https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3 4

УДК 372.853

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ


В.М. Ерёменко, учитель физики и информатики

ГУ «Средняя общеобразовательная школа с гимназическими классами Щербактинского района» (с. Шарбакты)

E-mail: [email protected]


В докладе рассматриваются современные подходы к формированию ключевой компетентности самостоятельного поиска информации учащимися на уроках физики. Особое внимание уделено проблеме применения информационно- коммуникационных технологий, предлагаются наиболее оптимальные методики. Разработанный автором алгоритм последовательной деятельности учителя на уроке для организации самостоятельной работы ученика может стать подспорьем для всех учителей- предметников естественно- математического профиля.

In the report modern approaches to formation of key competence of independent information search by pupils at physics lessons are considered. The special attention is given an application problem is information - communication technologies, the optimal techniques are offered. The algorithm of consecutive activity of the teacher developed by the author at a lesson for the organization of independent work of the pupil can become help for all teachers naturally - mathematical profile.


Одной из ведущих педагогических идей применения ИКТ на уроках физики является овладение новыми способами деятельности учащимися по осуществлению самостоятельного поиска и обработки информации естественно — научного содержания.

Бесспорно, что использование компьютера, разнообразных мультимедийных средства, сети Интернета на уроках оправдано, прежде всего, в тех случаях, в которых это обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения.

Модели мультимедийных программ легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать, модернизировать и адаптировать традиционные методы, формы, виды обучения и воспитания согласно требованиям времени.


«Работа учащихся с компьютерными моделями и виртуальными лабораториями полезна, так как они могут ставить многочисленные эксперименты и проводить исследования».[1]

Использование ИКТ открывает перед учащимися огромные возможности формирования компетенции самостоятельного поиска информации, превращает выполнение многих заданий в микроисследования, стимулирует развитие творческого мышления учащихся, развивает способность решать различные ситуации в реальной жизни, повышает интерес к физике

У школьников выявлен слабый уровень самостоятельного поиска информации посредством ИКТ, что требует разработки концептуальной системы формирования информационной ключевой компетенции.

Новизна данного опыта заключается в том, что теоретически обоснован алгоритм работы учителя, практически разработана и адаптирована система деятельности по формированию компетенции самостоятельного поиска информации учащимися, в комплексном применении компьютера во всех видах деятельности тендема «учитель — ученик» на уроках физики.

В 8 классе при изучении физики у школьников формируется предметная информационная компетентность на уровне:


  • самостоятельное изучение материала по учебнику или конспектам программ с использованием анимации процессов (например, работа газа и пара при расширении, работа ДВС, действие магнитного поля на проводник с током);

  • составлять вопросы к рисункам, схемам, опытам (например, сборка электрической цепи, определение общего сопротивления цепи);

  • отвечая на домашнее задание, используется анимация (например, изотермические процессы, электрический ток в газах и вакууме);

  • используя алгоритм, решать задачи и проверять решение в электронных таблицах, по условиям на бумажных носителях;

  • готовить сообщения, мини исследования по материалам Интернета (например, «От опытных фактов — к научной гипотезе» урок исследование);[2]
  • осуществлять информационный поиск (например, о роли известных ученых: Д. Джоуль, М. Ломоносов, Р.Майер);


  • делать тематическую подборку в Интернете рисунков, открытий ученого, применения данного закона или явления в практике (например, «Устройство каких приборов основано на явлении электромагнитной индукции»)[3]

В процессе преподавания с использованием мультимедийных курсов «Физика. Магнетизм»; «Физика. Геометрическая оптика» нами был разработан дидактический материал по применению ИКТ в 8 классах:

  1. тестовые задания в электронных таблицах Excel по промежуточному и итоговому контролю;

  2. алгоритмы решения задач с применением программы Excel;

  3. система комбинированных и обобщающих уроков, направленных на формирование целостной картины окружающего мира, ( например, урок — лекция с элементами беседы и каскадом опытов виртуальных и реальных «Сборка электрической цепи», «Электромагнитное поле»);

  4. уроки — презентации (например, «Паровые и газовые турбины», «Экологические проблемы использования тепловых машин и охрана окружающей среды», «Магнитные свойства вещества»);

  5. индивидуальные карточки-задания в бумажном и электронном виде

Перед нами стал вопрос: с чего начать освоение ИКТ учителем?

