Рудный қаласы әкімдігінің «Рудный қалалық білім беру бөлімі» ММ
ГУ «Рудненский городской отдел образования» акимата города Рудного
Природоведческие
и
краеведческие
экскурсии
1-4 классы
Методические рекомендации
уроков-экскурсий
по познанию мира
для учителя
Содержание
Пояснительная записка
|
3
|
Количество проведения экскурсий по познанию мира
|
4
|
Примерное тематическое планирование уроков-экскурсий по познанию мира
|
4
|
1 класс
|
"Мир растений и животных"
|
5-8
|
"Учись наблюдать"
|
8-10
|
"Наблюдение за влиянием сезонных изменений в жизни растений и животных"
|
10-14
|
"Сезонные изменения в природе весной. Учись наблюдать"
|
14-18
|
2 класс
|
|
"Осенние изменения в жизни растений и животных"
|
18-20
|
"Учись трудиться"
|
20-21
|
Сезонные изменения в природе зимой. Учись наблюдать"
|
21-24
|
3 класс
|
"Наблюдение за формой облаков"
|
24-25
|
"Ознакомление со слоями горных пород"
|
26-28
|
"Ознакомление с многообразием мира растений. Изменение в жизни растений в зимнее время года"
|
29-30
|
4 класс
|
"Ознакомление с рельефом местности. Холм"
|
30-35
|
"Ознакомление с рельефом местности. Овраг"
|
35-37
|
"Растения и животные степей"
|
37-39
|
"Водоем"
|
39-40
|
Приложение №1 Примерные разработки коллективных проектов после проведения экскурсий
|
41-57
|
Приложение №2 Развитие исследовательских способностей (разработки групповых занятий) на экскурсиях или после них
|
58-61
|
Приложение №3 Формы презентаций экскурсионного материала.
|
62
|
Приложение 4 Формы оценивания
|
63-65
|
Заключение
|
66
|
Список литературы для учителя
|
67
|
Список литературы для учеников
|
68
|
Пояснительная записка
Практическая часть содержит 15 моделей разнообразных уроков с 1-го по 4-й классы. Их количество соответствует Стандарту. В сборнике методических
рекомендаций предложены, как указания к урокам, так и некоторые детальные разработки уроков. При этом, учитель, творчески подходя к работе, и учитывая особенности подготовки учащихся, может самостоятельно определить вопросы содержания и структуры урока.
В модели каждого урока предлагается большое разнообразие заданий для детей: стихи, загадки, пословицы, поговорки, творческие задания, викторины, шуточные задания к теме экскурсии, справочный материал для учителя.
Урок-экскурсия не ограничивается только проведением. На развитие ключевых компетенций учащихся влияют и формы отчета об экскурсии. Наиболее эффективные формы отчета включены в пособие: разработки групповых занятий на развитие исследовательских способностей, игры – экскурсионные тренинги на развитие памяти в ходе экскурсий. Кроме того, представлены более 10 форм обработки экскурсионного материала.
Названные способы организации работы с детьми позволяют в полной мере реализовать компетентностный подход в образовании.
Экскурсия - это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся
ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Следовательно, экскурсия, как форма обучения, решает целый ряд, комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.
Экскурсия, ставя учащихся лицом к лицу с изучаемым объектом, иллюстрирует словесные образы, замещает схематические образы, сложившиеся у учащихся под воздействием наглядных пособий, дает учащимся правильное наглядное представление об истинном соотношении предметов и явлений в жизни; способствует приобретению ребенком новых знаний при максимальной наглядности на основе непосредственного наблюдения предметов и явлений.
Важное значение имеют экскурсии в воспитательном отношении. Только на экскурсии ученики приучаются смотреть на природу как на нечто живое, убеждаются в необходимости активной охраны ее как по экологическим, так и по гуманистическим мотивам. Любовь к природе возникает при непосредственном общении учащихся с самой природой, с многообразием ее фирм, линий; красок, звуков, образов". Только на экскурсии можно показать школьникам неповторимую красоту отдельных ландшафтов, растений, животных. Воспитание бережного отношения к природе должно основываться на понимании природы как единого целого, взаимосвязи природы и человека. Экскурсия также имеет огромное влияние на воспитание самостоятельности у школьников. Экскурсию можно и нужно рассматривать и как элемент, способствующий развитию личности ребенка.
