https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3 ... 6 7

Тема: Содержание и методика работы по разделу «Количество о счет» в детском саду.


План


  1. Характеристика этапов развития счетной деятельности у дошкольников.

  2. Анализ программного материала по разделу «Количество и счет».

  3. Методика обучения счету.

  4. Составить два-три конспекта занятий, включающих задачу развития счетной деятельности, две-три дидактические игры или игровых упражнения.

Методические указания

Отвечая на первый вопрос, необходимо:

1) перечислить этапы развития счетной деятельности;

2) определить роль формирования представлений о множестве в развитии счетной деятельности;

3) указать возрастные границы каждого из этапов развития счетной деятельности у дошкольников.

Анализ программного материала по разделу «Количество и счет» целесообразно оформить в виде таблицы по форме:



п/п


Возрастная группа

Содержание программного материала

Характер усложнения программных задач от группы к группе













Описывая методику обучения счету, следует обобщить опыт работы дошкольных учреждений, освещенный в литературе. При этом учащемуся необходимо показать систему работы в этом направлении, раскрыть особенности организации обучения детей количественным представлениям и навыкам счетной деятельности, описать приемы обучения, используемый наглядный материал, возможные варианты заданий, работу по закреплению счетного навыка у детей в повседневной жизни и в различных видах деятельности.

При составлении конспектов занятий следует определить программное содержание, методы и приемы обучения. К конспектам занятий приложить использованные наглядные пособия по выбору учащегося.


Литература


  1. Л.Георгиев «Развитие дочисловых количественных оценок» - Дошкольное воспитание 1970г. №1.

  2. А.М.Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» М.Просвещение 1974г. стр. 54-83, 165-177, 189-205, 218-239, 260-281.

  3. Л.С.Метлина «Развитие элементарных математических представлений у детей в детском саду» - Дошкольное воспитание 1972г. №11.

  4. Л.С.Метлина «Математика в детском саду» М . Просвещение 1977г. стр. 13-28, 68-76, 127-143, 209-241.

  5. Программа «Балбобек»- Количество и счет.

  6. Е.И. Щербакова. Теория и методика математического развития дошкольников. Москва 2005г.

  7. Методика математического развития Н.И. Фреилах. ИД «Форум» -ИНФРА-М 2006г.

  8. Альтхауз Д. Дум Э «Цвет форма, количество».

  9. Морозова М. «Счет в жизни маленьких детей»

  10. Тарунтаева Т.В. «Развитие элементарных математических представленй дошкольников»



Вариант 8

Тема: Формирование представлений о величине у детей дошкольного возраста.

План

  1. Особенности восприятия величины предметов детьми дошкольного возраста.

  2. Требования «Программы воспитания в детском саду» по формированию у дошкольников представлений о величине.

  3. Методика работы по развитию представлений о величине.

  4. Составить два конспекта занятий, в программное содержание которых включена задача развития представлений о величине.

Методические указания

Раскрытие первого вопроса целесообразно начать с определения математического понятия «величина». Затем следует вскрыть физиологический механизм восприятия величины. На протяжении дошкольного возраста способность детей различать величину существенно изменяется. Следует рассказать об особенностях восприятия детьми величины, указать факты, определяющие изменения в развитии представлений о величине у детей.


Анализируя программные требования к знаниям детей о величине, необходимо дать сравнительную характеристику программного содержания знаний детей дошкольного возраста о величине, проследив их усложнение от второй младшей группы к подготовительной.

Рассказывая о методике работы по формированию у дошкольников представлений о величине, необходимо:

1) назвать этапы работы по формированию представлений о величине;

2) описать последовательность работы по формированию знаний о параметрах протяженности;

3) обосновать изменения в содержании и методике использования наглядного (демонстративного и раздаточного) материала.

Практическое задание предусматривает составление конспектов занятий:

1) на ознакомление детей конкретной возрастной группы с величиной предметов;

2) на закрепление представлений о величине.

В конспектах следует определить программное содержание, характер практической деятельности детей, вопросы к детям, наглядный материал. Наглядные пособия приложить к контрольной работе.

Литература


  1. Р.Березина «Формирование знаний о величине предметов у детей дошкольного возраста» - Дошкольное воспитание 1970г. №11.

  2. Р.Березина «Обучение детей подготовительной группы измерению» - Дошкольное воспитание 1976г. №2.

  3. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Под ред. Л.А.Венгера М.Просвещение 1973г.

  4. Н.Дробязго «Ознакомление детей старшей группы с величиной предметов»- Дошкольное воспитание 1973г. №4.

  5. Н.Куфко «Дидактические игры и развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет» - Дошкольное воспитание 1970г. №11.