На наш взгляд начать надо с самого простого: освоить компьютер на уровне оператора ПК, так, что бы свободно владеть программами Microsoft Office: Word, Excel, Publisher, PowerPoint, образовательными программами.[4]

Изучить один — два диска из образовательной коллекции, обязательно проработать все методические материалы программы.

Выбрать класс, отобрать материал, соответствующий программе и учебнику, сопоставить со своими возможностями и видением изучения данной темы, спланировать тему, блок или раздел.

Обязательно выяснить, кто и на каком уровне из учеников владеет компьютером, умеет пользоваться Интернетом.

Мы предлагаем следующий алгоритм работы учителя на базе новых ИКТ для формирования компетенции учащихся осуществления самостоятельного поиска информации:


1. Заранее подготовить план работы с выбранной для изучения компьютерной моделью,

2. Сформулировать вопросы и задачи, согласованные с функциональными возможностями модели.

3. Четко определить с какой целью и в какое время урока будет использоваться компьютер, Интернет или материал дистанционного урока.

4. Отработать все вопросы на модели, решить задания, даже если они кажутся простыми и ответы очевидными.

Для проведения первых уроков не надо изобретать «велосипед». Проще использовать уроки образовательных программ, например «Курс Физики 21 века»; «Открытая Физика».[5] Позднее можно комбинировать материал электронного учебника самостоятельно.

В качестве рекомендации для формирования ключевой компетенции самостоятельного поиска информации учащимся на уроках физики с применением ИКТ мы предлагаем следующее:

Легче начинать с эпизодического применения компьютера на уроке в течение нескольких минут для объяснения, какого - либо явления или устройства при изучении нового материала или создания проблемной ситуации, например, использовать видеофильм или анимацию.

Много времени и большая продуманность каждого этапа, элемента урока требуется для подготовки и проведения урока-презентации. Все индивидуальные задания нужно раздавать учащимся перед уроком. Учащиеся должны быть заранее предупреждены о том, что урок будет проходить в кабинете информатике или в кабинете физики (там, где есть компьютер и интерактивная доска).

Учитывая психологические особенности развития и мышления, учащихся 8-х классов, в учебном процессе необходимо отводить больше времени игровым формам работы, развивающим информационную грамотность (кроссворды, задачи со сказочным содержанием, уроки — игры).

Использование компьютера при формировании компетенции самостоятельного поиска информации учащимися.

Урок изучения нового материала

-урок использования компьютерных моделей в демонстрационном варианте


-урок лекция (демонстрация серии мультимедийных опытов)

-найти информацию в Интернете по конкретной теме: биография ученого, другие его открытия, описание опытов, устройства приборов;

-составить свои вопросы или ответить на вопросы параграфа, анализируя мультимедийные анимации, поэтапное их объяснение,

-указать практическое применение модели,

-изучить конспект по электронному учебнику и сопоставить с соответствующим материалом учебника,

-(работа в парах) по заданию на бумажных носителях исследовать явление, зависимость, используя материал лабораторий,

-сделать обобщение, вывод

Урок комплексного применения ЗУН

-виртуальная лабораторная работа

-урок-практикум решения задач

-изучить конспект работы по электронному учебнику,

-попытаться самому наметить путь выполнения работы,

-выполнить работу согласно плану урока предложенного учителем,

-проверить результат на реальность,

-самостоятельно решить задачу на бумажном носителе,

-ввести данные и проверить решение по алгоритму в электронных таблицах,

-решить задачу по анимации, изменяя указанную величину,

-сделать соответствующее обобщение

Урок обобщения и систематизации знаний

-урок-презентация

-урок- защита проектов

-урок-игра

-подобрать материал на заданную тему в Интернете,

-составить монографию ученого,

-сделать подборку материала по изучаемой теме,

-создать мини проект,

-подобрать виртуальные опыты, продемонстрировать и объяснить их, возможно с помощью учителя.

Всю эту работу можно делать, индивидуально, парами или маленькими группами

Урок контроля ЗУН

-компьютерное тестирование (итоговое или промежуточное)

-урок-игра

-выполнить:

тестирование в компьютерном классе;

тестирование индивидуальное, выборочное;

индивидуальное тестирование с последующей проверкой по алгоритму на компьютере,

- ( по желанию), свой результат можно вывести на экран.

