https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 4 5
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Брянское государственное училище олимпийского резерва»


Фёдор Михайлович Достоевский

и его роман

«Преступление и наказание»


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


Брянск - 2013

Рейх Е.И.

Фёдор Михайлович Достоевский и его роман «Преступление и наказание». Учебное пособие по литературе 19 века. // ФГБОУ СПО «БГУОР», Брянск, 2013 г. - 24с.


Учебное пособие содержит материалы по биографии Ф. М. Достоевского и его роману «Преступление и наказание», приводится анализ ключевых глав романа. В данном пособии раскрывается нравственная проблематика и философская глубина романа «Преступление и наказание»

После каждого раздела предусмотрены вопросы и задания на осмысление прочитанного. Предназначено для студентов 1 курса.


Рекомендовано методическим советом ФГБОУ СПО «БГУОР»

Протокол методического совета №____ от ________________2013г.


© ФГБОУ СПО «БГУОР», 2013

СОДЕРЖАНИЕ


Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского 4

Краткие биографические сведения о Ф.М. Достоевском 4

Мировоззрение писателя 8

В Петербурге Ф.М.Достоевского или «Лик мира сего» 10

Мир «Униженных и оскорблённых» в романе «Преступление и наказание» 12

Философская причина преступления Раскольникова 13

Раскольников и «сильные мира сего». «Двойники» Раскольникова 15

Тесты по роману «Преступление и наказание» 17

Вариант I 17

Вариант II 19

Итоговые вопросы по произведению «Преступление и наказание» 22

Темы сочинений по роману 23

Темы рефератов 24

Литература 24

Введение


Фёдор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. В разделе литературы 19 века творчество Ф.М. Достоевского занимает особое место.

Учебное пособие знакомит студентов с краткими биографическими сведениями о Ф. М. Достоевском, его мировоззренческой позицией, помогает осмыслить роман «Преступление и наказание». В пособии рассматривается взгляд писателя на нравственные проблемы, исследуется психология главного героя, предлагается анализ ключевых глав романа.

В данном учебном пособии предлагаются задания, которые направлены на формирование умений и навыков анализа художественного произведения. Отвечая на вопросы, студенты учатся давать оценку самостоятельно прочитанному произведению, поиску самостоятельных выводов и оценок.

В учебном пособии даны теоретические материалы, которые помогут осмыслить философскую и идейно-нравственную проблематику романа, и которые будут полезны студентам в самостоятельной работе. После каждого раздела с теоретическим материалом, предлагается задание на формирование таких практических умений как умение работы с текстом и сопоставительного анализа.

В данном пособии предлагается перечень итоговых вопросов по содержанию романа. Предлагается 2 варианта заданий в виде теста. Для самостоятельной работы студента предлагается перечень тем для написания сочинения.

Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского


Краткие биографические сведения о Ф.М. Достоевском

Федор Михайлович Достоевский родился в 1821 г. в довольно бедной семье. Его отец служил лекарем в одном из московских больниц для бедных, а положение лекаря в России было тогда весьма скромным, и семья Достоевских жила в довольно убогом квартале и в условиях, чрезвычайно далеких от роскоши. Его отец являл собой домашнего тирана и убит при невыясненных обстоятельствах. Критики фрейдистского толка склонны усматривать автобиографический момент в отношении Ивана Карамазова к убийству отца- хотя Иван и не был настоящим отцеубийцей, но, зная о готовящемся преступлении и не предотвратив его, стал соучастником. По мнению этих критиков, Достоевский, собственный отец которого был убит кучером, всю жизнь мучился похожим комплексом вины. Как бы то ни было, Достоевский несомненно страдал неврастенией и с детства был подвержен таинственному недугу - эпилепсии. Несчастья, выпавшие на его долю позже, усугубили болезненное состояние его духа и обострили недуг.