Представленные в сборнике разработки уроков-экскурсий апробированы и успешно используются в учебно-воспитательном процессе.
Количество проведения экскурсий по познанию мира
1 класс
|
2 класс
|
3 класс
|
4 класс
|
4
|
3
|
3
|
3
|
Примерное тематическое планирование уроков-экскурсий по познанию мира
№ уроков
|
Вид экскурсии
|
Тема программы
|
Место проведение
|
1 - класс
|
1.
|
вводная
|
"Наблюдение за животными и растениями"
|
парк
|
2.
|
текущая
|
"Учись наблюдать"
|
пришкольный участок
|
3.
|
обобщающая
|
"Наблюдение за влиянием сезонных изменений в жизни растений и животных"
|
парк
|
4.
|
обобщающая
|
"Сезонные изменения в природе весной. Учись наблюдать".
|
парк
|
2 - класс
|
1.
|
вводная
|
"Осенние изменения в жизни растений и животных"
|
парк
|
2.
|
текущая
|
"Учись трудиться"
|
школьная мастерская
|
3.
|
обобщающая
|
"Сезонные изменения в природе зимой. Учись наблюдать"
|
парк
|
3 - класс
|
1.
|
текущая
|
"Наблюдение за формой облаков"
|
парк
|
2.
|
текущая
|
"Ознакомление со слоями горных пород"
|
карьер
|
3.
|
обобщающая
|
"Ознакомление с многообразием мира растений. Изменение в жизни растений в зимнее время года"
|
парк
|
4 – класс
|
1.
|
текущая
|
«Ознакомление с рельефом местности. Холм»
|
холм
|
2.
|
текущая
|
«Ознакомление с рельефом местности. Овраг»
|
овраг
|
3.
|
тематическая
|
«Растительный и животный мир Казахстана»
|
музей
|
4.
|
текущая
|
«Водоем»
|
река Тобол
|
1 класс
Экскурсия в парк
Тема: Наблюдение за животными и растениями.
Цель: - наглядно показать детям приход осени и изменения в растительном и животном
мире;
- воспитывать в детях наблюдательность, любовь и бережное отношение к природе.
Задачи урока:
1. Дети должны понять, что осенью растения готовятся к новой жизни, готовятся отдохнуть, чтобы вновь жить, цвести.
2. Один из признаков живой природы - размножение - должно стать понятным на примере семян цветка.
3. Признак живой природы - смерть должна быть понятна, как продолжение жизни.
Растение погибает, оставив семена. Значит оно живо, жизнь продолжается: из одного цветка получилось много семян, будет много растений.
Базовые знания. Осенние изменения в природе. Деревья, кустарники, травы. Птицы перелетные и зимующие, дикие животные.
Опорные знания. Живая и неживая природа, предметы, сделанные руками человека.
Оборудование урока:
1. Стихи об осени, которые дети подобрали, готовясь к экскурсии.
2. Мольберты для зарисовок.
3. Папки для сбора осенних листьев.
Литература
1. Где ты ходишь, осень: Сборник стихов. М.: Детская литература, 1989.
2. Лесные хоромы. Стихи для детей. М.: Детская литература, 1990.
Ход урока
Погружение в урок
Информация для учителя
Хорошо, если экскурсия проводится в таком месте, где можно понаблюдать за лесными жителями (белками, насекомыми, птицами) и полюбоваться открытой местностью, увидеть краски осеннего ландшафта, линию горизонта, ощутить простор и величие природы.
1. Рассматривание цветов, трав, кустарников, деревьев
Дети, мы сегодня пришли сюда не случайно. Мы пришли работать и отдыхать одновременно. Мы будем любоваться окружающей нас осенней природой. Природа всегда дает силы и здоровье человеку. Общение с природой вдохновляет человека на добрые дела, на творчество. Будьте внимательны, и природа откроет вам свои секреты, доверит тайны. Вы узнаете, когда
природа работает и отдыхает, в чем секрет увядания осенней природы. Попробуйте отгадать как можно больше загадок, которые вам загадает осенняя природа.
Учитель читает стихи, предложив ребятам попробовать взглядом найти в окружающей природе то, о чем идет речь в стихах.
