girniy.ru
|
|
1 2 3 ... 9 10
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НИЗКОЙ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ
Среди детей младшего школьного возраста растет число различных отклонений и нарушений развития, не всегда доходящих уровня выраженной патологии, но приводящих к снижению школьной успеваемости. Особую остроту проблеме нейропсихологического анализа трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста придает и тот факт, что в суверенном Казахстане до сих пор ни теоретических, ни экспериментальных исследований в этой области практически не проводилось. Между тем, переход на 12-летнюю систему среднего образования, а также особые условия в нашей стране – этнопсихологические особенности, билингвизм, наличие разных школ и программ обучения (от «обычных» до лицеев, гимназий) - делают эту проблему чрезвычайно актуальной. Исследование детей с точки зрения нейропсихологического подхода открывает новые возможности в поиске причин школьной неуспеваемости, внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность усвоения знаний младшими школьниками.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста (1-4 класс).
Предмет исследования - нейропсихологические особенности развития детей с трудностями школьного обучения и с низкой успеваемостью.
Методы исследования - нейропсихологическая методика исследования высших психических функций (стандартизированный вариант по Т.В. Ахутиной - Т.А. Фотековой), сбор анамнеза, анкета по особенностям учебной деятельности, для статистической обработки использовались программы Excel 2010, SPSS-15.1.
В данной статье подводятся промежуточные результаты исследования, в дальнейшем планируется провести корреляцию с данными неврологического и нейрофизиологического исследований, а также сравнительно-сопоставительный анализ с результатами детей других возрастных групп.
Далее по тексту – дети с низкой успеваемостью – экспериментальная группа (ЭГ), дети с высокой успеваемостью – контрольная группа (КГ).
Таблица 1 - Социально-демографические характеристики испытуемых ЭГ и КГ
Параметры
|
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
Язык обучения
|
русский
|
Русский
|
Пол
|
Мальчики- 32
Девочки -18
|
Мальчики- 21
Девочки -10
|
Возраст
|
6-10
|
6-10
|
Класс
|
1-4
|
1-4
|
Всего
|
49 чел.
|
31 чел.
|
Результаты и их обсуждение.
Большую часть времени полевого исследования заняла работа с детьми ЭГ, в среднем одно нейропсихологическое обследование занимало 1,5-2 часа, еще 1-1,5 часа уходило на обработку первичных данных на каждого ребенка. Нужно отметить, что, кроме работы с детьми, психологи проводили консультацию родителей по результатам нейропсихологической диагностики, где давались рекомендации по поводу обучения и воспитания детей. Таким образом, в среднем на каждого ребенка уходило до 3-х часов работы, что не было нами заранее предусмотрено и несколько снизило темп работы в целом. Однако данный шаг был оправданным, так как получение консультативной помощи было основной мотивацией родителей всех детей.
Дети ЭГ значительно чаще отличались детей КГ по таким показателям, как:
-
степень активности: они чаще были заторможены или расторможены во время исследования;
-
астенизация и истощаемость: дети ЭГ значительно чаще уставали, их умственная работоспособность носила «волнообразный» характер с тенденцией к истощению;
интерес к исследованию, мотив «экспертизы»: дети с трудностями в обучении имели более низкую познавательную мотивацию, проявляли меньший интерес к работе, мотивы «экспертизы» были достаточно слабые;
понимание и удерживание инструкций в ходе работы у детей ЭГ было значительно хуже.
Мы анализировали следующие показатели:
итоговый балл (ИБ) – суммарный показатель по всей нейропсихологическим пробам;
передний индекс - характеризует работу передних отделов головного мозга (преимущественно 3 блок по А.Р. Лурии);
задний индекс – характеризует работу задних отделов головного мозга (преимущественно 2 блок по А.Р. Лурии);
левый индекс - характеризует работу левополушарных отделов головного мозга;
правый индекс - характеризует работу правополушарных отделов головного мозга.
Для оценки уровня развития и соответствия возрастной норме основных функций и мозговых систем, мы вычисляли следующие дополнительные индексы по отдельным нейропсихологическим пробам:
программирование и контроль деятельности;
серийная организация движений;
кинестетические функции;
-
слуховые функции;
зрительный гнозис;
зрительно-пространственные функции.
Все индексы вычислялись таким образом, что их нельзя сравнивать друг с другом, но можно сравнить относительные результаты по ним между группами. В следующей таблице представлены основные результаты ЭГ и КГ.
