https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3 4 ... 9 10

Сравнительная характеристика данных спектрального анализа электроэнцефалограммы

у детей 6-10 лет


Исследование нарушений функции мозга проводится при большом спектре патологии ЦНС, но имеются лишь отдельные работы, где проводилось исследование функциональных особенностей работы мозга у детей школьников с трудностями в обучении. На основе полученных результатов и сведений, содержащихся в литературе, обсуждаются возможные нейрофизиологические механизмы, которые следует учитывать при обследовании детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении. В нашем исследовании выдвинуто предположение о возможных закономерностях электроэнцефалогаммы у детей данной группы, сравнив частотные характеристики ЭЭГ в экспериментальной группе с группой контроля.

Методика исследования. Электроэнцефалографическое обследование проведено у 61 ребенка в возрасте от 6 до 10 лет, средний возраст – 8,071,3 лет. Из них девочек – 20 (32,8%), мальчиков – 41 (67,2%). В экспериментальную группу вошли 38 пациентов (62,3%), группу контроля составили 23 (37,7%) пациента.

В группе контроля 23 ребенка, в возрасте от 6 до 10 лет, средний возраст 8,01,34 лет, в экспериментальной (38), также от 6 до 10 лет, средний – 8,111,29 (р>0,05). Группы по возрасту не отличаются.

В обеих подгруппах преобладали мальчики, по полу в группе контроля обследовано 8 (34,8%) девочек, 15 (65,2%) мальчиков. Во второй подгруппе количество девочек составило 12 (31,6%), а мальчики - 26 (68,4%).

Электроэнцефалография проводилась всем обследуемым на оборудовании фирмы «Nicolet Healthcare» по стандартной методике: запись электрической активности мозга в при закрытых глазах в покое в течение 5 минут. Детям из экспериментальной группы дополнительно проводились функциональные нагрузки гипервентиляцией и фотостимуляцией. Затем, проводился спектральный анализ основной активности над заданными отделами мозга, с внесением результатов в таблицы. За основные показатели при этом была выделена разница между отделами правого и левого полушарий. При отсутствии разницы выставлялся 0 балл, что означало отсутствие изменений. При наличии разницы до 1 – изменения расценивались на 1 балл, как слабые. При разнице 1 – выставлялись 2 балла, соответственно умеренному отклонению. При разнице более 1 – изменения расценивались как выраженные, соответственно 3 баллам. Проведен статистический анализ полученных данных.



Результаты.

Переднелобные отделы – 0,980,14, размах min – 0, max – 3

Базальнолобн – 1,260,14, размах min – 0, max -3

Теменные – 1,110,34, размах min-0, max – 3

Затылочные – 0,980,12 размах min -0, max – 3

Височные – 1,660,62, размах min-0, max-3

Глубинные – 0,180,05, размах min-0, max-1


Таблица 1 - Сравнительная характеристика показателей частот в различных отделах головного мозга среди детей в контрольной и экспериментальной группах


Показатели

Группы обследования

P

Эксперимент, n=38

Контроль, n=23

Передне-лобные

1,050,19

0,870,23

>0,05

Базально-лобные

1,260,18

1,260,23

>0,05

Теменные

1,110,15

1,130,26

>0,05

Затылочные

0,970,13

1,000,24

>0,05

Височные

1,950,19*

1,170,24

<0,05

Глубинные

0,210,067


0,130,072

>0,05

Примечание - * - достоверное различие при сравнении групп


Статистическая обработка данных выявила достоверное различие между группами при сравнении показателей в височных долях.


Таблица 2. Показатели разницы между частотами над заданными отделами головного мозга в группах сравнения по показателю 0 балл (%).


Показатели

Группы обследования

P

Эксперимент, n=38

Контроль, n=23




n

Mm,%

n

Mm,%




Передне-лобные

16

42,14,5

12

52,24,5

>0,05

Базально-лобные

11

28,94,1

6

26,15,2

>0,05

Теменные

8

21,14,8

10

43,54,5*

<0,001


Затылочные

9

23,75,0

10

43,54,5*

<0,01

Височные

6

15,84,3

8

34,85,6*

<0,01

Глубинные

30

78,93,0

20

873,0*

<0,05

Примечание - * - достоверное различие при сравнении групп


Таблица 3. Показатели разницы между частотами над заданными отделами головного мозга в группах сравнения по показателю 1 балл (%).


Показатели

Группы обследования

P

Эксперимент, n=38

Контроль, n=23




n

Mm,%

N

Mm,%




Передне-лобные

13

34,24,3

6

26,15,2

>0,05


Базально-лобные

15

39,54,4

11

47,84,5

>0,05

Теменные

24

63,24,4*

6

26,15,6

<0,001

Затылочные

25

65,84,3*

8

34,85,6

<0,001

Височные

11

28,94,1

9

39,15,8

>0,05

Глубинные

8

21,14,8

3

13,04,0

>0,05

Примечание - * - достоверное различие при сравнении групп


Таблица 4. Показатели разницы между частотами над заданными отделами головного мозга в группах сравнения по показателю 2 балла (%).


Показатели

Группы обследования




Эксперимент, n=38

Контроль, n=23








n

Mm,%

N

Mm,%




Передне-лобные

0

-

1

4,32,4




Базально-лобные

3

7,93,2

-

-




Теменные

-

-

1

4,32,4




Затылочные

-

-

-

-




Височные

-

-

-

-




Глубинные

-

-

-

-




Примечание - * - достоверное различие при сравнении групп

Таблица 5. Показатели разницы между частотами над заданными отделами головного мозга в группах сравнения по показателю 3 балла (%).



Показатели

Группы обследования

P

Эксперимент, n=38

Контроль, n=23




n

Mm,%

n

Mm,%




Передне-лобные

9

23,75,0

4

17,44,5

>0,05

Базально-лобные

9

23,75,0

6

26,15,2

>0,05

Теменные

6

15,84,3

6

26,15,2

>0,05

Затылочные

4

10,53,6

5

21,74,6*

<0,05

Височные

21

55,34,5*

6

26,15,2

<0,001

Глубинные


-

-

-

-




Примечание - * - достоверное различие при сравнении групп


Таким образом, анализ отклонений частотных характеристик среди детей в возрасте от 6 до 10 лет показал, что по показателю 0 баллов (изменения отсутствуют) выявлено достоверное различие с преобладанием данного показателя над теменными, затылочными, височными и глубинными отделами в группе контроля. По показателям 1 и 3 баллов (незначительные и выраженные отклонения) были выявлены у достоверного большинства обследованных в экспериментальной группе над теменными, и, особенно, височными отделами. Значимое различие по показателю 3 балла над затылочными отделами в группе контроля выявлено среди детей в возрасте 6-7 лет, в то время как в экспериментальной группе выраженные отклонения отмечены среди детей 9-10 лет. Данное отношение можно объяснить более выраженной функциональной незрелостью затылочных отделов в младшей возрастной группе, и более значительной разницы колебаний в сравнении с более «зрелой» электрической активностью среди детей в старшей возрастной группе.


Түйін

Оқуда қиыншылықтары жоқ 23 балада және оқуда әр түрлі қиыншылықтар кездесетін 38 балада жүргізілген электроэнцефалограммаға спектрлік талдау жасадық және оның нәтижесін салыстыра отырып, тәжірибелік топтағы балалардың басым көпшілігінің самай бөлігінде айтарлықтай ауытқушылықтардың барлығын анықтадық.


Ибатова Г. Б.,

Қазақ тілінде оқитын мүмкіндіктері шектеулі

балаларға білім беру зертханасының

ғылыми қызметкері



<< предыдущая страница   следующая страница >>