые виды растений и животных, зато без ограничений можно собирать вредные и сорные виды. Кроме того, участие школьников и студентов в пополнении лабораторного фонда служит мощным средством экологического и экономического воспитания, когда обучаемые практически применяют основной принцип экологической этики: все, что люди взяли у природы, должно быть использовано для благих целей.

Сбор растений и отлов животных должны производиться в разумном количестве – столько, сколько действительно необходимо для данного учебного заведения. Если же выполняется научный проект, курсовая или дипломная работа, то количество собранных объектов должно определяться конкретными задачами исследования и нормативами математической статистики (чтобы полевые данные были действительно объективными и научными). Известно, что выборочную долю можно вычислять при объеме выборки не менее 7, а оптимальным является 25-30 экз. объектов в каждой группе, когда ошибка репрезентативности позволяет считать эту долю достоверной. Даже если объекты мелкие и многочисленные, сбор свыше 1000 экз. нецелесообразен с точки зрения математической статистики: ошибка репрезентативности долей и средних величин, а, следовательно, и точность далее не увеличиваются.


Учитель и учащиеся должны нести ответственность за каждый изъятый из природы живой организм, точнее, за его использование по назначению. Недопустима безответственность, приводящая к порче материала, потере им научной и учебно-методической ценности. В этом плане необходимы полевые дневники с подробными записями о видовом составе и количестве добытых растений и животных, отчеты и самоотчеты по использованию живых объектов.

Если речь идет о животных, необходимо обеспечить быстрое и безболезненное умерщвление экземпляров, которые не намерены сохранять живыми. В большинстве случаев целесообразно усыпление эфиром, который быстро выключает нервную систему животного. Это наиболее традиционный способ умерщвления насекомых в специальных банках-морилках.

По способу хранения учебно-методических объектов их можно, по нашему мнению, сгруппировать в три основных категории:

1) живые животные и растения;

2) высушенные объекты;

3) влажные препараты и фиксированный материал.


Среди живых организмов, круглогодично содержащихся в учебных заведениях для лабораторно-практических занятий, могут быть как экзотические, так и местные виды. Основные требования к видам, которые содержатся для учебно-методических целей в живом виде, на наш взгляд, следующие:

1) Эпидемиологическая безопасность – то есть организмы, содержащиеся в учебном заведении, не должны участвовать в циркуляции опасных для человека инфекций и инвазий. Если все-таки существует какая-то потенциальная эпидемиологическая опасность того или иного животного, оно должно быть приобретено после карантина.

2) Травматическая и токсикологическая безопасность – среди лабораторных объектов не должно содержаться ядовитых растений и животных, а также животных с агрессивными поведенческими проявлениями, могущих нанести серьезные травмы.

3) Экономическая целесообразность приобретения и содержания таких животных и растений.


4) Нетрудоемкость содержания – чтобы не требовались специальные единицы технического персонала только для ухода за каким-то животным или растением.

5) Возможности возобновления лабораторной популяции живых организмов: размножение экзотических видов в неволе или возможность в определенный период отлова в региональных ландшафтах.


Из живых растений для лабораторных занятий можно использовать традиционные комнатные и аквариумные виды. С их помощью можно успешно показать детали внешнего и внутреннего строения высших растений, адаптации к определенным условиям среды (учитываемые при уходе), а в плане систематики – таксономическое родство с известными видами средних широт.

Из экзотически животных тропического происхождения мы могли бы рекомендовать содержание в лабораторных условиях мадагаскарских или пепельных тараканов, тропических сверчков, наземных моллюсков рода Ахатина и аквариумных моллюсков ампулярий.

Из местных видов растений в лабораторных условиях можно круглогодично культивировать уруть, водокрас, элодею (которая космополитически распространилась из Нового Света по всему миру), ряску, мыльнянку, ромашку, некоторые виды сорных маревых. Культивирование как водных, так и наземных растений позволит как показать разнообразие экологических форм, так и изучить внутреннее строение водных и наземных растений.

