https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3 4


Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)


Национальный Центр проблем формирования здорового образа жизни


Молодые казахстанцы:

о настоящем и будущем


Анализ результатов региональных дискуссий с подростками и молодежью, проведенных в 11 областях Республики Казахстана


Хочется верить, что нас услышат!


(участница региональных дискуссий с подростками и молодежью, 16 лет, Павлодарская обл.)


Астана - 2009


СОДЕРЖАНИЕ






Глоссарий


2




Введение …………….…………………………………………….….








Общая характеристика и структура анализа актуальных жизненных проблем подростков и молодежи …………………..………...………………….………



4

1.

Мы и наша семья …………………………………………………………....…


8

2.

Мы и наше образование ……………………………….



10

3.

Мы на рынке труда ……….………………………………………………


13

4.

Молодежная культура и СМИ





5.

Наше здоровье и вредные привычки ……………...…


16

6.

Проблемы нашего досуга ………………….……………………...………



19

7.

Сельская молодежь и ее проблемы …………………………………


21

8

Проблемы подростков и молодежи особо уязвимых социальных групп


23




Заключение …………………………………………………………...


25




Приложения

26



Введение


Отношение общества к молодым людям, положение и роль молодежи в обществе становятся сегодня лакмусовой бумажкой уровня общественного развития и способности государства к прогрессивной модернизации. Молодежь – своего рода социальный аккумулятор тех изменений, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно для общего взора происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания большинства. Ее субкультурные тренды, критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи – это та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ..

В общественном мнении подростки и молодежь обычно ассоциируется с социально-демографической группой, у которой есть свои специфические проблемы, решение которых не возможно без помощи государства. Между тем, сами молодые люди стремятся стать субъектом общественной жизни, включиться в решения актуальных проблем общества, решая при этом свои специфические проблемы становления и взросления. Взрослое сообщество редко ведет равноправный диалог с молодыми гражданами страны, беря на себя весь груз ответственности.


Именно поэтому Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Министерство образования и науки Республики Казахстан (МОН РК) и Национальный Центр проблем формирования здорового образа жизни (НЦПФЗОЖ) решили организовать Форум подростков и молодежи

Основная цель Форума – установление равноправного и позитивного диалога в обсуждении волнующих их вопросов и нахождения вместе с Правительством путей их эффективного решения. Его общей задачей является продвижение участия подростков и молодежи в вопросах, которые непосредственно касаются их, способствовать созидательной энергии молодых людей вносить вклад в развитие страны и гражданского общества.

Приступая к организации Форума его соорганизаторы исходили из следующих приоритетных задач:


  • определить и изучить проблемы, которые являются наиболее приоритетными для подростков и молодежи;




  • определить пути эффективного решения данных проблем через предоставление услуг и реализацию программ;




  • определить пути улучшения качества услуг, предоставляемых подросткам и молодежи, на основе их потребностей;




  • повысить осведомленность подростков и молодежи Казахстана об их правах на участие в вопросах, касающихся их здоровья и благополучия;




  • усиление приверженности молодых людей к внесению вклада в реализацию собственных рекомендаций.


Рекомендации Форума будут предложены для использования на национальном и региональном уровнях для усиления и разработки соответствующих стратегий и программ, касающихся подростков и молодежи.

Для эффективной работы Форума и реализации его приоритетных задач была проведена большая организационная работа.

В апреле 2009 г. ЮНИСЕФ и его партнеры объявили открытый конкурс и отбор среди молодых людей в возрасте 18-24 лет для проведения (фасилитации) региональных обсуждений с подростками и молодежью с целью получения до Форума анализа их мнений и рекомендаций. Среди основных критериев для выбора молодых фасилитаторов были опыт работы с подростками, обязательство провести региональные дискуссии и возможность участия в соответствующих подготовительных мероприятиях Форума.


В мае 2009 г. 26 молодых фасилитаторов из 11 регионов Казахстана были обучены в г.Алматы международными экспертами.

В июле 2009 г. 12 молодых людей в возрасте до 18 лет были отобраны и обучены международными экспертами ЮНИСЕФ проведению видео документирования региональных дискуссий. Процесс отбора был такой же, как и для фасилитаторов. Данные видео-журналисты вернулись в свои регионы для работы на видео фильмами о проводимых дискуссиях и вопросах, волнующих молодых людей.

В июле – октябре 2009 г. в 11 регионах страны были проведены дискуссии с подростками и молодежью (Приложение А). Дискуссии проводились с воспитанниками интернатов, детских домов, домов юношества, реабилитационных центров и других учреждений для детей с ограниченными возможностями, а также в школах, университетах, колледжах, летних лагерях и т.д. Молодыми фасилитаторами было проведено и структурно задокументировано 70 дискуссий.

По результатам этих региональных дискуссий с подростками и молодежью был и подготовлен предлагаемый вашему вниманию итоговый документ региональных дискуссий, который является основным документом для работы 3-дневного Пре-Форума и подготовки выводов и рекомендаций Форума подростков и молодежи.


Общая характеристика и структура актуальных проблем подростков и молодежи, обсуждаемых в ходе региональных дискуссий

Фундаментальные социально-экономические преобразования в Республике Казахстан значительно повлияли на все стороны жизни молодого поколения. Радикально изменились содержание и способы разрешения традиционных молодежных проблем, которые в новых исторических условиях должны рассматриваться на принципиально иной основе. Современная жизнь требует кардинального изменения возрастного самосознания общества как следствия фантастических перемен в экономике и производстве под воздействием научно-технической революции, изменения стиля и характера отношений «старших» и «младших» во всех сферах общественной жизни. Необходимо новое понимание подростков и молодежи как самоценной стадии возрастного, духовного и социального развития.


