Контрольная работа по предмету Формирование элементарных
математических представлений
Вариант 1
Тема: Основные принципы обучения детей дошкольного возраста элементам математики.
План
Характеристика дидактических принципов обучения.
Общеметодические требования к построению и проведению занятий по математике в детском саду.
Проанализировать календарный план занятий по развитию элементарных математических представлений у детей конкретной возрастной группы.
Методические указания
Характеризуя дидактические
принципы обучения, следует обосновать из как исходные положения, лежащие в основе методики обучения элементам математики в детском саду, показать своеобразие процесса обучения дошкольников элементам математических знаний, разнообразие форм организации обучения.
Занятия – ведущая форма обучения. Понимание принципов обучения поможет воспитателю правильно планировать и проводить занятия в детском саду. Рассказывая об общеметодических требованиях к построению и проведению занятий по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, необходимо показать:
1) как изменяется длительность и периодичность занятий от младшей к подготовительной группе;
2) чем определяется необходимость дробной подачи материала и комплексирования программных задач;
3) чем должен
руководствоваться воспитатель, планируя наглядные, словесные, практические и игровые методы и приемы обучения;
4) какова система работы по развитию элементарных математических представлений у детей.
Выполняя практическое задание, учащийся должен выписать из календарного плана воспитательно-образовательной работы конкретной возрастной группы программное содержание занятий по развитию элементарных математических представлений и проанализировать, какие дидактические принципы и почему положены в основу при планировании.
Литература:
«Дошкольная педагогика», под ред. В.И.Ядэшко и Ф.А.Сохина, М.Просвещение 1978г. стр. 202-208.
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», А.М.Леушина М. Просвещение, 1974г. стр. 23-25, 124-159.
«Математические знания и их роль в умственном развитии»- Дошкольное воспитание 1969г. №9.
Л.С.Метлина «Дидактические требования к знаниям по математике»- Дошкольное воспитание 1972г. №12.
Л.С.Метлина «Развитие элементарных математических представлений у детей в детском саду» - Дошкольное воспитание 1972г. № 11
Н.Пискарева «Развитие элементарных математических представлений в средней группе» - Дошкольное воспитание 1977г. №4.
Н.Пискарева «Развитие элементарных математических представлений в старшей группе» - Дошкольное воспитание 1978г. №8.
Е.И.Щербакова «Методика обучения математике в детском саду» 2000г.
Е.И. Щербакова. Теория и методика математического развития дошкольников. Москва 2005г.
Методика математического развития Н.И. Фреилах. ИД «Форум» -ИНФРА-М 2006г.
Математика от 3х до 7 (Учебно-методическое пособия для воспитатель детских садов).
Целищева И. «Математика-неотвлеченная наука». Дошкольное воспитание 200-№9
Вариант 2
Тема:
Использование наглядного материала в обучений детей элементарным математическим представлениям
План
Значение наглядности в обучении детей элементам математики.
Виды наглядного материала, используемого в работе по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.
Педагогические требования к наглядному материалу и его использованию на разных этапах обучения дошкольников элементарным математическим представлениям.
-
Подбор наглядных пособий для работы по развитию элементарных математических представлений у детей конкретной возрастной группы.
Методические указания
Принцип наглядности обучения – один из основных принципов дидактики. Рассказывая о
значении наглядного материала, учащийся должен обосновать необходимость его использования в работе по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.
Описывая виды наглядного материала, следует дать классификацию дидактических пособий по разделам математики, перечислить гигиенические и эстетические требования к подбору демонстрационного и раздаточного материала.
Правильное применения всех видов наглядности – один из путей повышения эффективности занятий в детском саду. Раскрывая третий вопрос, нужно показать, как следует изменить наглядный материал в зависимости от возраста детей, усложнения программных задач и этапа обучения детей элементарным математическим представлениям (на примере одного из разделов математики).
При выполнении практического задания необходимо продумать и обосновать подбор наглядного материала для работы по развитию элементарных математических представлений в конкретной группе в течение двух недель. При отсутствии необходимых наглядных пособий их следует изготовить, приложви затем к контрольной работе.
Литература
А.М.Леушина «Обучение счету в детском саду»М.Учпедгиз, 1961г. стр. 17-20.
А.М.Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» М.Просвещение 1974г. стр. 135-139, 343-365.
Л.С.Метлина «Дидактические требования к занятиям по математике» - Дошкольное воспитание 1972г. № 12.
Н.Пискарева «Развитие элементарных представлений во второй младшей группе» - Дошкольное воспитание 1976г. №2.
Л.С.Метлина «Математика в детском саду» М.Просвещение 1977г.
Е.И. Щербакова. Теория и методика математического развития дошкольников. Москва 2005г.
