https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3 4 ... 8 9
Тема: Системы координат


Цель: закрепить и систематизировать знания и умения по теме урока.

Задачи урока:


  • Содействовать формированию у учащихся целостной системы знаний по определению географических координат на географической карте.

  • Развивать умение ориентироваться по географической карте.

  • Способствовать воспитанию правильного показа географических объектов на карте.

  • Создать условия для развития географического мышления, формирования познавательного интереса.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Технология проблемного обучения.

Оборудование: Физическая карта полушарий, атласы, рабочие тетради,

Учитель: мы не будем совершать кругосветное путешествие, мы побываем с вами в интересных местах нашей планеты Земля. Итак, что мы должны знать, чтобы оказаться в том или ином месте?


И так мы освежили в памяти все необходимые для нашего путешествия знания и можем отправиться в путь.

1) Лондон (52 сш и 0 д)

2) Москва (55 сш и 38 вд)

3) Саратов (52 сш и 45 вд)

4) Вулкан Везувий (41 сш и 15 вд)

5) Эверест (29 сш и 86 вд)

5) Вулкан Килиманджаро. Африканцы называют эту гору «Горой божества холода». Определите её, если координаты горы 3º ю.ш., 38º в.д.

6) Водопад Виктория В 1896 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил замечательное открытие в точке 18º ю.ш., 26º в.д.

7) Северный и южный полюс Американец Роберт Пири был первым в этой точке земного шара (90º с.ш.), а норвежец Руаль Амундсен в этой (90ºю.ш.)‏

8) Водопад Анхель Самый высокий водопад в мире. Его координаты 5º с.ш, 63ºз. д.

9) О. Пасхи Этот остров имеет несколько названий – Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Каким? Координаты острова 27º ю.ш., 109º з.д.


10) Если вы плывете на восток от точки с координатами 47 с.ш. 20 з.д., берега какого материка вы достигните? Евразия    

11)     Корабль находящийся в точке 30 ю.ш. 70 в.д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощь. В район бедствия направились два корабля «Надежда» (30 ю.ш. 110 в.д.) и «Вера» (20 ю.ш. 50 в.д.). Какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну? Нанесите маршрут каждого корабля на контурную карту.

Самостоятельная работа

1. Определите и нанесите на контурную карту города, которые имеют следующие координаты:


  1. 9 с.ш., 39 в.д. город Адис-Абеба

  2. 52 с.ш., 15 в.д. город Берлин

  3. 39 с.ш., 116 в.д.город Пекин

  4. 48 с.ш., 3 в.д.город Париж

Какой из них самый южный, самый северный, самый западный и самый восточный?

2. Определите географические координаты самых высочайших точек каждого материка и их нанесите на контурную карту:

  1. Гора Эверест (Евразия) - 29 сш и 86 вд)

  2. Гора Мак – Кинли (Северная Америка) – 62 с.ш. и 151 з.д.

  3. Гора Аконкагуа (Южная Америка) – 33 ю.ш и 70 з.д

  4. Вулкан Килиманджаро (Африка) 3º ю.ш., 38º в.д.

  5. Гора Косцюшко (Австралия). 26 ю.ш.и 149 в.д.



3. Определите и нанесите на контурную карту

1. Город Бразилиа 16 ю.ш. и 47 з.д

2.Озеро Виктория 3 ю.ш. и 34 в.д.

3. Гора Косцюшко 26 ю.ш.и 149 в.д.

4. определите и нанесите на контурную карту

1. 77 с.ш. и 105 в.д мыс Челюскин

2. 55 с.ш. и 160 в.д. вулкан Ключевская Сопка

3. 32 ю.ш. и 70 з.д. горо Сантьяго

5.По контурной карте проложите маршрут путешествия (вместо точек вставьте географические координаты или названия географических объектов).

«Свой путь мы начали от мыса………..(38 с.ш и 9 з.д.) на запад к материку Южная Америка через ………………………..океан. Проплыв мимо мыса Гальинас (……...ш. и ……..д.), мы через Панамский …………по пали в Тихий океан. Наш путь лежал на запад к островам………………………(1 ю.ш и 91 з.д). Здесь мы долго не задержались, отправившись вдоль побережья материка…………..Америка строго на юг. Сделали две остановки в городе Лима (…….ш и ……..д) и острове …………………….(55 ю.ш и 70 з.д), через…………………..пролив наш путь лежал к городу Буэнос-Айрес ………ш и……д.(столица Аргентины). Нам мы и остались на две недели, чтобы познакомиться с местными достопримечательностями.



