https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 8 9


Рудный қаласы әкімдігінің «Рудный қалалық білім беру бөлімі» ММ

ГУ «Рудненский городской отдел образования» акимата города Рудного








Природоведческие

и

краеведческие

экскурсии

1-4 классы





Методические рекомендации

уроков-экскурсий

по познанию мира

для учителя









Содержание



Пояснительная записка

3

Количество проведения экскурсий по познанию мира

4

Примерное тематическое планирование уроков-экскурсий по познанию мира

4

1 класс

"Мир растений и животных"

5-8

"Учись наблюдать"

8-10

"Наблюдение за влиянием сезонных изменений в жизни растений и животных"

10-14


"Сезонные изменения в природе весной. Учись наблюдать"

14-18

2 класс




"Осенние изменения в жизни растений и животных"

18-20

"Учись трудиться"

20-21

Сезонные изменения в природе зимой. Учись наблюдать"

21-24

3 класс

"Наблюдение за формой облаков"

24-25

"Ознакомление со слоями горных пород"

26-28

"Ознакомление с многообразием мира растений. Изменение в жизни растений в зимнее время года"

29-30

4 класс

"Ознакомление с рельефом местности. Холм"

30-35

"Ознакомление с рельефом местности. Овраг"

35-37

"Растения и животные степей"

37-39

"Водоем"

39-40

Приложение №1 Примерные разработки коллективных проектов после проведения экскурсий

41-57

Приложение №2 Развитие исследовательских способностей (разработки групповых занятий) на экскурсиях или после них

58-61


Приложение №3 Формы презентаций экскурсионного материала.

62

Приложение 4 Формы оценивания

63-65

Заключение

66

Список литературы для учителя

67

Список литературы для учеников

68



Пояснительная записка

Практическая часть содержит 15 моделей разнообразных уроков с 1-го по 4-й классы. Их количество соответствует Стандарту. В сборнике методических рекомендаций предложены, как указания к урокам, так и некоторые детальные разработки уроков. При этом, учитель, творчески подходя к работе, и учитывая особенности подготовки учащихся, может самостоятельно определить вопросы содержания и структуры урока.

В модели каждого урока предлагается большое разнообразие заданий для детей: стихи, загадки, пословицы, поговорки, творческие задания, викторины, шуточные задания к теме экскурсии, справочный материал для учителя.

Урок-экскурсия не ограничивается только проведением. На развитие ключевых компетенций учащихся влияют и формы отчета об экскурсии. Наиболее эффективные формы отчета включены в пособие: разработки групповых занятий на развитие исследовательских способностей, игры – экскурсионные тренинги на развитие памяти в ходе экскурсий. Кроме того, представлены более 10 форм обработки экскурсионного материала.

Названные способы организации работы с детьми позволяют в полной мере реализовать компетентностный подход в образовании.

Экскурсия - это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Следовательно, экскурсия, как форма обучения, решает целый ряд, комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.


Экскурсия, ставя учащихся лицом к лицу с изучаемым объектом, иллюстрирует словесные образы, замещает схематические образы, сложившиеся у учащихся под воздействием наглядных пособий, дает учащимся правильное наглядное представление об истинном соотношении предметов и явлений в жизни; способствует приобретению ребенком новых знаний при максимальной наглядности на основе непосредственного наблюдения предметов и явлений.

Важное значение имеют экскурсии в воспитательном отношении. Только на экскурсии ученики приучаются смотреть на природу как на нечто живое, убеждаются в необходимости активной охраны ее как по экологическим, так и по гуманистическим мотивам. Любовь к природе возникает при непосредственном общении учащихся с самой природой, с многообразием ее фирм, линий; красок, звуков, образов". Только на экскурсии можно показать школьникам неповторимую красоту отдельных ландшафтов, растений, животных. Воспитание бережного отношения к природе должно основываться на понимании природы как единого целого, взаимосвязи природы и человека. Экскурсия также имеет огромное влияние на воспитание самостоятельности у школьников. Экскурсию можно и нужно рассматривать и как элемент, способствующий развитию личности ребенка.

