girniy.ru
|
|
1
Авторская образовательная программа "Введение в географию". 5-й класс
Борисенко Маргарита Вячеславовна, учитель географии
Пояснительная записка
Актуальность данной программы, реализуемой в рамках географического кружка “Введение в географию” для пятиклассников, объясняется возможностью использования элементов технологии перспективно-опережающего обучения. Начиная с 5 класса, учащиеся изучают дополнительную литературу по предмету для расширения и углубления знаний. Школьники с интересом принимают участие в поиске новых данных по заданной теме, прививается интерес к предмету. Эти самостоятельно добытые учащимися знания можно видеть при проведении внеклассных мероприятий по предмету.
Данные занятия будут способствовать развитию у учащихся 5 класса возможностей заниматься на более высоком уровне сложности, если им это интересно. Подготовят к быстрому восприятию физической географии в 6 классе, так как являются базовым подготовительным этапом для шестиклассников.
Данная программа поможет углубить, закрепить, а так же применить полученные знания в дальнейшем.
Она открывает особые возможности для учителей в системе дополнительного образования естественно-географической направленности.
Цели:
-
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
-
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из “языков” международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
-
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, Земле в целом; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней;
Задачи:
-
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой, как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
-
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью природного комплекса “Земля” и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Содержание программы:
Данная программа в структурном отношении состоит из пяти основных частей: “Планета Земля”, “Литосфера”, “Гидросфера”, Атмосфера” и “Биосфера”, каждая из которых учит учащихся лучше понимать особенности окружающих географических объектов и явлений и применять географические знания практически.
Каждая часть включает теоретический материал, представленный максимально наглядно, так как сопровождается различными источниками географической информации: фрагментами карт, схемами, рисунками, таблицами и т.д. и практические задания.
“ Планета Земля”.
Теоретическая часть.
Образование Земли. Положение Земли в Солнечной системе. Глобус и географическая карта. Изображение поверхности Земли на карте и плане. Масштаб. Параллели и меридианы. Географические координаты. Определение направлений и расстояний.
Практические задания:
– нарисовать самостоятельно или найти в книгах (других источниках) изображения старинных карт;
– нарисовать, как изображены на различных картах и планах различные объекты: горы, реки, озера, вулканы, дома, мосты и прочее;
– возьми любую свою фотографию в полный рост и измерь свой рост, определи масштаб. Для этого раздели свой рост в сантиметрах на размер на фотографии, запиши ответ.
– найди на глобусе его масштаб, прочитай его и запиши. Этот масштаб показывает, во сколько раз сам глобус меньше Земли;
– определи масштабы планов, если на них улица длиною: а) 700м имеет длину на плане 7 см б) 1 км имеет длину на плане 10 см в)2 км имеет длину на плане 20 см
– определи масштабы, если расстояние на местности 15 км соответствует длине на карте: а) 3 см б) 5 см в) 15 см
– определи по карте, в каком направлении от Санкт-Петербурга находится Каир?
– в каком направлении от Санкт-Петербурга находится южная оконечность острова Гренландия?
– в каком направлении от Москвы находится Санкт-Петербург?
– чему равна географическая широта Южного полюса?
“Литосфера”.
Теоретическая часть.
Дрейфующие континенты. Горы и их образование. Горные породы и минералы. Разрушение гор. Возникновение каньонов. Топливное сырье. Эрозия. Вулканы и их типы. Истории крупных извержений. Землетрясения. Удивительные кристаллы, золото и алмазы.
Практические задания:
– нарисовать схематично разрушения, вызванные землетрясениями разной силы и подписать словом или выражением;
– нарисовать схему строения вулкана;
– найти и записать известные случаи извержений вулканов;
– найти и записать наиболее известные случаи землетрясений; в каких странах (на каких материках) наиболее часты землетрясения?
– обозначить на контурной карте крупнейшие горы (по выбору) , вулканы: Везувий, Этна, Гекла, Ключевская Сопка, с использованием карт атласа.
“Гидросфера”.
Теоретическая часть.
Круговорот воды в природе. Части Мирового Океана. Рельеф дна Мирового Океана. Свойства вод Мирового Океана. Волны, их виды. Приливы и отливы. Течения в Океане. Растительный и животный мир Океана. Исследование океанских глубин. Воды суши. Озера и грунтовые воды. Реки. Речная долина. Питание и режим рек. Работа воды. Ледники.
