https://electroinfo.net

girniy.ru 1 ... 5 6 7 8 9
Тема: Австралия


Дидактическая цель: создать условия для активного закрепления знаний по теме средствами технологии уровневой дифференциации.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели по содержанию урока:

Образовательная цель: создать условия для повторения и систематизации изученного материала, способствовать пониманию закономерностей природы Земли;

Развивающая цель: научить применять имеющиеся знания для решения проблемных задач, максимально используя различные источники знаний;

Воспитательная цель: формировать в детях чувства уважения и дружбы; учить самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Австралия – страна наоборот.

Австралия – страна наоборот.

Она располагается под нами.

Там, очевидно ходят вверх ногами,

Там протекают реки без воды,

(Они в пустыни пропадают где-то).

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето.

Там в зарослях следы бескрылых птиц.

Там кошкам в пищу достаются змеи.

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры.

Там кролики страшней, чем наводненье.

Спасают юг от северной жары.

Столица не имеет населения.

Австралия – страна наоборот.

Ее исток на лондонском причале.

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

Австралия – страна наоборот.

Г. Усова

В текстах найдите ошибку и дайте правильный ответ с объяснениями. Почему вы так считаете?

Где-то под руками были близко

Капитана Врунгеля записки.

Он себя считает знатоком-


Австралийский мир ему знаком.

Постарайтесь вы найти при чтении,

Что здесь подвергается сомнению.

Большая часть Австралии находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат. В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальма, фикус) произрастают своеобразные деревья баобабы – с толстым у основания стволом, резко суживающимся верхом. Самая большая речная система Австралии – Дарлинг с крупным притоком Муррей. Временные пересыхающие реки называются Вадями. Рельеф Австралии, как и Африки, сравнительно прост. В основании ее лежит древняя складчатость. На востоке материка находится Австралийская платформа. Животный мир Австралии своеобразен. Здесь обитают: ехидна, утконос, которые выводят детенышей из яиц. Часто встречаются бегемоты и другие крупные животные. Много сумчатых.

Тест

Большую часть Австралии занимает:

А). Платформа

Б). Область новой складчатости

В). Область древней складчатости

К востоку поверхность Австралии:

А). Понижается

Б). Повышается

В). Такая же, как на западе

Большую часть Австралии занимает:

А). Саванна

Б). Пустыня

В). Субэкваториальные леса

Австралия – самый:

А). Влажный материк

Б). Сухой материк

В). Жаркий материк

Австралия находится:

А). К северу от экватора

Б). К югу от экватора

В). На экваторе

Реки Австралии полноводны:

А). Весь год

Б). Летом

В). Зимой

Население Австралии:

А). 165 млн. чел.

Б). 17 млн. чел.

В). 30 млн. чел.

Большая часть населения живет:

А). На западе

Б). На востоке

В). На юге

Аборигены проживают:

А). В городах

Б). В резервациях

В). Где хотят

Главная земледельческая культура:

А). Ананас

Б). Пшеница

В). Банан

Задание:

1). Объясните образование полезных ископаемых в Австралии. Почему здесь рудные полезные ископаемые преобладают над нерудными?

2). Сравнив климатические карты Австралии и Африки, вы обнаружите, что в Австралии температура выше, а осадков выпадает меньше. Почему?

3). Учитывая то, что население Земли постоянно растет, дайте прогноз о плотности материка Австралия в будущем.

Тест “Сравнение природы Африки и Австралии”.

Африка -1; Австралия -2

С севера омывается Средиземным морем.

Самый жаркий материк.

Восточное побережье открыл Джеймс Кук.

Весь материк был колонией Англии.

На востоке происходят землетрясения и извержения вулканов.

Вдоль северо-восточного побережья тянется Коралловый риф.

Нет современного оледенения.

Находится самая большая пустыня.

Самый сухой материк.


Урок № 51-52

Тема: Антарктида

Цель: раскрыть особенности исследования материка Антарктида.

Задачи:


  • продолжить обучение картографическому методу географического исследования,

  • способствовать пониманию зависимости природных условий от ФГП материка,

  • создать условия для развития творческих способностей учащихся,

  • стимулировать формирование нравственного опыта школьников на примерах истинного служения Родине и науке полярных исследователей.



Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: физ. карты полушарий и Антарктиды, глобус

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Психологический настрой

– «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» С этими словами я предлагаю вам отправиться на поиски нового материка. Какого? Пусть поможет вам эта подсказка.