Из беспозвоночных животных, обитающих в северных регионах Казахстана, в лабораторных условиях хорошо разводятся дождевые черви, мокрицы, рыжие и черные тараканы (привычные синантропы), многие наземные моллюски (слизни, брадибены, янтарки, зонитиды), мелкие пресноводные рачки, губка бодяга, культуры одноклеточных в стоячей воде. Целесообразно также выведение бабочек из гусениц, собранных летом: в вегетационный период гусениц выкармливают привычным кормовым растением, а куколка является покоящейся стадией, из которой в определенное время выйдет бабочка. Можно подбирать виды так, чтобы бабочки из куколок выходили зимой или следующей весной.


Наиболее оптимальным является содержание живых объектов в культуре, с созданием небольшой искусственной экосистемы с определенным уровнем самовосстановления и саморегуляции. Последнее условие облегчало бы уход за такой культурой и позволило бы демонстрировать взаимосвязи организмов в биоценозах на лабораторных моделях.

Нами были апробированы модели таких культур, которые могут существовать несколько месяцев и даже лет без существенного вмешательства (не требуется смена воды, внесение корма, аэрация, очистка и т.д.). Прежде всего для создания такой саморегулирующейся пресноводной культуры нужно поселить в сосуд губку (бодягу), которая будет питаться водорослями, микроорганизмами, разлагающимися органическими частицами, в результате чего никогда не появится неприятных запахов. Погруженные растения (уруть, наяда, роголистник, рдест) будут обогащать воду кислородом. Дафнии, циклопы, щитники, лимнадии, жаброноги и другие мелкие рачки будут питаться растениями и мелкими водорослями, не давая воде сильно «зацвести». При комнатной температуре рачки будут размножаться круглый год, так что для лабораторных занятий все время будут как взрослые особи, так и личинки (науплиусы). Возможно введение в этот биоценоз пресноводных моллюсков и некоторых водных членистоногих. Губка будет активно размножаться на фекалиях моллюсков, а последние, в свою очередь, наряду с растениями, будут поедать бодягу. Такая культура всегда богата одноклеточными животными и водорослями, которые также необходимы для лабораторных занятий.


Высушенные объекты представляют ценность для лабораторно-практических занятий при ряде условий:

1) если это покоящаяся стадия с низким содержанием влаги в тканях (ее можно содержать как потенциальный источник живого объекта – например, куколки насекомых или слоевища лишайников);

2) если объект содержит крайне мало влаги в живых тканях, так что высушивание не искажает его анатомо-морфологических особенностей (или, во всяком случае, оставляет пригодным хотя бы для изучения внешнего строения);


3) если сухой объект или его отдельные структуры могут быть регенерированы с восстановлением первоначальных анатомо-морфологических особенностей. Например, сушеные грибы можно размочить в воде, и они будут вполне пригодными для изучения микроскопического строения плодового тела.

Для лабораторных занятий способом высушивания целесообразно было бы заготавливать такие объекты, как:

1) Базидиальные и сумчатые грибы с умеренно мясистым плодовым телом. Особенно хорошо высушиваются трутовики и афиллофора, плохо – аскомицеты с плодовыми телами типа клейстотеция.

2) Все виды лишайников (листоватые, кустистые, накипные).

3) Большинство насекомых и их куколки. Насекомых с мясистым брюшком во избежание порчи лучше освобождать от внутренностей и набивать ватой.

4) Большинство растений (кроме погруженных). Растения с умеренным содержанием влаги подлежат традиционной гербаризации, а растения с малым количеством влаги в вегетативном теле могут быть высушены объемным способом (на воздухе или с использованием горячего песка).

5) Помет животных и погадки хищных птиц, которые имеют существенное значение в установлении вида животного по следам жизнедеятельности (как одного из способов полевого определения).


Влажные препараты (как растительных, так и животных объектов) должны составлять превалирующую часть лабораторного фонда. Фиксированные объекты не требуют специальных условий и затрат на содержание и в любое время могут быть использованы для проведения лабораторного занятия по соответствующей теме. Для создания фонда консервированных объектов требуется:

1) сбор материала в соответствующий сезон года;

2) использование консервирующего вещества, которое не искажало бы внешних и внутренних структур объекта, а в идеале – сохраняло его естественный внешний вид (размеры, пропорции, пространственное расположение, пигментацию) и было безопасным для работающих.