Таблица 2 – Сравнительный анализ ЭГ и КГ
Показатели
|
КГ
|
ЭГ
|
Достоверность различий
|
М*
|
m**
|
М
|
m
|
Mann-Whitney U
|
Уровень значимости
|
Основной балл
|
158,34
|
34,77
|
121,54
|
32,16
|
242
|
3,20221E-07
|
Штрафной балл
|
25,39
|
14,04
|
54,42
|
37,85
|
263
|
9,37307E-07
|
Итоговый балл
|
132,95
|
38,90
|
67,12
|
58,51
|
233
|
1,99617E-07
|
Передний инд.
|
53,45
|
12,36
|
38,72
|
12,77
|
226,5
|
1,39345E-07
|
Задний инд.
|
69,27
|
21,73
|
33,81
|
29,44
|
254
|
5,95835E-07
|
Левый инд.
|
35,89
|
9,42
|
26,89
|
9,43
|
327,5
|
1,9744E-05
|
Правый инд.
|
12,85
|
5,38
|
7,11
|
6,14
|
349,5
|
5,11971E-05
|
Прогр. и контр.
|
13,55
|
4,20
|
8,95
|
4,71
|
340
|
3,29437E-05
|
Серийная организ.
|
34,26
|
7,37
|
26,61
|
7,95
|
253
|
5,53809E-07
|
Кинестет.ф.
|
13,00
|
2,82
|
10,31
|
3,48
|
332
|
1,96831E-05
|
Слух.ф.
|
28,12
|
8,58
|
16,80
|
10,52
|
277,5
|
1,90255E-06
|
Зрит.гнозис
|
9,35
|
3,55
|
6,17
|
4,75
|
445,5
|
0,001871713
|
Зр.- простр.ф.
|
21,24
|
10,07
|
11,12
|
11,21
|
365
|
9,73719E-05
|
Примечание: * - среднее значение, **- стандартное отклонение
|
Как видно из полученных результатов, у детей с низкой успеваемостью в 1,98 раз ниже итоговый показатель, чем у детей с высокой успеваемостью, при этом при выполнении средний показатель штрафных баллов у них выше в 2,1 раза.
Полученные данные позволяют говорить о недостаточной сформированности у детей ЭГ морфофункциональных основ психических процессов, что может служить причиной их низкой успеваемости.
Остановимся более подробно на результатах по отдельным индексам (см. рис. 1).
Рисунок 1 – Средние значения мозговых индексов ЭГ и КГ
Рисунок 1 наглядно показывает, что наибольшие различия между успевающими и неуспевающими детьми - в развитии заднего и правого отделов мозга (примерно в 2 раза), при этом различия в развитии переднего и левого отделов есть, но они менее выражены (примерно в 0,7-0,9 раза). Мы можем предположить, что на момент обучения у детей ЭГ менее развиты филогенетически более ранние отделы мозга (как известно, передние отделы, а также левосторонние отделы, связанные с речью, формируются позднее, по большей части прижизненно).
Как известно, задние отделы мозга представлены по большей части 2-м функциональных отделом по А.Р. Лурии, отвечающим за прием, переработку и хранение экстрарецептивной информации, правосторонние отделы мозга курируют работу первой сигнальной системы, также отвечающую за процессы восприятия, неопосредованного речью.
На следующем рисунке представлены результаты отдельных проб (см. рисунок 2).
Рисунок 2 - Нейропсихологические показатели ЭГ и КГ
Мы снова видим ту же тенденцию: показатели КГ значительно выше. При этом наибольшие различия с ЭГ отмечаются по показателям слуховых функций, серийной организации движений, а также зрительно-пространственных функций. Мы считаем, что именно данные нарушения способствуют замедленному или нарушенному развитию специфических школьных навыков, которые связаны с устной и письменной речью. Так, без достаточного развития слуховых функций ребенок недопонимает речь педагога, у него трудности формирования письма, ошибки инертности, поэлементное разбиение букв и т.п. ошибки (за счет неспособности усваивать и удерживать двигательные программы, а также слабости зрительно-пространственной памяти). В дальнейшем, при изучении характера ошибок зрительно-пространственных проб, можно будет говорить о преимущественно «правосторонней» или «левосторонней» слабости детей ЭГ.
Анализ в гендерном разрезе, как вне зависимости от групп, так и среди неуспевающих детей, позволил выявить некоторые различия, представленные ниже (рисунок 3).