II. Целеполагание

Весь континент –

Сплошная льдина,

Зимой и летом – холодина!

Закалка здесь необходима!

Бери, мой друг, пример с пингвина.

– Догадались? Это Антарктида. Каким вы представляете себе этот континент?

– А вот первое впечатление от Антарктиды известных полярников.

«Антарктида! Много света, идеальная чистота, грандиозные светло-голубые айсберги в прозрачно-синей воде». (Г.Е. Лазарев)

«Огромна, уединённая снежная страна, холодно-белая под мерцающими звёздами-алмазами, блестящая в лучах дневного светила, хмурая при порывах ветра. Мы пришли, чтобы расследовать её тайны, мы надеялись согласовать их с наукой, но всё-таки здесь всегда оставалось, что-то «необъяснимое», которое ускользало о нас и всё-таки приковывало наше внимание». (Дуглас Моусон)

– Эти замечательные слова взяты из дневников и воспоминаний смелых покорителей Антарктиды.

– Сегодня по ходу урока вы будете заполнять свой индивидуальный дневник исследователя материка. Откройте его (Приложение 2). Прочтите тему.

– Какие поставите перед собой вопросы? (Кто и когда открыл Антарктиду? Где она расположена? Какие там условия? И др.)

– Наша общая цель – уточнить ФГП Антарктиды, а так же выяснить какой ценой достался миру шестой последний материк Земли.

III. Изучение нового материала

1. Визитная карточка материка

– Полярные исследователи называли материк Антарктиду – ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Есть и такие названия: «Родина снежных бурь», «страна пурги», «закованный в лёд». Какой вывод можно сделать? (Антарктида – самый холодный материк.). Запишем в дневник.

– Какими другими рекордами обладает этот материк? Обдумайте и запишите в дневник самостоятельно.


Самый холодный (– 89,2о С)

Самый белый (отражает 90% энергии)

Самый высокий (средняя высота 2040 м)

Самый южный (расположен в пределах ЮПК)

Самый чистый (экологически, м. с. стерильный, мин. бактерий)

Самые сильные ветры (м. Денисон, Земля Адели)

Самый мирный (правовой режим материка регулируется Договором об Антарктике 1959 г. Ст. I Использование Антарктиды в исключительно мирных целях. Запрещено строительство военных баз, испытания любых видов оружия в т.ч. ядерных взрывов, захоронение радиоактивных и химических отходов)

Физико-географическое положение

Определите положение Антарктиды относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов. (Материк пересечён всеми меридианами Земли, почти целиком лежит за Южным полярным кругом.)

Эта единственная точка южного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг её оси. Здесь нет смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления, а любая на поверхности Земли всегда расположена по отношению к ней только в одном направлении.

Открытие и первые исследования

– Шестой континент расположился далеко в стороне от привычных путей цивилизованного мира. Долгие годы ничего не было известно об этом ледяном материке. Никто из путешественников не находил материковой земли в высоких южных широтах. Заходить в эти широты корабли боялись из-за сплошных льдов.

В XVIII в. в поисках «южной земли» плавал известный английский мореплаватель Джеймс Кук (Приложение 3. Слайд 9).Он не раз пересекал Южный полярный круг, но материка так и не нашёл. «Если я не нашёл, то и никто не найдёт», – сказал он. С тех пор поиски «южной земли» на долгие годы прекратились, но предсказания Кука не сбылись.

– Кто распахнул для всего мира дверь в просторы самого южного материка Земли, так безапелляционно захлопнутую Куком?»

28 января 1820 года 50 лет спустя первая русская Антарктическая экспедиция во главе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым на двух шлюпах «Восток» и «Мирный» открыли новый материк, позднее названный Антарктидой (Приложение 3. Слайд 10).


Итоги: экспедиция обогнула весь материк, картировала его, но выйти на берег так и не удалось.

Важнейшей вехой в открытии Антарктиды является 1911 – 1912 гг. Открытие Южного полюса, которое имело почти детективный сюжет.

В начале осени 1909 года газеты многих стран опубликовали два любопытных сообщения. Первое пришло из Арктики. Северный полюс взят. Второе касалось исследования Антарктиды. Английские газеты и телеграфные агентства объявили об организации Британской национальной экспедиции, возглавляемой капитаном Робертом Скоттом. Главная цель – Южный полюс.

