https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3 ... 8 9
Тема зарисовок: «Осенний пейзаж».


 

III. Закрепление учебного материала

 

1. Загадки:

Дышит, растет, а ходить не может. (растение)

 Зимой и летом одним цветом. (ель)

2. Вывод:

Все растения осенью готовятся к зиме. Признаки подготовки растений к зиме: пожелтение листьев на деревьях, листопад, увядание травы. Эти процессы происходят, потому что количество тепла уменьшается. Природа разумна.

  3. Установи связь:

          Солнце  свет          тепло          смена времени года, суток           жизнь

 

 4. Творческое задание:

 

Нарисуй то, что ты себе представил, когда  слушал это стихотворение.

 

Жизнь продолжается - в песне поется,

Увидеть тебе это придется.

Голубой василек семя оставил,

Сам, словно призрак, вовсе растаял.


 

Исчезли ромашки, завяла трава,

Жизнь на Земле всему голова.

С весенним лучом проснется ромашка,

И зацветает на лугах белоснежная кашка.

 

Все живо, но только в покое живет,

Солнца весеннего с радостью ждет.

Лучи обогреют, и в рост все пойдет,

И каждый цветок свое место найдет.

 

IV. Итог урока

 

- Согласны ли вы, ребята, с таким законом природы, который мы открыли сегодня на уроке:

"Закон природы понятен и ясен:

Мир наш живой и очень прекрасен!"

 

V. Домашнее задание

 Составить пищевую цепь:

     Растения          животные          человек


Экскурсия на пришкольный участок.

Тема: Учись наблюдать

Цель: - составить представление о форме участка, расположении на нем строений, деревьев,


кустарников, дорожек, клумб и других объектов;

- воспитывать в детях наблюдательность, любовь и бережное отношение к природе.

Задачи:

1. учить детей наблюдать, видеть и слышать звуки природы, обобщать, устанавливать

причинно-следственные связи в природе; учить детей различать деревья,

кустарники, травы, уметь сравнивать эти растения;

2. формировать и развивать умение применять знания, полученные на уроке в новой

учебной ситуации; развивать навыки работы с календарем природы.

Базовые знания. Изменения в природе. Деревья, кус­тарники, травы. Птицы перелетные и зимующие, труд людей осенью.

Опорные знания. Живая и неживая природа, предме­ты, сделанные руками человека.

Оборудование урока:

1. Стихи об осени, которые дети подобрали, готовясь к экскурсии.

2. Измерительные приборы - термометр.

3. Календарь наблюдений.

4. Планшеты для  обозначения условными знаками своих наблюдений.

  Литература:

1. Детская энциклопедия "Я познаю мир". М.: Энциклопедия, 1995.

2.  Где ты ходишь, осень: Сборник стихов. М.: Детская литература, 1989.

3.  Лесные хоромы. Стихи для детей. М.: Детская литература, 1990.

Экскурсия проходит по определенному плану, в вы­годном для наблюдений за изменением жизни растений и насекомых месте (в парке, лесу, на окраине города, се­ла, на пришкольном участке):

1. Наблюдение за неживой природой (положение солн­ца, температура, облачность, осадки) отметка в кален­даре природы условным обозначением.

2. Наблюдение за растениями.

Почему листья меняют окраску? Как объяснить это

явление?

Наблюдение за деревьями, кустарниками, травами. Чем отличается дерево от кустарника?

Что случилась, когда мы говорим: «Растение завяло»?


                Ход урока

 

  Погружение в урок

 

Наблюдение  изменений в природе, свойственных для прихода осени


3 а г а д к а: Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

(Осень)

- О каком времени года идёт речь?

- Давайте пронаблюдаем и зафиксируем в дневниках наблюдений положение солн­ца, температура, облачность.

- Есть ли сегодня осадки? Какие?

- Отметем в календаре природы условными обозначениями.


Ι. Наблюдение за растениями.

Игра «С какого дерева листочек?»

Учитель показывает лист какого-либо дерева, а дети определяют вид дерева.

- 3наете ли вы, что берёза обладает способностью отда­вать энергию? Это дерево - донор.

- При боли в сердце нужно -прислонится к нему - и боль пройдет. При болезни зубов.- к осине.