Рисунок 3 – Показатели правого индекса во всей выборке.
Примечание - различия значимы на уровне р=0,054
Видно, что у девочек вне зависимости от успешности обучения в школе, выше показатели правого полушария, причем у слабоуспевающих девочек он примерно такой же, как и у мальчиков с высокой успеваемостью (вся выборка девочки – 48,16, мальчики – 43,15; неуспевающие девочки – 43,15, мальчики -36,13).
Динамика нейропсихологических показателей с 1 по 4 класс показывает качественные изменения в нейропсихологическом статусе детей младшего школьного возраста (см.табл. 3).
Таблица 3 – Показатели КГ и ЭГ в разрезе классов
Показатели
|
1 класс
|
2 класс
|
3 класс
|
4 класс
|
ЭГ
|
КГ
|
Норма
|
ЭГ
|
КГ
|
Норма
|
ЭГ
|
КГ
|
Норма
|
ЭГ
|
КГ
|
Норма
|
Основной балл
|
104,71
|
134,23
|
125,60
|
120,45
|
158,80
|
144,98
|
126,64
|
170,17
|
160,14
|
153,38
|
171,13
|
151,47
|
Штрафной балл
|
69,14
|
31,44
|
43,90
|
59,86
|
27,20
|
29,00
|
45,53
|
26,00
|
22,96
|
32,95
|
20,71
|
48,66
|
Итоговый балл
|
35,57
|
102,79
|
81,70
|
60,59
|
131,60
|
115,98
|
81,12
|
144,17
|
137,20
|
120,45
|
150,41
|
102,33
|
Передний инд.
|
34,36
|
44,07
|
39,16
|
37,14
|
54,30
|
46,07
|
39,45
|
57,67
|
50,80
|
51,63
|
58,29
|
48,95
|
Задний инд.
|
19,18
|
55,67
|
35,58
|
28,55
|
65,90
|
54,87
|
40,81
|
73,83
|
68,31
|
62,33
|
78,24
|
41,02
|
Левый инд.
|
21,52
|
29,28
|
30,40
|
25,55
|
35,30
|
34,67
|
28,71
|
41,33
|
37,31
|
34,88
|
39,19
|
32,51
|
Правый инд.
|
4,24
|
10,98
|
1,59
|
8,96
|
12,70
|
8,23
|
7,96
|
11,00
|
11,79
|
9,00
|
14,51
|
1,90
|
Прогр. и контр.
|
7,43
|
10,33
|
10,62
|
9,09
|
13,60
|
13,10
|
8,92
|
16,00
|
15,24
|
12,25
|
15,07
|
13,16
|
Серийная организ.
|
24,43
|
29,62
|
26,30
|
24,86
|
34,50
|
30,03
|
27,10
|
36,00
|
32,40
|
36,38
|
36,79
|
33,28
|
Кинестет.ф.
|
8,75
|
11,78
|
10,76
|
10,50
|
12,40
|
12,50
|
10,92
|
14,00
|
13,39
|
11,63
|
13,79
|
13,24
|
Слух.ф.
|
11,82
|
22,89
|
26,24
|
14,50
|
26,90
|
28,26
|
18,72
|
33,33
|
31,32
|
27,00
|
30,81
|
28,53
|
Зрит.гнозис
|
5,50
|
8,33
|
3,03
|
6,50
|
8,80
|
6,80
|
5,48
|
10,00
|
8,24
|
9,75
|
10,07
|
6,23
|
Зр-простр.ф.
|
5,93
|
16,94
|
10,17
|
11,95
|
23,40
|
16,37
|
14,10
|
17,83
|
21,85
|
15,95
|
23,96
|
0,71
|
Примечание: Норма приведена по стандартизированным данным российской выборки, без учета школьной успеваемости [1]
Как показывает сравнительный анализ, большинство показателей КГ и ЭГ укладывается в диапазон возрастной нормы, за исключением результатов 4-классников: практически все показатели казахстанской выборки значительно превышают данные россиян.
Более информативен для анализа динамики анализ между ЭГ и КГ.
1. Первоклассники. Статистически достоверные различия:
-
Итоговый балл
|
р р = 0,01
|
Передний индекс
|
р = 0,03
|
Задний индекс
|
р = 0,00
|
Правый индекс
|
р = 0,01
|
Серийная организация
|
р = 0,02
|
Кинестетические ф.
|
р = 0,01
|
Слуховые ф.
|
р = 0,06
|
Зрительно-пр.ф.
|
р = 0,03
|
Нет различий в индексах левого полушария, программирования и контроля, зрительных функциях.