Сначала Достоевский учился в московском пансионе, а затем в Военно-инженерном училище в Петербурге. Он был равнодушен к военному делу, но отец мечтал о военной карьере для сына. Но и в училище он отдавал большую часть времени изучению литературы. После окончания, как все выпускники этого учебного заведения, он отслужил сколько полагалось в департаменте. В 1844г. Он оставил службу и целиком посвятил себя литературе. Его первая книга « Бедные люди» (1846) поразила и критиков, и читателей. Существует множество легенд о том, как она была встречена. Друг Достоевского, писатель Дмитрий Григорович, уговорил его показать рукопись Некрасову, в то время издававшему наиболее влиятельный литературный журнал « Современник». Напечататься в « Современнике» было достаточно, чтобы составить себе имя. Достоевский отдал роман Некрасову, а ночью в постели не мог отделаться от дурных предчувствий: « Они будут смеяться над моими «Бедными людьми»,- твердил он про себя. Но в четыре утра его разбудили Н.Некрасов и Д. Григорович. Они ворвались к нему в комнату, задушили сочными российскими поцелуями, рассказали, что сели читать рукопись вечером и не могли оторваться, пока не прочли ее до конца. От избытка чувств они решили разбудить автора и не медля ни секунд сообщить ему о своем впечатлении. « Ну и что же, что он спит, это поважнее сна», - решили они.

Н. Некрасов отдал рукопись В. Белинскому, объявил при этом, что родился новый Гоголь. « Гоголи у вас тут растут, как грибы», - сухо заметил В. Белинский. Но прочитав «Бедных людей», пришел в такой же восторг, тотчас потребовал, чтобы его представили новому автору, и сам обрушил на него поток комплиментов. Достоевский прослезился от радости; «Бедный люди» были напечатаны в некрасовском « Современнике». Успех был огромен, но к сожалению, непродолжителен. Его вторая повесть «Двойник» (1846)- лучшая и, конечно, значительно более совершенная, чем «Бедные люди», - была прията довольно холодно. Но Достоевский уже успел возомнить о себе невесть что и, наивный, неотесанный, плохо воспитанный, не раз умудрялся поставить себя в глупое положение и перессорился со своими новыми друзьями и поклонниками. И.С. Тургенев прозвал его прыщом на носу русской литературы.


Юношеские политические симпатии Достоевского были на стороне радикалов и от части западников. Он также примыкал к тайному обществу молодых людей, последователей Сен-Симона и Фурье, не являясь, однако, его фактическим членом. Эти молодые люди собирались в доме служащего государственного департамента Михаила Петрашевского, где зачитывали вслух и обсуждали сочинения Фурье, беседовали о социализме и критиковали правительство. После войны революций, захлестнувшей Европу в 1848г., в России началась реакция, правительство было встревожено и обрушилось на всех инакомыслящих. Петрашевцы были арестованы в том числе и Достоевский. Его обвинили в участии в заговоре, распространении «Письма Белинского к Гоголю», полного оскорбительных выражений в адрес православной церкви и царской власти, и в попытке распространение антиправительственных сочинений с помощью частной типографии. Приговор оказался суровым – восемь лет каторги в Сибири (этот срок позднее был наполовину уменьшен). Перед тем как приговорённым зачитали окончательное решение суда, с ними разыграли до предела жесткий фарс: что их ждет смертная казнь, привели на плац, раздели до белья и первую партию узников привязали к столбам. И лишь затем зачитали настоящий приговор. Один из приговоренных сошел с ума. Переживания этого дня оставили глубокий след в душе Достоевского и никогда не изгладились из памяти.

Четыре года каторжных работ Достоевский провел в обществе убийц и воров- никакого разграничения между уголовными и политическими преступниками еще не делалось. Свои впечатления он описал в «Записках из мертвого дома» (1862). Вещь страшная! Все унижения и тяготы, которые он вынес оттуда, описаны с щепетильной обстоятельностью, как и сами преступники, среди которых он жил. Чтобы не сойти с ума в этих условиях, Достоевский должен был найти какой-то выход. Им стала болезненная форма христианства, к которой он пришел за эти годы. Вполне очевидно, что осужденным, среди которых он жил, были присущи не только чудовищное зверство, но и некоторые признаки человечности. Достоевский сгустил отдельные проявления человечности и построил на них искусственную и совершенно патологическую концепцию, доходившую до крайней идеализации простого русского народа. Это был первый шаг на пути его долгого духовного развития. В 1854г, когда окончился срок заключения, его отдали в солдаты, в полк, стоявший в далеком сибирском городке. В 1855г. Умер Николая I и на престол взошел его сын, Александр II. Это был лучший русский царь за всю историю прошлого века. ( По иронии судьбы он погиб от рук революционеров, буквально разорванный пополам брошенной в него бомбой.) В начале его правления многие заключенные получили амнистию. Достоевского восстановили в правах. Через четыре года он получил разрешение вернуться в Петербург. Еще в последние годы, проведенные в Сибири, он снова взялся за перо и написал « Село Степанчикова» (1859) и « Записки из мертвого дома». А в Петербурге с головой ушел в литературную деятельность. Вместе с братом Михаилом он начал издавать журнал «Время». « Записки из подполья» и «Униженные и оскорбленные» (1861) впервые появились в этом журнале. Его отношение к властям претерпело значительное изменения по сравнению с юношескими крайними взглядами. Теперь его политическое кредо звучало как «православие, самодержавие и народность»- три кита, на которых держалось реакционное славянофильство. Социализм и западный либерализм стали для него воплощением западной заразы и дьявольским наваждением, призванным разрушить славянский и христианский мир.


