https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3 ... 8 9
Тема: План, карта, аэрофотоснимок, космический снимок


Цель:

• выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве;

• показать значимость умений ориентироваться в пространстве;

• раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве;

• формировать умение работать с компасом.

Оборудование: компас, таблицы и картины «Ориентирование в пространстве».

Способы действий учащихся: определять основные и промежуточные стороны горизонта; уметь ориентироваться по компасу; определять азимут; определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам.

Ценностный компонент урока: понимать значимость жизненно важного умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Тип урока: вводный.

Изучение нового материала

Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.

В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.

Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно — знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.


Учитель предлагает вспомнить, что такое горизонт, назвать основные и промежуточные стороны горизонта.



Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и происходит слово «ориентирование».

Позднее для ориентирования был изобретен прибор — компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае. Компас — это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас и др. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу.

Далее изучаем, как устроен компас, и по рубрике «Шаг за шагом» определяем, как с ним работать (с. 37 учебника). Намагниченная стрелка компаса с окрашенным (синим) концом всегда направлена на север. По компасу определяют азимут — угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.

Далее учитель предлагает практические задания по определению азимута на предметы. Затем задача усложняется и, разделившись по группам, учащиеся находят азимуты на предметы в кабинете географии.

Затем вместе с учащимися учитель обсуждает, как ориентироваться, оказавшись в незнакомой местности днем или ночью, как определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам.

В конце урока учитель подводит итоги, учащиеся делают выводы.

Домашнее задание: определение азимута и измерение расстояний на местности


Урок № 3

Тема: Ориентирование. Азимут

Цели урока:


1. Образовательная: создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; учить определять азимут по компасу.

2. Развивающая: Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.

3. Воспитательная: Развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность.

Оборудование урока:

компасы, демонстрационная модель компаса, линейка, транспортиры, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация

Ход урока.

Эпиграф к уроку:

Стрелка компаса на север

Показала направленье.

И по плану ты проверил

Путь дальнейшего движенья.

- Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться.

- Для чего нам нужно уметь ориентироваться?

Ориентирование — это умение находить стороны горизонта.

-Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.

-Что такое горизонт? ( Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)

Отгадайте загадку:

Эта линия всё время

Между небом и землёй.

Хоть весь год к ней прошагаем,

А на месте мы с тобой.

-Что называют линией горизонта?

( учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске )

Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.

Между ними – промежуточные стороны. Назовите направления промежуточных сторон.?

Способы ориентирования

-Ориентироваться можно разными способами.

-Какие способы ориентирования вам известны?

-В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо- восток, налево- запад.


-Допустим, ты заблудился, а компаса у тебя нет. Не впадай в панику, потому что ориентироваться можно разными способами.

Ориентирование по Луне.

Ориентирование по местным приметам.

Ориентирование по звездам.

Ориентирование по деревьям

Ориентирование по Солнцу.

-Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов.

Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам ( по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.

Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса.

При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление.

Правила работы с компасом.

1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).

2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.

З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад

Задание.

Определите, в какую сторону горизонта обращены окна класса.

В каком направлении находится дверь? Ваш дом?

Учитель

После определения своего примерного местонахождения по карте (плану) с учетом времени движения тебе надо наметить направление или маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.

На плане условно верхний край листа считают северным, нижний край – южным, правый- восточным, левый – западным.


Азимут и его определение

-Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.

Между севером и точкой

Отсчитай по солнцу градус-

Это азимут. Он точно

Курс тебе укажет сразу.

- Что же такое азимут? Прочитайте определение.

- Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.

(учитель показывает на демонстрационной модели компаса приёмы определения азимутов).

Задание.

Нахождение азимута по плану.

1. Определить направление на север.

2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.

3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.

Рефлексия.

Нарисуйте фигуру, используя следующие данные( на доске):

1: 10 000масштаб: в 1 см -100м

1.Направление (Н)-СВ, расстояние(Р)=300м, Азимут(А)= ?

2.Н-ЮВ, Р=300м, А= ?