Традиционные консерванты – этиловый спирт и формалин – могут быть использованы как достаточно универсальные для широкого круга объектов. Их основными недостатками являются: токсичность, летучесть, поступление в организм аспирационным путем, а также нежелательные изменения в самих сохраняемых объектах (потеря пигментации в этаноле, дубление и ригидность при использовании высоких концентраций формалина). В качестве альтернативы мы можем предложить несколько составов, основанных на высоком осмотическом давлении солевых растворов с дополнительными факторами коагуляции белка.

Для зеленых частей растений мы предлагаем следующие составы.

1. Для хранения погруженных и ксероморфных растений наиболее оптимальным является раствор, содержащий: хлорид натрия – 26-28%; гидрокарбонат натрия (питьевая сода) – 7-9%; вода дистиллированная или водопроводная – остальное (предварительный патент РК № 14741 от 30.06.2004 г., кл. А 01 N 1/00). В этом растворе неяркая зеленая окраска хорошо сохраняется за счет щелочной среды, дающей натриевые соли хлорофиллина зеленого цвета и предотвращающей образование бурого пигмента феофитина под действием органических кислот.

2. Для хранения гидроморфных растений рекомендуется следующий состав: хлорид натрия – 26-28%; сульфат меди – 0,5-3%; вода дистиллированная или водопроводная – остальное (предварительный патент РК № 15226 от 9.11.2004 г., кл. А 01 N 1/00, A 01 N 3/00). Через 5-6 месяцев после приготовления влажного препарата раствор становится почти бесцветным, а яркость зеленого цвета самого растения усиливается.

3. Раствор, хорошо сохраняющий естественную пигментацию любых растений (авторское свидетельство СССР № 719560, 24.11.1978 г., кл. А 01 G 7/00; A 01 N 3/00), включающий следующие компоненты (в процентах по объему): силикат натрия (конторский клей) – 30.0-80.0; глицерин – 10.0-40.0; воду дистиллированную – остальное.

4. Раствор для хранения любых растительных объектов, в том числе зеленых частей растений: сахароза – 40-45%; ацетилсалициловая кислота – 0.3-0.8%; сульфат меди – 0.5-2.0%; вода – остальное (предварительный патент РК № 19134 от 14.03.2008). Медный купорос желательно добавлять мелкими кристалликами после помещения объекта в раствор – до приобретения растением нужной яркости окраски. Для ксероморфных растений сульфат меди нужно добавлять осторожно, чтобы не придать листьям и побегам неестественную яркость.


Для хранения моллюсков мы рекомендуем следующие составы.

1. Хлорид натрия – 26-30%; корневища аира сухие молотые – 0.5-1.5%; корни девясила сухие молотые – 0.3-0.8%; гвоздика сухая –0.01-0.05%; вода – остальное (предварительный патент РК 21251 от 15.06.2009). Консистенцию объектов можно регулировать: для придания мягким тканям твердости и ригидности можно увеличить долю корневищ аира или девясила, для смягчения – долю гвоздики.

2. Хлорид натрия – 26-30%; сульфат цинка – 0.5-1.5%; гидрокарбонат натрия – 0.6-2.0%; вода – остальное (предварительный патент РК № 19133 от 14.03.2008). Гидрокарбонат натрия добавляют в последнюю очередь, после перемешивания хлорида натрия и сульфата цинка, - до тех пор, пока не перестанет выделяться углекислый газ (как признак нейтрализации кислой среды, могущей разрушить раковину). И только после этого в раствор помещают моллюсков.

Для хранения членистоногих (насекомых и их личинок, паукообразных, ракообразных) нами апробированы следующие консервирующие среды.