Урок № 9

Тема: Практическая работа №1 «Определение географических координат»

Цель:

А. Отработка навыка определения координат и направлений по карте мира и Казахстана.

Б. Развивать навыки работы с картой

В. Воспитывать интерес к изучению предмета

Оборудование: атлас, карта мира, карта Казахстана

Тип урока: закрепление пройденного материала

Вид урока: практическое занятие

Содержание урока:


  1. Орг. момент

  2. Практическая работа



  1. Определите координаты

o городов: С.- Петербург, Новосибирск, Москва, Лондон, Сидней, Каир.

o гор: Эльбрус, Джомолунгма.

o вулканов: Килиманджаро, Везувий

2). Установить соответствие:

A. Экватор

B. Гринвичский меридиан

C. Южный полюс

D. Линия перемены дат

1) 0° ш.

2) 90° ю.ш.

3) 0° д.

4) 180° д.

3). Есть ли на Земле точки, для определения которых достаточно 1 координаты?

4). Выбрать самую северную, самую южную, самую восточную и самую западную точку:

а. 35° с ш;

б. 10° с ш;

в. 12° ю ш;

г. 37° ю ш;

д. 60° в д;

е. 105° в д;

ж. 2° з д;

з. 38° з д.

5). Заполните таблицу:

Географические координаты Объект

20° с ш 156° з д

28° с ш 86° в д

6° ю ш 105° в д

1° ю ш 52° з д

52° с ш 0°

6. Определите расстояние:

Москва – Алматы

Тараз – Астана

Атырау - Жанатас

Итогу рока:

Инструктаж д/з: работать с картой

Ком. оценок:



Урок № 10

Тема: Система условных знаков

Цель:

а) создать у учащихся представление о плане местности и условных знаках; научить детей пользоваться условными знаками;

б) развивать логическое мышление;

в) воспитывать интерес к уроку географии.

Оборудование: топографические карты, карта полушарий, раздаточные наборы условных знаков, таблицы, тексты диктантов каждому ученику.

Х о д у р о к а.

I. Организационный момент.

III. Изучение нового материала.

Обращаю внимание детей на форзац учебника и задаю вопрос:

- Какое изображение местности лучше и удобнее использовать для изучения и описания района, где будет проходить маршрут похода?

(Топографическую карту.)

- Почему именно топографическую карту?

Учащиеся обращают внимание на то, что на карте указаны:

1) породный состав леса;

2) названия, направление течения, ширина рек;

3) названия населенных пунктов;

4) характерные черты дорог: проселочная, грунтовая, шоссе;

5) тип моста;

6) болота , луга;

7) высота местности и т. д.

Для закрепления этого этапа урока предлагаю детям заполнить таблицу:

Особенности изображения План местности Аэрофотоснимок

1.Вид сверху

2.Изображены все предметы, видимые сверху

3.Изображены только важные предметы местности

4.Предметы изображены так, как они выглядят в действительности

5.Предметы изображены условными знаками

6.Имеют буквенные и цифровые обозначения

7.Можно узнать тип леса, луга, дорог, мостов и т. д.

8.Можно точно измерить расстояния

9.Можно увидеть направление на север

Учащиеся должны проставить знаки «+» и «-» в пустых клетках таблицы.


Далее обращаю внимание учащихся на п.5.

-Что такое условные знаки?

Закрепление.

1. Топографический диктант.

Учащиеся записывают текст, заменяя выделенные слова условными обозначениями.

Здравствуй, Денис!

Недавно мы поселились у лесника.

Его избушка стоит левее проселочной дороги,

которая пересекает березовый лес.

На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую.

По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника,

За ними – фруктовый сад

и наша школа.

Все лето мы купались в озере.

Приехать к нам ты сможешь по железной дороге.

2. Работа с карточками из раздаточного набора.

Я читаю текст, а учащиеся поднимают соответствующие карточки из раздаточного набора условных знаков.

Свой привал мы устроили на поляне.

Рядом находился березовый лес.

Днем мы купались в озере.