3.Н - З, Р=400м, А= ?

4.Н - Ю, Р=500м, А= ?

5.Н –В, Р=400м, А= ?

6. Н-С, Р=500, А= ?

Учитель

1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса?

2. Какая сторона горизонта находится напротив востока?

З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?

4. С какой стороны на деревьях растет мох?

5. С какой стороны муравьи строят муравейник?

б. В какой стороне восходит Солнце?

Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

Этап обобщения знаний, информации о домашнем задании, подведения итогов урока



Урок № 4-5

Тема: Масштаб

Цель: изучить способы изображения местности с помощью масштаба.

Задачи урока:

•· закрепить понятие «план местности» и знания о способах изображения объектов местности на плане;

•· сформировать понятие «масштаб», его виды;

•· научить учащихся пользоваться масштабом, изображать расстояние на местности в нужном масштабе

Техническое оснащение: компьютер, проектор, презентация «План местности»

Тип урока: комбинированный, традиционный.

Ход урока.

I. Организация учащихся на урок.

II. Проверка знаний о способах изображения объектов местности на плане.

•1. Задание (для сильных учащихся). Выполняют 4 учащихся. Замените слова в приведенном рассказе условными знаками.

От пристани на реке(1) мы пошли по лугу(2) до деревянного моста(3). Перешли его и пошли по шоссе(4) вдоль железной дороги(5). Скоро начался смешанный лес(6). Выйдя к линии электропередачи(7), мы свернули на просеку(8). Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру(9), берега которого местами оказались заболоченными(10). Вскоре мы подошли к дому лесника (11)- цели нашего пути.

•2. Задание (выполняют все учащиеся, кроме тех, которые работают с карточками).

Для вас будет продемонстрирована презентация по теме «Условные знаки плана местности». Каждый слайд будет демонстрироваться 20 секунд, за это время вы должны обозначить у себя в тетради те условные знаки, которые вы узнали. На «5» - 19-20 знаков, на «4» - 16-18, на «3» - 13-15, меньше 13 -«2».

Выполняйте работу (идет демонстрация презентации).

Самопроверка. На последнем слайде правильные ответы. Отметки выставляются в журнал.

III. Изучение нового материала.

1.Фронтальная беседа с учащимися об использовании планов местности в практической жизни человека.


Вопросы для беседы:

- В каких ситуациях вы использовали план местности?

- Люди, каких профессий используют план местности?

- Как помогает план местности?

2.Объяснение понятия «масштаб», изучение его видов

Откройте учебник, прочтите определение понятия «масштаб»

Масштаб - это дробь, у которой числитель единица, а знаменатель - число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на самой местности.

Все объекты местности уменьшаются в одинаковое количество раз - это обязательное требование к созданию плана.

Таким образом, число 1/100 000 называется масштабом карты, и говорят, что карта сделана в масштабе одна тысячная.

Откройте тетради. Запишите число и тему урока - Масштаб плана.

Масштаб можно записать тремя способами, зачертите схему в тетради:

Масштаб

численный линейный именованный

Каждый вид масштаба имеет свое практическое назначение.

Численный - показывает, во сколько раз уменьшено расстояние на карте.

Линейный - с его помощью быстро и легко измеряют расстояние и определяют точные изображения объектов.

Именованный - с его помощью быстро и легко производить математические расчеты.

3.Практическая работа.

Запишите в тетради масштаб одна сотая. (1/100) тремя способами.

1 : 100 - численный

в одном сантиметре один метр - именованный

- линейный

IV. Закрепление изученного материала.

- Что показывает масштаб?

- Прочитайте, в каком масштабе выполнен план на форзаце учебника.

Предлагаю решить несколько задач по определению масштаба.

Задача 1. Изобразите прямой линией расстояние в 25 метров по масштабу: в 1 см-5 м, а затем по масштабу в 1 см-10 м.

Задача 2.Один сантиметр на плане соответствует расстоянию 100м. Начертите в тетради линейный масштаб и запишите соответствующий численный.