Многие традиционные виды игровой деятельности можно осуществлять, применяя компьютер

Урок закрепления знаний

- решение задач

-экспериментальные задачи

-задач с изменяющимися данными

-решить задачи на бумажных носителях с последующей компьютерной проверкой полученных ответов,

-вводить данные, вычислять и строить график линейной зависимости, используя алгоритм,

-по данным анимации проводить расчеты переменной величины,

-результаты эксперимента проверять, используя алгоритм,

-решать задачу, используя примеры решения задач мультимедийных программ

Комбинированный или синтетический урок

-фрагментарное использование компьютера

- комбинации всех ранее указанных видов деятельности учащихся,

-а также:

давать устные и письменные ответы;

отвечать домашнее задание, используя рисунки, схемы, задания аналогичные традиционному учебнику

Методы и приемы работы учащихся с использованием ИКТ по формированию компетенции самостоятельного поиска и обработки информации.

выполнение индивидуального задания на компьютере;

выполнение задания по видеофрагменту с предоставлением письменного отчета,

работа по вопросам, или решить задачу при просмотре пошаговой анимации или лабораторного эксперимента

составление обобщающих таблиц;

выполнение индивидуального теста на компьютере;

работа по вопросам параграфов учебника, используя рисунки, фотографии, анимации;

пересказ опыта, анализ рисунка, схемы, задания из учебника;


решение качественных задач, анализ устройства приборов, схемы процесса, используя пошаговую анимацию;

при опросе;

тестирование;

парный взаимоконтроль, по вопросам на бумажных носителях;

подготовка, сообщений, мини проектов, рефератов с использованием Интернет — ресурсов.

Дидактические материалы созданные в процессе работы с мультимедийными объектами:

раздаточный материал;

тесты в электронных таблицах;

карточки — задания, составленные по экспериментальным заданиям «Открытая физика»;

план выполнение виртуальных лабораторных работ;

методические разработки и дополнительный материал к урокам;

задания для саморазвития школьников;

Преимущества предлагаемого опыта — способствует развитию личности ребенка:

Формируется устойчивое умение осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и обрабатывать ее.

Развивается эмоциональная сфера ребенка.

Преимущества в образовательном процессе.

Увеличивается:

объем самостоятельной работы;

эффективность восприятия информации за счет наглядности;

эффективность использования проектной методики;

разнообразие видов деятельности на уроке;

эффективность восприятия информации за счет наглядности.

Появляется возможность:

редактировать объекты, согласно методическим задачам;

создавать и хранить собственные презентации, дидактические материалы на электронных носителях;

многократно повторять;

осуществлять пошаговую демонстрацию;

использовать Интернет — ресурсы;

видеть структуру вещества на атомно-молекулярном или планетарном уровне;

видеть принцип действия технических устройств в ходе работы механизма;


демонстрировать опыты, не воспроизводимые в школьных условиях;

видеть схему протекания опыта при объяснении сложных моментов теории, при решении задач.

Таким образом, мой опыт работы имеет неоспоримые преимущества в формировании ключевых компетенций самостоятельного поиска информации учащимися на уроках физики.

Список использованной литературы


  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.//Педагогика.2003, .№10

  2. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации.//Вопросы психологии.1993. №3, с.5.

  3. Ильясова Т.В., Полянская Е.Е., Фабрикантова Е.В.Современные информационные технологии в обучении: учебное пособие для студентов педагогических вузов.Мин-во образования и науки РФ; Оренбург.гос.пед.ун-т.-Оренбург:Изд-во ОГПУ, 2006.

  4. Кавтрев А.Ф.Компьютерные программы по физике в средней школе.//Компьютерные инструменты в образовании.1998, №1, с.42-47,Санкт-Петербург,Информатизация образования.

  5. .Кавтрев А.Ф. Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика».- ООО «Физикон», Москва, 2000.

УДК 372.891


ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.