Тогда никто ещё не знал, что сообщение о покорении Северного полюса круто изменило судьбу ещё одной экспедиции, которую снаряжал норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен. Это был человек, одержимый страстью полярных путешествий, едва ли не с детства мечтавший о походе по дрейфующим льдам на Северный полюс. План экспедиции уже был продуман до мельчайших подробностей. Но в разгар подготовки телеграф принёс весть. Роберт Пири уже достиг Северного полюса и на нём теперь развивается звёздно-полосатый американский флаг.

– Первыми достигли полюса норвежцы. Команда Скотта из пяти человек впряжённых в свои нагруженные сани прибыла туда же 17 января 1912 года. Чёрное пятно палатки с норвежским флагом посреди снежной пустыни сказало им, что они опоздали.

Вот несколько записей из дневника Р.Скотта на обратном пути:

15 марта температура опустилась до отметки 42 градуса ниже нуля. Ветер насквозь продувал обветшавшую одежду. Каждый шаг требовал страшного напряжения

19 марта, едва живые, мы поставили свой последний лагерь примерно в 20 км от склада, где нас ждали продукты и топливо.

Десять дней бушевала пурга. Десять дней угасала жизнь в маленькой, занесённой снегом палатке.

29 марта была сделана последняя запись. Погибая, он писал свои последние заметки, письмо жене и сыну. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» – знаменитая фраза Теннисона, найденная в дневниках Р. Скотта высечена на памятном камне как дань мужеству тех, кто наперегонки рвался к Южному полюсу антарктическим летом 1911-1912 гг.


Урок № 53

Тема: Океания

Цель: объяснить связь особенностей природы островов Океании и их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения.

Задачи: называть и показывать наиболее крупные острова и архипелаги; определять географическое положение крупных островов и архипелагов; выявлять основные черты рельефа и климата островов с помощью географических карт и таблиц.

Оборудование: физическая карта мира, климатическая карта

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  1. Укажите основные черты рельефа, климата и речной сети Австралии. Чем объясняются эти особенности?

  2. Назовите характерных представителей растительного и животного мира материка.

  3. Укажите главные особенности природы и хозяйства Австралийского Союза.

  4. Чем отличается состав населения Австралии и Африки? Расскажите об условиях жизни аборигенов до колонизации материка, в процессе колонизации и сегодня.

  1. Постановка целей и задач.

  2. Изучение нового материала.

  1. Вступление (электронный учебник).

Рассказ учителя.

Помимо шести континентов, в водах Мирового океана расположено самое большое на Земле скопление островов – это Океания.

Океанией называют острова, лежащие в центральной и юго-западной части Тихого океана к северо-востоку от Австралии, между 28۫ с.ш. и 53۫ ю.ш. и 130۫ в.д. и 105۫ з.д. Этот островной мир состоит почти из 7000 островов, часть из которых образуют архипелаги.

Общая площадь Океании около 1,3 млн.кв.км.

Закрепление.

Примерные вопросы:

  1. Главное занятие жителей Океании –

А) тропическое земледелие;


Б) животноводство;

В) рыболовство.

2. Первым из европейских путешественников, посетившим острова Океании, был:

А) А.Тасман; Б) Ф.Магеллан; В) Ф.Дрейк; Г) Д.Кук.

3. Более 10000 мм осадков выпадает на наветренных склонах:

А) островов Новая Каледония; Б) Гавайских островов;

В) Маркизских островов; Г) Каролинских островов.

4. Наиболее высокоразвитым государством, расположенном на островах Океании, является:

А) Папуа Новая Гвинея; Б) Вануату; В) Новая Зеландия;

Г) Фиджи.

-3-

5. По сложившимся в науке представлениям острова Океании первыми стали заселять выходцы из…

А) Южной Америки; Б) Юго-Восточной Азии;

В) Восточной Африки; Г) Западной Европы.

6. Из островов Океании США принадлежат острова

А) Новая Гвинея; Б) Новая Зеландия; В) Гавайские.

7.Наибольшей бедностью отличается животный мир … островов:

А) материковых; Б) вулканических; В) коралловых.

8. Наиболее гористый рельеф характерен для островов:

А) вулканических; Б) коралловых; Г) материковых.

9. Большая часть островов Океании имеет … происхождение:

А) материковые и вулканические;

Б) вулканические и коралловые;

В) коралловые и материковые.

10. Папуасы Новой Гвинеи относятся к … расе:

А) монголоидной; Б) экваториальной; В) европеоидной.


  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «Австралия и Океания».



Урок № 54-61

Тема: Океаны Земли



<< предыдущая страница   следующая страница >>