girniy.ru 1

Отдавать делу

душу – значит вдохнуть в него жизнь


Беседа c Исполнительным директором Конфедерации работодателей РК

Екатериной НИКИТИНСКОЙ


- По-видимому, многое в жизни общества не удается как хотелось бы, потому что люди относятся к своему делу не с любовью…

Вместе с тем, ядро Конфедерации составляют особенные люди.

- Их энтузиазм неиссякаем. И у нас намного больше стало получаться, чем два года назад. Если мы начинали с участия во время одной сессии Парламента в проработке одного - двух законов, то теперь их число доходит до десятка. За истекшие два с половиной года эксперты Конфедерации приняли участие в доработке и изменениях более 45 законопроектов. У нас очень крепкие позиции в Мажилисе. Многие законопроекты рассматриваются с обязательным участием Конфедерации. Недавно чуть было не прошло мимо нас обсуждение Закона о занятости, но нам тут же сказали, что мы обязательно должны быть в составе рабочей группы. Поскольку сами мажилисмены идут к нам навстречу, мы, конечно же, приняли участие в обсуждении этого законопроекта. Так что мы можем оценить участие предпринимателей и нашей Конфедерации в обсуждении законопроектов как все более широкое и стабильное.

О новом качественном уровне Конфедерации свидетельствует и то, что наши учредители хотят, чтобы в Конфедерации были квалифицированные эксперты по всем направлениям для работы с законодательством. Они понимают, что их собственное личностное участие не может быть постоянным. В то время как по всем блокам законодательства должна быть методичная, ежедневная, квалифицированная работа. Они понимают, что нужны профессиональные лоббисты. Мы уходим от спорадического участия. У нас есть опыт, когда мы ведем отдельные законы с момента их разработки и до принятия. Появилось понимание, что наш опыт надо внедрять шире. От наших учредителей стали поступать заявки на проведение серии мероприятий для тиражирования опыта лоббирования, особенно для регионов. Речь идет также и о более глубоком изучении опыта лоббирования в развитых рыночных странах.


Это, конечно, не говорит, что все проблемы решены и что нет направлений, в которых нам следовало бы совершенствоваться. Конечно, эти резервы остаются. Они всегда будут. Но процесс стал более конструктивным и более результативным.

- Благодаря чему? Благодаря каким действиям и по каким направлениям?

- Благодаря тому, что существует стабильно действующая организация с исполнительным аппаратом, который постоянно, ежедневно занимается этой работой, координирует действия экспертов. Достижения в любом деле связаны с постоянным каждодневным трудом.

Разумеется, это работа не только исполнительной дирекции. Хотя мы также принимаем участие в обсуждении законопроектов. Но мы все больше привлекаем и сторонних независимых экспертов. Наша задача во многом заключается в координации их деятельности, в своевременном включении их в состав рабочих групп, предоставлении материалов и так далее. А уже сам ход обсуждения во многом зависит от их профессионализма.

Нужно сказать, что есть такие первые руководители компаний, которые понимают значимость этой работы, и сами лично принимают участие в обсуждении законопроектов. Другая часть предпринимателей помогает обеспечивать участие квалифицированных экспертов в обсуждении законопроектов. А в целом обеспечивается все более широкое привлечение предпринимателей к этому процессу.

Никаких других способов расширять влияние в ближайшее время не предвидится, поскольку трудно предположить, что исполнительный аппарат таких объединений предпринимателей будет очень большим. На это нужно время.

Для этого необходимо также решение ряда других вопросов. В частности, в мировой практике финансирование подобных объединений работодателей осуществляется за счет затратной части. То есть оно не входит в состав налогооблагаемого дохода, а приравнивается к производственным затратам. И мы будем предлагать соответствующие изменения в Налоговый Кодекс РК. Их принятие, конечно, будет во многом способствовать расширению деятельности, а значит и влияния союзов предпринимателей.


А сейчас финансирование происходит за счет чистой прибыли. То есть существует административно-финансовый барьер для организации подобных объединений. Возможно, это связано с тем, что органы исполнительной власти, может быть, несколько не заинтересованы в активной деятельности таких союзов предпринимателей, потому что мы выступаем их оппонентами.