2. Второклассники. Статистически достоверные различия:
-
Итоговый балл
|
р= 0,01
|
Передний инд.
|
р = 0,01
|
Задний инд.
|
р = 0,02
|
Правый инд.
|
р = 0,03
|
Прогр. и контр.
|
р=0,04
|
Серийная организация
|
р = 0,006
|
Слуховые ф.
|
р = 0,04
|
Зр-простр.ф.
|
р = 0,05
|
Нет различий в индексах левого полушария, зрительных функций, кинестетических функций.
3. Третьеклассники. Статистически достоверные различия:
Итоговый балл
|
р=0,02
|
Передний инд.
|
р=0,01
|
Задний инд.
|
р=0,03
|
Левый индекс
|
р=0,01
|
Прогр. и контр.
|
р=0,02
|
Серийная организация
|
р=0,02
|
Слуховые функции
|
р=0,006
|
Нет различий в индексах правого полушария, показателях зрительных, зрительно-пространственных, кинестетических функций.
4. Четвероклассники. Статистически достоверные различия:
Кинестетические функции р= 0,02
По всем другим показателям статистически достоверных различий не выявлено.
Представленные итоги позволяют нам сделать следующие выводы: в 1-2 классе (6-8 лет) между успевающими и неуспевающими школьниками различия преимущественно в развитии передних, задних и правых отделах мозга, в то время как в 3 классе (8-9 лет) появляются дополнительно различия в левополушарных отделах мозга. А к четвертому классу (9-10-11 лет) различия в нейропсихологических показателях между учениками КГ и ЭГ практически нивелируются, несмотря на школьную успеваемость.
Данные результаты должны лечь в основу диагностической и коррекционной работы с учениками. При риске снижения школьной успеваемости педагоги и психологи в 1-2 классе должны уделять большее вниманию развитию задних, правых и передних отделов мозга (преимущественно не опосредованных речью), в то время как в третьем классе акцент следует сделать на развитие левополушарных (связанных с речью) функций.
Мы видим, что к концу младшего школьного возраста различия между успевающими и неуспевающими учениками практически нивелируются, то есть в отношении морфофункциональных основ психических процессов происходит «выравнивание». Известно, что именно к этому возрасту практически завершается формирование мозговых структур, поэтому считается, что наиболее эффективной является нейропсихологическая коррекция, проведенная до 10-11 лет.
Проведение процедуры кластерного анализа позволило нам выявить различные подгруппы среди детей с трудностями обучения (ЭГ). Выявились три подгруппы:
ЭГ1 – 22 человека (44,8%)
ЭГ2 - 23 человека (48, 9 %)
ЭГ 3 – 3 человека (6,1%)
Сравнительные данные по подгруппам представлены в таблице 4
Таблица 4 – Показатели подгрупп детей с трудностями обучения
Показатели
|
ЭГ1 n=22
|
ЭГ2 n=23
|
ЭГ3 n=3
|
КГ n =31
|
М*
|
m**
|
М
|
m
|
М
|
m
|
М
|
m
|
Итоговый балл
|
112,08
|
27,10
|
119,50
|
41,88
|
-8,33
|
4,65
|
132,95
|
38,9
|
Передний инд.
|
47,13
|
10,09
|
50,50
|
32,83
|
23,33
|
12,07
|
53,45
|
12,36
|
Задний инд.
|
60,23
|
16,19
|
54,00
|
16,28
|
-19,50
|
13,54
|
69,27
|
21,73
|
Левый инд.
|
33,52
|
6,29
|
34,00
|
22,34
|
12,40
|
11,78
|
35,89
|
9,42
|
Правый инд.
|
10,64
|
5,41
|
13,50
|
5,23
|
-2,90
|
3,48
|
12,85
|
5,38
|
Прогр. и контр.
|
11,61
|
4,21
|
15,00
|
6,83
|
5,00
|
4,58
|
13,55
|
4,2
|
Серийная организ.
|
31,14
|
6,30
|
35,50
|
23,60
|
18,33
|
6,83
|
34,26
|
7,37
|
Кинестет.ф.
|
11,64
|
2,65
|
15,00
|
9,92
|
4,33
|
3,06
|
13
|
2,82
|
Слух.ф.