Приступая к региональным дискуссиям, их организаторы исходили из желания узнать: какие темы повседневной жизни наиболее актуальны для подростков и молодежи и почему? Впервые в ходе масштабных дискуссий у молодых людей не просто поинтересовались их проблемами, а попросили предложить пути их решения, спросили о возможности личного участия и необходимой помощи со стороны властных структур, НПО, спонсоров и других взрослых. Организации региональных дискуссий оказали поддержку государственные и неправительственные организации (Приложение В).

Контингент участников региональных дискуссий достаточно разнообразен по гендерному, возрастному и социально-территориальному показателям (Приложение С). Среди участников дискуссий были представители разных национальностей. Во всех регионах Казахстана состоялись дискуссии с молодыми людьми, имеющими ограниченные возможности и представителями социально уязвимых групп (сироты, подростки из неблагополучных семей, правонарушители, сельская молодежь, безработные и т.д.).

Каждая региональная дискуссия была задокументирована в виде стандартизировнного отчета и видеозаписи, для этого были привлечены специально подготовленные фасилитаторы (возраст 19-24 года) и видеожурналисты (10-19 лет). Структурно региональные дискуссии проходили по следующему плану:


  • знакомство с группой, в которой проходит дискуссия

  • выявление приоритетных тем/проблем/ вопросов аудитории

  • выявление причин актуальности именно этих тем/проблем/ вопросов

  • обсуждение путей решения поставленных вопросов, рекомендаций

  • выявление путей самостоятельного решения проблемы/вопроса, без внешней помощи

  • обсуждение путей решения проблемы/вопроса, требующих помощи в реализации со стороны государственных и неправительственных организаций, спонсоров и т.д.

В целом, логика развития региональных дискуссий строилась по следующей схеме:




Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)

Национальный Центр проблем формирования здорового образа жизни








Организационная работа:


  • подготовка фасилитаторов и видеожурналистов (апрель-июнь 2009 г.)

  • проведение и документирование региональных дискуссий (июль-октябрь 2009 г.)

  • анализ результатов региональных дискуссий и подготовка итогового документа (ноябрь, 2009 г.)







Рейтинг приоритетных жизненных проблем подростков и молодежи Казахстана

(по убыванию важности для подростков и молодежи):

  1. непонимание и нехватка внимания со стороны родителей и других взрослых;

  2. неравные возможности в получении образования и профессиональной подготовки;

  3. распространение различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения

  4. высокий уровень безработицы среди молодежи;

  5. неразвитая инфраструктура молодежного досуга:

  6. ограниченные средства, доступные для финансирования молодежных программ и мероприятий;

  7. неравенство условий в социальных, экономических и политических сферах;

  8. социальная незащищенность в сфере трудоустройства, жилищных условий и т.д..

  9. достойные условия жизни для молодежи с ограниченными возможностями

  10. экологические проблемы региона







Базовый материал для дальнейшего обсуждения на пре-Форуме


Подготовка предложений и рекомендаций Форума подростков и молодежи




На основание выявленных в ходе региональных дискуссий актуальных проблем подростков и молодежи структура итогового документа предлагается в следующим виде:



Актуальные темы/проблемы/вопросы, волнующие подростков и молодежи





Общие

Специфичные для отдельных целевых групп



Внутрисемейные проблемы


Сельская молодежь и ее проблемы



Образование





Трудоустройство

Проблемы подростков и молодежи особо уязвимых социальных групп








Здоровье и здоровый образ жизни

Молодые люди с ограниченными возможностями



Девиантное поведение


Молодые люди с социальными проблемами



Организация досуга

Предлагаем рассмотреть выявленные проблемы более детально, на материале проведенных региональных дискуссий.


Мы и наша семья


Моя семья – моя крепость! Но не со всеми своими проблемами я могу обратиться к родителям.. не уверен что они меня поймут. (участник РД, 14 лет, Акмолинская обл.)


Семья – важнейший институт социализации личности (рис.1). Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выжить в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни.



Следует создать специальные службы, где молодым родителям еще до рождения ребенка уже будут рассказывать о всей ответственности, которую они берут на себя, будут обучать, что следует делать, чтобы в семье было взаимопонимание, а то многие этого не понимают (участник РД, 19 лет, г. Костанай)


Родители должны больше времени уделять детямРодителям нужно создать такую атмосферу, чтобы ребенок сам захотел поделиться своими (участница РД в г.Алматы, 22 года)


Почему взрослые, решая свои проблемы, не думают о нас – своих детях?

(участник РД, 12 лет, Актюбинская обл.)


Если родители наплевательски относятся к детям, то старшие дети должны присматривать за младшими, иногда лучше обратиться в интернат, чем жить с родными родителями (участница РД в г.Костанай, 18 лет)


Мне кажется, мы можем решить самостоятельно разве только проблемы взаимоотношении с друзьями, а остальное без помощи со стороны взрослых не решить. И даже вопрос отношений между девушкой и мальчиком и между друзьями неплохо было бы решать совместно с психологами, опираясь на опыт старших (родителей, опекунов), так как не всегда отношения настолько ясны и не всегда их можно решить самостоятельно (участник РД в г.Тараз, 17 лет)


Родители должны вспомнить, что они тоже были молодыми … и не надо нам постоянно читать морали, лучше посмотрите на самих себя….лучший пример для нас – это они сами

(участница РД в г.Астана, 18 лет)

Каждый ребенок должен знать как свои права, так и свои обязанности, чтобы на равных разговаривать со взрослыми (участник РД в г.Актюбе, 13 лет)



Надо с детства учиться уважать права других и требовать от окружающих того же (участник РД в г.Актюбе, 15 лет)



Родители играют самую важную роль в социализации личности подростка. Данные, полученные в ходе региональных дискуссий показывают, что большинство участников позитивно воспринимают своих родителей и прислушивается к их мнению. Позитивный настрой и стремление к диалогу с родителями характерен для многих подростков-участников дискуссий. Они рекомендуют «стараться наладить отношения со взрослыми:

- принимать во внимание их замечания

- не только говорить, но и доказывать своими поступками, свою самостоятельность» (учащиеся художественного лицея г.Актюбе, 14-18 лет)

В тоже время, дискуссии показали, что авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему приходит авторитет личности родителей. «Все идет от воспитания… Сначала нужно исправить стереотипы, заложенные в сознании родителей – не надо нас рассматривать как свою собственность. Почему они забывают, что дети в основном действуют по примеру родителей?».

