https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3 ... 9 10

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НИЗКОЙ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ


Среди детей младшего школьного возраста растет число различных отклонений и нарушений развития, не всегда доходящих уровня выраженной патологии, но приводящих к снижению школьной успеваемости. Особую остроту проблеме нейропсихологического анализа трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста придает и тот факт, что в суверенном Казахстане до сих пор ни теоретических, ни экспериментальных исследований в этой области практически не проводилось. Между тем, переход на 12-летнюю систему среднего образования, а также особые условия в нашей стране – этнопсихологические особенности, билингвизм, наличие разных школ и программ обучения (от «обычных» до лицеев, гимназий) - делают эту проблему чрезвычайно актуальной. Исследование детей с точки зрения нейропсихологического подхода открывает новые возможности в поиске причин школьной неуспеваемости, внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность усвоения знаний младшими школьниками.

Объект исследования – дети младшего школьного возраста (1-4 класс).

Предмет исследования - нейропсихологические особенности развития детей с трудностями школьного обучения и с низкой успеваемостью.

Методы исследования - нейропсихологическая методика исследования высших психических функций (стандартизированный вариант по Т.В. Ахутиной - Т.А. Фотековой), сбор анамнеза, анкета по особенностям учебной деятельности, для статистической обработки использовались программы Excel 2010, SPSS-15.1.

В данной статье подводятся промежуточные результаты исследования, в дальнейшем планируется провести корреляцию с данными неврологического и нейрофизиологического исследований, а также сравнительно-сопоставительный анализ с результатами детей других возрастных групп.

Далее по тексту – дети с низкой успеваемостью – экспериментальная группа (ЭГ), дети с высокой успеваемостью – контрольная группа (КГ).



Таблица 1 - Социально-демографические характеристики испытуемых ЭГ и КГ


Параметры

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Язык обучения

русский

Русский

Пол

Мальчики- 32

Девочки -18

Мальчики- 21

Девочки -10

Возраст

6-10

6-10

Класс

1-4

1-4

Всего

49 чел.

31 чел.


Результаты и их обсуждение.

Большую часть времени полевого исследования заняла работа с детьми ЭГ, в среднем одно нейропсихологическое обследование занимало 1,5-2 часа, еще 1-1,5 часа уходило на обработку первичных данных на каждого ребенка. Нужно отметить, что, кроме работы с детьми, психологи проводили консультацию родителей по результатам нейропсихологической диагностики, где давались рекомендации по поводу обучения и воспитания детей. Таким образом, в среднем на каждого ребенка уходило до 3-х часов работы, что не было нами заранее предусмотрено и несколько снизило темп работы в целом. Однако данный шаг был оправданным, так как получение консультативной помощи было основной мотивацией родителей всех детей.

Дети ЭГ значительно чаще отличались детей КГ по таким показателям, как:
  • степень активности: они чаще были заторможены или расторможены во время исследования;


  • астенизация и истощаемость: дети ЭГ значительно чаще уставали, их умственная работоспособность носила «волнообразный» характер с тенденцией к истощению;

  • интерес к исследованию, мотив «экспертизы»: дети с трудностями в обучении имели более низкую познавательную мотивацию, проявляли меньший интерес к работе, мотивы «экспертизы» были достаточно слабые;

  • понимание и удерживание инструкций в ходе работы у детей ЭГ было значительно хуже.

Мы анализировали следующие показатели:

  • итоговый балл (ИБ) – суммарный показатель по всей нейропсихологическим пробам;

  • передний индекс - характеризует работу передних отделов головного мозга (преимущественно 3 блок по А.Р. Лурии);

  • задний индекс – характеризует работу задних отделов головного мозга (преимущественно 2 блок по А.Р. Лурии);

  • левый индекс - характеризует работу левополушарных отделов головного мозга;

  • правый индекс - характеризует работу правополушарных отделов головного мозга.