- Еще один вопрос связан не только с тем, как развивается Конфедерация, но и вообще вся общественная деятельность, связанная с предпринимательством и с выстраиванием цивилизованного общества… Я думаю, что пока не будет финансового механизма, который бы способствовал этому процессу, помогал ему, то и процесс сам будет идти плохо. То есть развиваться все это может хорошо только тогда, когда люди будут видеть, что это приносит им хорошие доходы.

- Наша организация некоммерческая. И речь не может идти о получении каких-либо коммерческих доходов.

- Но по идее люди, занимающиеся деятельностью важной для государства, должны получать и высокую оплату. Должна быть связь между качеством высококвалифицированного труда и качеством жизни.

- Я думаю, мы придем к согласию по этому вопросу. Здесь есть ряд аспектов.

Деятельность союзов предпринимателей никогда не будет приносить финансового результата отдельному предпринимателю. Потому что она направлена на то, чтобы оптимизировать сами условия осуществления предпринимательской деятельности. И она будет приносить эффект предпринимательству в целом и, в том числе, каждому предпринимателю в частности.

Такие организации начинают финансировать, прежде всего, те предприниматели, которых можно назвать более продвинутыми. Они не хотят решать проблемы при помощи взяток, при помощи какой-то подковерной борьбы. Они хотят решать свои проблемы методами, присущими цивилизованному рынку. То есть посредством официального оппонирования на уровне законодательной власти или в рамках каких-то рабочих групп, каких-то комиссий совместно с представительными органами власти. И эти предприниматели не хотят эксклюзивных условий только для себя. Они хотят нормального стабильного законодательства для всех предпринимателей. И поэтому это, конечно, более прогрессивный слой деловых людей.


Есть слой предпринимателей, которые понимают необходимость этой работы. Но они хотят, чтобы ее проделали другие.

И, наконец, третий слой предпринимателей считает, что законодательная работа не может урегулировать их проблемы, и что их следует решать либо на основе личных связей, либо теми путями, которые рассматриваются как коррупционные.

Что дает существование общественных организаций предпринимателей наиболее прогрессивному их слою? Конечно, они достигают выгоды, правда наравне со всеми остальными предпринимателями, тогда как последние не прилагают для этого никаких усилий и часто даже не знают и знать не хотят, кому обязаны. Но прогрессивные предприниматели в ходе этой общественно значимой деятельности обретают особый социальный статус, так как попадают в поле зрения общественности. К ним вырабатывается другое отношение в органах исполнительной власти, и тем более, в органах законодательной власти. Они становятся своего рода эталоном в бизнесе.

Что касается финансового результата для тех, кто работает в исполнительных органах союзов работодателей или предпринимателей, то в условиях постоянного роста качества их работы возникает необходимость гарантированного высокого уровня оплаты. Судите сами: эксперты, приходя в законодательный или исполнительный орган, оказываются не то что один на один, а, зачастую, один против десяти, а то и более по отношению к тем, кто работает в органах исполнительной власти. Поэтому этот эксперт должен обладать помимо высокого профессионализма определенным набором личностных качеств. Опыт работы в течение двух с половиной лет в КРРК показал, что далеко не все люди могут быть лоббистами. И это невозможно объяснить, предположим, только умом человека. Потому что бывает, что человек очень профессионален, но лоббировать интересы других он не может, так как здесь необходим набор достаточно специфических психологических характеристик. Важны его контактность, его умение воздействовать на аудиторию, его умение работать с людьми, с отдельными, группами, проявлять последовательность, быстро ориентироваться в ситуации, быстро менять тактические шаги, подчиняя их стратегической задаче… Это уникальные люди. И одно из условий их устойчивой работы и дальнейшего профессионального роста - высокая оплата их труда. Если же такие люди не будут находить необходимой поддержки, то союзы будут обречены на жалкое существование.


- Я понимаю, что все это пропущено Вами через себя.

- Это результат практической деятельности.

- Которая начинает иметь значение специфического свода знаний для тех, кто занимается лоббистской деятельностью или стремится к ней. Видимо в этом заключается значение Вашей работы и Ваших коллег для других. А Вы по всей видимости думаете, как и в каких направлениях идти дальше. Как Вы рассматриваете задачи, которые необходимо было бы решать?