Северный берег водоема был заболочен.

После обеда мы пошли по проселочной дороге к железнодорожной станции.

Путь наш лежал через металлический мост.

Уже стемнело, когда мы подошли к железнодорожной станции.

V. Итог урока.

- Что вы узнали нового на уроке?

Домашнее задание: учить условные знаки


Урок № 11

Тема: Способы изображения рельефа

Цель:

А. Научить уч-ся изображать рельеф на плане местности и карте

Б. Развивать мыслительную деятельность уч-ся, умение работать с планом местности

В. Воспитывать всесторонне развитую личность

Оборудование: атлас, план местности

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Содержание урока:

  1. Орг. Момент


  2. Опрос д/з:

Работа с условными знаками

III. Введение новых знаний:

1. Объяснение способа изображения рельефа горизонталями.

Преподаватель (П): Вы до сих пор знали только один способ изображения форм рельефа – способ раскраски определенными цветами. Существуют и другие способы изображения рельефа на карте. С одним из них мы сейчас и познакомимся – это способ горизонталей.

Вопрос: Что же такое горизонтали?

Представьте себе гору, которая через каждый метр перерезана горизонтальными плоскостями. (Ставлю на демонстрационный столик половину большого клубня картофеля. Он разрезан через каждый сантиметр на ровные пластинки, между ними заложены одинаковых размеров листочки бумаги, изображающие горизонтальные плоскости. Пластинки и листочки скреплены вертикально воткнутым гвоздиком.).

Видите, в разрезе получаются овалы. Самый маленький овал будет у вершины горы (разбираю «гору», показываю овалы).

Вопрос: Если эту гору перенести на план, что получите? Это можно быстро и просто сделать.

Смотрите, (на чистый лист толстой бумаги кладу нижний пласт и быстро обвожу его мягким черным карандашом. Основание «горы» готово. Через имеющееся отверстие в пластинке картофеля накалываю гвоздиком ямочку на бумаге. Беру второй пласт, прикладываю его к листу бумаги, направляя гвоздик в уже имеющуюся ямку, снова обвожу карандашом. На плане уже две горизонтали. Таким путем наношу все остальные горизонтали.

План показываю ученикам.)

Видите, ребята, я изобразила гору нигде не пересекающимися ли-ниями. Нетрудно догадаться, что каждая линия соединяет точки, которые находятся на одном и том же уровне (Демонстрирую это на вновь собран-ном макете) отметки их одинаковы.

Это значит, что линии совершенно горизонтальные. Вот почему их называют горизонталями, а способ изображения рельефа горизонта-лями называют способом горизонталей.


Горизонтали – это линии, на которых все точки имеют одинаковые высоты.

Обратите внимание на «гору» и на план: чем круче склоны горы, тем ближе сходятся горизонтали и ,наоборот, чем положе склоны тем больше расходятся горизонтали.

Таким образом, по горизонталям можно судить не только о харак-тере рельефа.

Вопрос: О чем еще можно судить по горизонталям?

Ребята (Р): Еще можно судить о крутизне склонов.

П: Правильно. Покажите на нашей «горе» крутые и пологие склоны, най-дите их на плане (вызываю одного из учеников и предлагаю показать).

В горной местности рельеф очень сложный. Если его разрезать рядом горизонтальных плоскостей, то горизонтали получаются очень изви-0листыми; но все равно в них всегда можно выделить вершину, склоны, котловины и т.д.

В нашем случае с картофельным клубнем горизонтали были прове-дены через один сантиметр. На планах и картах горизонтали проводят через 0,25 и 0,5 м, через 1 и 5 м, через 10 и 20 м и т.д. в зависимости от принятого масштаба, по которому чертится карта или план, и от назначения карты или плана.

Поэтому, когда знакомятся с рельефом на карте, прежде всего узна-ют, через сколько метров проведены горизонтали. Это всегда обозначается на картах и планах.

Вопрос: Значит, что можно еще узнать при помощи горизонталей?

Р: При помощи горизонталей можно узнать высоту места.

П: На плане нанесено всего семь горизонталей.

П: Если допустим, что это холм и горизонтали нанесены через 10 м, какова была бы высота холма?

Р. Высота холма была бы 70 см.

2. Практическая работа – Нанесение на план местности холма при помощи способа горизонталей.

