Приложение № 2
Развитие исследовательских способностей (разработки групповых занятий) на экскурсиях или после них
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
-
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Работа осуществляется по принципу “концентрических кругов”. Пройдя первый круг в первом классе, целесообразно вернуться к аналогичным занятиям во 2, 3, 4 классах, но задания должны усложняться от класса к классу.
Предлагаем примерную разработку групповых занятий.
1. Тема: Развитие умений видеть проблемы.
Цель: учить учащихся смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения, видеть проблему, творчески мыслить.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Объявление темы.
2. Вступительное слово учителя.
Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблемы – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить её. Одно из важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять
собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
3. Выполнение заданий.
а) Чтение детям неоконченного рассказа:
“
Утром небо покрылось черными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …”
Продолжите рассказ, посмотрите на эту ситуацию глазами разных участников событий и сторонних наблюдателей. Распределим роли.
Ты ребёнок и просто гуляешь во дворе с друзьями.
Ты водитель грузовика, едущего по дороге.
Ты лётчик, отправляющийся в полёт.
Ты аким города.
Ты ворона, сидящая на дереве.
Ты зайчик (или лисичка) в лесу.
- Как вы отнесётесь к появлению снега?
в) Будем учиться смотреть на мир “другими глазами”.
Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком какой-нибудь профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.
(Можно письменно, можно устно провести работу).
г) “Метод шести думательных шляп” (разработал известный психолог – Эдвард де Боно). Для того чтобы научиться решать творческие задачи, он предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз.
- Сейчас, дети, вы будете мысленно (можно и по-настоящему) снимать, и надевать шляпы разных цветов, каждая из которых задаёт определённое направление мышлению. Шляпы различаются по цвету.
Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?
Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Чёрная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Осуществима ли эта идея?
Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты?
Зелёная шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности, альтернативы. Что можно предпринять в данном случае?
Синяя шляпа – размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага.
Тема для обсуждения “Отношения в классе”. (Можно любую тему взять, главное, чтобы она была интересна детям на данный момент).
4. Итог занятия.
- Что сегодня нового узнали на занятии?
2. Тема: Развитие умений выдвигать гипотезы.
Цель: учить выдвигать гипотезы, строить предположения, развивать оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, личностные качества, такие как решительность и смелость.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Объявление темы.
2. Вступительное слово учителя.
- Слово “гипотеза” происходит от латинского hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза – это предположение, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться.
3. Задание для детей.
- Давайте вместе подумаем, как птицы узнают дорогу на юг?
Ответы учащихся.
- Бывают неправдоподобные гипотезы или провокационные идеи. Например: “Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса”.
- Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. Обычно используют следующие слова:
Может быть;
Предположим;
Допустим;
Возможно;
Что если…
Упражнения на обстоятельства.
- При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
письменный стол;
нефтяное месторождение;
игрушечный кораблик;
апельсин;
мобильный телефон;
проект постройки дома;
чайник;
реактивный самолёт;
букет ромашек;
охотничья собака.
- Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов.
- При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
- Найдите возможную причину события.
Звонят колокола.
Трава во дворе пожелтела.
Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом.
Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги.
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
Друзья поссорились.
- Что бы произошло?
Если воробьи стали размером с больших орлов.
Если люди стали в несколько раз меньше.
4. Итог.
- Что на занятии понравилось больше всего.
3. Тема: Развитие умений задавать вопросы.
Цель: формирование умений задавать вопросы, пробуждать потребность в познании, приобщать к умственному труду.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Объявление темы.
2. Вступительное слово учителя.
- Вопросы можно поделить на две большие группы:
1. Уточняющие. Верно ли, что. … Надо ли создавать… Должен ли…
Сложные вопросы состоят фактически из нескольких вопросов. Например: “Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному?”
2. Восполняющие.
Они обычно включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и др. Например: Где можно построить спроектированный тобой дом? – перед нами простой, направленный на восполнение недостающего знания вопрос.
Кто, когда и где может построить этот дом? – пример сложного вопроса.
Вопросы могут быть корректными и некорректными.
3. Упражнения.
- Перед вами картинка, на которой изображён медведь. Задайте ему вопросы.
- Перед вами картинка, на которой изображён врач. Какие вопросы он может задать вам?
Игра – “угадай, о чём спросили”.
Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: “Вы любите спорт?”. Ребёнок отвечает: “Я люблю спорт”. Всем надо догадаться, каким был вопрос. Повторять вопрос при ответе нельзя.
Какой окрас обычно имеют лисы?
Почему совы охотятся ночью?
Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона?
Почему космонавт надевает в космосе скафандр?