«Обесценивание» родительского авторитета часто приводит к ослаблению эмоциональных связей в семье. В решении семейных проблем ребята предлагают:

- членам семьи больше общаться друг с другом

- родителям создавать такую атмосферу, чтобы ребенок сам захотел поделиться своими переживаниями, проблемами

- родители должны больше времени уделять детям

- дети должны знать свои права (особенно в случаи, когда имеет место насилие в семье).

Региональные дискуссии показали, что для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими агентами социализации: «друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме». Проблема, правда, в том, что в некоторых семьях отсутствуют эмоционально теплые отношения:

Молодые люди указывают на случаи, когда родители не выполняют возложенные на них природой и обществом функции по воспитанию детей, от сюда появление у подростков ощущения своей незащищенности и ненужности. С возрастом подобные ощущения могут прогрессировать, выливаясь в нервно-психические аномалии и социально-поведенческие проблемы.


Внутрисемейные конфликты – главный источник суицидального поведения подростков. В ходе последних исследований на это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы «трудных» подростков. Среди «благополучных» подростков эти показатели 47% и 18% соответственно (Комитет по правам детей МОН РК, 2007). Рассуждая о профилактике внутрисемейных конфликтов, участники региональных дискуссий отмечали необходимость работы с родителями, оказания психолого-консультативной помощи как детям, так и родителям:

- «государственные органы могли бы создать специальный психологический центр для детей и родителей, где услуги будут бесплатными./ помощь хорошего психолог стоит очень дорого»;

- «государственные органы должны проводить либо спонсировать тренинги с родителями и детьми, в целях укрепления семейных уз»;

- «необходимо проводить тренинги не только с подростками, но и с родителями, объясняя, что с детьми нужно говорить о сексе, объяснять, отвечать на их вопросы, что в этом нет ничего постыдного)»;

- «обучать родителей общению с детьми, от детей многое скрывают, многие до подросткового возраста думают, что их нашли в капусте, проводить семинары для детей и родителей, начиная с малого возраста»;

- «издавать методические пособия, разработать программы, брошюры»;

- «пропаганда, баннеры – все равно все это отложится в подсознании и при возникновении ситуации, включиться «лампочка» и человек поступит правильно, задумается о своем здоровье».

Не трудно заметить, что решение этой проблемы участники дискуссий видят только в посторонней помощи. Ребята, кажется, совсем не видят своей собственной роли, недооценивают личностный вклад в решение проблемы «отцов и детей».

Значительная часть подростков все еще находится в неблагополучном семейном окружении. Часто родители, ведущие асоциальный или аморальный образ жизни, не могут или не хотят взять на себя ответственность за воспитание своих детей. Для таких семей характерен целый комплекс проблем, часто встречается жестокое с ними обращение, их безнадзорность и предрасположенность к правонарушениям. Участники региональных дискуссий предлагают государственным органам отслеживать проблемы неблагополучных семей, на их взгляд такой мониторинг должен носить межведомственный характер с привлечением неправительственных организаций и общественности. К сожалению, региональные дискуссии нечетко указали возможную роль самих молодых людей в формировании целостной системы социальной помощи семье, хотя в социальной практике достаточно примеров такой работы.


Часто неблагополучны в своем воспитательном потенциале т.н. неполные семьи, количество которых постоянно увеличивается. По данным последней переписи населения (2008 г.), 11, 8 % от общего числа семей составляют неполные семьи с несовершеннолетними детьми, причем больше половины в крупных городах. Главные причины их появления – разводы, внебрачные связи и смерть одного из супругов, поэтому, как правило, они материально малообеспеченные. Участники региональной дискуссии в г.Усть-Каменогорске считают, что органы по защите прав ребенка должны добросовестно следить не только за тем, вовремя ли выплачиваются алименты, но и за тем, какую роль в жизни ребенка играют оба родителя. Оплата алиментов не освобождает родителя от участия в воспитании ребенка.

Региональные дискуссии показали, что правовое сознание современных подростков и молодежи имеет тенденцию акцентирования внимания на своих правах: «дети должны знать свои права», «родители должны больше времени уделять детям». Многие участники региональных дискуссий считают, что их проблемы взаимоотношений с родителями пройдут сами по себе с возрастом. Поэтому в этот период, их «лучше всего не трогать, нам ведь и так тяжело: игра гормонов, первые попытки войти во взрослый мир, желание найти себе место в этом мире – это все сильно «давит» на личность» (участники РД в г.Тараз). Говоря о семье и нехватке родительского тепла, некоторые участники дискуссий высказали пожелания расширяющие их права и свободы:

- дать возможность больше общаться с друзьями, одноклассниками;

-разрешить оставаться чаще у родственников и друзей;

-уменьшить количество запретов и требований, касающиеся внешнего вида и успеваемости. (участники РД в г.Аксу, 15-18 лет)

Они уверены, что «если родители смогут победить свои страхи и дать нам больше свободы, больше будут верить в нас и в то же время не оставаться в стороне от наших переживаний, помогать, когда просим их о помощи, то мы справимся сами». Но, к сожалению, «в большинстве своем родители не могут уследить за своим ребенком и нередко подростки переступают грани дозволенного, воюют со всем миром со всей страстностью юношеского максимализма. Поэтому возможность решения этих проблем самостоятельно спорен. Можно решить самостоятельно, но все же лучше обратиться за помощью к взрослым и специалистам» (участники РД в г.Балхаш, Карагандинской обл., 13-17 лет). Студенты Рудненского Индустриального Института в ходе дискуссии предложили проводить совместные тренинги родителей и детей, где они должны поменяться ролями, чтобы родители поняли, насколько ребенку нелегко обсуждать с ними эту тему, поняли, как себя лучше вести, что говорить.


