https://electroinfo.net

girniy.ru 1 ... 8 9 10 11

Вн. чт.:А. Рыбаков. «Дети Арбата». Г. Владимов. «Верный Руслан».





1




60

Ю. Домбровский. «Хранитель древностей» или «Факультет ненужных вещей» (фрагменты). Дилогия «Хранитель древностей» – «Факультет ненужных вещей». Широкие художественные обобщения на основе биографического материала. Нравственно-философские проблемы. Подмена правовых отношений классовыми понятиями. Мотив сумасшествия времени, системы: борьба живого и «нежити». Символика в дилогии. Тема палачей и жертв. Евангельские, исторические и литературные переклички. Тема предательства. Алма-атинские реалии в произведениях писателя.


Художественная публицистика (углубление).

1




61

РР: Классное сочинение по теме «Антисталинская проза»




1




62

Литературный андеграунд (обзор): А. Терц. «Прогулки с Пушкиным» (отрывки), поэзия Д. Пригова, Л. Рубинштейна, О. Седаковой, Е. Шварц, И. Бродского и др. Чистое искусство как форма диссидентства. Приемы соцарта – разрушение языка официальной (массовой) советской культуры. Расширение понятия реальности, усложнение поэтического языка, выделение «вселенского», религиозного сознания в поэзии. Поэзия, «очищенная» от социально-морально-религиозных заданий, поэтика «чистого письма».


Литературный андеграунд

Соцарт. Литературная маска. Неофициальная литература. Массовая культура. Поэтика абсурда.

1




63

Литература русского зарубежья. Третья волна: В. Войнович. «Жизнь и необычайные похождения Ивана Чонкина»; В. Аксенов. «Остров Крым»; Саша Соколов. «Школа для дураков»; поэзия Н. Коржавина, А. Галича и др. (обзор). Неприятие советской власти и советского государства. Основные темы и мотивы. Обращение к постмодернизму, соединение стилевых традиций советской литературы с опытом мировой литературы (Ф. Кафка, Э. Хэмингуэй, Э.М. Ремарк, Г. Маркес). Многожанровость, разностильность эмигрантского творчества: экспериментаторский, подчеркнуто эстетский характер одних произведений и публицистичность, политизированность других.

Третья волна литературы русского зарубежья.

1




64-65

И. Бродский. Жизнь и творчество. Лирика: «Рождественский романс», «Новые стансы к Августе», «Пророчество», «Anno Domini», «Одиссей Телемаку», «Большая элегия Джону Донну», «Я входил вместо дикого зверя в клетку», «Разговор с небожителем», «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» (по выбору учителя). Отталкивание от социальной поэзии, утверждение эстетических приоритетов. Скрещение модернизма с традициями античной и русской классики. Мотив одиночества, монологическая поэзия с вневременным восприятием действительности: античные и библейские мотивы. Метафизическое мировоззрение: поэт как «средство существования языка». Соотношение эстетики и этики («Нобелевская лекция»). Проблема пространства и времени. Образ автора-персонажа, позиция шута и гения. Усвоение самых разных поэтических традиций и стилей, высокого и низкого, элитарного и массового, их равенство. Создание текстов из литературы прошлого (Данте, А.С. Пушкин, В.В. Маяковский и др.). Цитатно-пародийный язык, имеющий функцию раскрепощения. Новая функция стихов: прозаизация стиха за счет усложнения строфики, «спотыкающегося» синтаксиса (обилия переносов), удлинения стихотворной строки, дольника, тактовика.


РР: Анализ лирических произведений

Для заучивания наизусть: «Я входил вместо дикого зверя в клетку»


Образ автора-персонажа

2





66

С. Довлатов. «Наши» (фрагменты), «Иностранка» (фрагменты). «Авторизованная» проза. Проблема автора и героя, смешение голосов героев и равноправного им голоса автора. «Наши» – традиции и новаторство в «постмодернистской» прозе. Мотивы внутренней и внешней эмиграции. «Иностранка» – Америка как филиал СССР. Эксцентричность, эпатажность, пародийность прозы. Гуманистический пафос. Проблема художественного метода. Жанровые ориентации: анекдот, роман индивидуальной судьбы. Эстетизация стиля.

«Авторизованная» проза.

Анекдот

1




67

Постмодернизм в условиях краха советского тоталитаризма (1990-е гг.). Постмодернизм как новый этап в развитии культуры, как авангардное литературное направление. Черты постмодернизма в культуре и литературе: плюралистический, толерантный тип мышления, фрагментарность (композиционный монтаж), деканонизация, разрушение всех официальных условностей, ирония, смешение жанров, игровое освоение действительности. Особенности литературы русского постмодернизма: авангардность, политизированность, деканонизация эстетики соцреализма. В. Пелевин. «Проблема верволака в средней полосе», «Затворник и шестипалый», «Иван Кублаханов», «Ника» и другие по выбору учителя (обзор). Отрицание реальности жизни как следствие «крушения мира», душевного потрясения людей постсоветского времени. Отражение настроения общества 90-х годов: углубление разочарования, отчаяния, ощущение фантасмагоричности происходящего, связь компьютерной фиктивности с дефективностью современного сознания, его дегуманизация (человек лишь персонаж чьей-то игры). Поиски подлинности, освобождения как отказа от устоявшихся правил игры. Тотальность пародии. Культурные переклички. Поэтика «книжного шлягера», фабульность прозы как следствие коммерциализации искусства.


Постмодернизм.

1




68

Объективная история русской литературы ХХ века, учитывающая эволюцию ее поэтики и прозы.




1




<< предыдущая страница