Т.И. Марюха, учитель географии

ГУ «Средняя общеобразовательная школа с гимназическими классами

Щербактинского района» (с.Шарбакты)

E-mail: [email protected]

В докладе рассматривается проблема эффективного использования в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникативных технологий. Автор предлагает практический опыт по формированию информационной и коммуникативной культуры для повышения качества знаний у учащихся на уроках географии. Предлагаются варианты использования возможностей интерактивной доски и рекомендации тем учителям, которые только начинают с ней работать.


In the report the effective utilization problem in teaching and educational process of information-communicative technologies is considered. The author offers practical experience on formation of information and communicative culture for improvement of quality of knowledge at pupils at geography lessons. Variants of use of possibilities of an interactive board and the recommendation are offered those teachers who only start to work with it.


Информация – это сила. Давая людям информацию, мы делимся с ними своей силой. Она помогает им бороться с невежеством, лежащим в основе многих болезней. Эрик Р.Рэй.

Современный человек чтобы чувствовать себя в мире комфортно, должен учиться постоянно, учёба для него должна стать естественным и интересным делом. Он будет востребован, если научится думать самостоятельно, решать проблемы, критически и творчески мыслить. Образовательная школа должна формировать способность у ученика действовать и быть успешным в ситуации открытого динамично развивающегося современного общества, формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же личной ответственности обучающихся, то есть формировать ключевые компетентности, определяющие современное качество образования [2].

Среди компетенций, которыми должен овладеть выпускник, конкурентноспособный и умеющий найти свое место в жизни, выделяются информационная, коммуникативная компетенции. Именно их формируют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

К тому же и современная жизнь предъявляет свои требования, требуя от учителей активно использовать ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Именно их применение способно обеспечить единство образовательных, развивающих и воспитательных функций. Поэтому возникает вопрос, как сделать процесс обучения  результативным в соответствии с современными требованиями жизни, чтобы общество получило личность способную самостоятельно критически мыслить, активно действовать, принимать решения,  гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни; получать необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко   осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения,  устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.


Сегодня применение инновационных технологий немыслимо без применения новых  информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции педагогических методов. Выпускник XXI века живет в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями во многом определяет его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство  школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества. Сделать это возможно, только активно применяя компьютерные, информационные технологии в учебном процессе. Использование ИКТ дает преподавателям дополнительные возможности в проведении уроков, приносит разнообразие в учебный процесс, способствует повышению качества знаний.

Можно выделить два направления использования ИКТ: овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам  в определенной области учебных дисциплин. И направление, которое рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.

Используя на уроке географии ИКТ, кроме достижения учебных целей происходит и формирование информационной грамотности у учащихся – они получают знания о том, как перерабатывать, анализировать, оценивать огромный поток современной информации, учатся ее осмыслять и пользоваться ею же, а также управлять этой информацией для достижения различных практических целей.

В нашей школе, при проведении уроков географии, наиболее часто удается использовать такие элементы ИКТ, как электронные учебники, интерактивную доску, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, диски с иллюстрациями, геоинформационные программы, пособия, презентации, демонстрируемые с помощью мультимедийного проектора.

Компьютер можно использовать на всех этапах обучения:

- как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного,


- как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков,    

- как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности,

- как индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы,

- как средство диагностики пробелов  и коррекции знаний и умений [2].

Сегодня, когда существуют мультимедийные учебники по географии использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, анимации, видеозаписи) способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий.  Но не всегда в  таких  учебниках можно найти то, что действительно нужно  в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда остается создать и использовать свои уроки  с ИКТ.

Обучение с помощью интерактивной доски сравнимо с привычными методами преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует учитель.

Однако интерактивная доска может стать хорошим, современным помощником. Так как есть возможность демонстрировать графический материал (таблицы, схемы), «оживлять»  карты, активизировать учебный процесс. Выполняется набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрация в режиме реального времени; осуществляется знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, и не только, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории. Контроль осуществляется немедленно, имеется возможность работы над ошибками. Удобна доска при работе в большой аудитории, удобна для ведения дискуссии и обсуждения. Проецируя на доску задание, можно организовать «публичное» решение, дискуссию. Задания для учащихся носят и творческий характер: предлагается смоделировать ситуацию, сделать прогноз и пр. Например: смоделируйте на интерактивной доске, как изменится климат, если горы Гималаи и Тибет будут на 2000 м. ниже. Как изменятся природные условия Австралии, если Большой Водораздельный хребет будет находиться на западе. Сохраняются сделанные записи и пометки, исправления в документе и файле. Есть возможность записать все действия на доске в единый файл конспекта урока.