В ряде дискуссий была сделана попытка самостоятельно найти мостик к гармонии интересов молодых и взрослых, «отцов и детей»: «подростки сами бы могли собрать родителей для обсуждения этих проблем., проводить собрания» (участники РД в Жамбыльской обл., 10-15 лет), «чтобы избежать некоторых семейных разногласий, молодым людям нужно быть более сдержаннее и пробовать чаще обсуждать эти темы с родителями, может быть тогда и будет положительный результат» (участники РД в г.Тараз, 19-24 года); «многое зависит от нас самих, от того, насколько доверительные отношения у нас с родителями» (участники РД в г.Рудный, 18-24 года).

Таким образом, в ходе региональных дискуссий определены основные проблемы взаимоотношений молодых и старших членов семьи, обсуждены пути их нормализации, степень участия государственных и неправительственных организаций в их решении.



Мы и наше образование




«Школа не имеет более важной задачи, как обучать строгому мышлению, осторожности в сужениях и последовательности в умозаключениях» Ницше


Может быть, чтобы остановить произвол со стороны силовых органов:, там тоже начать проводить тренинги, дискуссии по правам детей (участница РД в г.Актюбе, 17 лет)


Что касается проблемы образования - ЕНТ, то для снятия психологического давления, стрессовых эмоций можно вовлекать в процесс подготовки к сдачи Единого Национального Тестирования выпускников школ, которые мог ли бы рассказать, что на самом деле представляет из себя данный экзамен, чему необходимо быть готовым и на что не стоит обращать внимание (участник РД в г. Алматы, 16 лет)

Образование – хороший результат образования зависит на самом деле не от программы обучения и не от качества учебников (хотя это тоже важно), а от желания самих учащихся получать знания. Если у человека нет внутренней мотивации к получению знаний, не поможет ни один психолог и педагог. Поэтому здесь решением может быть культ знаний внутри школ, среди школьников и помочь в этом соответственно могут только сами школьники (участник РД , 21 год, ВКО)



Неквалифицированные учителя пыта-ются компенсировать свое незнание, заваливая учеников заданиями, чтобы показать видимость работы. Необходимо работать с такими учителями, повысить статус учителя. В школах необходимо вести разъяс-нительные работы о свободе выбора рода занятий. В школах должны действовать самые различные кружки, чтобы каждый мог выбрать себе занятие по душе (участница РД в г.Актюбе, 15 лет)


Когда затевается какое-то мероприятие, учителя всегда начинают кричать: «Вот, ты, не хочешь прочитать стих! Для тебя это совершенно не сложно!» Как-то надо это все организовать… На детей надо так воздействовать, чтоб у них у самих появилось желание участвовать. Необязательно чтоб это было вознаграждение, шоколад или что-то еще, хотя и такое у нас было. Просто мероприятия надо делать и планировать совместно с детьми, они сами скажут, что им интересно…

(участница РД, 14 лет, г.Костанай)


Пусть учителя не нервничают и не срывают на учениках свою злость и несостоятельность …не забывают о своих правах и обязанностях. (участники РД в г.Шымкент, 13-22 года)


Дискриминация в школе, по любым причинам – национальность, неуспеваемость в отметках, религия, застенчивость подростка – ведет к занижению самооценки и угасанию личности (участник РД в г.Тараз,, 16 лет)


Взрослые должны искоренить взятки в школах, ввести конкурсный отбор учителей …школа не место для коррупции (участница РД в г.Алматы, 14 лет)


Крайне необходима активная деятельность Департамента по правам детей, так как некоторая часть населения Тараза даже и не знают о его существовании, а подростки знают, что у них есть определенные права, что они защищаются законом, что есть куда обраться и им помогут.

(участница РД в г.Тараз,17 лет)

Нужны премии учителям, которые дополнительно занимаются учениками по улучшению знаний как с отстающими, так и с одаренными учениками. Надо снять лишнюю ответственность с учителей. Департамент образования должен четко прописать должностные полномочия учителей, чтоб их не нагружали другой работой.


(участник РД в г.Тараз, 16 лет)



Образование – технологический механизм социализации, воссоздающий в новом поколении то общество, которое востребовано им на конкретном этапе исторического развития. Учитель передает ребенку те знания и умения, которые считаются необходимыми в данном обществе, а также те идеалы, ценности и нормы поведения, которые соединяют людей в одно общежитие, определяют жизнеустройство в этом обществе. Сам факт того, что в каждой второй дискуссии тема образования являлась приоритетной говорит о степени ее актуальности для подростков и молодежи.

Основной темой обсуждения стала проблема сдачи Единого Национального Тестирования (ЕНТ). Участники региональных дискуссий в своем большинстве считают Единое Национальное Тестирование – ведущим фактором психологичес-кого давления и физиологических нагрузок на школьника.

Большинство старшеклассников, участников региональных дискуссий, предлагали радикальные меры – отменить ЕНТ и вернуть прежнюю сдачу итоговых экзаменов устно. Другая часть участников дискуссий, понимая важность ЕНТ для вхождения Казахстана в мировое образовательное простран-ство предлагает изменить систему сдачи ЕНТ делая акцент на дисциплины по выбору и дать возможность «второго шанса». Учащиеся общеобразовательных школ г.Алматы даже провели референдум. Итог: три голоса за устный экзамен, и шестнадцать голосов за «свободный выбор» предметов. Так же для снятия напряженной обстановки в аудитории при сдачи ЕНТ, они предлагают убрать спец.службы и вместо них поставить «независимых наблюдателей».

Рассуждая о качестве образования, ребята поднимали проблему учебной литературы, особенно на государственном языке. Основная претензия к авторам учебников – это сложность подачи учебного материала, его содержание должно учитывать возрастные особенности, быть интересным для школьника. Поднимались вопросы преподавания: «те кто занимается нашим обучением, сами должны иметь хорошее образование» (участники РД в г.Усть-Каменогорск, 10-19 лет). Предлагается усложнить программу педагогических вузов и усилить контроль государства за качеством знаний выпускников.


