girniy.ru
|
|
1
Урок географии
в 8-м классе по теме
"Закономерности движения воздушных масс в России.
Синоптическая карта»
Учитель: Бесстрашнова Н.А., МОУ сош №3 г.Ртищево Саратовской области
Цели и задачи:
образовательные – определить уровень усвоения обучающимися основных понятий и терминов, главных особенностей климата России, климатообразующих факторов, понимание закономерностей распределения основных элементов климата;
развивающие – определить уровень умения работать с климатическими картами, синоптическими картами, составлять характеристику погоды территории; развивать способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; научить учащихся применять полученные знания на практике (помощью в работе могут быть данные, полученные из Интернета, карт атласа), анализировать их, делать выводы.
воспитательные – воспитывать ответственность за свою деятельность в классе, повысить интерес к изучению материала
Опорные знания и умения:
влияние океанов и рельефа на распределение температур и осадков, типы воздушных масс, понятия – циклон, антициклон, атмосферный фронт.
Оборудование:
атласы, настенная карта России, раздаточный материал, компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Ход урока
«Ветры, беспрепятственно носясь по Русской равнине… сближают в климатическом отношении места, очень удаленные друг от друга по географическому положению».
Василий Осипович Ключевский
Эвристическая беседа по высказыванию В.О.Ключесвского: «Ветры, беспрепятственно носясь по Русской равнине… сближают в климатическом отношении места, очень удаленные друг от друга по географическому положению»
Учащиеся рассуждают о перемещении по России ВМ, циклонов, антициклонов и т.п. метеорологических явлений, как о причине «сближения» различных климатов России.
Учитель предлагает вспомнить основные свойства различных атмосферных вихрей и по слайдам презентации определить их характерные черты (циклон, антициклон, холодный фронт, теплый фронт).
Повторение: у погоды один из главнейших показателей – это температура. Определите, какие из перечисленных факторов серьезно влияют на температурный режим местности:
Географическая широта
Течения
Рельеф
Солнечная радиация
Полезные ископаемые
Близость океанов
Выветривание
Высота местности над уровнем моря
Циркуляция воздушных масс
Антропогенное воздействие
Неблагоприятные климатические явления
Агроклиматические ресурсы
Обучающиеся рассуждают и показывают на примере территории России.
Учитель указывает на то, что все параметры погоды можно изобразить с помощью условных знаков на синоптической карте.
Сообщение учащегося: «Их истории создания синоптической карты»
Анализ синоптической карты по типовому плану:
План характеристики карты
1. Какова карта по охвату территории, по масштабу?
2. Что изображено на карте и какими условными знаками?
3. Какие знания можно получить при работе с этой картой?
Практическая работа (фронтальная устно):
Найдите и покажите на карте зоны действия антициклона.
Найдите и покажите зоны действия циклонов.
-
Какие еще природные явления «говорят» о том, что восточная Европа находится под воздействием циклонов? (осадки)
Покажите на карте теплые и холодные фронты.
В каких городах в ближайшее время наступит похолодание (указать на карте и объяснить)? (Осло, Анкара)
В каких городах в ближайшее время наступит похолодание (указать на карте и объяснить)? (Санкт-Петербург, через 2-3 дня – в Москве)
Практическая работа (индивидуально, дифференцированно в зависимости от сложности задания):
Найдите и покажите на карте зоны действия антициклонов и циклонов.
Проследите их перемещение и укажите места, в которых в ближайшее время ухудшится погода.
Покажите на карте теплые и холодные фронты. В каких городах в ближайшее время потеплеет и похолодает?
Охарактеризуйте погоду в Москве (пользуйтесь условными знаками раздаточного материала).
Подумайте, в какое время года зафиксированы показатели атмосферы (ориентируйтесь на преобладающие направления перемещения воздуха ). Если обучающиеся сомневаются, то есть смысл показать синоптическую карту с температурным режимом.
Подумайте, как должна измениться погода в Ртищево в ближайшее время?
Просматривая последовательность синоптических карт, учащиеся убеждаются в правильности своего выбора.
Беседа - почему так важно иметь точный прогноз погоды? Слайд-шоу показывает о летних и осенних бедствиях Европейской России – засухе и жаре, ураганах и грозах, ливневых дождях и торнадо в в Туапсинском районе Краснодарского края (в ночь на 16 октября после мощных ливней потоки воды обрушились на несколько посёлков). Все это необходимо прогнозировать!
-
Домашнее задание: §11, 12, знать условные обозначения синоптической карты и уметь ими пользоваться при заполнении контурной карты.
Подведение итогов урока
Заключение – «У природы нет плохой погоды»
|
|