https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Утверждены

приказом Министра образования

и науки Республики Казахстан

от 10 июня 2008 года № 337

 

 

Правила

проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек

 

 

1. Общие положения

 

1. Настоящие Правила проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек (далее - Правила) разработаны в целях реализации Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О безопасности игрушек» и определяют порядок проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек (далее - экспертиза игрушек).

2. Экспертиза игрушек проводится для установления соответствия игрушки психолого-педагогическим критериям безопасности игрушек для детей, а также в целях сохранения нравственно-эмоционального благополучия детей.

3. Обеспечение организации и проведение экспертизы игрушек осуществляет и координирует Департамент среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган).

 

 

2. Порядок проведения экспертизы игрушек

 

4. Департамент среднего образования организует работу по созданию и проведению Экспертного совета по экспертизе игрушек (далее - Экспертный совет) при областных департаментах образования и департаментах образования городов Астаны и Алматы.


5. Состав Экспертного совета утверждается областными департаментами образования и департаментами образования городов Астаны и Алматы (далее - Департаменты).

6. В состав Экспертного совета входят квалифицированные специалисты: педагоги, психологи, художники, дизайнеры (далее - эксперты).

7. Основными задачами Экспертного совета являются:

1) проведение экспертизы игрушек;

2) выдача заключения экспертизы игрушек на основании Критериев оценки требований психолого-педагогической безопасности игрушек (приложение 1).

8. Лица, размещающие игрушки на рынке Республики Казахстан (далее - заявитель), в установленном порядке представляет их на рассмотрение Экспертного совета.

9. Для проведения экспертизы игрушек заявитель представляет в Департаменты на государственном и русском языках:

1) заявление (приложение 2);

2) образец игрушки (макет, модель) в двух экземплярах с наличием информации, предусмотренной пунктом 4 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О безопасности игрушек»;

3) цветную фотографию образца (макета, модели) игрушки, размером 15х20;

4) санитарно-эпидемиологическое заключение.

10. Заявление на проведение экспертизы игрушек при наличии всех материалов, перечисленных в пункте 9 настоящих Правил, регистрируется Департаментами в Журналах регистрации заявлений от заявителей (приложение 3).


11. Экспертиза проводится в срок, не превышающий тридцать календарных дней со дня представления экспертам материалов, указанных в пункте 9 настоящих правил.

12. В случае необходимости изучения дополнительных материалов и информации для проведения экспертизы срок проведения экспертизы продлевается до тридцати календарных дней.

13. По результатам экспертизы игрушек эксперты выдают заключение о соответствии (несоответствии) психолого-педагогическим требованиям безопасности игрушки. Экспертное заключение должно содержать мотивированное, объективное, обоснованное и полные выводы (приложение 4).

14. В заключении указываются:

1) наименование Департамента, проводящего экспертизу;

2) для юридических лиц - наименование и адрес заявителя;

3) для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), юридический адрес заявителя;

4) название игрушки;

5) изготовитель игрушки;

6) возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения;

7) качественная оценка степени соответствия (несоответствия) психолого-педагогическим требованиям безопасности игрушек;

8) дата выдачи и регистрационный номер заключения;

9) срок действия заключения;

10) подпись председателя Экспертного совета.


15. Заключение действительно в течение трех лет.

16. В случае выявления опасных психолого-педагогических факторов в игрушках, находящихся в реализации, уполномоченный орган объявляет о них через средства массовой информации.

17. При получении отрицательного экспертного заключения изготовитель и (или) заявитель в месячный срок со дня получения заключения устраняет недостатки и обращается в Департаменты для проведения повторной экспертизы.

Ответ направляется заявителю в срок до тридцати календарных дней со дня получения письменного запроса.

 

Приложение 1

к Правилам проведения

психолого-педагогической

экспертизы игрушек

 

 

Критерии оценки требований

психолого-педагогической безопасности игрушек

 

Таблица 1 - Шкала для оценки степени реализации функций игрушки

 


1. Развивающая функция игрушки



Содержание критерия

Оценка


1 - полностью не соответствует критерию

2 - частично соответствует критерию

3 - полностью соответствует критерию

1.1

Потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка (размер, технические качества, соответствие реальному облику предмета и т.д.)

 

 

 

1.2

Соответствие интересам и потребностям ребенка, (увлекательность и привлекательность)

 

 

 

1.3

Возможность полифункционального использования для развития способностей ребенка (творческое, познавательное, физическое и духовное развитие. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях)

 

 

 

1.4


Возможность самостоятельного (без помощи взрослого) использования. (Игрушка позволяет ребенку ощутить собственную компетентность и автономность)

 

 

 

1.5

Возможность применения в совместной деятельности. (Игрушка пригодна к использованию в коллективных видах деятельности и может инициировать совместные действия)

 

 

 

1.6

Дидактическая ценность (см. таблицу 2). (Игрушка выступает средством развития и обучения ребенка)

 

 

 

1.7

Социальная и психологическая ценность

 

 

 

1.8


Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.

 

 

 

1.9

Связь с культурными традициями народа Казахстана

 

 

 

1.10

Оригинальность

 

 

 

1.11

Адаптивность (игрушка многопрофильна и открыта для детей с самыми разными возможностями и способностями, вне зависимости от их индивидуальных особенностей)

 

 

 

2. Функция обеспечения безопасности ребенка



Содержание критерия

Оценка

0 - наличие критерия


1 - отсутствие критерия

2.1

Провоцирование ребенка на агрессивные действия.