В ходе региональных дискуссий выяснялось, что подростки и молодежь обеспокоены своей готовностью к взрослой жизни. Ни школа, ни вуз не готовят молодое поколение к выполнению ответственных ролей в жизни общества. Участники региональной дискуссии в г.Рудный предложили ввести в школах такой предмет как «Экзистенцианализм», т.е. «на данном уроке детям будут объясняться такие понятия, как любовь, дружба, счастье, семья, грубо говоря, что такое хорошо и что такое плохо, смысл человеческой жизни. У нас этих предметов нет, поэтому получается, что, окончив школу, человек не знает, что он хочет от этой жизни, какой путь выбрать, кем быть и только к сорока годам начинает задумываться о смысле жизни, происходит переоценка ценностей, вот и кризис среднего возраста». В том же духе высказались участники региональной дискуссии в г.Тараз: «создать новый предмет, обучающий детей и подростков жизненным навыкам» (12-22 года). Еще в школе необходимо усилить профориентационную работу, «где ребенок сможет посещать рабочие места, смотреть, вникать в различные профессии, чтобы легче было понять, какую профессию ему лучше выбрать» (участники РД , г.Костанай, 14-18 лет).

В целом, молодые люди понимают, что хороший результат образования зависит на самом деле не от программы обучения и не от качества учебников (хотя это тоже важно), а от желания самих учащихся получать знания. Если у человека нет внутренней мотивации к получению знаний, не поможет ни один психолог и педагог. Поэтому часто звучали предложения о создании «культа знаний» в учебном заведении, пропаганде качественного обучения внутри и вне школы, престиже академической успеваемости и помочь в этом могут только сами школьники и студенты

Второй по значимости обсуждения на региональных дискуссиях стала тема развития гуманных отношений между педагогами и учащимися. Положение «учитель всегда прав» как стиль педагогического взаимодействия по-прежнему доминирует в нашей школе, поэтому большинство школьников чувствуют себя там некомфортно: «учителя бьют нас, но никто не обращает на это внимание!» (участники РД, Костанайская обл, 10-18 лет). Ребята говорят, что нередки случаи, когда учителя поднимают руку на детей, но это не придается огласки и .виновники не несут ответственность за свои поступки, никак не наказываются. Администрация школы и вышестоящие органы закрывают глаза на факты грубого отношения к учащимся, дискриминации при выставлении оценок по социально-экономическому, национальному и другим признакам.


Проблема взаимопонимания между учителями и школьниками наглядно была проиллюстрирована на одной из дискуссий в г.Алматы. Ребята в небольшой сценке показали: как учителя ругают учеников за несделанное домашнее задание и ежедневно дают контрольные (со стороны смотрелось весьма иронично), и как следствие постоянного давления на них – выход детей на забастовку, после чего учителя становились милыми и покладистыми. Другими словами, подростки считают, что они могут решить данную проблему самостоятельно, но только прибегая к крайним, под час экстремистским мерам.

Проблемы, возникающие у подростков в школе, в их сознании сводятся к следующим:

- постоянные сборы денег на разные мероприятия; качество учебников и преподавания базовых дисциплин: «в школе постоянные сборы денег, зачастую на подарки учителям, а многие семьи не могут давать их по каждому требованию учителей» (участники РД в Жамбыльской обл., 10-15 лет);

- недоступность современных технологий (Интернет, электронные учебники, игровые методики и т.д.): «в школе не хватает компьютеров, сидим трое за одним …» (участники РД. в г.Тараз), «почему на уроках так скучно?» (участники РД в г. Павлодар, 13-16 лет);

- большая учебная нагрузка и отсутствие свободного времени: «времени на спорт – нет! …только уроки!» (участники РД в г.Алматы, 12-16 лет);

- психологическое давление учителей по поводу дисциплины и успеваемости: «достали, каждый день одно и тоже! …лучше учиться я от этого не буду» (участник РД в г. Караганда, 15 лет);

- субъективность, а иногда и продажа или дискриминация в выставлении оценок: «для начала, пусть учителя одинаково относятся и к отличникам, и к тем, у кого успеваемость хуже» (участники РД в г.Актюбе, 14-18 лет); «учителя мало уделяют внимания ученикам не своей национальности, не дают раскрыться учащимся другой национальности» (участники РД в г.Тараз);

- питание в школе: «обеды в школе очень дорогие», «у моих родителей нет возможности давать мне деньги на питание в школе» (участники РД, г.Тараз, 10-15 лет);


- насилие и вымогательство денег со стороны старших ребят («дедовщина»): «я боюсь идти в школу…» (участник РД, г.Балхаш, 13 лет).

В решение этих актуальных проблем участники региональных дискуссий отдают приоритет государству и взрослым. Свою основную миссию они видят в борьбе за свои права: «нас должны услышать!», «нам должны помочь!». Даже если в борьбе за свои права подросткам и удается объединиться, то ее результативность во многом зависит от эффективной поддержки государственных структур, прежде всего, Департамента по правам детей, и родительской общественности. Примечательно, что большинство участников дискуссий только там узнали о их существовании и возможности защиты своих гражданских прав. В этих условиях, только школа, в лице классных руководителей, социальных педагогов реально может и должна стать активным защитником прав детей.

Региональная дискуссия показала, что учащаяся молодежь понимает прямую зависимость качества образования и достойного положения учителя в обществе. Сегодня учитель – служащий казенного образовательного учреждения, оказывающий образовательные услуги, несправедливо низко оценивается обществом и государством. Изменить ситуацию, повысить социальный статус учителя может, с точки зрения участников дискуссий только государство. Хотя в реальности положение учителя в обществе зависит не только от заработной платы, но и уважения к нему со стороны учеников и родителей и здесь есть о чем подумать.