Посмотрите вокруг.
Воздух чист и прохладен.
Лес - приятель и друг,
Аромат его сладок, приятен.
Но прохладно, и травка завяла,
Это правильно - осень настала.
Вот цветок лепестки уронил,
А ведь летом он цвел, замечательно жил.
Но цветочек продолжит свой путь,
Просто осенью он решил отдохнуть.
В почве он почку оставил , чтоб жизнь продолжать
А весною красавцу цветку не придется скучать.
Влажность повышена, часты дожди,
Ты подальше в лесок по тропинке иди.
Птиц еле слышно, их звуки редки,
Кое-где на полянке ты встретишь грибки.
Их пора отошла, но до новой поры,
Вновь дождутся они дождя и жары.
У березы листва потерялась,
Без листвы береза осталась.
Но березку родную это спасает,
Когда лютый мороз наступает.
А вот елочка вечно зеленая,
И гордится она перед кленами.
Что зайчишку зимою пригреет,
И зайчишка зимой уцелеет.
Он под веткой мохнатой устроится спать,
Серый волк будет долго зайчишку искать.
И жучки, паучки себя прячут под кору,
Они знают, что стужа наступит уж скоро.
А вот белочка скачет и нас забавляет,
Что зима на пороге, белочка знает.
Она много грибов и орех запасает,
А потом в своем гнездышке и отдыхает.
Ей не страшно, пусть зима наступает,
Лес ее охраняет, лес зимой отдыхает.
2. Беседа по результатам наблюдений во время чтения стихотворения
- Что означают слова «природа отдыхает»?
- Почему трава, которая осенью увядает, весной вновь зеленеет и живет?
(в земле остается почка, которая весной прорастет).
- Что происходит с цветком после цветения?
(появляются семена, которые весной дадут жизнь новым растениям).
- Какие растения вы сегодня видите в парке?
(подорожник, спорыш, ромашка, одуванчик.)
- Можно ли эти растения назвать лекарственными?
(учитель дополняет рассказы детей о пользе названных растений для человека).
- Как человек должен относиться к этому богатству природы?
- Можно ли сказать, что МАТЬ - ПРИРОДА ЗАБОТИТСЯ О ЧЕЛОВЕКЕ?
3. Вывод
Природа - заботливая мать. Человек - часть природы, и в ней все есть для жизни человека. Человек должен быть благодарным и беречь свою мать - природу.
II. Работа над темой урока
Читая стихотворение, учитель как бы инсценирует свои слова.
Все, о чем идет речь в стихотворении, дети видят наяву. Это вызывает интерес, и желание самому сочинить стихотворение об осени. Учитель обращает внимание детей на экологическую сторону происходящих явлений. Ведь в природе все взаимосвязано: животный мир и растительный мир.
С приходом осени животный, и растительный мир готовится к зиме. Всё приспосабливается к природным условиям зимы. Растения, увядая, оставляют почку в почве, которая весной даст жизнь новому растению.
У многих растений после созревания появляются семена. Семян бывает очень много, и растений новых будет много. Дети рассматривают растения: подорожник, спорыш, пырей и т.д., определяя, каким образом растения размножаются. Обратить внимание детей на созревание семян. Попросить их объяснить данное явление. Рассмотреть собранные детьми семена растений.
Собирая опавшие листья, дети, определяют, с какого дерева эти листья. Вспоминают о значении листопада для дерева. Говоря
о хвойных деревьях, уточняют, что хвоя тоже опадает, но постепенно, незаметно, поскольку одни иголочки заменяются другими. Поэтому эти деревья называют вечнозелеными.
1.Пословицы и поговорки об осени
- Как вы понимаете эти слова:
"В СЕНТЯБРЕ И ЛИСТ НА ДЕРЕВЕ НЕ ДЕРЖИТСЯ"?
- О каком явлении в природе идет речь? (листопад)
- О чем едет речь в этой пословице:
"ВЕСНА КРАСНА ЦВЕТАМИ, А ОСЕНЬ - ХЛЕБАМИ"?
2. Проверка знаний
- Для чего растению нужны семена?
- Что такое корневище, клубень, почка?
- Какие растения размножаются при помощи семян?