 

 

2.2

Вызывание у ребенка проявления жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка.

 

 

2.3

Провоцирование игровых сюжетов, связанных с безнравственностью и насилием.

 

 

2.4

Вызывание нездорового интереса к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.

 

 

2.5

Провоцирование ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

 


 

2.6

Вызывание развития интереса к азартным играм взрослых.

 

 

 

Таблица 2 - Определение основных направлений дидактической ценности игрушки

 

Признак

Значение признака

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики и мускулатуры рук

Развитие основных видов движений

Развитие физических качеств (ловкости и т.д.)

Формирование знаний о здоровом образе жизни

И т.д.

Сенсорное развитие

Ориентация в цвете

Ориентация в тактильных характеристиках

Ориентация в формах

Формирование временных и пространственных представлений


И т.д.

Ознакомление с окружающим миром

Ознакомление с природой

Ознакомление с трудом взрослых

Математические знания

Знания по грамоте

И т.д.

Нравственное воспитание и интеллектуальное развитие

Формирование эмоциональной сферы, развитие основных психических процессов восприятия

Развитие внимания, памяти, воображения

Формирование навыков культуры общения, норм и правил поведения

Формирование гуманных черт и качеств

И т.д.

Эстетическое развитие

Развитие вкуса

Формирование художественного восприятия

Формирование положительных эмоций

Формирование творческого восприятия


И т.д.

 

Примечание:

- наличие у игрушки хотя бы одного качества группы «Развивающая функция игрушки» свидетельствует о ее образовательной ценности;

- наличие у игрушки хотя бы одного из качеств группы «Функция обеспечения безопасности ребенка» означает несоответствие данной игрушки критериям.

 

Анализ игрушки проводится методом интегральной оценки

 

Для получения интегральных оценок (ИО) используются система бальных оценок и следующая формула расчета:

 

ИО = ∑ по N (A1 *  A2 * ... A5 * (K1 + K4) / N

где А - индивидуальные оценки экспертов, присвоенные в соответствии с критериями группы «Функция обеспечения безопасности ребенка»;

К - индивидуальные оценки экспертов, присвоенные в соответствии с критериями группы «Развивающая функция игрушки»;

N - количество экспертов, принимающих участие в экспертизе игрушки;

- сумма индивидуальных оценок экспертов.

В соответствии с критериями группы «Функция обеспечения безопасности ребенка» игрушке присваивается 0 баллов или 1 балл, следовательно, коэффициент А принимает значение 0 или 1.

В соответствии с критериями группы «Развивающая функция игрушки» игрушка оценивается от 1 до 5 баллов, следовательно, коэффициент К принимает значение от 1 до 5 (1 - данное качество выражено минимально, 5 - данное качество выражено максимально).


Значение ИО, равное 0, означает, что игрушка не соответствует критериям (ИО принимает значение 0, если одному из критериев группы 1 присвоено 0 баллов).

Положительное значение ИО (от 10 до 50 баллов) означает соответствие игрушки критериям, чем оно выше, тем выше качество игрушки.

 

Приложение 2

к Правилам проведения

психолого-педагогической

экспертизы игрушек

 

______________________________________________________________________________________________

наименование Департамента, проводящего экспертизу

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Прошу провести психолого-педагогическую экспертизу

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

название образца (макета, модели) игрушки, полное наименование изготовителя с указанием адреса и даты изготовления


_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

полное наименование заявителя с указанием адреса

 

Приложение:

1) образец игрушки (макет, модель) в двух экземплярах с наличием информации, предусмотренной пунктом 4 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О безопасности игрушек»;

2) цветная фотография образца (макета, модели) игрушки, размером 15х20;

3) санитарно-эпидемиологическое заключение.

 

Подпись (Ф.И.О.) заявителя

 

Дата ___________________

 

Приложение 3

к Правилам проведения

психолого-педагогической

экспертизы игрушек

 

 

Журнал

регистрации заявлений на проведение психолого-педагогической


экспертизы игрушек и выданных заключений

 




п/п

Дата поступления заявления от заявителя

Изготовитель

Заявитель

Наименование образца (макета, модели) игрушки

Дата и регистрационный № заключения (см. приложение 4)

Ф.И.О., подпись заявителя и дата получения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СВЕДЕНИЯ

о выданных заключениях, о соответствии образца (макета, модели) игрушки

психолого-педагогическим критериям

за 20 ____ год

 


п/п


Дата и регистрационный № заключения

Название образца (макета, модели) игрушки

Заявитель

Срок действия заключения

Функциональное предназначение или область применения игрушки

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

к Правилам проведения

психолого-педагогической

экспертизы игрушек

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

От «____» _________________ 20 __ г.

Регистрационный № ___________

 

Заключение выдано _____________________________________________________________________________

наименование и адрес заявителя


_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан) и юридический адрес заявителя)

Заключение удостоверяет, что  ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

название игрушки, изготовитель, возраст детей, для которых игрушка предназначена,

область ее применения

(не) соответствует психолого-педагогическим критериям.

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

 

Срок действия заключения  _______________________________________________________________________

 

                               м.п.                         подпись председателя

 

________________________________________________________________________

                                                                 (Ф.И.О.)

 

Срок действия заключения продлен до «___» ________________ 200 ___ г.

 

                               м.п.                         подпись председателя

 

________________________________________________________________________

                                                                 (Ф.И.О.)