Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации
Государственный университет -
Высшая школа экономики
Философский факультет
Программа дисциплины
Теория и практика аргументации
для подготовки по специальности “Философия”
Автор д.ф.н., проф. Крючкова С.Е.
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры
“Философия” онтологии, логики, теории познания
Председатель В.Н. Порус Зав. кафедрой В.Н.Порус
________________________ ________________________________
“_____” __________________ 200 г. “____”_____________________ 200 г
Утверждена УС факультета
Мировой экономики
Ученый секретарь
_________________________________
“ ____” ___________________200 г.
Москва 2010
Данная программа дисциплины ДС.Ф.03 "Теория и практика аргументации" федерального компонента цикла ДС составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020100 Философия.
Организационно-методический раздел
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине
теория и практика аргументации.
Специалист должен:
Знать
|
предмет теории аргументации как отрасли научного знания;
понятийно-категориальный аппарат теории аргументации;
особенности аргументативного дискурса;
-
нормы рационального речевого общения.
|
Уметь
|
четко и ясно выражать мысли, логически грамотно строить предложения;
обосновывать выдвигаемые тезисы;
выводить самим и свободно пользоваться выводными знаниями;
аргументировано и доказательно отстаивать свои позиции и интересы.
|
Иметь представление
|
-
об истории теории аргументации;
о логических, когнитивных и психологических основах аргументации;
о диалоговых формах аргументации;
- о правилах ведения спора и об уловках, в них используемых
|
Уметь использовать информацию в ситуациях и т.д.
|
применять правила теории аргументации в научных дискуссиях, деловых беседах и переговорах ;
использовать требования обоснованности и убедительности в деловом общении и профессиональной деятельности.
|
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине
теория и практика аргументации должен содержать следующие
дидактические единицы: предмет и значение теории аргументации, коммуникация,
обоснование, убеждение, доказательство, опровержение, критика, виды аргументов, диалог, дискуссия, спор, полемика вопросно-ответный комплекс, логико-риторический эффект, уловка, манипуляция, софизм, паралогизм, парадокс, текст, цитирование.
Место курса в профессиональной подготовке специалиста
Изучение теории аргументации является наиболее быстрым и продуктивным способом повышения логической культуры мышления - важного фактора формирования как личности специалиста, так и успеха и эффективности любой профессиональной деятельности. Аргументация имплицитно входит в любой систематический курс. Сознательное освоение теоретического материала, излагаемого в данном курсе, предполагает не только освоение основ теории, но и владение слушателями практическими навыками.
Цели курса
содействие формированию всесторонне образованного специалиста и исследователя, умеющего понимать речь другого и рассуждающего аргументированно и ясно.
-
повышение логической культуры специалиста, формирование сознательного и ответственного отношения к речи, умения обосновывать выдвигаемые положения, навыки грамотно вести дискуссию; умение самостоятельно и убедительно рассуждать, а следовательно, и убеждать других;
-
формирование навыков быстро обрабатывать информацию, находить доказательные аргументы в дискуссии; отличать доказательную аргументацию от недоказательной, критиковать позицию оппонента, разоблачать уловки, применяемые в спорах;
дать базовые знания по курсу “Теория и практика аргументации”, сформировать общее представление о видах и формах обоснования, о логических и психологических основах аргументативного дискурса.
оказание помощи студентам в подготовке к сдаче экзамена по дисциплине “Теория и практика аргументации”.
Задачи курса
дать представление о предмете теории аргументации как отрасли научного знания;
охарактеризовать основные исторические этапы становления и развития теории аргументации; показать связь теории аргументации с логикой и риторикой;
дать представление об основных современных концепциях аргументации;
ознакомить с логическими основами аргументации, теоретическими положениями о коммуникативной природе аргументативного дискурса;
-
привить позицию осознанного использования исходных принципов теории аргументации в ходе ведения дискуссий, поров, а также подготовки аргументативных текстов;
создать устойчивые навыки по обеспечению постоянного самоконтроля в ходе аргументативных дискурсов.
Организационно-методические указания
Дисциплина рассчитана на 65 часов аудиторного изучения, из них 33 часа - лекции, 30 часов - практические занятия, 2 - консультация. Завершается изучение курса экзаменом.
Изучение теории аргументации имеет некоторые особенности. Главная из них заключается в том, что эту дисциплину надо изучать систематически. Данный курс невозможно изучить основательно за короткий срок. Овладение данной дисциплиной требует определенных усилий и последовательности. Не освоив предшествующих разделов, нельзя переходить к последующим, поскольку разделы теории аргументации связаны между собой.