- Предстоящая Ассамблея Конфедерации работодателей будет шестой. Мы хотим привнести в ее проведение изменения, отойти от практики проведения ассамблей, как некого мероприятия, связанного с отчетом о деятельности Исполнительной дирекции Конфедерации. Хотелось бы видеть ее как живую встречу заинтересованных во взаимодействии людей, с обсуждением перспектив деятельности скажем на ближайшие два года. В частности я думаю, что основополагающей задачей будет реализация стратегии индустриально-инновационного развития. Это направление нас очень устраивает. Мы солидарны с линией Правительства, что в Казахстане нужно приложить все усилия для того, чтобы сосредоточиться на инновационном развитии нашей страны.

В этом ключе мы будем обсуждать условия создания наиболее оптимальных и благоприятных условий для осуществления инвестиций в нашей стране. Создадим мы эти условия – предпринимательство будет более динамично развиваться. Не создадим - это процесс будет заторможен. Для этого необходимо совершенствование экономического и трудового законодательства.

Начиная с прошлого года у нас все активнее ведется обсуждение проблемы подготовки кадров. Каким образом необходимо перестроить систему обучения? Чем мы можем помочь в этом смысле государству, учреждениям образования? Каким образом состыковать интересы предпринимателей и организаций, которые готовят кадры? Эта проблема тоже будет предметом обсуждения на Ассамблее. Для этого мы даже приглашаем Министра образования, от которого хотим услышать, каким образом предполагается модернизировать систему образования, чтобы обеспечить высокую эффективность подготовки кадров в рамках индустриальной политики.


И новый блок вопросов, к которым мы приступаем – это вопросы технического регулирования. В прошлом году эта проблема была актуализирована членами Конфедерации, что привело к принятию решения о том, что необходимо создавать не отдельные законы, которые, может быть, методологически и концептуально не будут выдержаны, а начать с создания Кодекса технического регулирования. После того, как будут определены концептуальные подходы, методологически будет сформирована необходимая правовая база, после этого уже будут дорабатываться необходимые законопроекты и подзаконные акты.

Нам кажется, что такой подход будет очень тесно координироваться с позицией Правительства, которым на 2003-2005 годы принята программа реализации первого этапа Стратегии индустриально-инновационного развития.

- В том, чем Вы занимаетесь есть и элементы науки, искусства, культуры, которые привносятся в сами условия действия бизнеса и жизни общества...

- В чем-то деятельность таких союзов сходна с деятельностью государственных органов, потому что и те, и другие занимаются формированием правовых условий функционирования определенного слоя общества. В данном случае предпринимательства.

Если раньше, когда мы переходили к рынку, эти условия определялись теми, кто представлял органы государственной власти, то теперь, развитие таких союзов свидетельствует о развитии процессов демократизации общества. Сегодня эти сценарии поведения предпринимательства пишутся совместными усилиями. И доля авторского участия союзов предпринимателей, которая сначала была малозаметной, постепенно увеличивается.

Я думаю, что по мере перехода к цивилизованным формам государственного регулирования, это влияние будет все более ощутимым. Как это принято на Западе, как это принято в Америке. Это нормальный подход к тому, как нужно реализовывать свои интересы. Их реализация должна быть публичная и выливаться в оппонирование. Не в войну, не в конфликты, а именно в разрешение путем нормального социального диалога.


При этом союзы не интересует какой-то персонифицированный интерес какого-то юридического лица, включая интересы самого союза. Союзы работают на благо определенных социальных групп. Они работают на благо всего государства.

- Получаются интересное сочетание. С одной стороны не персонифицированность интересов, с другой - очень многое зависит от личности и уровня лоббиста. Получается, они должны работать на таком уровне, чтобы воспринимать как личные цели общественного и государственного значения…

- Их интерес нельзя называть государственным в абстрактном смысле этого слова. В конечном счете, любой интерес является государственным, за исключением реализации каких-то преступных интересов. Вместе с тем, лоббисты таких союзов работают обычно над реализацией определенных групп интересов. То есть в нашем случае они работают над теми вопросами, которые интересуют непосредственно предпринимателей, а не учителей, врачей или кого-либо еще.

