https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3

Министерство экономического развития и торговли


Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики


Философский факультет


Программа дисциплины

Теория и практика аргументации

для подготовки по специальности “Философия”

Автор д.ф.н., проф. Крючкова С.Е.


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

“Философия” онтологии, логики, теории познания

Председатель В.Н. Порус Зав. кафедрой В.Н.Порус

________________________ ________________________________

“_____” __________________ 200 г. “____”_____________________ 200 г


Утверждена УС факультета

Мировой экономики

Ученый секретарь

_________________________________

“ ____” ___________________200 г.

Москва 2010


Данная программа дисциплины ДС.Ф.03 "Теория и практика аргументации" федерального компонента цикла ДС составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020100 Философия.



  • Организационно-методический раздел


Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине теория и практика аргументации.


Специалист должен:



Знать

  • предмет теории аргументации как отрасли научного знания;

  • понятийно-категориальный аппарат теории аргументации;

  • особенности аргументативного дискурса;
  • нормы рационального речевого общения.




Уметь

  • четко и ясно выражать мысли, логически грамотно строить предложения;

  • обосновывать выдвигаемые тезисы;

  • выводить самим и свободно пользоваться выводными знаниями;

  • аргументировано и доказательно отстаивать свои позиции и интересы.



Иметь представление

  • об истории теории аргументации;

  • о логических, когнитивных и психологических основах аргументации;

  • о диалоговых формах аргументации;

  • - о правилах ведения спора и об уловках, в них используемых



Уметь использовать информацию в ситуациях и т.д.

  • применять правила теории аргументации в научных дискуссиях, деловых беседах и переговорах ;

  • использовать требования обоснованности и убедительности в деловом общении и профессиональной деятельности.


Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине теория и практика аргументации должен содержать следующие дидактические единицы: предмет и значение теории аргументации, коммуникация, обоснование, убеждение, доказательство, опровержение, критика, виды аргументов, диалог, дискуссия, спор, полемика вопросно-ответный комплекс, логико-риторический эффект, уловка, манипуляция, софизм, паралогизм, парадокс, текст, цитирование.


Место курса в профессиональной подготовке специалиста

Изучение теории аргументации является наиболее быстрым и продуктивным способом повышения логической культуры мышления - важного фактора формирования как личности специалиста, так и успеха и эффективности любой профессиональной деятельности. Аргументация имплицитно входит в любой систематический курс. Сознательное освоение теоретического материала, излагаемого в данном курсе, предполагает не только освоение основ теории, но и владение слушателями практическими навыками.



Цели курса


  1. содействие формированию всесторонне образованного специалиста и исследователя, умеющего понимать речь другого и рассуждающего аргументированно и ясно.

  2. повышение логической культуры специалиста, формирование сознательного и ответственного отношения к речи, умения обосновывать выдвигаемые положения, навыки грамотно вести дискуссию; умение самостоятельно и убедительно рассуждать, а следовательно, и убеждать других;

  3. формирование навыков быстро обрабатывать информацию, находить доказательные аргументы в дискуссии; отличать доказательную аргументацию от недоказательной, критиковать позицию оппонента, разоблачать уловки, применяемые в спорах;

  4. дать базовые знания по курсу “Теория и практика аргументации”, сформировать общее представление о видах и формах обоснования, о логических и психологических основах аргументативного дискурса.

  5. оказание помощи студентам в подготовке к сдаче экзамена по дисциплине “Теория и практика аргументации”.


Задачи курса

  1. дать представление о предмете теории аргументации как отрасли научного знания;

  2. охарактеризовать основные исторические этапы становления и развития теории аргументации; показать связь теории аргументации с логикой и риторикой;

  3. дать представление об основных современных концепциях аргументации;

  4. ознакомить с логическими основами аргументации, теоретическими положениями о коммуникативной природе аргументативного дискурса;

  5. привить позицию осознанного использования исходных принципов теории аргументации в ходе ведения дискуссий, поров, а также подготовки аргументативных текстов;

  6. создать устойчивые навыки по обеспечению постоянного самоконтроля в ходе аргументативных дискурсов.

Организационно-методические указания


Дисциплина рассчитана на 65 часов аудиторного изучения, из них 33 часа - лекции, 30 часов - практические занятия, 2 - консультация. Завершается изучение курса экзаменом.

Изучение теории аргументации имеет некоторые особенности. Главная из них заключается в том, что эту дисциплину надо изучать систематически. Данный курс невозможно изучить основательно за короткий срок. Овладение данной дисциплиной требует определенных усилий и последовательности. Не освоив предшествующих разделов, нельзя переходить к последующим, поскольку разделы теории аргументации связаны между собой.