При использовании интерактивной доски на уроках географии идет оптимизация организации учебно-познавательной деятельности, индивидуализация обучения. У учителей есть возможность организовать самообразование учащихся, вести экономию времени за счёт ускорения процесса отбора и систематизации информации. Есть возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств - все это позволяет повысить качество знаний.

Моделирующая среда интерактивной доски позволяет решать широкий круг задач путем их визуального проектирования на основе моделей объектов, явлений, эффектов и свойств, с последующим управлением моделями и наглядным представлением результатов расчета. Есть возможность активно комментировать материал: выделять, уточнять, добавлять посредством маркера с возможностью изменить цвет и толщину линии. Делать пометки можно прямо поверх изображения; рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, что усиливает подачу материала. Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете взять маркер и сделать запись, добавить комментарий, что-то нарисовать, подчеркнуть или выделить нужную информацию. Можно использовать разные цвета и способы выделения. Например, при работе с текстом электронного учебника можно выделить маркером именно то, что очень важно: правило, определение, закономерность, причем это может делать и ученик. Таким может быть задание. Или же маркером подчеркнуть в тексте главную мысль.

При использовании интерактивной доски в процессе урока идет дополнительная акцептация внимания на важных и сложных моментах, освобождение от рутинных записей, есть возможность фиксации ключевых моментов.

Библиотека ресурсов интерактивной доски, которую, кстати, может пополняться учителем и учениками, предоставляет необходимый справочно-иллюстративный материал по уроку, накапливается материал для самостоятельной работы. У учителя нет необходимости каждый раз писать на доске или распечатывать тексты контрольных работ, проверочных тестов и пр. Можно сохранить это и использовать столько раз, сколько это необходимо. То есть интерактивная доска освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске. И можно использовать сохраненные материалы неоднократно.


Тем самым, урок становится более индивидуализированным, благодаря использованию аутентичных материалов, прежде всего визуальных. Визуальный материал должен быть очень ярким, образным; неоднозначным и пригодным для анализа.

Всегда хороши „личностные“ материалы, индивидуально окрашенные, эмоциональные. Лучше сочетать различные виды материалов ─ фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы, диаграммы.

Материал обязательно должен быть структурирован, должна быть внутренняя логика его построения, своеобразный стержень, на который он нанизывается, но эта внутренняя логика построения его вовсе не обязательно совпадает с логикой учебника и программы.

Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.

Эффективность работы с доской, в конце концов, зависит от самого учителя, от его таланта, творчества и опыта.

На уроках географии можно использовать демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные  при помощи Power Point. Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.
Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point, используемые на уроках географии могут быть следующие:

1) Лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал  для записи учащимся в удобной форме; Эту запись учащиеся ведут самостоятельно, составляя опорный конспект. На следующем уроке есть возможность дать учащимся озвучить слайды по своему конспекту. На слайдах остается либо различные изображения по теме, либо план (ключевые слова) темы, либо и то и другое.

Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Чаще всего я использую видеофрагменты уже готовые, из электронных учебников. Там же можно взять и звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов.

Эффективность  работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.

2) Уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов; на наш взгляд, особенно это эффективно при изучении стран.

3) Уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать  учащимся подобные работы самостоятельно.

4) Урок  закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования   для глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого  презентации может происходить по-разному. Можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала или же организовать дискуссию.          

После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.


Для достижения эффективности использования презентационного материала. Приступая к созданию презентации необходимо определить: Какова цель, которую должна решить презентация? Через какие задачи будет достигнута цель? Какова аудитория, перед которой предстоит выступать? Каковы мотивы  аудитории, чтобы Вас   слушать? В каких технических условиях будет демонстрироваться презентация?

