https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Средства выразительности


Тропы Это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.

Фигуры Это обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску, служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы.

Тропы.

Эпитет - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:

•прилагательные: «лимонный свет», «седой туман», кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок);

•причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева); "Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы".

•существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева). волшебница-зима; поэт – это лира своей души ;

- наречиями, выступающими в роли обстоятельств:

«На севере диком стоит одиноко…»;

- деепричастиями:

Волны несутся гремя и сверкая ;

- краткими прилагательными, которые выполняют в предложении функцию сказуемого:

Зловещ горизонт и внезапен;

Эпитеты делятся на общеязыковые, индивидуально-авторские и народно-поэтические.


С точки зрения того, как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные и выразительные ( лирические).

Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку; в выразительных эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению( н-р, «мелькают образы безумные людей»).

Примечание. Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, т.к. и изобразительные эпитеты имеют эмоционально- оценочное значение.



Сравнение - образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.

И стройных жниц короткие подолы,

Как флаги в праздник, по ветру летят. (А.Ахматова)


Ирония - насмешливое употребление слова в смысле, обратном буквальному.

У ребят серьезный разговор -

Например, о том, кто пьет сильнее.

У ребят широкий кругозор -

От ларька до нашей бакалеи. В.Высоцкий

Аллегория - развернутый троп, иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа.

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка… А.С.Пушкин


Антономазия - употребление собственного имени для обозначения лица, наделенного свойствами известного носителя этого имени (донжуан в значении "искатель любовных приключений").

Синекдоха - результат метонимического переноса, в основе которого лежит отношение части к целому.

Эй, борода! а как проехать отсюда к Плюшкину? (Н. Гоголь). Медведь здесь не водится.

Олицетворение - неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства. Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение ("Край ты мой заброшенный" С.Есенина, "Мама и убитый немцами вечер", "Скрипка и немножко нервно" В.Маяковского). Олицетворение считается одним из видов метафоры.

Гипербола - Образ создается посредством художественного преувеличения.

Пример: Арбуз – громадище, дилижанс эдакой


Градация – (постепенность) – стилистический приём: такое расположение слов (словосочетаний), частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, что позволяет воссоздать события, действия, мысли и чувства в процессе, в развитии – от малого к большому (прямая градация) и от большого к малому (обратная градация). Благодаря градации происходит нарастание интонации и усиливается эмоциональность речи: озеро волнуется, шумит, негодует.

Литота - Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА - художественное преуменьшение. Пример: Коляска легка, как перышко.

Метафора - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть. С.Есенин. "Не жалею, не зову, не плачу"

Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков.

"Вы здесь встретите бакенбарды, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук (...) Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, и никакой кистью не изобразимые (...) Н.Гоголь. "Невский проспект"

Перифраз (вокруг, около говорю) - замена названия предмета описанием его признаков: в этом же значении употребляется и термин перифраза.

Прямое обозначение предмета отсутствует) – голубые глаза земли (так называют озёра). В данном сочетании мы видим и олицетворение, но здесь важнее тот факт, что «голубые озёра земли» является как бы символическим образом озёр.


Риторические фигуры

1.Фигуры прибавления (анафора, эпифора, градация, полисиндетон).

2.Фигуры расположения (инверсия, параллелизм).

3.Фигуры убавления (эллипсис, асиндетон).

Звукозапись – искусная фонетическая организация речи, которая достигает подбором слов близко звучания, виртуозным сочетанием звуков , употреблением слов , которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления .

Аллитерация -повторение одинаковых или сходных согласных в отрезке текста. Основной элемент фоники.

Наполнен молоком опал,

Залиловел и пал бесславно,

И плачет вдаль с унылых скал Кельтическая Ярославна. (М.Кузьмин)

Пример 2:

Еще в полях белеет снег, [б]

А воды уж весной шумят – [в] [в’]

Бегут и будят сонный брег [б] [б] [б]

Бегут и блещут и гласят… [б‘] [б]

Ассонанс (<< созвучие >>) – повтор гласных. Основной элемент фоники, состоящий в повторении одинаковых (преимущественно ударных) гласных звуков в отрезке текста.

Пример1:

Небо этого дня ясное,

Но теперь в нем броня лязгает,

А по нашей земле гул стоит

И деревья в смоле, грустно им.

Дым и пепел встают, как кресты,

Гнезд по крышам не вьют аисты. (Высоцкий)

Пример 2:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы

Свеча горела на столе,

Свеча горела ... Б.Пастернак

Аллюзия - употребление некоторого выражения в качестве намека на хорошо известный факт. Но вреден север для меня (намек А. Пушкина на южную ссылку).

Стрельбе, азарту - все цвета,

Все возрасты покорны:

И стар и млад, и тот и та,

И... желтый, белый, черный ...В.Высоцкий

Алогизм - Европейские писатели ХХ в., особенно представители "литературы абсурда", к нему регулярно обращались. Эта фигура представляет собой синтаксическое соотнесение семантически несоотносимых частей фразы: "Автомобиль быстро ездит, зато кухарка лучше готовит" (Э.Ионеско, "Лысая певица"), "Как чуден Днепр при тихой погоде, так ты, Ненцов, здесь зачем?" (А.Введенский, "Минин и Пожарский").


Анадиплозис - (греч. anadiplosis - сдваивание) - это контактный повтор, связующий конец речевого ряда с началом следующего.


Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня. (К. Бальмонт)

Антитеза - Семантическая фигура речи, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной идее или единой точке зрения.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

Оксюморон - сочетание несочетаемого.Жар холодных чисел (А. Блок). Чужбина, родина моя! (М. Цветаева) Покорный энтузиазм толпы (П. Чаадаев). Горизонты вертикальные (В. Соловьев).

Парцелляция – интонационно-стилистическая фигура: синтаксическое выделение отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоциональной нагрузки в тексте: ПРИМЕР: Ночь. Озеро. Луна.

1. Инверсия – обратный порядок слов: озеро было большое и чистое – прямой порядок, было озеро большое и чистое – обратный.

2. Синтаксический параллелизм – это стилистическая фигура, основанная на композиционном соотнесении смежных синтаксических отрезков текста (строк в стихотворном произведении, предложений в тексте, частей в предложении) Первая конструкция служит образцом для создания второй. Проецируется порядок слов одного синтаксического отрезка на другой: спит озеро, дремлет камыш, видит сладкие сны белая лилия.

3. Анафора – единоначатие, скрепление речевых отрезков с помощью повтора слова или словосочетания в фиксированной начальной позиции:

Озёрная свежесть,

Озёрная гладь,

Озёрная нежность -

Смотреть и мечтать.


4. Эпифора – единоконечие, соединяет лексическим повтором концы речевых рядов: самые чистые водоёмы на земле – озёра, самые лечебные – озёра, самые загадочные – озёра.

5. Синтаксический повтор – это стилистическая фигура, однократное или многократное воспроизведение в пределах речевого отрезка лексических элементов: озеро, озеро, сколько тайн ты хранишь…

6. Эллипсстилистическая фигура, пропуск слова или ряда слов в предложении, при котором смысл пропущенных членов легко восстанавливается из общего речевого контекста (чаще используется в диалогах):

-Ты куда пошёл?

- К озеру. (полным ответ был бы таким: я пошёл к озеру)

Риторический вопрос – вопросительное предложение, содержащее утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: Кто не любит помечтать в озёрной тиши?...