В Петербурге Ф.М.Достоевского или «Лик мира сего»
Фоном, на котором разворачивается действие романа. Является Петербург середины 60-х годов. У Достоевского свой особый Петербург. Скудные материальные средства и бродящий дух писателя заставляют его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню.. Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса… В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.
У Достоевского Петербург - это особый город. Петербург-это город-гигант, он поражает своими контрастами(один Петербург с роскошными особняками, дворцами, красивыми проспектами, богато разодетыми женщинами; другой Петербург-это трущобы, глухие дворы, доходные дома с комнатами-коморками, где теснота, грязь и вонь). Чтобы описать нищий Петербург и безнадежность существования в нем, автор использует желтые, черные, серые краски.
Достоевский описал нищий Петербург, где человек задыхается, где над личностью надругаются, где нет возможности заработать себе на жизнь. Именно в таком городе живет Раскольников, и здесь он находится в безвыходном положении.
Подробные описания улиц Петербурга, жилья героев неслучайны. Автор показал, что люди, живущие здесь, находятся
в безвыходном положении, им некуда деться, не на что жить. Судьбы, описание в романе-трагические и страшные. Раскольников понимает, что не один он так бедствует. Жизнь семьи Мармеладовых - это безвыходное положение и для больной жены Мармеладова, и для Сони и для остальных подрастающих и голодных детей. Раскольников потрясен судьбой Сони, которая вынуждена идти зарабатывать таким путем. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жизненного тупика один- смерть.
После прочтения письма матери, герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как судьба Мармеладовых.
Сцены уличной жизни проводят к выводу: от такой жизни люди отупели, смотря друг на друга « враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Интерьеры « петербургских углов » не похожи на человеческое жильё : «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы».
Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатления города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.
Вопросы и задания:
Каким вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?
Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на улицах. Какое впечатление они произвели на вас и почему?
-
Каково ваше самое сильное ощущение, когда вы, покидая улицы, «входите» в трактир, в комнату Мармеладовых?
Найдите в тексте романа «Преступление и наказание» описание помещений (интерьеров): комнаты Раскольникова, старухи-процентщицы, Сони, Мармеладовых, распивочной. Что принципиально общего в этих описаниях? Какую роль играют интерьеры в раскрытии идеи романа?
Вопросы по содержанию текста :
1.Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников? (ч.1,гл.1).
2.В каких условиях живут герои Достоевского?
--- описание каморки Раскольнико