Темноокрашенных членистоногих, а также насекомых и их личинок, окрашенных в желтые, красные, оранжевые цвета, целесообразно хранить в солевых растворах с добавлением уксусной кислоты в следующем соотношении компонентов: хлорид натрия – 26-28%, уксусная кислота – 6-8%, вода дистиллированная – 72-64% (предварительный патент РК №12665, кл. А 01 N 1/00, 17.02.2003 г.), с добавлением дополнительных порций соли при хранении большого количества материала в ограниченном объеме раствора. Соль легко удаляется при вымачивании объекта в воде – если возникнет необходимость изменить способ хранения или экспонирования насекомого (например, поместить в другую консервирующую жидкость, высушить и наколоть на энтомологическую булавку). Уксусную кислоту как дополнительный фактор коагуляции белка можно заменить любой доступной и безопасной кислотой, применяющейся в быту. Использование лимонной и ацетилсалициловой кислот в одном из консервирующих составов (хлорид натрия – 26-30%, лимонная кислота – 1-2%, ацетилсалициловая кислота – 0,5-1,5%; предварительный патент РК № 17817, кл. А 01 N 1/00 от 15.07.2005) оказалось эффективным для хранения дождевых червей, гельминтов, паукообразных, мягкотелых насекомых и их личиночных форм: достигнута длительность и надежность хранения (в течение нескольких лет), отсутствие деформации, полное сохранение окраски у черных, коричневых, желтых, оранжевых и красных животных. Однако при кислой реакции консервирующих составов не сохраняется естественная окраска зеленых гусениц – она со временем становится желтой или буровато-коричневой.


Хороший консервирующий эффект (особенно в сочетании с гиперосмотическими растворами нейтральных солей) могут дать отвары некоторых растений, а также соли тяжелых металлов, обладающие вяжущим, бактерицидным и фунгицидным действием. Состав, предложенный одним из соавторов статьи (в соавторстве с А.М.Абдыбековой), включал 26-30% хлорида натрия на отваре корневищ аира (1:10) с добавлением 0,5-1% цинкового купороса (предварительный патент РК № 17818, кл. А 01 N 1/00 от 20.07.2005); он показал хорошие консервирующие свойства без деформации и потери окраски темных и желто-оранжевых насекомых.

Фиксирующая среда, содержащая 26-28% хлорида натрия и 2-4% гипохлорита натрия в дистиллированной воде (предварительный патент РК № 12977, кл. А 01 N 1/00, 15.05.2003 г.), насыщенные водные растворы аммиачной селитры – 38-42% (предварительный патент РК № 13096, кл. А 01 N 1/00, 16.06.2003 г.), сочетание гипернасыщенного раствора поваренной соли (26-28%) с 5-8% по массе пищевой соды (гидрокарбоната натрия) (предварительный патент РК № 14741 от 30.06.2004 г., кл. А 01 N 1/00), пригодны для хранения дождевых червей, гельминтов и мягкотелых членистоногих; их основное достоинство – не вызывают ригидности объекта.

Для хранения тушек позвоночных животных (со вскрытой брюшной полостью для более надежного проникновения консерванта) мы предлагаем один из тех составов, которые использовались для хранения насекомых и гельминтов: хлорид натрия – 26-30%, лимонная кислота – 1-2%, ацетилсалициловая кислота – 0,5-1,5%; предварительный патент РК № 17817, кл. А 01 N 1/00 от 15.07.2005).

Хороший консервирующий эффект для крупных тушек позвоночных достигается при использовании насыщенных растворов аммиачной селитры (предварительный патент РК № 13096, кл. А 01 N 1/00, 16.06.2003 г.), консервирующий эффект которых можно усилить путем добавления солей тяжелых металлов.

Таким образом, возможности создания и пополнения лабораторного фонда биологических объектов школы или вуза в любом регионе Казахстана практически неисчерпаемы. Богатство наглядных пособий из нативного материала и выбор объектов для лабораторно-практических занятий по ботанике и зоологии будут зависеть от знания школьным учителем или преподавателем вуза местных видов животных и растений, а также возможностей их сохранения для научных и учебно-методических целей.



УДК 378.245

формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках математики


Т. И.Харитонович учитель математики

ГУ «школа-лицей№20», (г. Павлодар)


Статья знакомит с сущностью понятия «компетентность», с классификацией ключевых компетентностей, раскрывает методы по их формированию на уроках математике, выделяя деятельностный подход к учащимся в образовательном процессе.

In this article is introduced the essence of the concept «the competentness» with the classification of the key competentness. Also are uncovered the methods their forming at the lessons of maths, which provide the active method of approach to the students in the educational process.


