girniy.ru
|
|
1 2 ... 9 10
СПРАВОЧНИК
по русскому языку
в схемах и таблицах
7 класс
Предисловие
Пособие составлено на основе теоретического материала действующего учебника по русскому языку (Мурина, JI. А. Русский язык : 7 класс / JI. А. Мурина, Т. Н.Волынец, Е.Е.Долбик,Ф.М.Литвинко,Г.И. Николаенко. Минск:НИО, 2010) и соответствует содержанию школьной программы. В наглядной форме — в таблицах, схемах, памятках —представлены основные разделы, изучаемые в курсе русскогоязыка 7 класса: «Текст», «Стили речи», «Морфология», «Жанры речи», «Фонетика».
Пособие предназначено для закрепления и систематизации
программного материала, способствует его более осознанному усвоению, а таблицы и памятки станут настоящей опорой в самостоятельной работе над изучением русского языка и подсказкой при выполнении упражнений, тестовых заданий.
Издание будет полезно школьникам (особенно учитывая то,что при переходе в следующий класс учащиеся сдают учебники в библиотеку), а также учителям русского языка и литера-
туры общеобразовательных учреждений в качестве наглядного материала на уроках и индивидуальных занятиях.
Желаем успехов в изучении русского языка!
Текст
Основные признаки текста. Виды и средства связи предложений в тексте
Текст — это несколько предложений, частей, объединенных по смыслу и грамматически одной темой и основной мыслью.
Основные
признаки
текста
|
Характеристика признаков текста
|
Тематическое
единство
|
Все предложения и части текста раскрывают
тему и основную мысль
|
Связность: цепная и
параллельная связь (в текстах
большого объёма чаще всего
совмещаются
разные виды связи предложе-
ний)
|
При цепной связи мысль
передается последова-
тельно от одного пред-
ложения к другому:
Например: Раз ребята
ходили за ягодами. На-
брали по полной кор-
зиночке, вышли на покосное место и сели тут отдохнуть. Сидят в густой траве, разго-
варивают. Ни тот, ни
другой о голубой змейке
и не подумал. Только видят — прямо к ним через покосную лужайку идет женщина. Ребята сперва этого в примету не взяли. Одно показалось им непривычным: идёт, как плывёт, совсем легко. Поближе подходить стала, ребята разглядели — ни
один цветок, ни одна
травинка под ней не со-
гнутся (П. Бажов).
Средства связи:
-лексические повторы,
синонимические замены;
-местоимения, союзы
|
При параллельной
связи все предложения текста раскрывают, дополняют первое предложение.
Первое предложение
представляет собой
известное, а второе и последующие — то
новое, неизвестное, что собирается сказать автор.
1
2 3 4
Например: Одним
словом, Белый гусь
был самой важной птицей на всей кулиге. В силу своего высокого положения
в лугах он жил беспечно и вольготно.Самые чистые, прокалённые солнцем
песчаные пляжи —
его, самые сочные
участки луга —
тоже его (Е. Носов).
Средства связи:
-одинаковый порядок слов, однотипные грамматические формы;
-местоимения, союзы
|
Последова-
тельность
|
В каждом последующем предложении сообщаются новые сведения, дополняющие предыдущие
|
Развер-
нутость
|
Основная мысль текста раскрывается последовательно с помощью подтем и микротем
|
Цельность
|
Содержание, композиция и языковые средства текста реализуют авторский замысел
|
Завершен-
ность
|
Основная мысль текста раскрыта полно с точки зрения автора
|
Внимание!
В раскрытии авторского замысла участвуют все основные признаки текста: тематическое единство, связность, последовательность, развёрнутость, цельность, завершённость.
Порядок слов в предложении
Порядок слов в предложении, при котором подлежащее предшествует сказуемому, принято называть прямым.
При обратном порядке слов в предложении сказуемое предшествует подлежащему.
Внимание!
/ Чтобы придать тексту большую выразительность, используется обратный порядок слов.
/ В начале абзаца используются в основном предложения с прямым порядком слов, а в конце абзаца — с обратным порядком слов.
Стили речи
Речевые и языковые средства стилей
Книж-ные стили речи
|
Признаки стилей речи
|
Задача речи
|
Условия общения
|
Языковые средства
|
Лексические
|
Морфологи-ческие
|
Х
У
Д
О
Ж
Е
С
Т
В
Е
Н
Н
Ы
Й
|
Изобразить предмет, событие, передать чувства, впечатления конкретно, образно, с помощью языковых средств
|
Используется в художест- венных произведени-ях
|
Лексика разных
стилей, экспрессивно окрашенная, оценочная
лексика, неприятие шаблонных
форм и выражений, слова в переносном значении, архаизмы, неологизмы, синонимы, антонимы, пословицы,
поговорки
|
Частотность глаголов,
использование глагольных форм с переносным
значением времени и
наклонения. Например,
формы будущего времени в значении прошедшего:
Бывало так: выглянет
солнышко, защебечут
по-летнему птички — и плохого настроения
как не бывало.
|
|
|
|
Образные средства:
•метафоры: закат пылает;
•сравнения: Моей души коснулась ты —она тревожна, как листы, она, как гусли, многострунна. (А.Толстой);
•олицетворения: И звезда с звездою говорит;
•эпитеты: чудное мгновение и др.
|
|
|
|
|
Книж-ные стили речи
|
Признаки стилей речи
|
Задача речи
|
Условия общения
|
Языковые средства
|
Лексические
|
Морфологи-ческие
|
Н
А
У
Ч
Н
Ы
Й
|
Сообщить точные сведения о предметах и явлениях.