Задача 3. На плане расстояние между деревнями составляет 5,2 см. Чему равно расстояние в действительности, если численный масштаб плана 1:100 000?


  1. Подведение итогов урока.



Урок № 6

Тема: Картографические проекции

Цель:

  • сформировать у учащихся представление о картографических проекциях; содействовать возникновению недогматического отношения к источникам информации;

  • систематизировать знания учащихся об особенностях карт.

Оборудование: физическая карта Казахстана, атласы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа по вопросам.

1. Что такое карта?

2. На какие группы разделяют карты?

3. Что такое специальные карты? Тематические карты?

4. Что такое масштаб карты?

5. Какие по масштабу бывают карты?

6. Зачем составляют разные по масштабу карты?

7. Как вы понимаете понятие «генерализация»?

8. Какую роль играют карты в жизни человека?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Рассказ учителя.

Как вы уже знаете, картография — это наука об изображении исследуемых природных и общественных явлений (их размещение, свойства, взаимосвязи и изменения с течением времени) при помощи пространственно-образно-знаковых моделей (картографических изображений). Географическая картография — это наука об отражении и исследовании геосистем при помощи географических карт и других картографических моделей. Сегодня вы узнаете, какими могут быть картографические модели.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Рассказ учителя с элементами беседы.

Картографическая проекция — это определенный способ перенесения меридианов и параллелей градусной сетки на плоскость с точным воссозданием географического положения любой точки земной поверхности. Поскольку наша планета является геоидом, ее поверхность невозможно воспроизвести на плоскости географической карты таким образом, чтобы масштабы длин оставались постоянными на всех участках карты и во всех направлениях. Поэтому возникают искажения, по характеру которых картографические проекции разделяют на равноугольные, равновеликие и произвольные. Рассмотрим их.


Равноугольные проекции — это те, которые без искажения отображают величину углов. Такие проекции точно передают углы и формы земных объектов, но искажают плоскость и длину.

Равновеликие проекции — это те, которые сохраняют плоскость пропорциональной натуре, но нарушают подобие фигур.

Не существует проекции, которая бы одновременно была равноугольной и равновеликой: соблюдение формы фигуры искажает плоскость, а соблюдение плоскости — форму. Поэтому существуют проекции, которые не являются ни равноугольными, ни равновеликими. Их называют произвольными и выделяют среди них еще несколько подвидов.



Один из них — равнопромежуточные проекции, которые сохраняют постоянную величину масштаба по одному из направлений (например, по меридианам). Те проекции, которые вы только что видели, являются цилиндрическими. Оказывается, что проекции также классифицируют по виду



вспомогательной геометрической поверхности, которая использована при их построении. По этому принципу выделяют цилиндрические, конические и азимутальные проекции. Рассмотрим их.

Цилиндрические проекции как вспомогательную геометрическую поверхность используют боковую поверхность цилиндра, касательную к эллипсоиду (геоиду).

Конические проекции как вспомогательную геометрическую поверхность используют боковую поверхность конуса, касательную к эллипсоиду (геоиду).

Азимутальные проекции как вспомогательную геометрическую поверхность используют плоскость, касательную к эллипсоиду (геоиду).

Все виды проекций созданы с учетом генерализации, то есть цели использования определенной карты, при помощи которой нужно определить определенные углы, расстояния, плоскости, формы объектов и т. п.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ


Беседа по вопросам.

1. Что такое картографическая проекция?

2. Зачем создают картографические проекции?

3. Какие виды картографических проекций существуют? По каким признакам их выделяют?

4. Какие искажения присущи определенным видам проекций?

VI. ИТОГ УРОКА

Заключительное слово учителя:

— картографическая проекция — это способ построения градусной сетки на географической карте;

— картографические проекции по характеру искажения бывают равноугольными, равновеликими, произвольными, а по вспомогательным геометрическим поверхностям — цилиндрическими, ко­ническими, азимутальными;

— отдельные виды картографических проекций решают проблемы генерализации географической информации.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Конспект урока.

Урок № 7-8



<< предыдущая страница   следующая страница >>