Кроме того, усвоить положения данной науки можно лишь сочетая изучение теоретического материала с решением практических заданий. С этой целью на семинарских занятиях студенты будут выполнять практические задания по созданию различных видов аргументативного дискурса. Чтобы лучше подготовится к выполнению этих заданий, студентам рекомендуется сразу после изучения той или иной темы теоретического курса ответить на контрольные вопросы и выполнить соответствующие упражнения. Если изучающий теорию аргмументации может воспроизвести правила, но не может их использовать в практической работе, то он не усвоил материал достаточно хорошо..
Студенты должны научиться отличать доказательную аргументацию от недоказательной, неопровергающую критику от опровержения, знать правила аргументации и критики, научиться разоблачать уловки, применяемые в спорах. Чтобы овладеть искусством аргументации необходим постоянный тренинг (как в случае с изучением иностранного языка). Для этого нужно стараться постоянно применять получаемые знания в дискуссиях, спорах, при написании курсовых работ, рефератов, составлении деловых бумаг и т.д.
2. Тематический план учебной дисциплины
№ п\п
|
Название темы
|
Всего часов
по дисциплине
|
Аудиторные часы
|
Самост.
работа
|
|
|
|
Лекции
|
Практ. занятия
|
|
1.
|
Предмет и задачи теории аргумен-
тации.
|
|
2
|
2
|
|
2.
|
Историческая эволюция идей аргументации
|
|
4
|
6
|
|
3.
|
Природа и общая структура
аргументативного дискурса
|
|
2
|
2
|
|
4.
|
Логические основы
аргументации. Аргументация и
доказательство.
|
|
4
|
2
|
|
5.
|
Диалог как основная форма
аргументации
|
|
4
|
2
|
|
6.
|
Спор как форма диалога. Виды
спора, стратегия и тактика спора.
|
|
4
|
4
|
|
7.
|
Вопросно-ответный комплекс и
его место в теории аргументации
|
|
4
|
2
|
|
8.
|
Правила и ошибки в процессе
аргументации
|
|
4
|
2
|
|
9.
|
Языковой аспект аргументатив-
ного дискурса
|
|
2
|
4
|
|
10
|
Точка зрения: выдвижение и
анализ
|
|
2
|
4
|
|
11
|
Составление аргументативного
текста
|
|
2
|
4
|
|
|
Всего
|
|
|
|
|
3.-
Базовые учебники
1.Герасимова И.А. введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2007.
2.Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации: Учебное пособие. _ М.: ИД “ФОРУМ”: “ИНФРА - М, 2007.
3. Ивин А.А. Логика и теория аргументации: учебное пособие. М.: Гардарики, 2007.
-
текущий контроль (включает в себя выступления и доклады на семинарах, а также выполнение практических письменных заданий и решение задач в ходе семинарского занятия, цель которых - формирование практических навыков);
промежуточный контроль (состоит в написании контрольной работы (30 мин.), цель которой - проверка степени усвоения пройденного теоретического материала, а также домашнего задания - эссе, реферата (12-15 стр.));
итоговый контроль (экзамен, включающий в себя: письменную аудиторную контрольную работу (40 мин.) и устный ответ на теоретический вопрос (20 мин.);
итоговая оценка (складывается из результата письменной аудиторной контрольной работы и работы на практических занятиях - - выступления, доклады, участие в обсуждениях и деловых играх).
---
Тема 1. Предмет и задачи теории аргументации
Предмет теории аргументации. Определение аргументации. Аристотель об аналитическом и диалектическом рассуждении. Особенности процедур обоснования в реальной речевой деятельности. Аргументация как отрасль научного знания, соединяющая исследование, обоснование и убеждение. Проблема обоснования в познании и общении. Виды обоснований. Логико-рациональное, предметное и риторическое обоснование.
Междисциплинарный характер исследований аргументационного процесса. Различные подходы к аргументации (логический, когнитивный, психологический, прагматический). Основные задачи аргументации. Основные подходы к построению теории аргументации. Культурно-семиотические системы аргументации (миф, искусство, наука, политика, философия, повседневность).
Литература:
Основная
Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос,2007. С.3-14.
Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.:ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2007. С.15-24.
Ивин А.А. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2007.С.7-121.
Дополнительная
Абачиев С.К., Делия В.П. Теория и практика аргументации. - М.: Едиториал УРСС, 2004.
Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
Брутян Г.А. Аргументация. - Ереван, 1994.
Грифцова И.Н. Неформальная логика как практическая логика // Трансцендентальная антропология и логика. Калининград, 2000.