Чем питаются в космосе космонавты?
Почему пригородные поезда называют “электричками”?
Что такое конвейер?
Почему главную площадь нашей страны называют Красной?
Игра – “вопросы машине времени”.
- Задайте три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.
Игра – “вопросы домашних животных”.
- Попугаю Гоше стало скучно в клетке. Он решил задать несколько вопросов своему хозяину Сереже. Но говорил он плохо и знал только первые слова, с которых вопросы начинаются:
Кто…?
Что…?
Когда…?
Где…?
Как…?
Почему…?
А вот как дальше? Помоги Гоше задать вопросы хозяину.
4. Итог.
- О чём бы вы хотели спросить меня?
Для учителя.
Уровни креативной постановки вопросов
(Израильский психолог Эрика Ландау – специалист в области обучения одарённых детей)
Куда дальше?
|
Вопрос, ориентированный на будущее.
|
Что правильно, а что нет?
|
Оценочный вопрос.
|
Что было бы, если бы?
|
Воображаемый вопрос.
|
Что я чувствую, что я знаю?
|
Субъективный вопрос.
|
Почему, кто, как, что делает?
|
Каузальный вопрос.
|
Кто, как, что, где, когда?
|
Описательный вопрос.
|
Желательно, чтобы вначале, на первых уровнях столкновения начинающего исследователя с проблемой, ставились описательные вопросы. Они более связаны с настоящим и описывают ситуацию – “здесь и сейчас”. Это позволяет её осмыслить.
.
Приложение № 3
Формы презентаций экскурсионного материала.
Урок-экскурсия не ограничивается только проведением. На развитие ключевых компетенций учащихся влияют и формы отчета об экскурсии.
Составить рассказ о том, что увидел(а) на экскурсии глазами разных участников и сторонних наблюдателей.
Ты ребёнок (четырех-пяти лет).
Ты водитель грузовика, едущего по дороге.
Ты лётчик, отправляющийся в полёт.
Ты Аким города.
Ты ворона, сидящая на дереве.
Ты зайчик (или лисичка).
Выпуск газеты: «Где мы были, что мы видели», «Как машины облегчают труд людей».
Электронная презентация.
-
Составление кроссвордов, ребусов.
5. Оформить альбом из рисунков «Профессии наших родителей».
6. Дети зарисовывают свои наблюдения, подбирают и записывают краткие характерные сведения, делают выводы, что природе угрожает, и предлагают необходимые мероприятия по спасению. Эти записи можно собирать в течение учебного года и создать книгу.
7. Оформить альбом из зарисовок, записей, выполненных во время экскурсии.
8. Будем учиться смотреть на мир “другими глазами”.
Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком какой-нибудь профессии. Опишите свои впечатления об экскурсии. (Можно письменно, можно устно провести работу).
9. “Метод шести думательных шляп” (разработал известный психолог – Эдвард де Боно). Не пытаться сделать все сразу, а выполняйте по одному мыслительному действию за один раз. Шляпы различаются по цвету.
Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима на экскурсии?
Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу увиденного на экскурсии?
Чёрная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.
Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем нужны эти знания? Где могу использовать, полученные знания? Каковы будут результаты?
Зелёная шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности, альтернативы. Какую информацию можешь предложить своим одноклассникам по теме экскурсии?
Синяя шляпа – размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов. Определение следующего мыслительного шага.
Составление словаря профессий.
Сочинения-миниатюры.
12. Заполнить таблицу:
-
Что я знал до экскурсии
|
Что я узнал на экскурсии
|
Что я хочу еще узнать по данной теме
|
-
Заполнение учащимися диагностической карты тематического проектирования:
Критерии оценки
|
Самооценка
|
Оценка педагога
|
Оценка одноклассников
|
|
|
1. Достигнутый результат (из 5 баллов)
|
|
|
|
|
|
2. Оформление проекта
(из 5 баллов)
|
|
|
|
|
|
Защита
проекта
|
3. Представление
(из 5 баллов)
|
|
|
|
4. Ответы на вопросы
(из 5 баллов)
|
|
|
|
|
|
Процесс
проектирования
|
5. Способ приобретения знаний
(из 5 баллов)
|
|
|
|
6. Творчество
(из 5 баллов)
|
|
|
|
7. Практическая деятельность
(из 5 баллов)
|
|
|
|
8. Умение работать в команде
(из 5 баллов)
|
|
|
|
ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
Среднеарифметическая величина
|
|
|
|
|
|
35 из 40 «5»
30 из 40 «4»
от 20 до 30 «3»
менее 20 «2»
|
.
ОЦЕНКА
|
Приложение 4