Для оценки уровня развития и соответствия возрастной норме основных функций и мозговых систем, мы вычисляли следующие дополнительные индексы по отдельным нейропсихологическим пробам:

  • программирование и контроль деятельности;

  • серийная органи­зация движений;

  • кинестетические функции;

  • слуховые функции;

  • зрительный гнозис;

  • зрительно-пространственные функции.

Все индексы вычислялись таким образом, что их нельзя сравнивать друг с другом, но можно сравнить относительные результаты по ним между группами. В следующей таблице представлены основные результаты ЭГ и КГ.

Таблица 2 – Сравнительный анализ ЭГ и КГ

Показатели


КГ

ЭГ

Достоверность различий

М*

m**

М

m

Mann-Whitney U

Уровень значимости

Основной балл

158,34

34,77

121,54

32,16

242

3,20221E-07

Штрафной балл

25,39

14,04

54,42

37,85

263

9,37307E-07

Итоговый балл

132,95

38,90

67,12

58,51

233

1,99617E-07

Передний инд.

53,45

12,36

38,72

12,77

226,5

1,39345E-07

Задний инд.

69,27

21,73

33,81

29,44


254

5,95835E-07

Левый инд.

35,89

9,42

26,89

9,43

327,5

1,9744E-05

Правый инд.

12,85

5,38

7,11

6,14

349,5

5,11971E-05

Прогр. и контр.

13,55

4,20

8,95

4,71

340

3,29437E-05

Серийная организ.

34,26

7,37

26,61

7,95

253

5,53809E-07

Кинестет.ф.

13,00

2,82

10,31

3,48

332

1,96831E-05

Слух.ф.

28,12

8,58

16,80

10,52

277,5

1,90255E-06

Зрит.гнозис


9,35

3,55

6,17

4,75

445,5

0,001871713

Зр.- простр.ф.

21,24

10,07

11,12

11,21

365

9,73719E-05

Примечание: * - среднее значение, **- стандартное отклонение


Как видно из полученных результатов, у детей с низкой успеваемостью в 1,98 раз ниже итоговый показатель, чем у детей с высокой успеваемостью, при этом при выполнении средний показатель штрафных баллов у них выше в 2,1 раза.

Полученные данные позволяют говорить о недостаточной сформированности у детей ЭГ морфофункциональных основ психических процессов, что может служить причиной их низкой успеваемости.

Остановимся более подробно на результатах по отдельным индексам (см. рис. 1).





Рисунок 1 – Средние значения мозговых индексов ЭГ и КГ


Рисунок 1 наглядно показывает, что наибольшие различия между успевающими и неуспевающими детьми - в развитии заднего и правого отделов мозга (примерно в 2 раза), при этом различия в развитии переднего и левого отделов есть, но они менее выражены (примерно в 0,7-0,9 раза). Мы можем предположить, что на момент обучения у детей ЭГ менее развиты филогенетически более ранние отделы мозга (как известно, передние отделы, а также левосторонние отделы, связанные с речью, формируются позднее, по большей части прижизненно).

Как известно, задние отделы мозга представлены по большей части 2-м функциональных отделом по А.Р. Лурии, отвечающим за прием, переработку и хранение экстрарецептивной информации, правосторонние отделы мозга курируют работу первой сигнальной системы, также отвечающую за процессы восприятия, неопосредованного речью.

На следующем рисунке представлены результаты отдельных проб (см. рисунок 2).




Рисунок 2 - Нейропсихологические показатели ЭГ и КГ


Мы снова видим ту же тенденцию: показатели КГ значительно выше. При этом наибольшие различия с ЭГ отмечаются по показателям слуховых функций, серийной организации движений, а также зрительно-пространственных функций. Мы считаем, что именно данные нарушения способствуют замедленному или нарушенному развитию специфических школьных навыков, которые связаны с устной и письменной речью. Так, без достаточного развития слуховых функций ребенок недопонимает речь педагога, у него трудности формирования письма, ошибки инертности, поэлементное разбиение букв и т.п. ошибки (за счет неспособности усваивать и удерживать двигательные программы, а также слабости зрительно-пространственной памяти). В дальнейшем, при изучении характера ошибок зрительно-пространственных проб, можно будет говорить о преимущественно «правосторонней» или «левосторонней» слабости детей ЭГ.