Объяснить причину явления, события и т.д.
|
Используется в научных работах, журналах, учебниках, выступлениях на научные темы
|
Книжная лек-
сика, научные термины
и терминоло-
гические соче-тания
|
Имена существительные
среднего рода, употребление единственного числа существи-тельных вместо
множественного числа;частотность отглагольных
имён существи-тельных и имён существительных с обобщенным значением на -ие, имён существи-
тельных среднего рода; глаголы в форме 3-го лица настоящего време-ни; краткие прилагательные;
наречия; использование
местоимения «мы» вместо «я» и др.
|
|
|
|
Образные средства:
•сравнения (для пояснения характеризуемых явлений): бром получают подобно хлору;
•метафоры (с обобщенным значением): глазное яблоко
|
Книж-ные стили речи
|
Признаки стилей речи
|
Задача речи
|
Условия общения
|
Языковые средства
|
Лексические
|
Морфологи-ческие
|
П
У
Б
Л
И
Ц
И
С
Т
И
Ч
Е
С
К
И
Й
|
Воздейство-вать на чувства читателя или слушателя
|
Используется в газетах, передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах
|
Общественно-политическая и абстрактная лексика, экспрессивная,
эмоционально- оценочная лексика в
сочетании со стандартной; слова с
подчёркнуто положитель-ным или отри-цательным, с
переносным значением; иностранные
слова
|
Употребление существительных единственного числа в значении множественного числа; глаголы 1-го лица, существи-
тельные в форме
родительного падежа; прила-гательные пре-восходной степе-
ни, глаголы в на-
стоящем времени
для описания произошедших событий; глаголы повелительного наклонения
|
|
|
|
Образные средства:
•метафоры: ледяное безмолвие;
•олицетворения: недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку;
•фразеологизмы: он и в этот раз выйдет сухим из воды;
•пословицы и поговорки: Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься.
|
Книж-ные стили речи
|
Признаки стилей речи
|
Задача речи
|
Условия общения
|
Языковые средства
|
Лексические
|
Морфологи-ческие
|
О
Ф
И
Ц
И
А
Л
Ь
Н
О-
Д
Е
Л
О
В
О
Й
|
Дать опре-делённые указания, известить, пригласить, выразить просьбу
|
Используется в государст-венных доку-ментах, офи-циальной переписке учреждений, деловых
бумагах
|
Использование
нейтральных языковых средств,
стандартных выражений; штампов, терминов;
названий лиц по их функции
|
Преобладание существительных, образованных от глаголов;
частотность имён существительных среднего рода, кратких прила-гательных, при-
частных и дее-причастных оборотов, глаго-
лов в неопре-делённой форме и в форме настоящ-го времени,
инфинитивов, числительных
|
|
|
|
Основной стилеобразующей чертой является точность, не допускающая иного толкования, поэтому образные средства в текстах данного стиля речи отсутствуют
|
Морфология
Глагол
Глагол как часть речи
Общее
грамматическое значение
|
Обозначает действие или состояние предмета.
Например: Играют волны — ветер свищет,
и мачта гнётся и скрыпит (М. Лермонтов).
|
Отвечает
на вопросы
|
что делать? читать, рисовать что сделать? прочитать, нарисовать
|
Грамматические
признаки
|
Постоянные: вид (совершенный, несовершенный), переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, спряжение.
Непостоянные: наклонение, время, лицо, число, род
(в прошедшем времени)
|
Синтаксическая роль
|
В предложении обычно является сказуемым, например: Белеет парус одинокий в тумане
моря голубом (М. Лермонтов).
|
Глаголы совершенного и несовершенного вида
Каждый глагол в русском языке имеет значение совершенного либо несовершенного вида.
Глаголы
совершенного вида
|
|
Глаголы
несовершенного вида
|
что сделать?
|
Отвечают
на вопрос
|
что делать?
|
на завершённость действия, его результат, конец действия или его начало: написать, прочитать, решить
|
Указывают
|
на действие длительное,
совершающееся в настоящее время или повторяющееся: писать,читать, решать
|
Глаголы
совершенного вида
|
|
Глаголы
несовершенного вида
|
имеют 2 формы времени:
|
|
имеют 3 формы времени:
|
|
|
1) прошедшее:
|
1) прошедшее:
|
|
(что делали?)
|
(что сделали?)
|
|
писали, читали;
|
написали, решили;
|
|
2) настоящее:
|
2) будущее простое
|
Формы
|
(что делают?)
|
(состоящее из одного
|
времени
|
пишут, читают;
|
слова):
|
|
3) будущее сложное (со-
|
(что сделают?)
|
|
стоящее из двух слов):
|
напишут, решат
|
|
(что будут делать?)
будут писать, будут читать
|
класть
|
|
положить
|
искать
|
Внимание!
|
найти
|
|
ловить
|
|
поймать
|
брать
|
|
взять
|
следующая страница >>
|
|