- Есть и еще один любопытный момент. Люди, которые инициировали создание Конфедерации, и сегодня являются ее ядром, имеют, пожалуй, более масштабное и перспективное видение государственных задач, чем иные государственные служащие…

- Они видят многие проблемы под другим углом зрения. И этот угол зрения помогает создать иногда более эффективные схемы государственного регулирования.

- Потому что они целиком зависят от результатов этой деятельности. Они гораздо более тщательно взвешивают каждый свой шаг, чем человек, который сидит на зарплате. Они вынуждены всегда работать на сочетании текущих и далеко идущих интересов. Такие руководители, мне кажется, олицетворяют какое-то движущее звено, которое иногда, будучи недостаточно масштабным, или не имеющим необходимы условий, не позволяет своевременно принимать точные решения на государственном уровне.

- Но не от всех предпринимателей требуется принятие решений на государственном уровне.

- Я имею в виду, что в характере деятельности, в характере подходов заложено гораздо больше той позитивной энергии, которая способна эффективно влиять на процессы формирования цивилизованных условий.


- Несмотря на то, что я в последние два года занимаюсь тем, что лоббирую интересы предпринимательства, я была бы не так категорична в определениях.

Я хочу сказать, что да, предпринимательство обладает набором качеств, которые может быть не присущи многим государственным служащим. Предприниматель является инициативной личностью. Это тот человек, который должен работать на опережение ситуации, обладать каким-то даром предвидения. Но он тоже может быть узконаправленным и очень специфическим.

- Это зависит еще и от характера деятельности.

- Нет, здесь дело не в этом, он просто реализует личный интерес. Он может быть стратегом по узкому вопросу. А если его заставить заниматься решением государственных проблем, он может оказаться абсолютно некомпетентным и не способным на такое стратегическое мышление. Я была лично знакома с людьми, которые были успешными предпринимателями, но как только они становились министрами или даже госслужащими более низкого ранга, они терялись, не могли работать. Поэтому я хочу сказать, что предприниматель обладает стратегическим мышлением, но оно другого рода.

В чем еще сильные стороны предпринимателя? Это лидер, стратег, он обладает инициативой и умеет рисковать. Причем умеет рисковать правильно. Потому что если он будет авантюристом, он тоже не сумеет организовать стабильный и большой бизнес. В этом смысле это, конечно, очень интересная часть общества. И она заслуженно привлекает к себе внимание. И заслуженно пользуется авторитетом и уважением.

Но у государственных деятелей тоже есть свои преимущества. Это просто другой тип людей. Может быть это люди, которые меньше любят рисковать. Может быть им больше интересно решение глобальных задач.

По большому счету вопрос не в большей или меньшей гениальности того или иного слоя общества. Как я уже говорила и предприниматели, и государственные чиновники обладают набором таких качеств, которые похвальны для человека. А вот необходимость такого оппонирования больше связана с тем, что предприниматели любую проблему, особенно те, что касаются сферы финансового регулирования, экономических отношений… они ее видят под другим углом, с другой позиции. Объединение точек зрения, как голограмма, дает объемную картину.


- Практика общественной, экономической, государственной жизни, если брать ту ее часть, которая нас интересует, связанную с деловым миром, требует принятия оперативных решений, которые бы позволяли ему развиваться правильно и в правильных условиях. Если условия оптимальные, то мы пошагово идем очень гармонично, динамично. Вы правильно говорите о неоспоримых достоинствах тех и других, но как их не противопоставлять, а достигать наилучшего сочетания?

- Нет, нет. Эти интересы всегда будут различны. Хотим мы или не хотим, они всегда будут в отдельных случаях даже противоречивы. Именно на этом и строится оппонирование.

- А если это рассматривать как возможную командную работу? Мы в одном государстве…

- Это невозможно. Эти социальные слои сориентированы еще и на какие-то другие цели. И они призваны реализовывать разные задачи. И в этом ничего страшного нет. Главное, чтобы это не мешало диалогу. Не надо делать из них одну команду. Пусть это будет две команды на одном поле.