Уроки географии должны быть яркими, формирующими познавательный интерес. Фрагменты урока нуждаются в иллюстративном материале в виде слайдов, видеофрагментов о природе, городах, культуре стран. Поэтому, к урокам необходимо готовить иллюстративные приложения. Например, при проведении уроков в 7, 10, 11 классах использовались видеофрагменты и слайды, на которых изображены памятники архитектуры, культуры, природы. Каждый слайд представляет собой вопрос. Учащимся нужно назвать страну по предложенному кадру и строке описания. Как правило, ученики быстро справляются с этим заданием. На наш взгляд положительным фактором является тот факт, что ученики сами на уроке или вне урока создают презентации. Сопровождают презентацией подготовленный доклад, сообщение, реферат. Очень активно используются презентации при защите творческих, исследовательских проектов.

На уроках, где доска используется всеми учащимися и большую часть урока, учащимся необходимо создавать флипчарты по теме, ими рассматриваемой. При изучении темы «Природные зоны Южной Америки» учащимся необходимо было выделить характерные признаки природных зон и создать флипчарт на интерактивной доске. В 9 классе, при изучении экономических районов, учащиеся получают задание подготовить мини-проекты по определенной теме. В результате, путем проектирования у них получается флипчарт.

Карта помогает проверить знание номенклатуры по теме. И интерактивная доска дает возможность проверки номенклатуры. Но на начальном этапе можно работать с контурной картой, помещенной на доске, используя карты атласа. Здесь идет сопоставление карт. Например, показать зависимость между рельефом и тектоническим строением Африки, отметив разными цветами на контурной карте, размещенной на интерактивной доске. Показать движение литосферных плит, используя функции движения интерактивной доски.

Однако если использовать компьютер как наглядное пособие, то это через время не приносит результата. Учащиеся привыкают к новизне данного метода и теряют интерес к процессу обучения. Из такой ситуации есть выход: нужна деятельность учащихся, а не содержание готового продукта. И лучше всего проектная деятельность.

При работе с интерактивной доской возможно использование различных обучающих технологий: критического мышления, проблемного обучения, метода проектов и пр. Учащиеся имеют возможность работать в парах, в группах и индивидуально. Использовать доску можно в течение всего урока, а можно только на одном из этапов урока или нескольких этапах. Например, при актуализации знаний можно использовать метод свободного письма – составить рассказ по изображению, по ключевым словам, а затем сравнить с нужным текстом, который при этом был закрыт шторкой или прожектором. Либо, при проверке домашнего задания – дать на доске текст с ошибками и предложить учащимся исправить или подчеркнуть ошибку прямо на доске. Или же решить тест на соотнесение, причем здесь могут быть в виде ответов и изображения. Реальна и очень эффективна – это работа с контурной картой на интерактивной доске. Здесь конечно трудно выполнить работу очень аккуратно, но идет проверка номенклатуры. На основном этапе, помимо уже названных выше способов обучения можно еще использовать и множество других методов. Создание карты по изучаемой теме, например, при изучении темы климат Южной Америки, путем работы нескольких групп создается на доске карта климатическая Южной Америки. На ней показываются все основные данные: температура января, июля, осадки, климатические пояса, минимум и максимум температуры и осадков и пр. Также возможно создание и карты природных зон или одной зоны. Использую и одну из технологий критического мышления – перемешанные события. В разных местах, частями, на доске расположены пункты плана, например ГП материка, страны. Необходимо восстановить последовательность. На такой же основе – установить причинно-следственные связи. Или, например, составить пищевую цепь природного сообщества степи. На этапе закрепления знаний использую текст с пропущенными словами (по теме), учащимся необходимо вставить эти слова, причем здесь есть возможность работы у доски и одного ученика, и всего класса. Затем сразу же провести проверку, открыть закрытый шторкой правильный текст. Работая с интерактивной доской можно изучать и новую для учащихся тему. Например, в 8 классах учащиеся создают флипчарты по теме «Крупные природные районы». Каждый район составляет страницу из флипчарта. Учащимся необходимо отразить все основные характеристики природного района. Такая работа занимает большую часть урока: ученики создают свои мини-проекты, результат - флипчарт.


Компьютерные технологии помогают учителям сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, а значит и качество знаний, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.