Мы на рынке труда

В начале 2009 г. молодежь в возрасте 18-29 лет в республике составляла половину работающих в промышленности и строительстве, на транспорте; в сфере бытового обслуживания и торговле – одну треть, в сельской же местности молодым был каждый второй рабочий фермы, каждый третий – механизатор и специалист-аграрник (Агентство по статистике РК, 2009). Между тем, государственная статистика бьет тревогу по поводу тотального старения инженерно-технических кадров, рабочих, беспокойство относительно преемственности поколений и т. д. В связи с сокращением производства в целом, банкротств многих промышленных и сельскохозяйственных предприятий (больших и малых), была высвобождена огромная армия молодежи, которая влилась в ряды безработных. В условиях глобального экономического кризиса продолжается массовый приток в города сельской молодежи. В социально-экономическом плане многие из них беззащитны, так как, не владея специальностью, становятся чернорабочими, не имеют крыши над головой. Часто эти дестабилизирующие факторы являются причиной асоциальных настроений и отклоняющегося от социальных норм поведения




В вопросе трудоустройства молодежи инициатива должна исходить от заинтересованных лиц т.е. от самих студентов, но решить могут данную проблему лишь совместные действия университета и городских властей, а конкретно, введение послевузовского распределения способно решить эту проблему (участник РД в г.Алматы, 23 года)


Нужно, чтобы государство взяло под контроль процесс устройства на работу, потому что очень часто люди сталкиваются с коррупцией и сейчас даже производственная практика стала платной для студента. Где такое видано?

(участник РД в г.Астана, 21 год)


Во время учебы в университете, если повезет, можно попытаться найти организацию, где вы могли бы пока работать бесплатно, но с условием, что после окончания они обязуются взять вас на работу

(участник РД в г Рудный, Костанайской обл., 22 года)


Можно привлечь молодежь на строительство клубов, помещений в которых будут заниматься дети, также есть и программа Дорожная карта. Интересно, Департамент занятости может реально помочь найти работу?

(участник РД, 24 года, Костанайская обл.)


Нужно, чтобы государство взяло под контроль процесс устройства на работу, потому что очень часто люди сталкиваются с коррупцией и сейчас даже производственная практика стала платной для студента. Где такое видано? (участница РД в п.Затобольск, Костанайской обл., 22 года)


Спасение утопающего – дело рук самого утопающего …Нужно хорошо изучить трудовое законодательство, чтобы работодатели не нарушали наши права

(участник РД в Казахстано-американском свободном университете, г.Алматы, 23 года)

Профессиональная подготовка должна быть доступна для каждого молодого казахстанца – считают участники региональных дискуссий: «Государственные органы обязаны сделать все возможное для того, чтобы молодежь была занята делом по душе» (участники РД, Жамбыльская обл., 10-18 лет). Необходимо расширить список специальностей получающие гранты на обучение, а так же снизить планку требований для их получения (участники РД в .Астане, Алматы, Таразе и др.).


Трудоустройство учащейся молодежи в свободное от учебы время могли бы взять на себя бизнес структуры в сотрудничестве с молодежными организациями. Бизнес структуры могли бы принять участие и спонсировать создание системы грантов, конкурсов на профессиональную подготовки и трудоустройства молодых специалистов, организацию независимой профессиональной консультации и молодежных бирж труда (участники РД, г.Алматы, 16-19 лет).

Государственные органы совместно с бизнес структурами могут создавать и предлагать новые рабочие места для того чтоб снизить уровень молодежной безработицы в Республике – убеждены участники многих региональных дискуссий. Сегодня в условиях повального стремления молодых людей получить высшее образование необходима системная и целенаправленная работа по повышению престижа рабочих профессий и среднего специального образования: «это уменьшит ненужную конкуренцию среди абитуриентов, а работы без высшего образования на всех хватит… у многих ведь эти дипломы пылятся в столе» (участник РД в г.Тараз, 17 лет).

Региональные дискуссии в студенческой среде активно обсуждали проблему трудоустройства по окончанию вуза. Молодые специалисты сегодня слабо востребованы на рынке труда. С целью решения этой проблемы молодые люди предлагают:

- внести поправки в Закон «Об образовании», чтобы, как в советское время, еще во время учебы работодатели «разбирали» себе студентов;

- активнее популяризировать и пропагандировать молодежную практику, «чтобы как можно больше молодежи знало о ней»;

- создать государственную структуру, контролирующую процесс устройства на работу, «чтобы такие явления, как «кумовство», коррупцию и пренебрежительное отношение к молодым специалистам не имели места быть»;

- «позаботится об информированности населения в плане трудового законодательства, чтобы каждый человек знал свои права, путем проведения различных консультаций, тренингов, выпуска буклетов, СМИ»;

- административно наказывать работодателей, отказывающихся брать на работу специалиста без опыта работы

- ввести систему трудовой практики, когда студента закрепляли за определенным учреждением, куда он в последствии должен устроиться на работу.

Социологическое исследование Департамента воспитательной работы и молодежной политики МОН РК показывают, что 41,4 % опрошенных молодых людей ощущают на себе поддержку государства в решении проблем занятости, их не поддерживают – 35,3%, а еще 21,1 % респондентов затрудняются ответить («Молодежь Казахстана – 2006»). В целом, по данным опроса, больше половины, или 74,3% из числа опрошенной молодежи имеет рабочее место, и только 24,5% не работают. Однако показатель неработающей молодежи превышает уровень всех остальных категорий безработного населения страны. С одной стороны, это обусловлено тем, что большинство неработающей молодежи составляют учащиеся или находящиеся на родительском попечении, а с другой – в пропорциональном отношении численность категории молодых людей преобладает над другими категориями населения.

Таким образом, проблема трудоустройства для молодых граждан является не последним фактором, влияющим на их профессиональное становление и социальное настроение.