Результатами обучения в школе должно стать овладение учащихся ключевыми компетентностями, способностью к осознанному выбору профессии и приобретение навыков самообразования. В течение ряда лет проводится работа по формированию ключевых компетентностей на уроках математики, в результате чего сложилась система, в полной мере удовлетворяющая всем требованиям компетентностного подхода. Она позволяет решить поставленные задачи в комплексе.

Основными противоречиями, которые способствовали осознанию необходимости поиска подходов к формированию компетентностей, являются противоречия:

- между необходимостью обществу в личностях, готовых практически решать задачи, встающие перед ними, жизненные и профессиональные проблемы, готовых включиться в дальнейшую жизнедеятельность и существующим уровнем готовности к жизни в социуме у выпускников школы;

-между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени;

Объект исследования: ключевые компетентности учащихся.

Предмет исследования: Ключевые компетентности учащихся в образовательном процессе.

Гипотеза: если работа по созданию системы формирования ключевых компетентностей учащихся будет строиться адекватно ее структуры и содержания, то выбор самоопределения учащихся будет происходить более эффективно, что обеспечит более комфортное существование человека в окружающем мире.


Теоретическую основу опыта составляет Концепция 12-летнего образования в Республике Казахстан, идеи О.Б.Епишева о технологии преподавания математики на основе деятельностного подхода[1]. Ведущая идея опыта - это вооружение учащихся различного рода знаний и умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личностной и общественной жизни. Сущность опыта заключается в создании элементов системы по формированию базовых компетентностей учащихся на уроках математики, а также через дополнительное образование и внеклассную деятельность.

Актуальность изучения данного вопроса обусловлена веянием времени. Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобретают характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, стремление творчеству и умение решать нестандартные задачи становиться основой процесса, устойчивости и безопасности страны.

Выпускники школ Казахстана должны понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться изменившимся условиям в течение всей своей жизни. Традиционно цель школьного образования определялась набором знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не только от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенция» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образований [2].Новизна опыта заключается в том что, несмотря на то, что повышение качества образования и формирование компетентностей зависит от многих факторов, основным являются повышение педагогической компетентности педагога и создание условий по формированию учащихся информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем (самоменеджмент) [3].


Работая в старших классах, был изменен подход: к процессу преподавания; к расширению научно-исследовательской деятельности учителя и учащихся; к накоплению базы по формированию ключевых компетентностей. Практическое значение опыта, практический эффект: постоянное самосовершенствование учителя; доступность опыта; реалистичность его внедрения; высокая результативность; создание базы методико-дидактических средств.

Осуществление компетентностного подхода началось соответственно с подготовительного этапа, который имел цель изучить теоретические основы и методологию. Было изучено много литературы, посещены теоретические и научно- практические семинары и разработаны направления деятельности по формированию компетентностей. Затем начался практический этап, в ходе которого на уроках математики мною начался внедряться компетентностный подход. Работа шла на основе дифференциации, т.е. через формы деятельности и содержание, т.к. традиционные подходы к преподаванию, где учащиеся получают знания в готовом виде, не способствуют формированию компетентностей, а, скорее наоборот. Применение дифференцированного обучения на уроках математики является оправданным средством. Оно осуществляется через активное использование групповой, индивидуально- групповой работы по уровням. Таким образом, развивается коммуникативная компетентность-прямая коммуникация, умение аргументировать; самоменеджмент, где учащиеся сами выявляют и решают проблему, развивается критичность и вариативность мышления. Осуществляя деятельностный подход, учащиеся учатся планировать цели, «шаги» по реализации целей, совместно «открывать» новое. Очень большое значение на уроках математики мною уделяется отбору содержания, планированию видов деятельности [4]. Ведь только таким путем учителя смогут сформировать и развить самоменеджмент учащихся, учить анализу и формировать навыки оценки и самооценки результатов и т.д.

Работа по формированию компетентностей строится, опираясь на следующие методы: общеучебные приёмы (запоминания, словесного описания, рефлексии); общие приемы учебной деятельности по математике (работа с математическим учебником, организация самостоятельной деятельности,


заучивание и воспроизведение, моделирование); специальные приёмы учебной деятельности по отдельным математическим дисциплинам (решение текстовых задач, разного вида уравнений) [1]. В работу включаются задания на развитие умения извлечения информации – это умение читать: таблицы, графики, диаграммы, обрабатывать, интерпретировать эту информацию. Другие виды заданий, где необходимо найти разные варианты решения, более рациональные способы вычисления, выбор правильного ответа, действия учат детей критически относиться к информации, развивают вариативность мышления.