Представленные в сборнике разработки уроков-экскурсий апробированы и успешно используются в учебно-воспитательном процессе.


Количество проведения экскурсий по познанию мира


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

4

3

3

3


Примерное тематическое планирование уроков-экскурсий по познанию мира


№ уроков

Вид экскурсии


Тема программы

Место проведение

1 - класс

1.

вводная

"Наблюдение за животными и растениями"

парк

2.

текущая

"Учись наблюдать"

пришкольный участок

3.

обобщающая

"Наблюдение за влиянием сезонных изменений в жизни растений и животных"

парк

4.

обобщающая

"Сезонные изменения в природе весной. Учись наблюдать".

парк

2 - класс

1.

вводная

"Осенние изменения в жизни растений и животных"

парк

2.

текущая

"Учись трудиться"

школьная мастерская

3.

обобщающая

"Сезонные изменения в природе зимой. Учись наблюдать"


парк

3 - класс

1.

текущая

"Наблюдение за формой облаков"

парк

2.

текущая

"Ознакомление со слоями горных пород"

карьер

3.

обобщающая

"Ознакомление с многообразием мира растений. Изменение в жизни растений в зимнее время года"

парк

4 – класс

1.

текущая

«Ознакомление с рельефом местности. Холм»

холм

2.

текущая

«Ознакомление с рельефом местности. Овраг»

овраг

3.

тематическая

«Растительный и животный мир Казахстана»

музей

4.

текущая

«Водоем»

река Тобол



1 класс

Экскурсия в парк

Тема: Наблюдение за животными и растениями.

 Цель: - наглядно показать детям приход осени  и изменения в растительном и животном


мире;

- воспитывать в детях наблюдательность, любовь и бережное отношение к природе.

Задачи урока:

1. Дети должны понять, что осенью растения готовятся к новой жизни, готовятся отдохнуть, чтобы вновь жить, цвести.

2. Один из признаков живой природы - размножение - должно стать понятным на примере семян цветка.

3. Признак живой природы - смерть должна быть понятна, как продолжение жизни.

Растение погибает, оставив семена. Значит оно живо, жизнь продолжается: из одного цветка получилось много семян, будет много растений.


Базовые знания. Осенние изменения в природе. Деревья, кус­тарники, травы. Птицы перелетные и зимующие, дикие животные.

Опорные знания. Живая и неживая природа, предме­ты, сделанные руками человека.


Оборудование урока:

1. Стихи об осени, которые дети подобрали, готовясь к экскурсии.

2. Мольберты для зарисовок.

3. Папки для сбора осенних листьев.

  Литература

1.       Где ты ходишь, осень: Сборник стихов. М.: Детская литература, 1989.

2.       Лесные хоромы. Стихи для детей. М.: Детская литература, 1990.

 

 Ход урока

     Погружение в урок

 Информация для учителя

      Хорошо, если экскурсия проводится  в таком месте, где можно понаблюдать за лесными жителями (белками, насекомыми, птицами) и полюбоваться открытой местностью, увидеть краски осеннего ландшафта, линию горизонта, ощутить простор и величие природы.

1. Рассматривание цветов, трав, кустарников, деревьев

 

Дети, мы сегодня пришли сюда не случайно. Мы пришли работать и отдыхать одновременно. Мы будем  любоваться окружающей нас  осенней природой.  Природа всегда дает силы и здоровье человеку. Общение с природой вдохновляет человека на добрые дела, на творчество. Будьте внимательны, и природа откроет вам свои секреты, доверит тайны. Вы узнаете, когда природа работает и отдыхает, в чем секрет увядания осенней природы. Попробуйте отгадать как можно больше загадок, которые вам загадает осенняя природа.


Учитель читает стихи, предложив ребятам попробовать взглядом найти в окружающей природе то, о чем идет речь в стихах.

 Посмотрите вокруг.

Воздух чист и прохладен.

Лес  - приятель и друг,

Аромат его сладок, приятен.

 

Но прохладно, и травка завяла,

Это правильно - осень настала.

