https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3
Часть четвертая. ОБНОВЛЕНИЕ.

Навык 7. Затачивайте пилу. Принципы сбалансированного самообновления.

Каждый раз, когда я вижу, к каким серьезным последствиям приводят мелочи... я думаю о том, что мелочей не бывает
Брюс Бартон

Представьте себе, что, бродя по лесу, вы наталкиваетесь на человека, который с ожесточением пилит дерево.

— Что это вы делаете? — интересуетесь вы.

— Сами, что ли, не видите? — следует ответ. — Пилю.

— Почему бы вам не прерваться на несколько минут и не заточить пилу? — советуете вы.— Убежден, работа пойдет гораздо быстрее!

— Нет у меня времени пилу точить! — восклицает человек. — Мне пилить надо!

Навык 7 требует выделять время для заточки пилы. Он замыкает в кольцо все остальные навыки, так как именно благодаря ему их применение становится возможным.

Навык 7 — это ваши личные ресурсы и средства (PC). Он поддерживает и развивает самый ценный ваш ресурс — вас самого. Он обновляет четыре измерения вашей натуры — физическое, духовное, интеллектуальное и социально-эмоциональное (рис. 17).

17. четыре фактора обновления.bmp

Рис. 17. Четыре фактора обновления

Интеллектуальное измерение. Окончив школу или университет, большинство из нас перестает заботиться о развитии своего интеллекта и позволяет ему постепенно атрофироваться. Мы больше не читаем серьезных книг, не открываем для себя ничего нового, что находилось бы за пределами наших профессиональных интересов, мы перестаем мыслить аналитически, перестаем писать — во всяком случае так, чтобы можно было проверить свою способность выражать мысли четко и ясно.

Постоянное, непрекращающееся обучение, тренирующее наш ум и расширяющее кругозор, ведет к жизненно важному интеллектуальному обновлению. Иногда для него требуется дисциплинирующее воздействие учебной аудитории или специальные учебные программы. Но чаще в этом нет необходимости. Проактивныс люди способны самостоятельно найти множество способов заняться самообразованием.


Нет лучшего способа регулярной подпитки и развития своего интеллекта, чем выработка в себе навыка читать хорошую литературу. Разнообразная современная литература способна влиять на наши парадигмы и затачивать нашу интеллектуальную пилу, в особенности если мы используем навык 5 и, читая, сначала стремимся понять. Если же мы вместо того, чтобы по-настоящему понять смысл сказанного автором, опираемся на собственную автобиографию и выносим скороспелые суждения, то тем самым мы ограничиваем для себя пользу, которую могли бы получить от чтения.

Еще один мощный способ затачивания интеллектуальной пилы — письмо. Ведение дневника, где вы записываете свои мысли, идеи и открытия, способствует ясности, точности и содержательности вашего мышления. Написание хороших писем — в которых излагаются глубокие мысли, чувства и идеи, а не просто содержится поверхностное перечисление событий — плодотворно влияет на вашу способность ясно мыслить и логически рассуждать, а также быть понятым.

СЦЕНАРИИ ДЛЯ ДРУГИХ. Мы можем, сделав свой сознательный выбор, возвращать людям их четкое, неискаженное отражение. Мы можем способствовать укреплению их проактивной натуры и относиться к ним как к людям ответственным.

Если обращаться с человеком сообразно тому, каков он есть, он останется таким, каков он есть. Если же обращаться с человеком сообразно тому, каким он может и должен быть, то он станет таким, каким может и должен быть.
Гете


БАЛАНС В ОБНОВЛЕНИИ. Применительно к организации физическое измерение выражается в экономических терминах. Интеллектуальное или психологическое измерение отражает репутацию фирмы, уровень ее развития и то, как она использует способности каждого своего члена. Социально-эмоциональное измерение отражает отношения между сотрудниками. А духовное измерение связано с осознанием смысла деятельности организации через определение ее предназначения, миссии, через ее цельность.

Мне встречались организации, нацеленные исключительно на экономические показатели. Обычно они не называли эту цель открыто и иногда говорили о каких-то других целях. Но их истинное желание заключалось только в том, чтобы делать деньги. Каждый раз, сталкиваясь с такими организациями, я одновременно обнаруживал внутри них огромное скопление отрицательной энергии, проявляющейся, например, в соперничестве между отделами, в агрессивно-оборонительном стиле общения, в интригах и диктате. Мы не можем процветать, не зарабатывая денег, но само по себе это не является достаточной причиной для существования организации. Мы должны есть, чтобы жить, но мы не живем для того, чтобы есть.