- Но чтоб не получилось: лебедь, рак и щука…

- Оно и не получится. Потому что в любой игре должен быть какой-то результат.

- Нас всех интересует наиболее высокий результат…

- Но что значит, наиболее высокий результат?

- А вы могли бы ответить?

- Нет, я не могу ответить, потому что я считаю, что нельзя добиться безусловного приоритета одной из сторон. Потому что вот именно тогда и наступит дисгармония. Хотя, впрочем, наиболее высокий результат - это все-таки баланс интересов.

Я хочу сказать, в чем слабость государственного управления, и эта проблема пока оказывается неразрешимой, - в отсутствии преемственности в органах государственного управления. В результате этого значительная часть чиновников в своей деятельности не руководствуется решением стратегических задач. Она больше сосредоточена на достижении тактического успеха.

- С которым они связывают свой личный интерес…


- Который будет свидетельствовать о результативности его действий. Вот если мы создадим возможности, чтобы сохранялась преемственность, когда результативность деятельности того или иного ведомства оценивалась бы по достижению стратегических задач, тогда действия и решения, которые предпринимаются госчиновниками, будут более эффективными и более ориентированными на создание оптимальных условий развития рынка.

- Насколько я понимаю, самая главная проблема все-таки состоит в создании интереса к процессу Вашей работы. Чтобы люди поняли, что это процесс, который создает возможности, в том числе, и для реализации какие-то глубинных человеческих качеств, и, в конце концов, это может быть даже очень интересно...

- Я всегда думала, что работу надо любить, сейчас я бы сказала несколько иначе. Я бы сказала, что в любую работу надо вкладывать душу. Потому что иногда и в любой работе наступает такой момент, когда все надоедает, все кажется ненужным никому, невостребованным или востребованным не в той мере, как хотелось бы. Но когда человек вкладывает душу, когда у него есть ответственность, он преодолевает эти моменты и продолжает начатое дело.

Я думаю, что все, кто активно участвуют в таком процессе, процессе организации неформальных объединений, решающих те или иные социальные задачи, вкладывают в это дело душу. А когда это происходит, результат обязательно приходит. Это только вопрос времени.

Задача в том, чтобы этот процесс не зависел от того, будут ли определенные персоналии участвовать в нем, а чтобы он просто стал необходим обществу. Вот, наверное, сейчас мы будем больше работать над тем, чтобы совершить этот качественный скачок. Я даже хочу сказать, что если в начале мы ставили перед собой чисто количественные цели, привлечь как можно больше бизнесменов, то в этом году мы, наоборот, приостановили этот процесс. Потому что мы понимаем, что сейчас нам надо дополнять нашу структуру только настоящими энтузиастами, чтобы люди уже сознательно пришли в этот процесс, чтобы «сбился» как можно более широкий костяк предпринимателей, которые бы занимали активную позицию в этом процессе. И это касается не просто финансирования, а именно личного участия в лоббировании этих интересов, или обеспечения какого-то профессионального участия своих работников в этом процессе. Вот такой подход, как мне кажется, говорит о том, что назрели какие-то качественные перемены в деятельности Конфедерации работодателей.


- Здесь напрашивается такая аналогия. Допустим, есть школа хоккея Тарасова. И нельзя предположить, что когда и сам Тарасов, и кто-либо в команде начнут считать, что процесс может пойти сам, независимо от их усилий, и что это обеспечит необходимый уровень команде… Нет, всегда новые усилия, новые подходы в формировании кадров и в их подготовке… Я боюсь, что никогда не получится выйти на такой уровень, чтобы процесс шел сам по себе. Всегда будут нужны персоны, которые будут увлекать, которые будут создавать определенную атмосферу вокруг проблемы…

- Ну, тогда скажем так, тогда должна быть армия таких персон, чтобы, предположим, уход с этого поля одной какой-то персоны никаким образом не отразился на этом процессе. А то, что среди предпринимателей таких персон можно найти массу – это естественно, потому что сам дух, как мы раньше говорили, предполагает это. Предприниматель – это лидер. Речь только о его масштабе.


Владимир ТЕСЛИН

«Успех-Success» № 4 (19)