https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Работа с детьми девиантного поведения или с детьми «группы риска»
«Они (молодежь) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей».

Сократ (470/469-399 г.г. до н.э.)
Системный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к распространению преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, которая не в состоянии проявлять достаточную заботу о детях, не выполняет родительские обязанности, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

Молодой человек – как жертва неблагоприятных условий социализации.

Понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или двух родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми и т.д.), которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза их здоровью и жизни.

Ситуации риска- это ситуации, которые характеризуются нарушением гармоничных отношений между личностью ребенка и окружающей социальной средой. Причины их возникновения различны:

  • Требования, предъявляемые к ребенку семьей и школой, оказываются выше его возможностей;


  • Неспособность окружающих обеспечить удовлетворение актуальных потребностей и социальных притязаний ребенка (в силу этого его интересы перемещаются в иные, в том числе социально опасные, сферы самореализации);

  • Конфликт в сфере личностно-значимых для ребенка отношений, внутренний конфликт и т.д;

Учителю, прежде всего, необходимо в такой ситуации признать «презумпцию невиновности ребенка». Ведь особенности характера или даны ему природой, или стали следствием дефектного воспитания в семье.

Прежде всего это самооценка. У детей с нестабильной самооценкой неудача в учении может негативно влиять на учебную мотивацию и качество работы вплоть до полной дезорганизации деятельности. При этом у уверенных в себе детей это открывает возможность для формирования более адекватной самооценки, направленной на преодоление трудностей.

Очень хорошим способом является обеспечение таким детям успеха за счет периодически даваемых им индивидуальных заданий, которые они точно могут выполнить без ошибок, за что и получают поощрение. Этот прием называется «Островок успеха».

«Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает» Э.Бомбек, американская журналистка.

Важно не допускать у детей возникновения страха перед учителем. Есть дети, которые пугаются даже если учитель ругает другого ребенка. Ребенок всегда хочет чувствовать себя защищенным, эту возможность должен дать учитель…

Поэтому источники нарушений в поведении следует искать не только в нем, но в окружающем его микросоциуме (семья, школа, двор и т.д.). Задача педагога заключается в том , чтобы не идти вслед за появившейся у ребенка проблемой, а создать необходимые условия для того, чтобы предупредить ее на основе знания слабых и одновременно сильных сторон его личности и создания условий, способствующих развитию тех значимых функций, которые оказались в дефиците.

Поступление ребенка в школу, совпадая по времени с возрастным кризисом развития, является переломным моментом в его социализации и представляет собой серьезной испытание его адаптационных возможностей. Поэтому учителю важно знать и учитывать адаптационные возможности ребенка, связанные с отклонениями в психосоматическом развитии и здоровье.


Учителю нужно подробно изучать семейные отношения в семье проблемного ребенка.

Первоначальную информацию дает изучение медицинской карты ребенка, посещение квартиры, беседы с родителями, составление социального паспорта семьи, где собирается информация, о том, полная ли семья (дети из неполной семьи как правило, имеют высокий уровень тревожности), количество детей в семье ( в однодетной семье могут быть созданы хорошие условия для развития ребенка, но вместе с тем родители по отношению к нему часто проявляют гиперопеку, избыточную любовь, нетребовательность; многодетная же семья зачастую испытывает экономические трудности), проживают ли в семье бабушки и дедушки (это повышает возможности для семейного контроля и защищенности ребенка во внеурочное время) и т.д.

Социальный паспорт помогает определить социально-психологический климат семьи. Необходимо иметь ввиду, что получение необходимой информации о семье возможно только в том случае, если между педагогом и родителями установлены доверительные отношения, если родители поняли, что учитель – их надежный союзник в воспитании ребенка, что то, о чем они говорят с учителем станет педагогической тайной и принесет пользу их ребенку.

Полезную информацию для дальнейшей работы учитель может получить из домашнего сочинения родителей: о здоровье, о любимых играх и игрушках ребенка, о его взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Такое сочинение может заставить родителей еще раз задуматься и проанализировать поступки, характер своего ребенка и определить свою позицию по отношению к нему.

В работе с семьей актуальна задача социально-психолого-педагогического просвещения родителей. Практика последних лет показывает, что наиболее продуктивно интерактивное взаимодействие со специалистами.

А также возобновить работу родительского университета, разработать тематику родительских собраний по самым разным аспектам ( можно с обсуждением).

По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным отношение к нему ровесников. Положительная оценка товарищей – один из главных мотивов в формировании поведения. Поэтому отсутствие контактов в коллективе часто способствует развитию таких негативных черт характера, как лживость, завистливость капризность.