Есть у меня зеленый друг, Веселый друг, хороший!

Он нам протянет сотни рук и тысячи ладошек!

(Лес)

ΙΙ. Наблюдение за животным миром (насекомые, птицы, некоторые животные).

- Как изменилась жизнь насекомых?

- Почему некоторые птицы улетают от нас на зиму? Как они называются?

- Как мы называем птиц, которых встречаем зимой?

- Какие еще животные впадают в спячку?

- Как надо заботиться о зимующих птицах?


- А почему не видно лягушек?


ΙV. Наблюдение за деятельностью людей осенью.

V. Итог урока.

Целенаправленное наблюдение дает хорошие резуль­таты: наблюдая, дети делают самостоятельные выводы, умозаключения.

Данная экскурсия подготавливает учащихся к изуче­нию темы «Природа осенью».

VΙ. Домашнее задние.


Спроектировать и нарисовать пришкольный участок с зелёными насаждениями.


Экскурсия в парк


Тема: «Наблюдение за влиянием сезонных изменений в жизни растений и животных»

Цель: -показать детям  циклический характер жизни природы;

- формировать понятия о природных ритмах;


- воспитывать любовь к Родине, родной природе.

Задачи урока:

1. Учить детей наблюдать явления   в природе.

2. Научить детей заносить свои наблюдения в специальный дневник, используя  условные знаки.

Базовые знания. Изменения в природе. Деревья, кус­тарники, травы. Птицы перелетные и зимующие, труд людей осенью.

Опорные знания. Живая и неживая природа, предме­ты, сделанные руками человека.

Оборудование урока:

1. Планшеты для  обозначения условными знаками своих наблюдений.

2. Цветные карандаши.

  Литература:

1. Детская энциклопедия "Я познаю мир". М.: Энциклопедия, 1995.

2.  Экология: Методические рекомендации для учителей. Томск.  1996.

3.  Плешаков А. А.. Пособие для учителя. М.: Новая школа,  1994.

 


Информация для учителя

Первый урок проводится в сентябре. Учитель и дети приходят в парк, где они бывали зимой, весной, летом. Картина природы знакома и явно заметно наступление ранней осени. В классе дети приготовили  планшеты (листы картона) и прикрепили на них разлинованные листы бумаги, где будут отмечать  свои наблюдения. Цветные карандаши помогут сделать листок наблюдений красочным и интересным. Детей можно разделить на группы, чтобы сравнивать полноту наблюдений, занесенных в специальный листок.

                Ход урока

 

 Погружение в урок

 

1. Наблюдение  изменений в природе, свойственных


для прихода осени

 

На природе дети всегда чувствуют себя свободно и весело. Начать можно с того, что дети поделятся своими чувствами друг с другом. У детей появляется желание играть, бегать. Учитель настраивает детей на познавательный процесс обсуждением  вопросов:

- Почему у нас хорошее настроение?

(Хорошая погода, светит солнце, свежий воздух, красивые деревья, зеленая трава).

Дети вспоминают о том, что человека окружает природа, и что сам  человек является частью природы и зависит от природы.

- Дети, как понимаете слова: "Природа - мать, я поклоняюсь тебе. Ты   есть всеродительница - наша матерь? "

(Люди с древних времен поклонялись природе и обожествляли  ее,

называя себя (детьми природы).

-Скажите, а сейчас это так?

(Как бы ни улучшался быт человека и ни росло его благосостояние, он остается зависим от природы).

-Что такое природа?

(Лес, речка, солнце, животный мир,...)

-Называем ли мы природой  то, что создано руками человека, например, мосты, машины, дома, заводы?

(нет).

2. Живая и неживая природа

 - Какая природа бывает?

(Живая и неживая; дети называют объекты живой и неживой природы)

Неживая природа (солнце, воздух, вода).


Живая природа  (растения, животные, человек).

 

3. Вывод:  в природе все взаимосвязано

 

Послушайте внимательно стихи и определите, о какой природе и о каких взаимоотношениях в природе идет речь:

 

          Все, что меня окружает,

         Двигается, летает, плавает и растет

         Время придет - умирает,          (Это признаки

         Вновь рождается и размножается.     живой природы)


         (Живою природой то называется.) -   дополняют дети

 

          Из семени цветка

          Цветов появилась поляна,          (живая природа)

          Где васильки расцвели.

