https://electroinfo.net

girniy.ru 1 ... 5 6 7 8 9

Приложение № 2

Развитие исследовательских способностей (разработки групповых занятий) на экскурсиях или после них

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска:


  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Работа осуществляется по принципу “концентрических кругов”. Пройдя первый круг в первом классе, целесообразно вернуться к аналогичным занятиям во 2, 3, 4 классах, но задания должны усложняться от класса к классу.

Предлагаем примерную разработку групповых занятий.

1. Тема: Развитие умений видеть проблемы.

Цель: учить учащихся смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения, видеть проблему, творчески мыслить.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Объявление темы.

2. Вступительное слово учителя.

Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблемы – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить её. Одно из важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

3. Выполнение заданий.

а) Чтение детям неоконченного рассказа:

Утром небо покрылось черными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …”

Продолжите рассказ, посмотрите на эту ситуацию глазами разных участников событий и сторонних наблюдателей. Распределим роли.


Ты ребёнок и просто гуляешь во дворе с друзьями.

Ты водитель грузовика, едущего по дороге.

Ты лётчик, отправляющийся в полёт.

Ты аким города.

Ты ворона, сидящая на дереве.

Ты зайчик (или лисичка) в лесу.

- Как вы отнесётесь к появлению снега?

в) Будем учиться смотреть на мир “другими глазами”.

Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком какой-нибудь профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.

(Можно письменно, можно устно провести работу).

г) “Метод шести думательных шляп” (разработал известный психолог – Эдвард де Боно). Для того чтобы научиться решать творческие задачи, он предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз.

- Сейчас, дети, вы будете мысленно (можно и по-настоящему) снимать, и надевать шляпы разных цветов, каждая из которых задаёт определённое направление мышлению. Шляпы различаются по цвету.

Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?

Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Чёрная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Осуществима ли эта идея?

Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты?

Зелёная шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности, альтернативы. Что можно предпринять в данном случае?

Синяя шляпа – размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага.

Тема для обсуждения “Отношения в классе”. (Можно любую тему взять, главное, чтобы она была интересна детям на данный момент).


4. Итог занятия.

- Что сегодня нового узнали на занятии?


2. Тема: Развитие умений выдвигать гипотезы.

Цель: учить выдвигать гипотезы, строить предположения, развивать оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, личностные качества, такие как решительность и смелость.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Объявление темы.

2. Вступительное слово учителя.

- Слово “гипотеза” происходит от латинского hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза – это предположение, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться.

3. Задание для детей.

- Давайте вместе подумаем, как птицы узнают дорогу на юг?

Ответы учащихся.

- Бывают неправдоподобные гипотезы или провокационные идеи. Например: “Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса”.

- Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. Обычно используют следующие слова:

Может быть;

Предположим;

Допустим;

Возможно;

Что если…

Упражнения на обстоятельства.

- При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

письменный стол;

нефтяное месторождение;

игрушечный кораблик;

апельсин;

мобильный телефон;

проект постройки дома;

чайник;

реактивный самолёт;

букет ромашек;

охотничья собака.


- Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов.

- При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

- Найдите возможную причину события.

Звонят колокола.

Трава во дворе пожелтела.

Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом.

Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги.

Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

Друзья поссорились.

- Что бы произошло?

Если воробьи стали размером с больших орлов.

Если люди стали в несколько раз меньше.

4. Итог.

- Что на занятии понравилось больше всего.


3. Тема: Развитие умений задавать вопросы.

Цель: формирование умений задавать вопросы, пробуждать потребность в познании, приобщать к умственному труду.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Объявление темы.

2. Вступительное слово учителя.

- Вопросы можно поделить на две большие группы:

1. Уточняющие. Верно ли, что. … Надо ли создавать… Должен ли…

Сложные вопросы состоят фактически из нескольких вопросов. Например: “Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному?”

2. Восполняющие.

Они обычно включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и др. Например: Где можно построить спроектированный тобой дом? – перед нами простой, направленный на восполнение недостающего знания вопрос.

Кто, когда и где может построить этот дом? – пример сложного вопроса.

Вопросы могут быть корректными и некорректными.

3. Упражнения.

- Перед вами картинка, на которой изображён медведь. Задайте ему вопросы.

- Перед вами картинка, на которой изображён врач. Какие вопросы он может задать вам?


Игра – “угадай, о чём спросили”.

Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: “Вы любите спорт?”. Ребёнок отвечает: “Я люблю спорт”. Всем надо догадаться, каким был вопрос. Повторять вопрос при ответе нельзя.