Вот цветок лепестки уронил,

А ведь летом он цвел, замечательно жил.

Но цветочек продолжит свой путь,

Просто осенью он решил отдохнуть.

В почве он почку оставил , чтоб жизнь продолжать

А весною красавцу  цветку  не придется скучать.

Влажность повышена, часты дожди,

Ты подальше в лесок по тропинке иди.

Птиц еле слышно, их звуки редки,

Кое-где на полянке ты встретишь грибки.

 

Их пора отошла, но до новой  поры,

Вновь дождутся они дождя и жары.

У березы листва потерялась,

Без листвы береза осталась.

 

Но березку  родную это спасает,

Когда лютый мороз наступает.

А вот елочка вечно зеленая,

И гордится она перед кленами.

 

Что зайчишку зимою пригреет,

И зайчишка зимой уцелеет.

Он под веткой мохнатой устроится спать,

Серый волк будет долго зайчишку искать.

 

И жучки, паучки себя прячут под кору,

Они знают, что стужа наступит уж скоро.

А вот белочка скачет и нас забавляет,

Что зима на пороге, белочка знает.

 

Она много грибов и орех запасает,

А потом в своем гнездышке и отдыхает.

Ей не страшно, пусть  зима наступает,

Лес ее охраняет, лес зимой отдыхает.


2. Беседа по результатам наблюдений во время чтения стихотворения

 - Что означают слова «природа отдыхает»?

- Почему трава, которая осенью увядает, весной вновь зеленеет и живет?

(в  земле остается почка, которая  весной прорастет).

- Что происходит с цветком после цветения?

(появляются семена, которые весной дадут жизнь новым растениям).

- Какие растения вы сегодня видите в парке?

(подорожник, спорыш, ромашка, одуванчик.)

- Можно ли эти растения назвать лекарственными?

(учитель дополняет рассказы детей о пользе названных растений для человека).

- Как человек должен относиться к этому богатству природы?

- Можно ли сказать, что МАТЬ - ПРИРОДА ЗАБОТИТСЯ О ЧЕЛОВЕКЕ?

3. Вывод

Природа - заботливая мать. Человек - часть природы,  и в ней все есть для жизни человека. Человек должен быть благодарным и беречь свою мать - природу.

II. Работа над темой урока

 Читая стихотворение, учитель  как бы инсценирует свои  слова.

Все, о чем идет речь в стихотворении, дети видят наяву. Это вызывает интерес,  и желание самому сочинить стихотворение об осени. Учитель обращает внимание детей на экологическую сторону происходящих явлений. Ведь в природе все взаимосвязано: животный мир и растительный мир.


С приходом осени животный, и растительный мир готовится к зиме. Всё приспосабливается к природным  условиям зимы. Растения, увядая, оставляют почку в  почве, которая весной даст жизнь новому растению.

У многих растений после созревания  появляются семена. Семян бывает очень много, и растений новых будет много.  Дети рассматривают растения: подорожник, спорыш, пырей и т.д., определяя,  каким образом  растения размножаются. Обратить внимание детей на созревание семян. Попросить их объяснить данное явление. Рассмотреть собранные детьми семена растений.

Собирая  опавшие листья, дети, определяют,  с какого дерева эти листья. Вспоминают о значении листопада для дерева. Говоря  о хвойных деревьях, уточняют, что хвоя  тоже опадает, но постепенно, незаметно, поскольку одни иголочки заменяются другими. Поэтому  эти деревья называют вечнозелеными.


 

1.Пословицы и поговорки об осени

 

- Как вы понимаете эти слова:

"В СЕНТЯБРЕ И ЛИСТ НА ДЕРЕВЕ НЕ ДЕРЖИТСЯ"?

- О каком явлении в природе идет речь?         (листопад)

- О чем едет речь в этой пословице:

"ВЕСНА КРАСНА ЦВЕТАМИ, А ОСЕНЬ - ХЛЕБАМИ"?

 

2. Проверка знаний

-          Для чего растению нужны семена?

-          Что такое корневище, клубень, почка?

-          Какие растения размножаются при помощи семян?