Анализ в гендерном разрезе, как вне зависимости от групп, так и среди неуспевающих детей, позволил выявить некоторые различия, представленные ниже (рисунок 3).




Рисунок 3 – Показатели правого индекса во всей выборке.

Примечание - различия значимы на уровне р=0,054

Видно, что у девочек вне зависимости от успешности обучения в школе, выше показатели правого полушария, причем у слабоуспевающих девочек он примерно такой же, как и у мальчиков с высокой успеваемостью (вся выборка девочки – 48,16, мальчики – 43,15; неуспевающие девочки – 43,15, мальчики -36,13).


Динамика нейропсихологических показателей с 1 по 4 класс показывает качественные изменения в нейропсихологическом статусе детей младшего школьного возраста (см.табл. 3).


Таблица 3 – Показатели КГ и ЭГ в разрезе классов


Показатели

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

ЭГ

КГ

Норма

ЭГ

КГ

Норма

ЭГ

КГ

Норма

ЭГ

КГ

Норма

Основной балл

104,71

134,23

125,60

120,45

158,80

144,98

126,64

170,17


160,14

153,38

171,13

151,47

Штрафной балл

69,14

31,44

43,90

59,86

27,20

29,00

45,53

26,00

22,96

32,95

20,71

48,66

Итоговый балл

35,57

102,79

81,70

60,59

131,60

115,98

81,12

144,17

137,20

120,45

150,41

102,33

Передний инд.

34,36

44,07

39,16

37,14

54,30

46,07

39,45


57,67

50,80

51,63

58,29

48,95

Задний инд.

19,18

55,67

35,58

28,55

65,90

54,87

40,81

73,83

68,31

62,33

78,24

41,02

Левый инд.

21,52

29,28

30,40

25,55

35,30

34,67

28,71

41,33

37,31

34,88

39,19

32,51

Правый инд.

4,24

10,98

1,59

8,96

12,70

8,23

7,96


11,00

11,79

9,00

14,51

1,90

Прогр. и контр.

7,43

10,33

10,62

9,09

13,60

13,10

8,92

16,00

15,24

12,25

15,07

13,16

Серийная организ.

24,43

29,62

26,30

24,86

34,50

30,03

27,10

36,00

32,40

36,38

36,79

33,28

Кинестет.ф.

8,75

11,78

10,76

10,50

12,40

12,50

10,92


14,00

13,39

11,63

13,79

13,24

Слух.ф.

11,82

22,89

26,24

14,50

26,90

28,26

18,72

33,33

31,32

27,00

30,81

28,53

Зрит.гнозис

5,50

8,33

3,03

6,50

8,80

6,80

5,48

10,00

8,24

9,75

10,07

6,23

Зр-простр.ф.

5,93

16,94

10,17

11,95

23,40

16,37

14,10


17,83

21,85

15,95

23,96

0,71

Примечание: Норма приведена по стандартизированным данным российской выборки, без учета школьной успеваемости [1]

Как показывает сравнительный анализ, большинство показателей КГ и ЭГ укладывается в диапазон возрастной нормы, за исключением результатов 4-классников: практически все показатели казахстанской выборки значительно превышают данные россиян.

Более информативен для анализа динамики анализ между ЭГ и КГ.

1. Первоклассники. Статистически достоверные различия:


Итоговый балл

р р = 0,01

Передний индекс

р = 0,03

Задний индекс

р = 0,00

Правый индекс

р = 0,01

Серийная организация

р = 0,02

Кинестетические ф.

р = 0,01

Слуховые ф.

р = 0,06

Зрительно-пр.ф.

р = 0,03

Нет различий в индексах левого полушария, программирования и контроля, зрительных функциях.