Проблемы здорового образа жизни и молодежной девиации

Практически во всех цивилизованных странах мира здоровье населения, особенно здоровье молодого поколения, является одной из главных национальных ценностей и приоритетным направлением государственной политики. Тем не менее, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), государственная политика по охране здоровья населения в более чем 80 странах мира не дает эффективных результатов, что говорит о несовершенстве систем здравоохранения.

Несмотря на предпринимаемые государством активные меры по улучшению системы здравоохранения, ситуация в Казахстане оставляет желать лучшего. В этом плане проблемы экологии, увеличения стрессовых ситуаций, распространения наркомании и алкоголизма и другие причины имеют непосредственное влияние на состояние здоровья казахстанцев, ведут к росту числа заболеваний, возникновению эпидемий, а также социально обусловленных болезней.




Молодежь должна стремиться получить действительно качественное медицинское обслуживание

(участники РД, Актюбинская обл., 10-24 года)


Даже если и запретить некоторые вредные вещества для продажи малолетним, клей – то в продаже имеется, поэтому нужно самому одуматься и говорить сверстникам, что это плохо и не заниматься этим.

(уч-ся колледжа г.Тараз, 17 лет)


Школьный психолог свою функцию не выполняет, к нему все равно никто в здравом уме добровольно не пойдет, никто не хочет прослыть «психом» (участник РД, 13 лет, Карагандинская обл.)


Избежать суицида человек может только самостоятельно, поскольку сам процесс происходит наедине с самим собой и в этой ситуации человек только сам может себе помочь, сказав, что жизнь не заканчивается на первой же проблеме, какой бы не решаемой она не казалась. Человек должен сам набраться сил отказаться от этой идеи и потом уже попросить о помощи психолога или близких людей (родителей, друзей и т.д.)

(участник РД, 16 лет, г.Усть-Каменогорск,


Будут нормальные условия жизни, не будет многих проблем молодежи, в том числе и суицида… а когда все крутиться вокруг денег, а их нет – приходят дурные мысли (участник РД в г.Астана, 19 лет)


Просто «не употреблять», прислушиваться к тому, что советуют старшие. (участник РД, 15 лет, Акмолинская обл.)


Сделайте так, чтоб все дети были проинформированы и понимали что делается с человеком, когда он вступает на путь алкоголизма. Только пусть это будет интересно, с использованием красочного и желательно современного материалы, а не нудные часовые лекции о вреде алкоголя. Можно проводить эти лекции в игровом или дискуссионном виде… Главное, чтобы было интересно и запоминалось. (участник РД в г.Костанай, 14 лет)

Для начала я бы показала видеоролик, где глазами наркомана «показана» ломка, как ее чувствует сам наркоман, его мысли и чувства, (пусть это будет молодой человек, до 20 лет, т.к. ближе к их возрасту). Только осознав и пропустив эту проблему можно проводить все эти акции: «Наркотики – зло», «Наркотики не для нас!», «Нет наркотикам» и т.п. Можно привлечь и самих неформалов – граффити на стенах, концерты, раздача брошюр собственного изготовления (с нашим взглядом на эту проблему, а не сухими статистическими фактами).


(участник РД, 15 лет, Павлодарская обл.)


Надо ставить позитивные цель.. лучше деньги, потраченные на сигареты, потратить на что-то действительно нужное

(участник РД в г. Аксу, 16 лет», Павлодарская обл.)


Вместо борьбы с пользователям, которых надо просто лечить, полиция лучше бы занялась наркодилерами.

Надо ужесточить наказание за распространение наркотиков, а государство – создать условия для занятий спортом

(участник РД, 16 лет, Актюбинская обл.


Возможно мы бы меньше курили, если бы это не было модно в обществе, если бы взрослые сами следили бы за собой …

(участник РД, 19 лет, г.Шымкент,)



Данные медицинской статистики свидетельствуют, что: заболеваемость подростков в Республике Казахстан за последние 5 лет выросла на 22%. По данным Республиканского научно-практического центра психиатрии, психологии и наркомании Министерства здравоохранения Республики Казахстан:

  • число психических и поведенческих расстройств 322 671 случаев, в том числе у подростков 23 487 случаев

  • на учете с наркологическими расстройствами состоит 354 038 человек, в том числе подростков – 17 717

  • алкоголизм среди подростков за последние 4 года возрос в 2,5 раза

Источник: Доклад Генерального директора НЦПФЗОЖ, д.м.н., профессора А.А.Аканова «Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни в рамках Стратегии «Казахстан-2030»

Психическое здоровье подростков и молодежи, по мнению участников региональных дискуссий, зависит от социально-психологичес-кого климата в семье, школе и неформальной группе сверстников. Молодые люди большие ожидания связывают с развитием в Казахстане психологической помощи в подросткам и их семьям, особенно в сельской местности. Буквально во всех дискуссиях звучала мысль о необходимости изменения отношения к психологической службе в молодежном сознании.


Актуальность скорейшего создания эффективной медико-психолого-педагогической службы обусловлена и тем фактом, что в начале XXI века Казахстан вышел на одно из первых мест в мире по подростковому суициду. По мнению специалистов, основной предпосылкой суицидального поведения подростков является одиночество, апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы. Наша общая задача заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их. В этой связи участники дискуссий предлагают:

- запретить или усилить контроль за экстремистскими организациями субкультурного или религиозного толка, зомбирующих молодежь;

- вместе работать на созданием дружелюбной атмосферы в учебном заведении;

- искоренить понятия «аутсайдер», «изгой» и т.п. унижающее личное достоинство подростка;

- организовать школьную жизнь так, чтобы каждый подросток мог бы почувствовать себя нужным, проявить свои лучшие качества;

- рассказывать друг другу о вредных привычках и их последствиях

-организовать «кружки доверия», где каждый подросток, имеющий те или иные психологические проблемы мог бы спокойно и открыто обсудить их со своими сверстниками;

- увеличить количество школьных психологов, хотя бы по одному на параллель классов.