 

          Рядом с березкой вырос вдруг гриб,

          Рядом - другой,

          Вот он какой.

 

          Мы наблюдаем и много узнаем,     (человек и природа)

          Что же природой мы называем?

          Радуясь солнцу, песни поем.

          Вовремя ягоды, гриб мы сорвем.        ( лето)

     Всему свое время: цветку и росинке,

     Ветру в степи и прозрачной дождинке.   (наблюдательность)

     Ты посмотри и увидишь вокруг,      (взаимосвязь человека

     Что эта природа - верный твой друг.     с природой)

 


II. Работа над темой  урока. Все познается в сравнении.

 

1. Рассматривание растений

 

А теперь внимательно посмотрим на нашу любимую русскую березку. Вспомните, как она выглядела зимой, весной, летом? А что происходит с березкой сейчас? (Дети теперь уже очень внимательно рассматривают листья на березе, траву, цветы, небо).

Дети отмечают разницу: листочки весной были  клейкие, ярко-зеленые, а сейчас большие, тусклые, много желтых листьев. Дети видят на березе ветви с желтыми листьями. Это признаки  приходящей осени.

11 сентября к нам в город приходит фенологическая осень. Календарная осень наступает 1 сентября.

2. Словарь.     

Учитель объясняет значение словосочетаний ФЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСЕНЬ (основа - наблюдение за природой),  КАЛЕНДАРНАЯ ОСЕНЬ (календарный месяц сентябрь открывает осень).

Учитель произносит словарные слова, которые дети употребляли уже в своей речи, и проверяет знание их значения. Предлагается, используя эти слова и словосочетания, дать определения некоторым экологическим  понятиям и терминам.


ЭКОЛОГИЯ  -  учение о взаимосвязи между живой и неживой природой, о законах природы.


Вместе со знакомыми словами учитель произносит   новые слова:

РИТМ - события или явления, повторяющиеся через какой-то отрезок времени (музыкальный ритм, ритмическая гимнастика).

ПРИРОДНЫЙ РИТМ - это повторение во времени какого-либо явления. Например, прилеты и отлеты птиц, ледоход и ледостав, восход и заход солнца.

СЕЗОННЫЕ РИТМЫ - длительные ритмы; поочередно сменяя друг друга, времена года  продолжаются целый год: осень, зима, весна, лето. Прошел год, и снова все повторяется.

 

Дети запоминают новые слова и пытаются объяснить их значение.

Учитель корректирует мысли детей и появляется  определение: Природный ритм - равномерное чередование явлений в природе.

Природные ритмы -  новое словосочетание.

Смена времен года - природные ритмы. Их можно назвать сезонными ритмами.

3. Наблюдение

 

В ходе наблюдения дети уточняют порядок смены времен года: ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА.

Теперь смену времен года учителю можно назвать сезонными ритмами.

Со сменой времен года меняется:

а) цвет неба;

б) листва деревьев;

в) место нахождения на небе солнца (сравнивается высота солнца летом и осенью);

г) частота дождей;

д) занятия людей;

е) солнце утром, в полдень, вечером, заход солнца;

ж) долгота дня и ночи (день длиннее ночи).

 

4. Работа с планшетами

 

Дети обозначают  в своих листочках условными знаками состояние погоды: ясно, пасмурно,  дождь, ветер, снег и т.д.

 

Дважды в году  день равен ночи. Эти дни называют днями равноденствия. Эти дни 23 сентября и 21 марта.

Бывают очень короткие дни, а за полярным кругом, наоборот, очень длинные, в течение нескольких суток.


СУТКИ - день и ночь чередуются - СУТОЧНЫЕ  РИТМЫ.

Дети работают в группах. Используя условные обозначения, они заполняют листок наблюдения. Затем группы  объединяются и дополняют работу друг друга. Итогом работы является  полный перечень наблюдений. Дети рассказывают, какие значки появились в листках наблюдений. Учитель следит за использованием детьми в речи новых слов и словосочетаний.

