girniy.ru 1 2
ПОДПРОГРАММА


"РАЗВИТИЕ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В

РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ" НА 2011-2015 ГОДЫ


(в ред. Постановления Правительства РК от 16.10.2012 N 315-П)


ПАСПОРТ

подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования

в Республике Карелия" на 2011-2015 годы, входящей в состав

долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы


Наименование

подпрограммы

- подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного

кредитования в Республике Карелия" на 2011-2015 годы

(далее - подпрограмма)

Решение о разработке

проекта подпрограммы

Правительством

Республики Карелия и

одобрении концепции

долгосрочной

программы (номер и

дата распоряжения)

- распоряжение Правительства Республики Карелия от

22 февраля 2011 года N 76р-П

Государственный

заказчик

подпрограммы

- Министерство строительства Республики Карелия

Основной разработчик

подпрограммы

- Министерство строительства Республики Карелия

Цель подпрограммы

- государственная поддержка населения в улучшении

жилищных условий

Задачи подпрограммы

- обеспечение организационного механизма


государственной поддержки развития жилищного и

ипотечного жилищного кредитования в Республике

Карелия;

развитие одноуровневой системы жилищного и

ипотечного жилищного кредитования за счет вовлечения

ресурсов банков, действующих на территории

республики, и двухуровневой системы ипотечного

жилищного кредитования за счет продажи ипотечных

жилищных кредитов (займов) специализированным

ипотечным агентствам в целях привлечения

долгосрочных кредитных ресурсов и оптимизации

распределения рисков;

обеспечение становления и устойчивого развития

унифицированной системы рефинансирования ипотечных

жилищных кредитов (займов)


Исполнители

подпрограммы

- Министерство строительства Республики Карелия;

ГУП РК "Фонд государственного имущества Республики

Карелия" - до 1 января 2013 года;

отобранные на конкурсной основе уполномоченные

организации - с 1 января 2013 года

Важнейшие целевые

индикаторы и

показатели

подпрограммы

- к концу 2015 года по сравнению с 2010 годом

ожидается:

улучшение жилищных условий граждан (рост жилищной

обеспеченности с 24,19 кв. метра на человека до

26,06 кв. метра на человека);

повышение доступности приобретения жилья, когда

средняя стоимость стандартной квартиры общей

площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому

совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за

3,04 года (в 2010 году - 4,37 года);

увеличение доли семей, которым будет доступно


приобретение жилья, соответствующего стандартам

обеспечения жилыми помещениями, с помощью

собственных и заемных средств, - с 12,4% до 22,5%;

увеличение количества жителей Республики Карелия,

улучшивших жилищные условия с помощью ипотечных

жилищных кредитов (займов), до 1600 человек в год


Сроки и этапы

реализации

подпрограммы

- 2011-2015 годы

Объем и источники

финансирования

подпрограммы

- в рамках реализации подпрограммы планируется

привлечение средств в объеме 8325 млн. рублей за

счет следующих источников:

средств граждан - участников подпрограммы,

используемых для частичной оплаты стоимости

приобретаемого или строящегося жилья;

средств кредитных (некредитных) организаций,

предоставляющих гражданам - участникам подпрограммы

ипотечные жилищные кредиты (займы);

средств бюджета Республики Карелия, направляемых

на реализацию механизма оказания государственной

поддержки гражданам, проживающим на территории

Республики Карелия, при улучшении ими жилищных

условий с использованием ипотечных жилищных кредитов

(займов) и оказание государственной поддержки

региональному оператору в целях обеспечения его

деятельности.

Общий объем финансирования подпрограммы за счет

средств бюджета Республики Карелия на 2011-2015 годы

составит:

1011,1 млн. рублей, в том числе:

2011 год - 149,5 млн. рублей;

2012 год - 175,9 млн. рублей;

2013 год - 205,4 млн. рублей;


2014 год - 227,5 млн. рублей;

2015 год - 252,8 млн. рублей


Ожидаемые конечные

результаты

реализации

подпрограммы

- в результате реализации мероприятий подпрограммы

планируется:

увеличить долю семей, имеющих возможность приобрести

жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми

помещениями, с помощью собственных и заемных

средств, до 22,5 процента;

увеличить коэффициент доступности жилья для

населения к 2015 году до 3,04 года;

улучшить жилищные условия около 7846 участников

подпрограммы за счет предоставления ипотечных

жилищных кредитов (займов), а также оказания

государственной поддержки в рамках подпрограммы

Система организации

контроля за

реализацией

подпрограммы

- отобранная на конкурсной основе уполномоченная

организация представляет государственному заказчику

подпрограммы:

отчеты о ходе реализации подпрограммы - ежемесячно

до 5 числа месяца, следующего за отчетным;

ведомость по начислению компенсационных выплат

участникам подпрограммы - до 25 числа первого месяца

квартала, следующего за отчетным кварталом.