Его личная жизнь складывалась неудачно. В Сибири он женился, но брак этот не принес ему счастья. В 1862-1863 гг. у него была связь с одной писательницей, они вместе посетили Англию, Францию и Германию. Эта женщина, которую он позднее называл «инфернальной», по всей видимости, была его злым гением. Эта женщина, вероятно, оказала не очень благотворное влияние на Достоевского, еще более расстроив его неустойчивую психику. В Германии впервые появилась его страсть к карточной игре - бич семьи и непреодолимое препятствие к хоть какому-нибудь достатку в доме.

После смерти брата журнал, который он издавал, закрылся. Достоевский обанкротился, и на него легло бремя забот о семье брата - обязанность, которую он сразу же добровольно взял на себя. Чтобы справиться с этой непосильной ношей, Достоевский рьяно принялся за работу. Все самые известные сочинения: «Преступление и наказание» (1866), «Игрок» (1867), «Идиот» (1868), «Бесы» (1872), «Братья Карамазовы» (1880) и др.- создавались в условиях вечной спешки: он не всегда имел возможность даже перечитать написанное, вернее - продиктованное стенографисткам. В лице одной из них он встретил, наконец, очень преданную ему женщину с изрядной практической жилкой, с ее помощью стал укладываться в сроки и выпутался из финансового кризиса. В 1867 г. он женился на ней. Это был счастливый брак с 1867-го по 1871 г. Они достигли относительного материального благополучия и смогли вернуться в Россию. С тех пор и до самой своей смерти Достоевский жил сравнительно спокойно. «Бесы» имели огромный успех. Вскоре после их появления ему предложили печататься в консервативном журнале «Гражданин», который издавал князь Мещерский. Перед смертью он работал над вторым томом романа «Братья Карамазовы», прославившегося больше всех остальных романов.

Но еще большую известность получила его речь на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 г. За этим грандиозным событием стояла страстная любовь России к Пушкину. Лучшие писатели 19 в. приняли в нем участие. Но самый ошеломляющий успех получила речь Достоевского. Суть ее сводилась к тому, что А.С. Пушкин есть выражение русского национального духа с его всемирной отзывчивостью, который чутко откликается на идеалы других народов, но духовно осмысливает и преображает их. В этой способности Достоевский видел свидетельство всемирной миссии русского народа. Читая речь сегодня, трудно понять причину ее оглушительного успеха. Но если вспомнить, что в это время вся Европа противостояла росту русского самосознания и могущества, мы лучше поймем, какую бурю чувств вызвала эта речь в патриотических душах слушателей.


Через год, в 1881 г., незадолго да смерти Александра II, Достоевский умер, заслужив всеобщее признание и почитание.


Вопросы и задания:

1.Попытайтесь создать портрет писателя, передав особенности его характера личности, творчества.

2.Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества Ф. М. Достоевского».

3.Расскажите о событиях, оказавших влияние на творчество Ф.М.Достоевского.

4.Что, по словам самого Ф. Достоевского, стало целью его жизни, а затем и творчества?

5.Как повлияли годы каторги на формирование Ф. Достоевского как личности и как писателя?

6.В чем Достоевский видит спасение мира от нравственности разложение?


Мировоззрение писателя

Ф.М. Достоевский в своих произведениях показал российскую действительность и общество, в котором страдания униженных и оскорблённых безмерны, а преступление, несправедливость, бесчеловечность выражает самую сущность социальных отношений.