2. Второклассники. Статистически достоверные различия:


Итоговый балл

р= 0,01

Передний инд.

р = 0,01

Задний инд.

р = 0,02

Правый инд.

р = 0,03

Прогр. и контр.

р=0,04

Серийная организация

р = 0,006

Слуховые ф.

р = 0,04

Зр-простр.ф.

р = 0,05

Нет различий в индексах левого полушария, зрительных функций, кинестетических функций.


3. Третьеклассники. Статистически достоверные различия:


Итоговый балл

р=0,02

Передний инд.

р=0,01

Задний инд.

р=0,03

Левый индекс

р=0,01

Прогр. и контр.

р=0,02


Серийная организация

р=0,02

Слуховые функции

р=0,006



Нет различий в индексах правого полушария, показателях зрительных, зрительно-пространственных, кинестетических функций.


4. Четвероклассники. Статистически достоверные различия:

Кинестетические функции р= 0,02

По всем другим показателям статистически достоверных различий не выявлено.

Представленные итоги позволяют нам сделать следующие выводы: в 1-2 классе (6-8 лет) между успевающими и неуспевающими школьниками различия преимущественно в развитии передних, задних и правых отделах мозга, в то время как в 3 классе (8-9 лет) появляются дополнительно различия в левополушарных отделах мозга. А к четвертому классу (9-10-11 лет) различия в нейропсихологических показателях между учениками КГ и ЭГ практически нивелируются, несмотря на школьную успеваемость.

Данные результаты должны лечь в основу диагностической и коррекционной работы с учениками. При риске снижения школьной успеваемости педагоги и психологи в 1-2 классе должны уделять большее вниманию развитию задних, правых и передних отделов мозга (преимущественно не опосредованных речью), в то время как в третьем классе акцент следует сделать на развитие левополушарных (связанных с речью) функций.

Мы видим, что к концу младшего школьного возраста различия между успевающими и неуспевающими учениками практически нивелируются, то есть в отношении морфофункциональных основ психических процессов происходит «выравнивание». Известно, что именно к этому возрасту практически завершается формирование мозговых структур, поэтому считается, что наиболее эффективной является нейропсихологическая коррекция, проведенная до 10-11 лет.

Проведение процедуры кластерного анализа позволило нам выявить различные подгруппы среди детей с трудностями обучения (ЭГ). Выявились три подгруппы:


ЭГ1 – 22 человека (44,8%)

ЭГ2 - 23 человека (48, 9 %)

ЭГ 3 – 3 человека (6,1%)

Сравнительные данные по подгруппам представлены в таблице 4


Таблица 4 – Показатели подгрупп детей с трудностями обучения


Показатели

ЭГ1 n=22

ЭГ2 n=23

ЭГ3 n=3

КГ n =31

М*

m**

М

m

М

m

М

m

Итоговый балл

112,08

27,10

119,50

41,88

-8,33

4,65

132,95

38,9

Передний инд.

47,13

10,09

50,50

32,83

23,33


12,07

53,45

12,36

Задний инд.

60,23

16,19

54,00

16,28

-19,50

13,54

69,27

21,73

Левый инд.

33,52

6,29

34,00

22,34

12,40

11,78

35,89

9,42

Правый инд.

10,64

5,41

13,50

5,23

-2,90

3,48

12,85

5,38

Прогр. и контр.

11,61

4,21

15,00

6,83

5,00


4,58

13,55

4,2

Серийная организ.

31,14

6,30

35,50

23,60

18,33

6,83

34,26

7,37

Кинестет.ф.

11,64

2,65

15,00

9,92

4,33

3,06

13

2,82

Слух.ф.

22,61

8,93

25,00

12,44

7,00

5,29

28,12

8,58

Зрит.гнозис

9,51

2,87

11,50

3,63

1,67

4,73

9,35


3,55

Зр.-простр.ф.