|
22,61
|
8,93
|
25,00
|
12,44
|
7,00
|
5,29
|
28,12
|
8,58
|
Зрит.гнозис
|
9,51
|
2,87
|
11,50
|
3,63
|
1,67
|
4,73
|
9,35
|
3,55
|
Зр.-простр.ф.
|
19,79
|
6,72
|
23,00
|
5,78
|
-7,00
|
8,19
|
21,24
|
10,07
|
Примечание: * - среднее значение, **- стандартное отклонение
|
Достоверность различий проверялась с использованием критерия Н-Краскалла-Уоллеса, а также критерия U- Манна-Уитни.
Группу ЭГ1 составляют 22 человека, из них 10 человек (45%) - девочки, 12 человек (55%) – мальчики. Средний возраст – 8,5 лет. По сравнению с группой нормы данные дети характеризуются преимущественным недоразвитием передних и задних отделов головного мозга, а также слуховых функций.
Группу ЭГ2 составляют 24 человека, из них 5 человек (20,8%) – девочки, 19 человек (79,2%) – мальчики. Средний возраст – 8 лет. В этой самой многочисленной подгруппе можно выделить основное отличие от группы нормы – недоразвитие задних отделов мозга. При этом, по некоторым показателям, например, «Программирование и контроль», «Серийная организация», «Кинестетические функции» они опережают детей с высокой успеваемостью.
Группу ЭГ3 составляют 3 ребенка (2 мальчика и 1 девочка), они на порядок отстают не только от группы нормы, но также и от ЭГ1 и ЭГ2 по всем показателям. Средний возраст – 7,5 лет, все они первоклассники. Ведущим нарушением у них является грубое недоразвитие задних и правополушарных отделов мозга. Из отдельных показателей стоит отметить очень низкие показатели кинестетических, слуховых и зрительно-пространственных функций.
В дальнейшем мы планируем сопоставить полученные данные в подгруппах неуспевающих школьников с данными анамнеза, а также неврологического, нейрофизиологического, психолого-педагогического обследования. Это поможет выявить причины данных нарушений и разрабатывать действенные программы по их коррекции.
Подводя итоги данного этапа исследования, можно сформулировать следующие выводы:
1. Существуют значимые различия в нейропсихологической организации школьников с разным уровнем школьной успеваемости, они проявляются в значительном отставании в созревании морфофункциональных основ психической деятельности.
2. Наибольшие различия между младшими школьниками с высокой и низкой успеваемостью отмечаются в развитии задних и правополушарных отделов мозга, особенно в 1-2 классе. В норме данные отделы мозга наиболее активно развиваются именно в младшем школьном возрасте. Об опережающем развитии функций, опирающихся на работу задних отделов мозга, в сравнении с теми, что обеспечиваются передними отделами, свидетельствуют данные Т.А. Фотековой [2] и Н.Г. Манелиса [3]. Полученные нами результаты согласуются с данными зарубежных исследований.
В 3 классе на передний план выходит недоразвитие левополушарных отделов мозга, а к 4 классу нейропсихологические профили неуспевающих и успевающих детей практически выравниваются.
3. Выявлены 3 основных подгруппы детей с трудностями школьного обучения, каждая из которых характеризуются преимущественным недоразвитием определенных отделов мозга. В дальнейшем более глубокий системный анализ позволит дать более четкую характеристику каждой из выявленных подгрупп.
4. В диагностической и коррекционной работе с неуспевающими детьми необходимо учитывать нейропсихологические половозрастные особенности.
Список литературы:
Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме / Под ред. Т.А. Фотековой – Абакан: изд. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. – C.7-32.
2. Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций у школьников с отклонениями в интеллектуальном и речевом развитии - 2010 г. №1. URL: http: // www.sibsedu.kspu.ru (дата обращения: 30. 10. 2011).
3. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития //Школа здоровья.- 1999. №1 – С. 8-24.
Түйін
Мақала да оқу үлгермеушілігінің неврологиялық және нейропсихологиялық себептерін анықтауға бағытталған нейропсихологиялық зерттеудің нәтижесіне қорытынды жасалған.
Петров А.В.,
нс лаб.комплексной диагностики и реабилитации,
Денисова Г.Ю.,
врач отделения коррекции и
диагностики ТОО «Центр САТР» г.Алматы
<< предыдущая страница следующая страница >>
|
|