Но осуждая бесчеловечность общества, автор выбрал утопический путь борьбы с ним. По его мысли, в бескорыстный добровольный товарищеский союз, свободный от жесткости и розни, объединит людей христианская религия с ее идеями братства и взаимного сострадания. Достоевский скептически относился к революционному движению, отрицал возможность революционного пути преобразования мира.

Каковы истоки этих взглядов писателя?

Все, что изображал писатель, было им мучительно выстрадано, а противоречивость его мысли непосредственно вытекает из живых противоречий русской истории 2-ой половины 19 века. 60-е гг. 19 в. ознаменовались подъемом революционного движения. В стране ширились крестьянские волнения. Росли студенческие беспорядки, расширялась сеть тайных революционных кружков. Центральный вопрос времени – вопрос о крепостном праве. Революционеры- демократы считали, что освобождение крестьян должно произойти революционным путем. Либералы же были сторонниками постепенных реформ освобождения крестьян «сверху». В 60-е гг. произошел раскол в группе писателей, объединённых вокруг журнала «Современник».


60-70-е года 19 века в России – эпоха глубоко драматическая. Происходит «быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых «устоев» старой России», и как следствие этого – неисчислимые бедствия, нищета, разорение самых широких масс. Об этом периоде в жизни Ф.М. Достоевский писал «….теперь беспорядок всеобщий, беспорядок везде и всюду, в обществе, в делах его, в руководящих идеях…в убеждениях…в разложении семейного начала…Треснули основы общества под революцией реформ, замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра и зла». После спада революционной волны объективная расстановка социальных сил в России сложилась трагически. «Старое бесповоротно, у всех на глазах рушилось, а новое только укладывалось, причем общественные силы, эту укладку творящие, впервые показали себя на деле…лишь в 1905 году».

В этих условиях возникают самые различные направления идейных исканий. Наивно - мужичьи, христианско-социалистические, патриархально-мещанские упования переплетаются с революционным бунтарством. Это было время, когда русская передовая мысль жадно искала правильной революционной теории.

Итак, «страшная разноголосица» в этот период русской общественной жизни. Период, когда появился роман «Преступление и наказание». Перед глазами писателя, когда он создавал роман, был не только опыт русской революционной борьбы, но и опыт Запада. Стабилизация капитализма вместо ожидаемого равенства, братства и свободы принесла распад и деградацию моральных принципов.

Из этого опыта Достоевский сделал свои всеобъемлющие выводы. Он стал утверждать, что любые теоритические проекты организации общества деспотичны и в случае их практического осуществления приведут к крови, насилию над живой жизнью.

Перед русским народом Достоевский преклонялся все жизнь. Писатель верил, что ключи к будущему в руках народа и народ скажет свое веское слово, правду народную, которая изменит мир: «…я лишь за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие силы, которого еще никто из нас не знает во всем объеме и величии их, - как в святыню верю…»


Впервые с крестьянской и солдатской массой писатель вплотную столкнулся на каторге, и остро почувствовал «глухую стену, отделявшую внутренний мир «черного народа» от настроений дворянских и разночинских революционеров, которые ему были известны.

И этот разрыв между образованной частью общества и народом стал предметом трагических размышлений Достоевского. Преодолеть этот разрыв, по мнению писателя, - основная задача русской жизни. Живую связь с народом можно обрести лишь в том случае, если приобщиться к народному миросозерцанию. Своеобразие русского национального характера, по мнению Достоевского, - в религиозности, а нравственная суть народной жизни – в смирении и способности к страданию и состраданию. Достоевский идеализировал отсталые, консервативные черты в мировоззрении русского народа.

В напряженных исканиях правды о человеке, Достоевский сосредоточил все внимание на несчастьях и страданиях, на болезнях мысли и сознания, на трудностях, стоящих на пути к тому времени, когда счастье будет доступно всем.

До конца жизни Достоевский оставался врагом угнетения и насилия, искал пути избавления людей от унижения и социальной несправедливости, мечтая о «золотом веке на земле».


Вопросы и задания:

1.Мировозрение писателя и связь его творчества с русской действительностью.

2. «Я никогда не мог понять мысль, что лишь одна десятая доля людей должна получать высшее развитие. А остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке…»

Как выдержка из «Дневника писателя» характеризуют самого автора?



следующая страница >>