girniy.ru |
1
Михалёва Елена Васильевна УРОК 1 БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. Задачи: дать представление о биологии – науке о живом, ботанике – науке о растениях; познакомить с разнообразием цветковых растений; продолжить знакомство со значением растений в природе и жизни человека. Оборудование: удобрения (для фиалок), лекарство, ткань, витамины, йогурт, сыр, таблица «Жизненные формы растений», муляжи плодов, грибов, чучела птиц, коллекции. Домашнее задание: статья, введение, вопросы, принести лупу, вспомнить строение микроскопа и лупы. План-конспект урока: I. Правила поведения в кабинете биологии, техника безопасности. II. Изучение нового материала.
Задачи урока: Усвоить, что изучает биология? Какие разделы существуют в биологии? Как называется наука, которая изучает растения? Какова их роль? Записываем тему урока. Вариант 1.(на усмотрение учителя) Творческое задание (работа в парах): На доске записаны слова: наука о живом, царства живого, биология, растения, питание, природа, обмен веществ, животные, рост, грибы, размножение, бактерии, клеточное строение, дыхание, биосфера, питание, животные. Составьте рассказ о том, что изучает биология? Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития. Рис. 1. в учебнике. Назовите разделы биологии. Вариант 2. Вспомните:
Биология тесно связана с сельским хозяйством (помогает в создании новых сортов растений, пород животных), медициной (которая основывается на знаниях о строении организма человека и работе его органов), ветеринарией, различными отраслями промышленности (микробиологической, пищевой, лёгкой), охраной природы.
Всего на Земле около 500 000 видов растений (150 часов для перечисления). Наука, изучающая растения – ботаника. Основоположник науки – древнегреческий ученый ТЕОФРАСТ (370-286 до н.э.). В тетрадь: БОТАНИКА – наука о растениях, их жизнедеятельности, внешнем и внутреннем строении, об их роли и взаимосвязи с окружающей средой. Подумайте: Где на Земле больше всего растений? Где их нет? Почему? Какие условия им необходимы для жизни? Чем растения отличаются от других организмов?
Заполните таблицу «Значение растений» (письменно: 1 вариант – первый столбик, 2 вариант – второй столбик, обсуждение результатов в парах): Значение растений.
Растений на Земле много, но почему же биологи постоянно говорят о необходимости их охранять? Докажите, что растения необходимо охранять. Запишите термин: «ФЕНОЛОГИЯ» III. Закрепление. Игра «Колдун». Учитель задает первый вопрос по изученной теме любому ученику класса. Например, «Что изучает ботаника?» Если ответ есть, ученик сам задает вопрос однокласснику. Если ответа нет, то ученик считается «заколдованным». Он будет «расколдован», если кто-нибудь из одноклассников задаст ему вопрос по объявленной теме, и он ответит на вопрос. «Расколдованный» ученик может сам задать вопрос. Игра может продолжаться до звонка с урока. УРОК 2 УСТРОЙСТВО УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ. Задачи: познакомить учащихся с увеличительными приборами, их устройством и техникой общения с ними. Оборудование: Таблица «Увеличительные приборы», ручные лупы, микроскопы, предметные стекла, пипетка, бинт, вата, стакан с водой, фильтровальная бумага. Домашнее задание: § 2, вопросы и задания на странице 16, термины. План-конспект урока:
1. Актуализация знаний. Растения – живой организм, имеющий различные органы. Можно ли узнать строение этих органов? Чем надо воспользоваться? Задачи урока: Повторить строение увеличительных приборов и технику работы с ними.
1.Зрительная трубка. 2. Часть микроскопа, необходимая для размещения объекта исследования. 3. Стержневая часть прибора. 4. Обязательная часть светового микроскопа. 5. Части, служащие для настройки резкости. 6. Оправа с несколькими увеличительными стеклами. 7. Верхняя часть зрительной трубы. Покажите эти части на микроскопе. 4. Выполните задание в учебнике на странице 16. 5. Сдайте тетради на проверку.