Какой окрас обычно имеют лисы?

Почему совы охотятся ночью?

Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона?

Почему космонавт надевает в космосе скафандр?

Чем питаются в космосе космонавты?

Почему пригородные поезда называют “электричками”?

Что такое конвейер?

Почему главную площадь нашей страны называют Красной?

Игра – “вопросы машине времени”.

- Задайте три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.

Игра – “вопросы домашних животных”.

- Попугаю Гоше стало скучно в клетке. Он решил задать несколько вопросов своему хозяину Сереже. Но говорил он плохо и знал только первые слова, с которых вопросы начинаются:

Кто…?

Что…?

Когда…?

Где…?

Как…?

Почему…?

А вот как дальше? Помоги Гоше задать вопросы хозяину.

4. Итог.

- О чём бы вы хотели спросить меня?

Для учителя.

Уровни креативной постановки вопросов

(Израильский психолог Эрика Ландау – специалист в области обучения одарённых детей)


Куда дальше?

Вопрос, ориентированный на будущее.

Что правильно, а что нет?


Оценочный вопрос.

Что было бы, если бы?

Воображаемый вопрос.

Что я чувствую, что я знаю?

Субъективный вопрос.

Почему, кто, как, что делает?

Каузальный вопрос.

Кто, как, что, где, когда?

Описательный вопрос.

Желательно, чтобы вначале, на первых уровнях столкновения начинающего исследователя с проблемой, ставились описательные вопросы. Они более связаны с настоящим и описывают ситуацию – “здесь и сейчас”. Это позволяет её осмыслить.

.


Приложение № 3

Формы презентаций экскурсионного материала.

Урок-экскурсия не ограничивается только проведением. На развитие ключевых компетенций учащихся влияют и формы отчета об экскурсии.

  1. Составить рассказ о том, что увидел(а) на экскурсии глазами разных участников и сторонних наблюдателей.

Ты ребёнок (четырех-пяти лет).

Ты водитель грузовика, едущего по дороге.

Ты лётчик, отправляющийся в полёт.

Ты Аким города.

Ты ворона, сидящая на дереве.

Ты зайчик (или лисичка).

  1. Выпуск газеты: «Где мы были, что мы видели», «Как машины облегчают труд людей».

  2. Электронная презентация.

  3. Составление кроссвордов, ребусов.

5. Оформить альбом из рисунков «Профессии наших родителей».

6. Дети зарисовывают свои наблюдения, подбирают и записывают краткие характерные сведения, делают выводы, что природе угрожает, и предлагают необходимые мероприятия по спасению. Эти записи можно собирать в течение учебного года и создать книгу.


7. Оформить альбом из зарисовок, записей, выполненных во время экскурсии.

8. Будем учиться смотреть на мир “другими глазами”.

Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком какой-нибудь профессии. Опишите свои впечатления об экскурсии. (Можно письменно, можно устно провести работу).

9. “Метод шести думательных шляп” (разработал известный психолог – Эдвард де Боно). Не пытаться сделать все сразу, а выполняйте по одному мыслительному действию за один раз. Шляпы различаются по цвету.

Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима на экскурсии?

Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу увиденного на экскурсии?

Чёрная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.

Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем нужны эти знания? Где могу использовать, полученные знания? Каковы будут результаты?

Зелёная шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности, альтернативы. Какую информацию можешь предложить своим одноклассникам по теме экскурсии?

Синяя шляпа – размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов. Определение следующего мыслительного шага.


  1. Составление словаря профессий.

  2. Сочинения-миниатюры.

12. Заполнить таблицу:


Что я знал до экскурсии

Что я узнал на экскурсии

Что я хочу еще узнать по данной теме
  1. Заполнение учащимися диагностической карты тематического проектирования:





Критерии оценки

Самооценка

Оценка педагога

Оценка одноклассников

1. Достигнутый результат (из 5 баллов)










2. Оформление проекта

(из 5 баллов)











Защита

проекта

3. Представление

(из 5 баллов)










4. Ответы на вопросы

(из 5 баллов)











Процесс

проектирования

5. Способ приобретения знаний

(из 5 баллов)










6. Творчество

(из 5 баллов)








7. Практическая деятельность

(из 5 баллов)










8. Умение работать в команде

(из 5 баллов)












ИТОГО:












Среднеарифметическая величина











35 из 40 «5»

30 из 40 «4»

от 20 до 30 «3»

менее 20 «2»

.


ОЦЕНКА
Приложение 4



<< предыдущая страница   следующая страница >>