-
Методика математического развития Н.И. Фреилах. ИД «Форум» -ИНФРА-М 2006г.
Математика от 3х до 7 (Учебно-методическое пособия для воспитатель детских садов).
Целищева И. «Математика-неотвлеченная наука». Дошкольное воспитание 200-№9
Вариант 3
Тема: Эффективные методы и приемы обучения детей дошкольного возраста элементам математики.
План
Характеристика методов и приемов обучения дошкольников.
Использование разнообразных методов и приемов развивающего обучения на занятиях по математике в детском саду.
Составить пять-шесть конспектов занятий по развитию элементарных математических представлений у детей конкретной возрастной группы.
Методические указания
Раскрывая первый вопрос, учащемуся следует:
1) перечислить и охарактеризовать методы обучения;
2) обосновать важность комплексного использования методов обучения в
работе по формированию у дошкольников представлений и понятий;
3) доказать необходимость использования методов развивающего обучения
для решения задач математического развития детей;
Умелое использование разнообразных методов и приемов обучения – одно из условий эффективности в работе по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.
Освещая второй вопрос, необходимо:
1) указать требования к использованию методов и приемов обучения на занятиях по развитию элементарных математических представлений;
2) обосновать роль различных методов обучения в работе по формированию у дошкольников представлений о количестве, форме, величине.
Практическое задание заключается в составлении пяти-шести конспектов занятий по развитию элементарных математических представлений у детей конкретной возрастной группы. В конспектах должны быть указаны программные задачи, характер наглядного (демонстративного и раздаточного) материала, отражено содержание словесных обращений воспитателя к детям и определены особенности организации самостоятельной деятельности детей (у стола воспитателя и на местах) на занятии.
Литература
А.М.Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» М.Просвещение 1974г. стр. 19-28.
А.М.Леушина «Математические занятия и их роль в умственном развитии» - Дошкольное воспитание 1969г. №9.
Л.С.Метлина «Дидактические требования к занятиям по математике» - Дошкольное воспитание 1972г. №12.
Л.С.Метлина «Математика в детском саду» М.Просвещение 1977г. стр.10-12, 65-66, 123-125, 207.
Т.Мусейибова «Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам»- Дошкольное воспитание 1971г. №5.
Н.Поддьякова «Методы умственного воспитания в детском саду» - Дошкольное воспитание 1973г. №9.
Е.И. Щербакова. Теория и методика математического развития дошкольников. Москва 2005г.
Методика математического развития Н.И. Фреилах. ИД «Форум» -ИНФРА-М 2006г.
Математика от 3х до 7 (Учебно-методическое пособия для воспитатель детских садов).
Целищева И. «Математика-неотвлеченная наука». Дошкольное воспитание 200-№9
Ерофеева Т.И. «Дети у истоков математики» М.1994г.
Вариант 4
Тема:
Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию элементарных математических представлений у детей-дошкольников.
План
Дидактическая игра в системе дошкольного обучения.
Требования к подбору и использованию дидактических игр и занимательных упражнений в работе по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.
Разработать две-три дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей конкретной возрастной группы.
Методические указания
Рассказывая о необходимости использования дидактических игр в системе дошкольного обучения, следует:
1) охарактеризовать структуру дидактической игры;
2) показать роль и функции дидактической игры в математическом развитии дошкольника;
3) дать краткую характеристику дидактическим играм и занимательным упражнениям по дошкольной математике;
4) показать место дидактической игры в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Раскрывая второй вопрос, следует определить взаимосвязь планирования дидактических игр с возрастными особенностями детей и с этапом обучения элементарным математическим представлениям.
В ответе необходимо на конкретный материал.
Характеризовать систему работы по использованию игр и упражнений можно на примере одного их разделов математики. Например, если учащийся рассматривает методику использования дидактических игр и занимательных упражнений по разделам «Форма» и «Величина» во второй младшей и средней группах, то ему нужно показать последовательность использования игр для ознакомления детей с формой и величиной предмета, вскрыть специфику игр на усвоение геометрических фигур, на сопоставление формы предметов с геометрическими образцами, на анализ сложной формы, на усвоение соотношения предметов по величине и по отдельным измерениям, на развитие глазомера у дошкольников.
Практическое задание заключается составлений двух-трех дидактических игр для работы по одному из разделов программы по развитию элементарных математических представлений (рекомендации к их использованию следует приложить).
Литература:
В.Н.Аванесова «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» В.сб. Умственное воспитание дошкольника М.Педагогика 1972г. стр. 52-84.
З.Грачева «Использование логических задач в умственном развитии дошкольников» - Дошкольное воспитание 1975г. №11.
-
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л.А.Венгера М.Просвещение 1973г.
Н.Куфко «Дидактические игры и развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет»- Дошкольное воспитание 1970г. №11.