П: Сейчас вы при помощи горизонталей сами нанесете на план вот тот холм, который расположен в углу площадки.

Подойдем к холму (подвожу учеников к холму).


Покажите вершину, склоны и подошву холма .

Ориентируйте планшеты так, что вы делали при глазомерной съемке (ученики наносят стрелку вдоль левого края приколотого к планшету листа бумаги, обозначают С и Ю).

Теперь прикиньте на глаз размеры холма и подберите масштаб (останавливаемся на таком масштабе: в 1 см – 30 см).

1. Нанесение подошвы холма. Это можно сделать так, как наносили свой путь на план при глазомерной съемке, только здесь ваш путь должен сомкнуться, вы снова должны подойти к исходной точке . Станьте группами вокруг холма, чтобы не мешать друг другу, наметьте свою исходную позицию , станцию 31, и вбейте первый колышек. Ориентируя планшет. Наносите свой путь на план маленькими отрезками. Расстояние измеряйте точнее, подвигайтесь вперед по часовой стрелке. Чем точнее будете ориентировать планшет и измерять расстояния, тем лучше будут результаты. В конце каждого замера вбивайте колышек. На плане этот колышек обозначайте точкой.

Приступайте к работе.

Выполнение первой части ПР/Р –нанесение подошвы холма.

(ученики под моим руководством выполняют задание).

2. Нанесение остальных горизонталей.

П: Задание выполнили довольно хорошо. Первая горизонталь нанесена на план. Остальные горизонтали мы будем наносить через 40 см одна от другой. Как это делается?

Вы должны стать на свои исходные точки. Откуда начинали наносить первую горизонталь. Один ученик ставит у подошвы холма, у своего колышка, метр в вертикальном положении. Один конец горизонтально расположенного метра должен упереться в склон холма на ближайшем расстоянии, а другой конец должен быть направлен к вертикально стоящему метру на высоте 50 см от подошвы холма и прижат к нему пальцами. Вертикально стоящий метр будем называть просто рейкой. На первых порах нужно выверять правильность расположения метра у рейки. Вначале надо плотничьим уровнем проверить правильность положения рейки при помощи треугольника.


После этого вы смотрите, сколько сантиметров от склона холма до рейки показывает метр, и по масштабу наносите эту точку на план, ориентируя планшет. Подойдите ко второму колышку первого маршрута и опять проделайте от начала до конца эту операцию. Только теперь надо еще измерять расстояние между первым и вторым колышками. На плане сначала наносится по масштабу второй колышек, а затем и расстояние между ним и первым колышком. Оба направления должны сойтись в одной точке. Если это не получилось, надо проверить измерения и ориентирование планшета, найти ошибку и исправить ее.

Когда нанесете вторую горизонталь, переходите к нанесению третьей. После 2-3 замеров проверку установки можно проводить не каждый раз, а только в отдельных случаях.

Приступайте к выполнению задания

Выполнение задания.

3. Работа с топографическими картами.

П: Найдите по горизонтали холм на карте и определите его высоту.

Р: Вот холм. (Показывает). Высота его 45 м.

П:как ты определил высоту холма?

Р: Высоту холма определил по горизонталям. Всего горизонталей 9, а нанесены они через 5м. 9*5= 45 м.

П: Правильно. Определите, какие склоны холма крутые, какие пологие.

Р: Наиболее пологи северные склоны холма, а наиболее круты – южные. Здесь очень близко сходятся горизонтали.

П: Посмотрите, что изображено в юго-восточном углу карты?

Р: Здесь изображен холм.

П: Нет, ребята, это не холм, а впадина. Вернемся к холму. Видите, здесь на горизонталях кое-где есть черточки.

Они делаются всегда по скату. Есть эти черточки и на горизонталях, изображающих впадину. Они тоже идут по скату, по склону. Эти черточки и показывают, что изображено здесь: холм или впадина.

Р: Впадина.

Закрепление:

Чему вы сегодня научились?

Что нового узнали?

Умеете ли вы теперь определять высоту местности по горизонталям на карте?

Как вы это сделаете?

Итог урока: Сегодня мы познакомились со способом горизонтали. Научились наносить холм на план местности. Умеем теперь определять по карте высоту местности и характер рельефа.


Урок № 12



<< предыдущая страница   следующая страница >>