https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3 4 5

В Петербурге Ф.М.Достоевского или «Лик мира сего»

Фоном, на котором разворачивается действие романа. Является Петербург середины 60-х годов. У Достоевского свой особый Петербург. Скудные материальные средства и бродящий дух писателя заставляют его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню.. Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса… В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

У Достоевского Петербург - это особый город. Петербург-это город-гигант, он поражает своими контрастами(один Петербург с роскошными особняками, дворцами, красивыми проспектами, богато разодетыми женщинами; другой Петербург-это трущобы, глухие дворы, доходные дома с комнатами-коморками, где теснота, грязь и вонь). Чтобы описать нищий Петербург и безнадежность существования в нем, автор использует желтые, черные, серые краски.

Достоевский описал нищий Петербург, где человек задыхается, где над личностью надругаются, где нет возможности заработать себе на жизнь. Именно в таком городе живет Раскольников, и здесь он находится в безвыходном положении.

Подробные описания улиц Петербурга, жилья героев неслучайны. Автор показал, что люди, живущие здесь, находятся в безвыходном положении, им некуда деться, не на что жить. Судьбы, описание в романе-трагические и страшные. Раскольников понимает, что не один он так бедствует. Жизнь семьи Мармеладовых - это безвыходное положение и для больной жены Мармеладова, и для Сони и для остальных подрастающих и голодных детей. Раскольников потрясен судьбой Сони, которая вынуждена идти зарабатывать таким путем. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жизненного тупика один- смерть.


После прочтения письма матери, герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как судьба Мармеладовых.

Сцены уличной жизни проводят к выводу: от такой жизни люди отупели, смотря друг на друга « враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры « петербургских углов » не похожи на человеческое жильё : «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатления города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.


Вопросы и задания:


  1. Каким вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?

  2. Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на улицах. Какое впечатление они произвели на вас и почему?

  3. Каково ваше самое сильное ощущение, когда вы, покидая улицы, «входите» в трактир, в комнату Мармеладовых?

  4. Найдите в тексте романа «Преступление и наказание» описание помещений (интерьеров): комнаты Раскольникова, старухи-процентщицы, Сони, Мармеладовых, распивочной. Что принципиально общего в этих описаниях? Какую роль играют интерьеры в раскрытии идеи романа?


Вопросы по содержанию текста :

1.Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников? (ч.1,гл.1).

2.В каких условиях живут герои Достоевского?

--- описание каморки Раскольнико