И напротив, я встречал такие организации, которые практически полностью сосредоточивались на социально-эмоциональном измерении. Такие организации были чем-то вроде социального эксперимента, их система ценностей не содержала экономического критерия. Они не могли измерить или оценить свою эффективность, в результате чего теряли продуктивность и способность конкурировать на рынке.

Эффективность как организации, так и отдельного человека предполагает разумно сбалансированное развитие и обновление всех четырех измерений.

Процесс постоянного совершенствования является отличительной чертой движения за всеобщее качество и ключом к пониманию японского экономического чуда.

ВОСХОДЯЩАЯ СПИРАЛЬ РОСТА И РАЗВИТИЯ. Обновление — это принцип и одновременно процесс, который побуждает нас двигаться по восходящей спирали роста и развития, по спирали постоянного совершенствования (рис. 18).

18. спираль роста.bmp

Рис. 18. Спираль роста

Подобно тому, как несбалансированное питание и отсутствие тренировок способны разрушить спортивную форму, так все непристойное, грубое и грязное может подпитывать темные стороны нашей натуры, заглушая чувства высшего порядка и заменяя высшую совесть, задающуюся вопросом: «Что есть благо, а что есть зло?», социальной совестью, озабоченной вопросом: «Узнают или не узнают?»

Послесловие

Анвар Садат писал в своей автобиографии: «… человек, не способный изменить свой собственный образ мышления, никогда не сможет изменить реальность и, следовательно, никогда не добьется прогресса». Перемены — действительные, настоящие перемены — происходят изнутри наружу. Они не произойдут, если вы будете «обрывать листья», используя приемы из арсенала этики личности, направленные на изменение установки и поведения. Перемены идут от корней — от вашего образа мыслей, от ваших фундаментальных, основополагающих парадигм, определяющих ваш характер и создающих линзу, сквозь которую вы смотрите на мир.


Эмерсон: «То, что мы делаем постоянно, дается нам легче — и не потому, что меняется характер задачи, а потому, что возрастает наша способность ее выполнять».

Важность понимания разницы между принципами и ценностями. Принципы — это естественные законы, которые находятся вне нас и полностью определяют последствия наших действий. Ценности имеют внутренний, субъективный характер и отражают то, что имеет для нас наибольшее значение и управляет нашим поведением. С годами я понял, что матерью всех добродетелей является смирение. Смирение подсказывает нам, что главными являемся не мы, а принципы, поэтому нам следует им подчиняться. Гордыня же говорит нам, что главное — это мы, и поскольку наши ценности определяют наше поведение, мы можем жить так, как хотим. Да, мы можем жить в соответствии с этим убеждением, но последствия нашего поведения, тем не менее, вытекают из принципов, а не из ценностей, следовательно, мы должны ценить принципы.

Суть первых трех навыков можно выразить следующим образом: «давайте и держите обещание», а следующих трех — «поделитесь проблемой с другими и выработайте совместное решение».

Цельность — высшая форма лояльности. Цельность означает приверженность принципам и сфокусированность на принципах, а не на людях, организации или даже семье. Со временем вы поймете, что в основе большинства проблем, встающих перед людьми, лежит вопрос: «Является ли это решение желательным (приемлемым, политкорректным) или правильным?» Когда наша лояльность к какому-то человеку или к группе выше того, что считаем правильным, мы теряем цельность своей личности. Мы можем приобрести временную популярность или продемонстрировать лояльность, но, в конечном счете, утрата цельности разрушит и эти отношения. Со временем из цельности рождается лояльность. Если вы попытаетесь поменять эти качества местами и на первое место поставите лояльность, со временем вы поймете, что пошли на соглашение, на компромисс с цельностью своей личности. Лучше пользоваться доверием, чем симпатией. В конце концов доверие и уважение, которое испытывают к вам другие люди, заставит их полюбить вас.


За тремя навыками личных побед (свобода выбора, выбор, действие) следуют три навыка общественных побед (уважение, понимание, созидание).


1 Как это созвучно с идеями Элияху Голдратта – основоположника Теории ограничений

2 Торо Генри Дэвид (1817–1862)— американский писатель, мыслитель-трансценденталист.

3 Для первого уровня управления временем, характерны записки и памятки. Второму уровню соответствует появление календарей и ежедневников. Это отражает попытку смотреть вперед, планировать события и свою деятельность на будущее. Третий уровень добавил важную идею расстановки приоритетов. Четвертый уровень расставляет приоритеты на основе миссии, ролей и целей.

4 Как созвучно с идеями Д.Барлоу и К.Мёллер «Жалоба как подарок. Обратная связь с клиентом – инструмент маркетинговой стратегии»



<< предыдущая страница