  6. Т.Лаврентьева «Развитие глазомера у дошкольников» - Дошкольное воспитание 1969г. №1.
  7. А.М.Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» М.Просвещение 1974г. стр. 84-93.


  8. Л.С.Метлина «Формирование знаний о величине предметов» - Дошкольное воспитание 1973г. №5.

  9. Л.С.Метлина «Математика в детском саду» М.Просвещение 1977г. стр.28-31, 76-78, 143-148, 241-248.

  10. Е.И. Щербакова. Теория и методика математического развития дошкольников. Москва 2005г.

  11. Методика математического развития Н.И. Фреилах. ИД «Форум» -ИНФРА-М 2006г.

  12. Щербакова Е.И. «О математике малышом» Киев 1984.

  13. Индивидуализация в процессе обучения детей дошкольного возраста. 1992.



Вариант 9

Тема: Формирование у детей дошкольного возраста представлений.

План

  1. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур.

  2. Анализ программного содержания по разделу «форма».

  3. Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного возраста.

  4. Анализ работы по развитию представлений о форме у детей конкретной группы.

Методические указания

Раскрывая особенности восприятия дошкольниками формы предметов и геометрических фигур, следует показать:

а) как меняется на протяжении дошкольного возраста роль двигательного и зрительного анализаторов при восприятии детьми геометрической формы предмета;

б) какова роль чувственного опыта и второй сигнальной системы в развитии представлений о форме.

Анализируя «Программу воспитания в детском саду» по разделу «Форма», необходимо проследить нарастание и усложнение программных задач от группы к группе.

Характеризуя методику работы по развитию у детей представлений о форме, следует рассказать о последовательности в ознакомлении их с формой, о приемах обучения способам развлечения, обследования и сравнения геометрических фигур.

Для реализации задачи формирования представлений о форме в условиях детского сада необходимо планирование системы работы. Учащемуся следует сделать выписку из календарного плана воспитательно-образовательной работы с последующим анализом. При анализе важно обосновать целесообразность запланированных форм работы (занятий, дидактических игр и др.) с детьми конкретной возрастной группы.


Литература


  1. Л.А.Венгер «Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию» М.Просвещение 1973г.

  2. А.М.Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» М.Просвещение 1974г. стр. 93-98.

  3. Л.С.Метлина «Развитие у детей представлений о форме» - Дошкольное воспитание 1973г. №7.

  4. Л.С.Метлина «Знание детей о форме и величине предметов»- Дошкольное воспитание 1972г. №11.

  5. Л.С.Метлина «Математика в детском саду» М.Просвещение 1977г. стр. 31-34, 78-81, 148-152, 248-257.

  6. «Сенсорное восприятие в детском саду» Под ред. Н.П.Сакулиной и Н.Н.Плддьякова М.Просвещение 1969г.

  7. В.Сохина «Восприятие формы дошкольниками и конструирование» - Дошкольное воспитание 1974г. №2.

  8. «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду» Под ред. АП.Усовой и Н.П.Сакулиной М.Просвещение 1965г.

  9. Н.Туровская «Развитие знаний о форме» - Дошкольное воспитание 1973г. №4.



Вариант 10

Тема: Формирование пространственных представлений у дошкольников.

План

  1. Особенности пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста.

  2. Программные требования по разделу «Ориентировка в пространстве».

  3. Методика работы по развитию пространственных представлений у дошкольников.

  4. Составить картотеку дидактических игр, используемых в работе по развитию пространственных представлений у детей конкретной возрастной группы.

Методические указания

Характеризуя особенности восприятия пространства детьми дошкольного возраста, следует ответить на вопросы:

1) в чем заключается сложность восприятия пространства дошкольниками;

2) какова последовательность в освоении детьми систем отсчета при ориентировке в пространстве;


3) каковы особенности восприятия дошкольниками пространственных отношений между предметами.

Анализируя программный материал по разделу «Ориентировка в пространстве» учащийся дает сравнительную характеристику программного содержания по формированию пространственных представлений у детей (необходимо проследить усложнение их от второй младшей группы к подготовительной).

Рассказ о методике работы по формированию у дошкольников пространственных представлений должен содержать:

1) характеристику этапов работы по формированию у дошкольников представлений о пространстве и пространственных отношениях между предметами:

а) умение ориентироваться на себя;

б) умение ориентироваться на внешних предметах;

в) освоение и применение словесных систем отсчета по основным пространственным направлениям;

г) определение пространственного расположения предметов при определении на себя;

д) определение собственного положения в пространстве относительно разных предметов;

е) определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;

2) описание формы работы по развитию пространственных представлений у детей.