В результате использования ИКТ в течение последних 3 лет, качество знаний по географии составило: 2007-2008 учебный год – 68%, по гимназическим классам – 71,8%, 2008-2009 учебный год – 70%, по гимназическим классам – 74%, 2009-2010 учебный год – 72,2%, по гимназическим классам – 83%. Накоплен достаточный материал для работы на уроках географии и для реализации профильного и дополнительного образования.

Что можно было бы посоветовать, порекомендовать учителям, начинающим работать с интерактивной доской.

Всегда четко планируйте время, отводимое на работу ученика с доской. Если вы с детьми только начинаете с ней работать – не беритесь сразу за проекты, даже мини-проекты – на их создание нужно много времени, а если у учеников нет навыка работы – вы не успеете за урок сделать все, что задумали. Начинайте с малого. Сначала используйте доску только на одном из этапов. Примените только один элемент.

Не старайтесь, чтобы каждый ученик поработал за урок у доски, только если это не тест и т.п., где они работают очень быстро.

Дифференцируйте задания в зависимости от класса и выработанных навыков и имеющихся знаний у учащихся.

Сохраняйте и накапливайте весь созданный материал.

Используйте те материалы, флипчарты, страницы, которые создали на следующих уроках – ученики будут видеть, что они не зря работали, что это было не одномоментно и от их работы есть польза. Хорошо использовать созданный материал на уроках повторения, подготовки к контрольной работе, практической работе, в качестве мотивации к уроку.


Список литературы:


  1. Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира, 2 части, для преподавателей. Волгоград: Учитель, 2007
  2. Знаменская В.Н. Повышение мотивации изучения истории через создание мультимедийных ученических презентаций (обобщение педагогического опыта), учитель истории МОУ СОШ №35 (Интернет)


  3. Куанышбаева Р. Желание и стремление. Журнал «Директор школы» №6, 2005г. Алматы.

  4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. Москва «ВАКО», 2007.

  5. Нагорная И.И. География, 7 класс. Поурочные планы, Волгоград: Учитель, 2007.

  6. Данные сети Интернет.

УДК 652.278

Применение информационных технологий на уроках биологии.

В.В. Бедринец учитель биологии

Средняя общеобразовательная школа №34(г Павлодар).

Е.Н.Стоянова, учитель биологии

Средняя общеобразовательная школа №6(г. Павлодар).

Т.Н. Поликарпова, учитель биологии

Средняя общеобразовательная школа №40(г. Павлодар).


В статье рассказывается о применении ИКТ в преподавании биологии.


This article is told about the ICT in teaching Biology.

В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия прав граждан на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря учению. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции: коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым; информационная - владение информационными технологиями; автономизационная - способность к самоопределению, самообразованию; социальная - умение жить и работать в коллективе; нравственная - способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам. Педагог на уроках способен развивать данные ключевые компетенции, учить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения, развивать интегрированные способы учебной деятельности.


Для развития ключевых компетенций на уроках биологии необходимо создавать условий, апробировать и внедрять информационно-коммуникационные технологий, организовывать образовательные процессы с использованием ИКТ. В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе ИКТ. Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий.

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, глобальными процессами информатизации общества в целом  и в образовании в частности. Выполняя государственный заказ, школа стремится воспитать ученика творчески мыслящего, способного свободно ориентироваться в широком информационном потоке, умеющего  оценить ситуацию и принять правильное решение. Воспитание такого ученика возможно лишь при условии высокого уровня мотивации к определённому виду деятельности. Как считают психологи, результаты деятельности человека зависят на 20-30% от его интеллекта и на 70-80% от мотивов, поэтому психология рассматривает мотивацию как форму регуляции деятельности. Низкая мотивация учения стала одной из главных проблем современной школы. В задачи каждого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Задача эта достаточно сложная и требует от учителя учёта различных факторов, в том числе индивидуальных и возрастных. Как показывает практика, учителю недостаточно и традиционных форм обучения, чтобы сформировать устойчивую мотивацию к учебной деятельности необходимо овладение и нетрадиционными формами обучения.

       Как известно, что именно в подростковом периоде происходит снижение мотивации учения. Это особенно прослеживается в отношении предметов естественнонаучного цикла, в том числе и биологии. Кроме того,  современные педагоги - авторы образовательных комплексов по биологии предлагают великое множество учебных пособий. Неправильный выбор комплекса даже у опытного учителя оказывает влияние на содержание преподавания  и в конечном итоге влияет на мотивацию обучения предмету.


