https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 9 10


СПРАВОЧНИК

по русскому языку

в схемах и таблицах

7 класс


Предисловие

Пособие составлено на основе теоретического материала действующего учебника по русскому языку (Мурина, JI. А. Русский язык : 7 класс / JI. А. Мурина, Т. Н.Волынец, Е.Е.Долбик,Ф.М.Литвинко,Г.И. Николаенко. Минск:НИО, 2010) и соответствует содержанию школьной программы. В наглядной форме — в таблицах, схемах, памятках —представлены основные разделы, изучаемые в курсе русскогоязыка 7 класса: «Текст», «Стили речи», «Морфология», «Жанры речи», «Фонетика».

Пособие предназначено для закрепления и систематизации

программного материала, способствует его более осознанному усвоению, а таблицы и памятки станут настоящей опорой в самостоятельной работе над изучением русского языка и подсказкой при выполнении упражнений, тестовых заданий.

Издание будет полезно школьникам (особенно учитывая то,что при переходе в следующий класс учащиеся сдают учебники в библиотеку), а также учителям русского языка и литера-

туры общеобразовательных учреждений в качестве наглядного материала на уроках и индивидуальных занятиях.

Желаем успехов в изучении русского языка!


Текст


Основные признаки текста. Виды и средства связи предложений в тексте

Текст — это несколько предложений, частей, объединенных по смыслу и грамматически одной темой и основной мыслью.



Основные

признаки

текста

Характеристика признаков текста

Тематическое

единство


Все предложения и части текста раскрывают
тему и основную мысль

Связность:
цепная и
параллельная связь (в текстах
большого объёма чаще всего
совмещаются
разные виды
связи предложе-
ний)

При цепной связи мысль
передается последова-
тельно от одного пред-
ложения к другому:





Например: Раз ребята
ходили за ягодами. На-
брали по полной кор-
зиночке, вышли на покосное место и сели тут отдохнуть. Сидят в густой траве, разго-
варивают. Ни тот, ни
другой о голубой змейке
и не подумал. Только видят
прямо к ним через покосную лужайку идет женщина. Ребята сперва этого в примету не взяли. Одно показалось им непривычным: идёт, как плывёт, совсем легко. Поближе подходить стала, ребята разглядели — ни

один цветок, ни одна

травинка под ней не со-

гнутся (П. Бажов).

Средства связи:

-лексические повторы,

синонимические замены;

-местоимения, союзы

При параллельной

связи все предложения текста раскрывают, дополняют первое предложение.

Первое предложение
представляет собой
известное, а второе и последующие — то
новое, неизвестное, что собирается сказать автор.

1


2 3 4

Например: Одним
словом, Белый гусь
был самой важной птицей на всей кулиге. В силу своего высокого положения
в лугах он жил беспечно и вольготно.Самые чистые, прокалённые солнцем
песчаные пляжи —
его, самые сочные
участки луга —
тоже его (Е. Носов).


Средства связи:

-одинаковый порядок слов, однотипные грамматические формы;

-местоимения, союзы


Последова-

тельность

В каждом последующем предложении сообщаются новые сведения, дополняющие предыдущие

Развер-

нутость

Основная мысль текста раскрывается последовательно с помощью подтем и микротем

Цельность

Содержание, композиция и языковые средства текста реализуют авторский замысел

Завершен-

ность

Основная мысль текста раскрыта полно с точки зрения автора



Внимание!

В раскрытии авторского замысла участвуют все основные признаки текста: тематическое единство, связность, последовательность, развёрнутость, цельность, завершённость.


Порядок слов в предложении

Порядок слов в предложении, при котором подлежащее предшествует сказуемому, принято называть прямым.

При обратном порядке слов в предложении сказуемое предшествует подлежащему.





Внимание!

/ Чтобы придать тексту большую выразительность, используется обратный порядок слов.

/ В начале абзаца используются в основном предложения с прямым порядком слов, а в конце абзаца — с обратным порядком слов.


Стили речи


Речевые и языковые средства стилей


Книж-ные стили речи

Признаки стилей речи

Задача речи

Условия общения

Языковые средства

Лексические

Морфологи-ческие

Х

У

Д

О

Ж

Е

С

Т

В

Е

Н

Н

Ы

Й


Изобразить предмет, событие, передать чувства, впечатления конкретно, образно, с помощью языковых средств

Используется в художест- венных произведени-ях

Лексика разных

стилей, экспрессивно окрашенная, оценочная

лексика, неприятие шаблонных

форм и выражений, слова в переносном значении, архаизмы, неологизмы, синонимы, антонимы, пословицы,

поговорки

Частотность глаголов,

использование глагольных форм с переносным

значением времени и

наклонения. Например,

формы будущего времени в значении прошедшего:

Бывало так: выглянет

солнышко, защебечут

по-летнему птички — и плохого настроения

как не бывало.