Практические задания:
– нарисуйте схему Мирового круговорота воды;
– с помощью географической карты докажите единство гидросферы;
– обозначьте на контурной карте части Мирового Океана;
– составьте устное описание Средиземного моря (или любого другого по выбору);
– приготовьте выразительное чтение стихотворений о реках;
– обозначьте на контурной карте крупнейшие реки и озера Земли;
“Атмосфера”.
Теоретическая часть.
Строение атмосферы и ее значение. Атмосферы планет. Водяной пар в воздухе. Виды облаков и осадки. Погода. Влияние человека на погоду.
Практические задания:
– рассмотрите демонстрационную картину “Строение атмосферы” (или рисунок); составьте рассказ о строении атмосферы (обратите внимание на толщину слоев);
– подготовьте сообщение о значении атмосферы и ее роли для жизни на Земле;
– нарисуйте пейзаж с одним из видов облачности;
– опишите погоду за любой день в целом, используя любые дополнительные сведения о погоде;
“Биосфера”.
Теоретическая часть.
Развитие жизни на Земле. Разнообразие и распространение живых организмов. Природные зоны Земли: экваториальные леса, саванны, пустыни, степи, тайга, тундра. Природа гор.
Практические задания:
– подготовьте сообщения об обитателях степей, тайги, тундры (или любой другой природной зоны);
– решение кроссвордов: “Зона пустынь”, “Полярная зона и зона тундры”, “Леса умеренного пояса” (по выбору);
– обозначьте на контурной карте границы распространения природных зон Мира (можно в пределах одного из материков Земли – по выбору учащихся);
Учебно-тематический план программы “Введение в географию” для учащихся 5 классов.
№ П.п.
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Сроки проведения
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
|
Введение. Планета Земля.
Образование Земли.
Положение Земли в Солнечной системе.
Географическая карта.
Масштаб. Определение направлений.
Географические координаты.
Литосфера.
Дрейфующие континенты.
Как образуются горы?
Горы. Горные породы и минералы.
Эрозия.
Вулканы.
Истории крупных извержений.
Что такое землетрясение?
Удивительные кристаллы, золото и алмазы.
Как разрушаются горы?
Возникновение каньонов.
Топливное сырье.
|
4
9
|
|
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
|
Гидросфера.
Круговорот воды.
Океан. Океанское дно.
Течения и приливы.
Что такое волны?
Исследования океана.
Океанские ресурсы.
Земля, изрезанная ледниками.
Откуда берутся пещеры?
Озера.
Как возникают реки?
|
10
|
|
24.
25.
26.
27.
28.
29.
|
Атмосфера.
Энергия Солнца.
Откуда появляется ветер?
Осадки.
Погода.
Прогноз погоды.
Ураганы, торнадо, смерчи.
Наводнения.
|
6
|
|
30.
31.
32.
33.
34.
|
Биосфера.
Как развивалась жизнь на Земле?
Разнообразие живого.
Жизнь на разных материках Земли.
Природные зоны мира.
Подведение итогов.
|
4
1
|
|
Список использованной литературы:
-
Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998.
Большая иллюстрированная энциклопедия. География. – М.: Махаон, 2005.
Большой географический атлас. – М.: Олма – Пресс, 2002.
Вулканы. – М.: АСТ – Пресс, 2000.
География Земли. – М.: Росмэн, 2000.
Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.:Пилигрим, 1999.
Дятлева Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра – Книжный клуб, 2003.
Землетрясения и вулканы. Перевод с английского языка – Е. В. Комиссаров. Москва. “РОСМЭН”, 1998.
Ордынская М. Пустыни. “АСТ – Пресс”, 2001.
Погода и климат. – М.:Терра – Книжный клуб, 1998.
Фролова Н. Л., Широкова В. А. Реки и озера. – М.: Слово/slovo 2002.
Черныш И. В. Водопады. “АСТ – Пресс”, 2000.
Энциклопедия “Что есть что?”: Географические карты. – М.: Слово, 2001.
Энциклопедия “Что есть что?”: Горы. – М.: Слово, 2001.
Энциклопедия “Что есть что?”: Земля. – М.: Слово, 2001.
Энциклопедия “Что есть что?: Небо. – М.: Слово, 2000.
http://www.national-geographic.ru
>http://www.unknownplanet.ru
http://www.ocean.ru
http://www.pogoda.ru
http://www.nature.com
-
http://www.fmm.ru
|
|