 Вопросы использования ИКТ в  учебном процессе и в частности при преподавании биологии изучены недостаточно.  Многие учёные и передовые педагоги работают над этой проблемой.  По данной проблеме не разработано пока достаточно  методических  пособий для учителей.

Чтобы правильно и эффективно организовать учебный процесс средствами ИКТ, учитель должен многому научиться, апробировать, подобрать приемлемые условия для  активного внедрения ИКТ в учебный процесс.  И, конечно же, нуждается в методически грамотно разработанном программном обеспечении.

       Таким   образом,  в настоящее время в образовательном пространстве современной школы  налицо противоречие между тем, что общество требует от школы самостоятельную, мотивированную личность, способную творчески мыслить и тем что  проблема развития мотивации средствами ИКТ на всех этапах учебно-познавательной деятельности при обучении биологии разработана недостаточно.

       В связи с этим была создана творческая группа учителей города, которая разрабатывает учебные комплексы на основе электронных средств обучения.В составе группы учителя школ города.

Целью работы группы является создание информационно коммуникативных технологий (ИКТ) в преподавании биологии.

Исходя из цели, поставлены задачи:

1.Определить преимущества ИКТ по сравнению с традиционными;

2.Изучить различные методические приемы использования ИКТ на уроках биологии;

3.Создать учебный комплекс на основе электронных средств обучения..

На начальном этапе работы изучили передовой педагогический опыт учителей, внедряющих ИКТ в образовательный процесс на уроках биологии .Провели анализ методической базы по внедрению ИКТ. Выявили формы организации учебной деятельности,способствующие развитию творческого потенциала и мотивов их учения.

Информационные технологии при изучения биологии позволяют:

• построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.


• коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

• рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

• использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

• изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

• представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности , умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

  Разрабатываемые творческой группой учебные комплексы на основе электронных средств обучения дают экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, повышают мотивацию в обучении формируют коммуникативные компетенции у учащихся, т.к. ученики становится активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока, привлекаются в разные виды деятельности, рассчитанные на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, самостоятельно добывать информацию.

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. ИКТ позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.


Важным пунктом использования ИКТ технологий становится подготовка к итоговой аттестации. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии. Тесты могут быть представлены в электронном виде и использоваться в интерактивном режиме. В учебном комплексе предлагаем варианты компьютерного тестирования по предмету. Можно эти тесты использовать как на уроках биологии, так и для самостоятельной работы.

Китайская мудрость гласит - «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму». Школа должна подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе. Использование ИКТ на уроках биологии это маленькая крупица в подготовке учащихся к будущей жизни в информационном обществе.

Интерес ребят к изучению биологии растет, ребята за последние два года стали активно создавать презентации. Повысилось качество обучения по предмету.

Методы применения средств ИКТ во внеклассной работе по биологии направлены на совершенствование процесса обучения, на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитания их информационной культуры. Использование средств ИКТ во внеклассной работе вносит определенную специфику в известные общедидактические методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, исследовательские, коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы обучения при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности

На практике эффективность использования информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе доказывает повышение качества образования по биологии с 60% до 72%,повышение познавательного интереса к предмету:

Увеличился процент учащихся, выбирающих для сдачи ЕНТ предметы химии и биологии

Каждый год увеличивается количество учащихся – участников и призеров конкурсов научных проектов школьников , доля самостоятельной продуктивной деятельности на уроке .Проявляется стойкий интерес к изучению предметов естественно - научного цикла.


Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование  информационно-коммуникативных технологий позволяет:

активизировать познавательную деятельность учащихся;

обеспечить положительную мотивацию обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста;

проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

усовершенствовать контроль знаний;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.


Список литературы:

1. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии– М.: Бонфи,2002-239с.

2.  Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. Школьные технологии.- 2001-38с.

3. Булычева М.Б. Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках биологии .Биология в школе.- 2008.- №16.

4 Технологии открытого образования Московского открытого образовательного проекта Н. П. Дерзковой М.: АПК и ПРО, 2002. - 88 с.



<< предыдущая страница   следующая страница >>