Важным на уроке является работа с дополнительными источниками, справочной литературой, историческим материалом. Так идет развитие информационной компетентности, дети учатся находить информацию, обрабатывать ее, преподносить в виде докладов, сообщений с использованием презентаций. Таким образом решается несколько целей: привитие интереса к предмету, выход за рамки предмета, развитие монологической речи, что очень важно на уроках математики, т. к. именно это является проблемой, а это- публично выступать.

Следующий аспект, который очень важен, на мой взгляд, это формирование навыков самооценки и взаимооценки. Практически все виды деятельности на уроке я учу ребят подвергать оценке, не только количественной, наоборот, качественной. Взаимооценка развивает и мыслительные операции – внимание, мышление. Инновационный процесс невозможен без исследования [5]. Диагностические контрольные работы включают такие задания, которые позволяют выявить не только уровень освоения стандарта, но и проверить, как дети владеют той или иной компетентностью, поэтому в своей работе мы использую компетентностно-ориентированные задания.

Выработанная система работы показывает стабильность знаний по предмету, качество успеваемости-70%, в среднем по всем классам, успеваемость-100%.Учащиеся ежегодно участвуют в городском туре олимпиад по математике. Важное место в компетентностном подходе играют спецкурсы и элективные курсы. Были разработаны программы элективных курсов: «Решение задач с параметрами», «Специальные методы решения уравнений и неравенств», «Графики и функции», «Практикум по решению задач». Формированию компетентностей способствуют интерактивные методы, на которых строится преподавание курса: метод «мозгового штурма», проблемные ситуации, метод проектов, творческие отчеты. Каждый учебный год мои ученики работают над проектами по предмету и защищают их на конкурсах проектов школы и города.


Работая в профильных классах, мною ведется мониторинг: успеваемости, проявления социальной активности, степени удовлетворенности родителей и учащихся. Составляю измерители и разрабатываю анкеты, для сбора информации. Данные мониторинга показывают положительную динамику по развитию аспектов самоменеджмента, информационной и коммуникативной компетентности. Компетентностью разрешения проблем владеют на данный момент учащиеся профильных классов на 72%, а информационной-52% (умение извлекать информацию, читать графики, таблицы), что говорит: положительная динамика наблюдается в сравнении с началом учебного года. Если эта работа возьмет свое начало не в старшей ступени обучения, а гораздо раньше, то наше общество получит компетентную молодежь, способную более удачно адаптироваться в окружающем социуме.

Эффективность работы за истекший период показывает:

- стабильность качества знаний учащихся по предмету(70%)

-призовые места учащихся в городской олимпиаде(УахитовА. 8кл.-2 призовое место,2011г.),

-участие в городском конкурсе проектов школьников (АскарА. 9кл.,2010г.),

-участие в городских педчтениях по профильному обучению(2008г.)

-участие в республиканской научно-практической конференции «1Шаяхметовские чтения» (2009г.)

-открытые уроки;

-разработка программ элективных курсов;

- работа в городской творческой группе(«Технология полного усвоения»(2008-2010гг.), «Компетентностно-ориентированные задания»(2010-2011гг.)

- сотрудничество с ВУЗом;

Таким образом, формирование компетентностей - это не смена содержания, а смена подходов к обучению, это другое «устройство» уроков, школьной жизни. Можно сказать, что главная задача образования реализуется в определенной степени через формирование и развитие образованной, творческой, конкурентоспособной личности, готовой к максимальной самореализации, как в собственных интересах, так и в интересах общества.


Литература

1.Епишева О.Б.Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. - М.«Просвещение», 2003.

2.Сахарова Н. С. Категории «Компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме. Вестник ОГУ. – 1999, - №3-с. 51-58.

3.Хуторский А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образование - № 2, 2003, с 58-64.

4.Жакулина И.В. Статья «образовательный процесс в рамках реализации компетентностно- ориентированного полхода к образованию», 2005.

5.Шамова Т. И. Давиденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., 2001, с 271-286.





<< предыдущая страница