19,79

6,72

23,00

5,78

-7,00

8,19

21,24

10,07

Примечание: * - среднее значение, **- стандартное отклонение


Достоверность различий проверялась с использованием критерия Н-Краскалла-Уоллеса, а также критерия U- Манна-Уитни.

Группу ЭГ1 составляют 22 человека, из них 10 человек (45%) - девочки, 12 человек (55%) – мальчики. Средний возраст – 8,5 лет. По сравнению с группой нормы данные дети характеризуются преимущественным недоразвитием передних и задних отделов головного мозга, а также слуховых функций.

Группу ЭГ2 составляют 24 человека, из них 5 человек (20,8%) – девочки, 19 человек (79,2%) – мальчики. Средний возраст – 8 лет. В этой самой многочисленной подгруппе можно выделить основное отличие от группы нормы – недоразвитие задних отделов мозга. При этом, по некоторым показателям, например, «Программирование и контроль», «Серийная организация», «Кинестетические функции» они опережают детей с высокой успеваемостью.

Группу ЭГ3 составляют 3 ребенка (2 мальчика и 1 девочка), они на порядок отстают не только от группы нормы, но также и от ЭГ1 и ЭГ2 по всем показателям. Средний возраст – 7,5 лет, все они первоклассники. Ведущим нарушением у них является грубое недоразвитие задних и правополушарных отделов мозга. Из отдельных показателей стоит отметить очень низкие показатели кинестетических, слуховых и зрительно-пространственных функций.

В дальнейшем мы планируем сопоставить полученные данные в подгруппах неуспевающих школьников с данными анамнеза, а также неврологического, нейрофизиологического, психолого-педагогического обследования. Это поможет выявить причины данных нарушений и разрабатывать действенные программы по их коррекции.


Подводя итоги данного этапа исследования, можно сформулировать следующие выводы:

1. Существуют значимые различия в нейропсихологической организации школьников с разным уровнем школьной успеваемости, они проявляются в значительном отставании в созревании морфофункциональных основ психической деятельности.

2. Наибольшие различия между младшими школьниками с высокой и низкой успеваемостью отмечаются в развитии задних и правополушарных отделов мозга, особенно в 1-2 классе. В норме данные отделы мозга наиболее активно развиваются именно в младшем школьном возрасте. Об опережающем развитии функций, опирающихся на работу задних отделов мозга, в сравнении с теми, что обеспечиваются передними отделами, свидетельствуют данные Т.А. Фотековой [2] и Н.Г. Манелиса [3]. Полученные нами результаты согласуются с данными зарубежных исследований.

В 3 классе на передний план выходит недоразвитие левополушарных отделов мозга, а к 4 классу нейропсихологические профили неуспевающих и успевающих детей практически выравниваются.

3. Выявлены 3 основных подгруппы детей с трудностями школьного обучения, каждая из которых характеризуются преимущественным недоразвитием определенных отделов мозга. В дальнейшем более глубокий системный анализ позволит дать более четкую характеристику каждой из выявленных подгрупп.

4. В диагностической и коррекционной работе с неуспевающими детьми необходимо учитывать нейропсихологические половозрастные особенности.


Список литературы:


  1. Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме / Под ред. Т.А. Фотековой – Абакан: изд. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. – C.7-32.

2. Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций у школьников с отклонениями в интеллектуальном и речевом развитии - 2010 г. №1. URL: http: // www.sibsedu.kspu.ru (дата обращения: 30. 10. 2011).


3. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития //Школа здоровья.- 1999. №1 – С. 8-24.


Түйін

Мақала да оқу үлгермеушілігінің неврологиялық және нейропсихологиялық себептерін анықтауға бағытталған нейропсихологиялық зерттеудің нәтижесіне қорытынды жасалған.


Петров А.В.,

нс лаб.комплексной диагностики и реабилитации,

Денисова Г.Ю.,

врач отделения коррекции и

диагностики ТОО «Центр САТР» г.Алматы



<< предыдущая страница   следующая страница >>