Составляя перечень дидактических игр и упражнений, учащийся должен кратко охарактеризовать каждую игру с точки зрения возможности ее использования в работе по формированию пространственных представлений у детей конкретной возрастной группы.


Литература


  1. Р.Говорова, О. Дьяченко «Формирование пространственных ориентировок у детей» - Дошкольное воспитание 1975г. №9.

  2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Под ред. Л.А.Венгера М.Просвещение 1973г.

  3. А.М.Леушина «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» М.Просвещение 1974г. стр. 106-115.
  4. Т.Мусейибова «Формирование пространственных ориентировок» - Дошкольное воспитание 1968г. №5.


  5. Л.С.Метлина «Математика в детском саду» М.Просвещение 1977г. стр. 35-37, 81-83, 152-158, 257-262.

  6. «Программа воспитания в детском саду» М.Просвещение 1976г. стр. 80, 102, 129, 156.

  7. Э.Степаненкова «Развитие пространственной ориентировки» - Дошкольное воспитание 1977г. №6.

  8. Е.И. Щербакова. Теория и методика математического развития дошкольников. Москва 2005г.

  9. Методика математического развития Н.И. Фреилах. ИД «Форум» -ИНФРА-М 2006г.

10. под ред. Ананьева Б.А. Ломова Б.Ф «проблемы восприятия пространства и пространственных представлении»

Контрольная работа по детской литературе

1-вариант

Тема: «Абай Кунанбаев»

ПЛАН

  1. Деятельность А. Кунанбаева, как детского писателя.

  2. Основные темы в произведениях А .Кунанбаева.

  3. Значение произведений А .Кунанбаева для разностороннего воспитания детей.

  4. Анализ произведения по выбору.


ЛИТЕРАТУРА

  1. «Антология».

  2. Назидания А. Кунанбаева.

  3. К. Шаймерденов

«Педагогические взгляды А. Кунабаева».


2-вариант


Тема: «Ибрай Алтынсарин»


ПЛАН

  1. Педагогическая деятельность и творчество И. Алтынсарина.

  2. Хрестоматия И. Алтынсарина.

  3. Анализ рассказа «Чувство жалости сильнее боли».


ЛИТЕРАТУРА

  1. А. Уразбеков «Этнические воззрения И. Алтынсарина».

  2. «Антология педагогической мысли Казахстана».


3-вариант

Тема: «К.Д. Ушинский»


ПЛАН

  1. Деятельность К.Д.Ушинского как детского писателя.
  2. Многообразие тематики произведений К.Д.Ушинского написанных для детей.


  3. Книга писателя «Детский мир».

  4. Анализ рассказа «Четыре желания».


ЛИТЕРАТУРА

  1. «Детская литература». М. «Просвещение» с.119-123

  2. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»

Р.И.Жуковская, Я.А.Пеньевская М. 1981 г.

3. «Хрестоматия для маленьких» Л.Н.Елисеева М. 1987г.

4. К.Д.Ушинский в 6 томах М. «Педагогика» 1989г.

4-вариант

Тема: «Л.Н.Толстой»

ПЛАН

  1. Роль Л.Н.Толстого в развитии детской литературы и детского чтения.

  2. Произведения писателя, доступные детям дошкольного возраста. Их воспитательная ценность. ( «Косточка», «Филлипок», «Птичка», «Котенок» ).

  3. Произведения для самых маленьких. ( «Пришла весна…», «Спала кошка на крыше…»).

  4. Анализ произведения «Два товарища».


ЛИТЕРАТУРА

  1. «Детская литература». Е.Е.Зубаревой М. «Просвещение». 1985г. с.129-138.

  2. «Детская литература». С.И.Николаева, И.Н. Арзамасцева.

  3. «Хрестоматия по детской литературе для детей старшего дошкольного возраста». Р.И.Жуковская, Л.А.Пеньевская. М. 1981г.

  4. «Хрестоматия для маленьких». Л.Н.Елисеева. М. 1987г.


5-вариант

Тема: «Творчество казахских писателей, поэтов Д.Дуйсенбинова, Б.А.Алимбаева, К.Балыбаева».

ПЛАН

  1. Современная литература писателей Казахстана для детей.

  2. Произведения писателей, поэтов вошедших в круг детского чтения.

  3. Анализ стихов Д.Дуйсенбинова ( по выбору ) «Пропажа», «Светлый день», «Однажды у речки», «Ох, устала я».

ЛИТЕРАТУРА
  1. Республиканский учебно-методический кабинет лаборатория дошкольного воспитания. Программные произведения детской художественной литературы ( методические рекомендации ). г.Алма-Ата 1988г.

  2. «Казахская литература» учебник хрестоматия. К Бейбытова. 1992г

6-вариант



<< предыдущая страница   следующая страница >>