Образные средства:

•метафоры: закат пылает;

•сравнения: Моей души коснулась ты —она тревожна, как листы, она, как гусли, многострунна. (А.Толстой);

•олицетворения: И звезда с звездою говорит;

•эпитеты: чудное мгновение и др.













Книж-ные стили речи

Признаки стилей речи

Задача речи

Условия общения


Языковые средства

Лексические

Морфологи-ческие



Н

А

У

Ч

Н

Ы

Й



Сообщить точные сведения о предметах и явлениях.

Объяснить причину явления, события и т.д.

Используется в научных работах, журналах, учебниках, выступлениях на научные темы

Книжная лек-

сика, научные термины

и терминоло-

гические соче-тания

Имена существительные

среднего рода, употребление единственного числа существи-тельных вместо

множественного числа;частотность отглагольных

имён существи-тельных и имён существительных с обобщенным значением на -ие, имён существи-

тельных среднего рода; глаголы в форме 3-го лица настоящего време-ни; краткие прилагательные;

наречия; использование

местоимения «мы» вместо «я» и др.










Образные средства:

•сравнения (для пояснения характеризуемых явлений): бром получают подобно хлору;

•метафоры (с обобщенным значением): глазное яблоко



Книж-ные стили речи


Признаки стилей речи

Задача речи

Условия общения

Языковые средства

Лексические

Морфологи-ческие

П

У

Б

Л

И

Ц

И

С

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Й



Воздейство-вать на чувства читателя или слушателя

Используется в газетах, передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах

Общественно-политическая и абстрактная лексика, экспрессивная,

эмоционально- оценочная лексика в

сочетании со стандартной; слова с

подчёркнуто положитель-ным или отри-цательным, с

переносным значением; иностранные

слова

Употребление существительных единственного числа в значении множественного числа; глаголы 1-го лица, существи-

тельные в форме

родительного падежа; прила-гательные пре-восходной степе-

ни, глаголы в на-

стоящем времени

для описания произошедших событий; глаголы повелительного наклонения










Образные средства:

•метафоры: ледяное безмолвие;

•олицетворения: недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку;

•фразеологизмы: он и в этот раз выйдет сухим из воды;

•пословицы и поговорки: Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься.





Книж-ные стили речи

Признаки стилей речи

Задача речи

Условия общения

Языковые средства

Лексические

Морфологи-ческие

О

Ф

И

Ц

И

А

Л

Ь

Н

О-

Д

Е

Л

О

В

О

Й



Дать опре-делённые указания, известить, пригласить, выразить просьбу


Используется в государст-венных доку-ментах, офи-циальной переписке учреждений, деловых

бумагах

Использование

нейтральных языковых средств,

стандартных выражений; штампов, терминов;

названий лиц по их функции

Преобладание существительных, образованных от глаголов;

частотность имён существительных среднего рода, кратких прила-гательных, при-


частных и дее-причастных оборотов, глаго-

лов в неопре-делённой форме и в форме настоящ-го времени,

инфинитивов, числительных











Основной стилеобразующей чертой является точность, не допускающая иного толкования, поэтому образные средства в текстах данного стиля речи отсутствуют




Морфология

Глагол

Глагол как часть речи

Общее
грамматическое значение


Обозначает действие или состояние предмета.
Например: Играют волныветер свищет,
и мачта гнётся и скрыпит (М. Лермонтов).


Отвечает
на вопросы


что делать? читать, рисовать
что сделать? прочитать, нарисовать

Грамматические

признаки

Постоянные: вид (совершенный, несовершенный), переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, спряжение.
Непостоянные: наклонение, время, лицо, число, род

(в прошедшем времени)

Синтаксическая роль

В предложении обычно является сказуемым,
например: Белеет парус одинокий в тумане

моря голубом (М. Лермонтов).



Глаголы совершенного и несовершенного вида

Каждый глагол в русском языке имеет значение совершенного либо несовершенного вида.


Глаголы
совершенного вида





Глаголы
несовершенного вида


что сделать?

Отвечают
на вопрос


что делать?

на завершённость действия, его результат, конец действия или его начало: написать, прочитать, решить

Указывают

на действие длительное,
совершающееся в настоящее время или повторяющееся: писать,читать, решать




Глаголы
совершенного вида





Глаголы
несовершенного вида


имеют 2 формы времени:




имеют 3 формы времени:






1) прошедшее:

1) прошедшее:




(что делали?)

(что сделали?)




писали, читали;

написали, решили;




2) настоящее:

2) будущее простое

Формы

(что делают?)

(состоящее из одного

времени

пишут, читают;

слова):




3) будущее сложное (со-

(что сделают?)




стоящее из двух слов):

напишут, решат




(что будут делать?)

будут писать, будут читать


класть




положить

искать


Внимание!

найти




ловить




поймать

брать




взять



следующая страница >>