Работая с социально и педагогически запущенными детьми, нужно помнить о соединении в педагогическом процессе различных стратегий , что требует от педагога особой подготовки и терпения.

Если взрослому удается стать человеком, которому подросток доверяет, становится возможным восстановить те связи, которые были травматически прерваны, а значит – восстановить прерванный процесс развития и укрепить ощущение собственного «Я».

Установление доверия – дело нелегкое: нередко мешают культурные стереотипы: «рассказать о жестокости в семье- значит предать близких», «нельзя выносить сор из избы». Прежде чем дети подпустят к себе, педагог не раз проходит «проверку на лояльность». Прежде всего педагогу необходимо принять ребенка таким какой он есть.

Важно укрепить убеждение маленького человека в том, что выражение чувств (в том числе и гнев) является совершенно естественным и предоставить ему возможность сделать это.

Личностные качества педагогов являются предметом исследования не одного десятка лет (П.П.Блонский,А.С.Макаренко,С.Т.Шацкий, В.А.Сукхомлинский,Ю.К. Бабанский, ). Еще К.Д.Ушинский настойчиво подчеркивал, что «в каждом наставнике важно не тлько его умение преподавать, но также характер, нравственность и убеждения, потому что… большее внимание на учеников оказывает личность учителя, чем наука, излагаемая в самых элементарных началах».

Многие качества, которым обладает учитель должен быть присущ социальному педагогу. Так как ключевой фигурой в школе является социальный педагог, осуществляющий связь между учеником и родителем, учеником и учителем, учителем и родителями.

Трудновопитуемость как результат неблагоприятных условий социализации.

Девиантное поведение подростков глазами родителей.

Рейтинг социальных проблем современной семьи

Рейтинг


Жизненные проблемы

Кол-во человек, оценивших эту проблему как значимую

% этого кол-ва, от общего числа респондентов

1.

Падение нравов и морали

470

100

2.

криминализация среды

207

44

3.

Материальные трудности

169

36

4.

Проблемы взаимоотношения с детьми

125

26

5.

Экологические проблемы

94

20

6.

Проблемы взаимоотношения со школой

56

12

7

. Меж- и внутриэтнические конфликты







8.

Другое

19

4

9.

Безработица

19

4

10.

Служебные конфликты

0


0


Родители, занятые «добыванием денег» и выживанием семьи, часто забывают о личной ответственности за поведение своих детей.

Вспоминается хрестоматийный эпизод из истории педагогики, когда после лекции «О воспитании» к А.С.Макаренко подошла молодая женщина с наивным вопросом: «Когда лучше начать воспитание ребенка?». Антон Семенович с интересом посмотрел на женщину и спросил: «А сколько лет вашему ребенку?».»Пять годиков…» - ответила молодая мамаша. «Уважаемая вы опоздали ровно на пять лет..»- выдал педагогический диагноз известный педагог. К сожалению, исследования подтверждают общую тенденцию к реагированию на девиантные проявления детей на более поздних этапах личностного развития, когда базовые основы личности уже сформированы.

Ответы на вопрос: «Когда Вы впервые заговорили со своим ребенком….?»




В раннем возрасте

С наступлением подросткового возраста

После возникновения сложной ситуации

Другое

О вреде курения

53

25

11

11

О проблеме половых отношений

0

53

15

32

О последствиях наркомании и алкоголизма

21

68

0

11

О нравственных принципах общежития


26

36

11

26

О личной ответственности и выборе модели поведения

48

37

0

15


В славном городе Руане на стройке работали три каменщика. Им задали один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?» Один ответил: «Я кладу кирпичи». Другой сказал «Я зарабатываю себе на хлеб». Третий произнес: «Я строю Руанский собор». Данная притча символизирует три основных смысла человеческой деятельности:

-делать что-то, не задумываясь о том, зачем это нужно

-делать что-то для себя и своей семьи

-делать что-то хорошее для всех людей

Ведь у человека всегда есть возможность строить храм в своей душе.
Что могут делать педагоги, когда у учащихся возникают проблемы?

Учитель может помочь учащемуся принять и полюбить самого себя, обрести сознание своей собственной ценности. Он может помочь учащемуся научиться решать самостоятельно проблемы, которые неизбежно приносит жизнь, помочь преодолевать обычные для его возраста разочарования и огорчения. Принять другого человека таким какой он есть- это истинное проявление любви; а чувствовать себя принятым- значит чувствовать себя любимым. Это может способствовать росту интеллектуального и физического, помочь в излечении психологических и физических ран.