Вопросы:
УРОК 3 СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ. Задачи: Изучить строение растительной клетки и значение частей; развить умение работать с увеличительными приборами и научить готовить микропрепарат кожицы лука. Оборудование: Мензурка с водой, пипетка; марля; раствор йода, стёкла, иглы препаровальные, фильтровальная бумага, луковица, лупа, микроскоп; таблица «Строение кожицы лука», «Строение листа», «Включения в клетке». Домашнее задание: § 2, прочитать дополнительный материал на странице 20. План-конспект урока:
1.Актуализация знаний. Растения, их органы различаются между собой. Причина кроется в строении клеток, из которых они состоят. Рассмотрите таблицу «Строение листа» и вы убедитесь, что клетки разные. Но в них много общего. Задачи урока: Изучить строение клетки. Научиться готовить препарат и рассматривать его под микроскопом. Записываем тему урока. 2. Строение клетки (рассказ учителя). Клетка Оболочка Цитоплазма: Ядро, ядрышко Пластиды (хлоропласты и др.) Вакуоли с клеточным соком Включения (жир, белок, крахмал)
Вопросы:
УРОК 4 ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТКИ, ЕЕ ДЕЛЕНИЕ И РОСТ. Задачи: развить понятие о клетке как о живой единице растительного организма, о взаимосвязи клеток, об их росте и питании; познакомить учащихся со значением ядра в процессе деления клетки. Оборудование: Таблицы «Строение клетки», дидактический материал «Деление клеток», лабораторное оборудование, микроскоп.
1.* Приготовить микропрепарат клеток кожицы лука. 2. *Вставить пропущенные буквы в терминах (на доске): ..б.. лочка, ц..топлазма, ..дро, ..др..шко, в..куоли, пл..стиды, хл..р..пласты, п..гмент, хл..р..филл. 3.* Нарисовать на доске растительную клетку и подписать её части.
Чем отличаются тела живой природы от тел неживой природы? Из чего состоят организмы? Нам необходимо доказать, что клетки живые. Как осуществляются жизненно важные процессы в клетке? Записываем тему урока.
Предположите, как клетки питаются? Клетки связаны между собой цитоплазматическими мостиками. Межклеточное вещество связывает клетки между собой. Цитоплазма в клетке движется и, поэтому питательные вещества, газы от пор и оболочки поступают ко всем органоидам. Межклетники – пространство между клетками - образуются в результате его разрушения и округления клеток. Они заполняются воздухом. Какой можно сделать вывод из рассказа? 3. Деление клетки (рассказ с использованием дидактического материала). Обратить внимание: Хромосомы – цилиндрические тельца ядра, передающие наследственные признаки.
Задание в парах. Выполните задания №№ 10-12 в печатной тетради на страницах 7, 8Проверка выполнения заданий. УРОК 5 ТКАНИ. Задачи: познакомить учащихся с разнообразием клеток и типами растительных тканей; показать взаимосвязь между строением и функциями; закрепить умение работать с микроскопом. Оборудование: Микроскоп, микропрепараты растительных тканей, дидактический материал «Деление клетки», «Ткани», таблица «Строение листа». Домашнее задание: § 4, вопросы после параграфа, в печатной тетради №№ 3,5,17-19 План-конспект урока:
1. Актуализация знаний. Почему клетки растений не распадаются? Обратите внимание, что клетки не одинаковы. Чем они отличаются друг от друга? Чем объяснить разницу в строении клеток? (сравните вид космонавта, шахтера, врача, строителя, их роль в обществе) Наша задача, выяснить на какие группы клеток делится растения? Записываем тему урока.
Рассмотрите препараты растительных клеток под микроскопом. Обратите внимание на то, что клетки действительно сгруппированы в ткани.
Проверка выполнения задания. Обобщение материала учителем. Учитель проверяет работы нескольких обучающихся. |