Большое внимание в ходе региональных дискуссий было уделено проблеме профилактики наркомании. Сегодня в мировой практике выделяются несколько моделей профилактики. Социальная практика показывает неэффективность «запрещающая» модели, которая «загоняет» проблему вглубь, и приводит к росту преступности, нанесение вреда здоровью подростков, страдающих зависимостью и уклоняющихся от официальной регистрации. Вторая модель – «информационная», направлена на формирование негативного отношения к наркотикам. Для этого используется большое количество приемов. Например, широко распространяется информация о негативных последствиях наркотиков. Участники региональных дискуссий предлагают чаще демонстрировать на телеканалах социальную рекламу о вреде наркомании, алкоголизма и курения. Для создания негативных установок они предлагают использовать высказывания авторитетных сверстников, популярных киноартистов, певцов на рекламных баннерах в городах и населенных пунктах Казахстана. Проводить публичные дискуссии в классе и семье, в которых обсуждаются все доводы «за» и «против» употребления психоактивных веществ и табака. Третья модель профилактики – «обучающая навыкам ЗОЖ», направлена на формирование социально-психологических навыков, которые могут помочь противостоять потреблению наркотиков и других психоактивных средств. Участники дискуссий предлагали шире использовать принцип профилактической работы «равный – равному», на занятиях ОБЖ просматривать видео-ролики с целью «прививки» установок против употребления психоактивных веществ, проведения тренингов по формированию навыков отказа от давления сверстников и т.д.


В основном, подростки рассматривают только запрещающие, командно-административные меры :


  • установить видеонаблюдение в общественных местах с пультом управления в пункте полиции;

  • поделить село на участки, за каждым участком закрепить группу волантеров, которая бы патрулировала данный участок и выявляла нарушения.

  • запретить торговлю спиртными напитками, сигаретами, насваем;

  • усилить ответственность родителей за поведение своих детей;

  • жестко контролировать исполнение законов о запрете продавать несовершеннолетним сигареты и спиртные напитки, закона о курении в общественных местах;

  • установить более высокие цены на спиртное;

  • убрать завуалированную рекламу спиртных и сигарет ;с экранов телевизора

Интересно, что на одной из дискуссий в Карагандинской области предложение запретить продажу спиртных напитков вызвало бурю протестов со стороны многих участников, а главным аргументом против этого пути решения была экономическая нецелесообразность – «нельзя лишать прибыли от продажи алкоголя экономику страны», а своё здоровье почему то не жалко.

Воспитанниками детского дома в Актюбинской области были выдвинуты пути решения этой проблемы: контроль за контрабандой, перекрывать пути с юга, бороться с коррупцией на таможне, - это в сфере ответствен-ности государства, правоохранительных органов, а активная гражданская позиция, отказ от наркотиков – сами молодые люди, и на долю НПО и других общественных организаций ребята отводят информирование молодежи и вообще общества о вреде алкогольных и психотропных веществ, а также о последствиях их употребления.

Подростки г.Павлодара (13-18 лет), участники региональной дискуссии, готовы реализовать весь свой творческий потенциал в борьбе с наркоманией. И основной упор в этой работе считают они нужно сделать на наиболее уязвимых группах молодежи: подростков из неблагополуч-ных семей, «трудных подростков», «продвинутых», т.е. тех, кто в первую очередь, по их мнению, подвержен данной проблеме. Ими предлагается система мероприятий:


- проведение семинаров в своих классах

- видеоролик «Глазами наркомана», «показать ломку, как ее чувствует сам наркоман»,

- видеофильм о излечившемся наркомане, его мысли и чувства, в противовес с бывшим наркозависимым (молодой человек, до 20 лет, т.к. ближе к их возрасту);

- провести акцию «Наркотики - зло», «Наркотики не для нас!», «Нет наркотикам» в общественном транспорте, ВУЗах, колледжах, школах города;

- в рамках акции развернуть «граффити на стенах, рок-концерт, раздачу брошюр собственного изготовления - с нашим взглядом на эту проблему, а не сухими статистическими фактами»;

- проведение флеш-моб на самой оживленной площади города;

- подготовить фотовыставку в портретами зависимых (без лиц) и тех кто преодолел свой недуг.

Здоровый образ жизни молодых людей напрямую зависит от экологической обстановки в регионе. Многие регионы страны в этом плане достаточно неблагополучны, поэтому меры предлагаемые участниками дискуссий часто весьма радикальны:

- снести старые заводы и перенести их за город (15 км. от черты города);

- обязательно установить фильтров и снизить вредные выбросы в атмосферу;

- заменить оборудование на природосберегающие технологии (для этого можно использовать часть внутреннего капитала завода, часть запросить у государства);

- строго контролировать экологическую безопасность окружающей среды населенных пунктов, уголовно наказывать нарушителей..

На это понадобится финансовая поддержка государства (часть денег можно выручить от продажи старой техники завода), возможно, понадобится помощь и опыт зарубежных специалистов, а главное – такая модернизация создаст дополнительные рабочие места, что снизит остроту проблем с алкоголизмом и наркоманией среди молодежи.

Экологические проблемы может решать каждый молодой казахстанец – справедливо считают многие участники региональных дискуссий:


- участвовать в разъяснительной работе с населением, «чтобы в их сознании отложилось, что нельзя бросать мусор на улицу»;

- принимать активное участие в «экологических десантах» очистке рек, озер, лесов от мусора;

- устраиваться в каникулярный период дворниками, чтобы очищать территорию дворов и улиц. Но основная часть участников дискуссий считает, что:

- нужно, чтобы «государство ввело субботники для предприятий и учебных заведений в обязательном порядке»;

- «нужно, чтобы люди, совершившие администра-тивные нарушения, вместо штрафа убирали улицы»;

- «за нарушение экологических правил нужно, чтобы государство налагало большие штрафы, иначе ситуация не изменится»

Большинство участников региональных дискуссий полагают, что для решения проблем вредных привычек и девиантного поведения подростков и молодежи нужна более активная пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ), а для этого нужна современная инфраструктура досуга.



следующая страница >>