5. Развитие речи

 

Игра "Осенние слова"

 проливной дождь (очень сильный дождь)

 золотой дождь (переносное значение)

 золотая осень (переносное значение)

 листопад (явление)

 листодер (ветер)

 заморозки (понижение температуры)

     6. Особенность осени как времени года

        

Учитель предлагает обсудить вопрос "Когда зарождается новая жизнь?" Дети должны понять, что именно осенью все живое готовится к жизни, которую продолжит весной. Трава завяла, но в земле осталась почка. Деревья сбрасывают листву, чтобы спастись от холода и не сломаться от ветра и тяжести снега.

 21

7. Вывод

 Наступила календарная осень, но природа еще не перестроилась на осенний лад. На березах  еще много зеленых листьев. Основным признаком прихода фенологической осени является полностью пожелтевшие листья на березах.

 

III. Закрепление учебного материала

 

1. Природа продолжает жить

 Задача этого этапа урока - показать красоту природы, которая «цветет по-осеннему, готовясь к продолжению жизни». В любое время года природа живет, и мы должны радоваться ее жизни. Если мы это делаем, значит, мы - тоже природа и тоже живем.

Обильного листопада еще нет, но он  не за горами. Листопад - это явление уникальное и полезное для природы.

Учитель читает стихотворение, а дети  улавливают главную мысль - в природе все разумно и ритмично.


       Природа все учла и рассчитала

 

Вот дерево растет, листвой сияет,

О том, что осень будет скоро, знает.

Подули ветры, холода настали -        (осень)

Листочки с дерева уже опали.

 

И вот, большими хлопьями, кружась,

Летит снежок, на землю стылую стелясь.        (зима)

Березка наша не сломалась

Лишь потому, что без листвы осталась.

 

Мороз трескучий не погубит почки,

Они уснули крепко, закрывшись на замочки.  

И сок березовый почти движенье прекратил, (отдых растений)

Чтоб ствол могучий зиму пережил.

 

Природа дремлет, но не спит, родная!

Она живет и отдыхает, силы набирая.

Зима - прекрасный отдых для природы.

Нет на земле плохой и злой погоды.  - (закон природы)

 

2. Загадки, пословицы, поговорки

 

Дети загадывают друг другу загадки о временах года, о труде, о растениях.

 

Краса пришла - урожай принесла.  (осень)

Краски ярки, а деньки не жарки.      (осенью)

Пословицы:

      Осень пришла - урожай принесла.  Лист опадает - дерево отдыхает. 


IV. Итог урока

 

Каждый урок познания мира желательно заканчивать итогом, в котором отмечается важность изучения законов природы. Девиз уроков познания мира:

«Знать, чтобы не нарушать».

      Основным итогом этого урока является знакомство некоторыми законами природы:

а) после лета наступает осень,

б) осенью растения увядают, чтобы весной расцветать,

в) у природы нет плохой погоды.

 

V. Домашнее задание

 

Нарисовать веточку березы, показав на ней сезонные ритмы: лето, осень, зима, весна (четыре вида, характерные для каждого времени года).


 

Информация для учителя

Дополнительный материал к уроку

 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса...

 

Так писал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин о времени   листопада. Осенняя пора раскраски листьев  и листопада - действительно красивое время года.

Отчего же листья теряют свою зеленую окраску ко времени листопада и приобретают действительно багряные и золотисто-желтые тона?  Осенние листья постепенно желтеют и краснеют потому, что похолодание и уменьшение количества света вызывают  разрушение хлорофилла - вещества зеленого цвета. Другие же пигменты в хлоропластах кленок  мякоти листьев (красные и желтые) продолжают сохраняться. Эти красящие вещества и становятся заметными после того, как в пластидах разрушился хлорофилл.

          С понижением температуры   затрудняется снабжение растений водой, ослабляется испарение. Листья к этому времени стареют.


ЛИСТОПАД - это приспособление растений к понижению испарения воды осенью и зимой. Зимой корни растений не могут всасывать из почвы  холодную воду. Если бы  деревья и кустарники не сбрасывали листья, они погибли бы от недостатка влаги.  Называя некоторые растения вечнозелеными, надо помнить, что листья этих растений не вечны. Они живут несколько лет и постепенно опадают. На смену опавшим листьям вырастают новые.


Урок-экскурсия (парке)



<< предыдущая страница   следующая страница >>