Кроме того, усвоить положения данной науки можно лишь сочетая изучение теоретического материала с решением практических заданий. С этой целью на семинарских занятиях студенты будут выполнять практические задания по созданию различных видов аргументативного дискурса. Чтобы лучше подготовится к выполнению этих заданий, студентам рекомендуется сразу после изучения той или иной темы теоретического курса ответить на контрольные вопросы и выполнить соответствующие упражнения. Если изучающий теорию аргмументации может воспроизвести правила, но не может их использовать в практической работе, то он не усвоил материал достаточно хорошо..

Студенты должны научиться отличать доказательную аргументацию от недоказательной, неопровергающую критику от опровержения, знать правила аргументации и критики, научиться разоблачать уловки, применяемые в спорах. Чтобы овладеть искусством аргументации необходим постоянный тренинг (как в случае с изучением иностранного языка). Для этого нужно стараться постоянно применять получаемые знания в дискуссиях, спорах, при написании курсовых работ, рефератов, составлении деловых бумаг и т.д.


2. Тематический план учебной дисциплины

п\п


Название темы

Всего часов

по дисциплине

Аудиторные часы

Самост.

работа










Лекции

Практ. занятия




1.

Предмет и задачи теории аргумен-

тации.




2

2





2.

Историческая эволюция идей аргументации




4

6




3.

Природа и общая структура

аргументативного дискурса




2

2




4.

Логические основы

аргументации. Аргументация и

доказательство.




4

2




5.

Диалог как основная форма

аргументации


4

2




6.

Спор как форма диалога. Виды

спора, стратегия и тактика спора.




4

4




7.

Вопросно-ответный комплекс и

его место в теории аргументации




4

2




8.

Правила и ошибки в процессе

аргументации




4

2




9.

Языковой аспект аргументатив-

ного дискурса




2

4




10

Точка зрения: выдвижение и

анализ




2

4




11

Составление аргументативного

текста




2

4





Всего
















3.-Базовые учебники

1.Герасимова И.А. введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2007.

2.Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации: Учебное пособие. _ М.: ИД “ФОРУМ”: “ИНФРА - М, 2007.

3. Ивин А.А. Логика и теория аргументации: учебное пособие. М.: Гардарики, 2007.


  • Формы контроля:




  • текущий контроль (включает в себя выступления и доклады на семинарах, а также выполнение практических письменных заданий и решение задач в ходе семинарского занятия, цель которых - формирование практических навыков);

  • промежуточный контроль (состоит в написании контрольной работы (30 мин.), цель которой - проверка степени усвоения пройденного теоретического материала, а также домашнего задания - эссе, реферата (12-15 стр.));

  • итоговый контроль (экзамен, включающий в себя: письменную аудиторную контрольную работу (40 мин.) и устный ответ на теоретический вопрос (20 мин.);

  • итоговая оценка (складывается из результата письменной аудиторной контрольной работы и работы на практических занятиях - - выступления, доклады, участие в обсуждениях и деловых играх).


---

  • Содержание программы

Тема 1. Предмет и задачи теории аргументации

Предмет теории аргументации. Определение аргументации. Аристотель об аналитическом и диалектическом рассуждении. Особенности процедур обоснования в реальной речевой деятельности. Аргументация как отрасль научного знания, соединяющая исследование, обоснование и убеждение. Проблема обоснования в познании и общении. Виды обоснований. Логико-рациональное, предметное и риторическое обоснование.


Междисциплинарный характер исследований аргументационного процесса. Различные подходы к аргументации (логический, когнитивный, психологический, прагматический). Основные задачи аргументации. Основные подходы к построению теории аргументации. Культурно-семиотические системы аргументации (миф, искусство, наука, политика, философия, повседневность).


Литература:


Основная

Герасимова А.И. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос,2007. С.3-14.

Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. - М.:ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2007. С.15-24.

Ивин А.А. Логика и теория аргументации. - М.: Гардарики, 2007.С.7-121.


Дополнительная

Абачиев С.К., Делия В.П. Теория и практика аргументации. - М.: Едиториал УРСС, 2004.

Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М.: Изд-во МГУ, 1991.

Брутян Г.А. Аргументация. - Ереван, 1994.

Грифцова И.Н. Неформальная логика как практическая логика // Трансцендентальная антропология и логика. Калининград, 2000.