А.М.Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» М.Просвещение 1974г. стр. 140-149.
Л.Метлина «Развитие элементарных математических представлений у детей в детском саду»- Дошкольное воспитание 1972г. №11.
Т.Мусейибова «Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам» - Дошкольное воспитание 1971г. №5.
Программа воспитания в детском саду – М.Просвещение 1976г.
Л.Фесюкова «Обучение счету»- Дошкольное воспитание 1971г. №9.
Е.И. Щербакова. Теория и методика математического развития дошкольников. Москва 2005г.
Методика математического развития Н.И. Фреилах. ИД «Форум» -ИНФРА-М 2006г.
Математика от 3х до 7 (Учебно-методическое пособия для воспитатель детских садов).
Целищева И. «Математика-неотвлеченная наука». Дошкольное воспитание 200-№9
А.И.Сорокина «Дидактические игры в детском саду».
Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием М. Просвещение 1987г.
Вариант 5
Тема:
Своеобразие работы по развитию элементарных математических
представлений в группе детей третьего года жизни.
План
Характеристика психического развития детей третьего года жизни.
Особенности организации и содержание работы по развитию элементарных математических представлений в первой младшей группе.
Составить шесть-семь конспектов занятий.
Методические указания.
Раскрывая характер психической деятельности детей двух-трех лет жизни необходимо описать особенности из познавательной деятельности (уровень развития сенсорных процессов, мышления, речи и т.д.)
Освещая второй вопрос, следует:
1. Раскрыть педагогические требования к организации обучения в группе детей третьего года жизни.
2. Рассказать об особенностях организации практической деятельности детей с предметными множествами.
3. Охарактеризовать своеобразие и содержание работы по накоплению у детей опыта в различении величины и формы предметов, в освоении пространственных отношений.
Выполняя практическое задание, учащийся должен составить шесть-семь конспектов занятий по развитию элементарных математических представлений у детей младшей группы. В конспектах должны быть определены программные задачи, характер организации детей, перечень используемого наглядного материала
Литература
В.Н.Аванесова «Обучение самых маленьких в детском саду» М.Учпедгиз 1961г.
Н.М.Аксарина «Воспитание детей раннего возраста» - М.Медицина 1977г.
В.В.Данилова «Количественные представления. В кн. Воспитание детей раннего возраста» Под ред. Г.Л.Ляминой М.Просвщение 1976г. стр. 139-145.
Е.И.Щербакова «Методика обучения математике в детском саду» стр. 102-115.
Е.И. Щербакова. Теория и методика математического развития дошкольников. Москва 2005г.
Методика математического развития Н.И. Фреилах. ИД «Форум» -ИНФРА-М 2006г.
Дошкольная педагогика Нулликова Н.А, Козлова С.А.
Носова Е.А. «Использование игровых методов в формировании у дошкольников математических представлений Л.1990г.
Вариант 6
Тема: Формирование представлений о количестве у детей четвертого года жизни.
План
Особенности восприятия множества детьми второй младшей группы.
Требования «Программы воспитания в детском саду» по формированию представлений о количестве у детей второй младшей группы.
-
Методические приемы формирования знаний о количестве у детей.
Проанализировать работу по развитию представлений о количестве у детей конкретной возрастной группы на протяжении шести-восьми занятий.
Методические указания
Множественно- теоретический подход – основа обучения математике на всех возрастных этапах. Ранний дошкольный возраст – начальный период формирования представлений о множестве. Рассказывая об особенностях восприятия множествах детьми младшего дошкольного возраста, необходимо:
1) дать характеристику восприятия детьми границ множества, каждого его элемента;
2) показать своеобразие восприятия детьми множества, расположенного в виде числовой фигуры;
3) определить роль цвета элементов при восприятии множества, представленного в виде числовой фигуры.
Описывая методические приемы формирования у детей представлений о количестве, следует рассказать об изменениях в использовании наглядных форм обучения, о последовательности овладения детьми разными способами сравнения двух групп предметов (наложение, приложение), о переходе от сравнения равных к сравнению неравных групп по количеству входящих в них предметов.
Практическое задание заключается в анализе самостоятельно осуществленной работы по формированию у детей представлений о количестве. При анализе необходимо указать:
а) характер программных задач;
б) подбор дидактического материала;
в) приемы обучения;
г) степень самостоятельности детей в деятельности со множествами;
д) трудности, возникшие при усвоении детьми программного материала.
Конспекты занятий должны быть приложены к контрольной работе.
Литература
Е.Башарина «Формирование первоначальных математических представлений» - Дошкольное воспитание 1970г. №1.
Л.Георгиев «Развитие дочисловых количественных оценок» - Дошкольное воспитание 1964г. №6.
-
А.М.Леушина «Обучение счету в детском саду» М.П