На основании представленных сведений государственный

заказчик подпрограммы осуществляет ежеквартальный

и ежегодный мониторинг реализации подпрограммы,

составляет ежеквартальный отчет о результатах

реализации мероприятий подпрограммы, ежегодно

проводит оценку эффективности реализации о

подпрограммы, готовит доклад о выполнении


подпрограммы



I. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена подпрограмма


1. Развернутая постановка проблемы по улучшению жилищных условий населения, анализ причин ее возникновения, обоснование связи с национальными и региональными приоритетами социально-экономического развития


Решение жилищной проблемы является одной из самых актуальных задач государства на современном этапе. Подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" на 2011-2015 годы направлена на реализацию национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Подпрограмма разработана в соответствии со Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1201-р.

Настоящая подпрограмма направлена на продолжение формирования системы жилищного и ипотечного жилищного кредитования в республике, начатого в рамках подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" на 2006-2008 годы и до 2010 года. В процессе реализации указанной подпрограммы организован механизм государственной поддержки развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия: определен на период до 1 января 2013 года исполнитель подпрограммы - ГУП РК "Фонд государственного имущества Республики Карелия"; сформирована нормативная база по оказанию государственной поддержки гражданам, проживающим на территории республики и улучшающим свои жилищные условия за счет кредитных ресурсов банков; привлечены к участию в реализации подпрограммы кредитные организации. Это позволило осуществлять льготное кредитование населения при приобретении и строительстве жилья, в том числе индивидуальных жилых домов.

Данные социологических исследований на 2009 год показывают, что жилищная проблема стоит перед 60 процентами российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями, при этом для 32 процентов семей жилищная проблема является наиболее острой и требует решения в ближайшие 3 года. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет около 1570 млн. кв. метров, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46 процентов.


Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами.

В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для дальнейшего развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, рынка ипотечных ценных бумаг.

С 2002 года в Республике Карелия предпринимаются меры, направленные на повышение доступности жилья для населения, в том числе с использованием возможностей ипотечного жилищного кредитования. Необходимость применения ипотечных инструментов была вызвана отсутствием у подавляющего большинства граждан денежных средств на приобретение жилья без использования кредитных (заемных) средств. Более того, рост стоимости самого жилья, особенно в городе Петрозаводске, также способствовал обострению жилищной проблемы. В этих условиях реализация республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования стала единственным выходом из сложившейся ситуации. Принятый за основу способ - компенсация процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (займу) (далее - процентная ставка по кредиту) для отдельных категорий граждан - за время ее действия доказал свою обоснованность, поскольку этой мерой государственной поддержки воспользовалось почти пять тысяч семей.

Особое внимание было уделено созданию и развитию системы рефинансирования закладных. В этой связи развитие взаимоотношений с открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК") и наделение ГУП РК "Фонд государственного имущества Республики Карелия" функцией регионального оператора ОАО "АИЖК" по Республике Карелия позволило первичным кредиторам выдавать ипотечные жилищные кредиты (займы) на условиях Стандартов ОАО "АИЖК" с последующим рефинансированием ипотечных ценных бумаг. Эти меры привели к снижению среднего размера процентной ставки по кредитам, а также увеличению средней продолжительности срока таких кредитов.


Вместе с тем, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые как на федеральном уровне, так и Правительством Республики Карелия, ипотечное кредитование для многих граждан остается малодоступным способом улучшения жилищных условий. Основными причинами тому являются высокая стоимость жилья, значительный размер первоначального взноса за приобретаемое жилое помещение, необходимого для получения ипотечного жилищного кредита (займа), а также невысокий размер ежемесячных доходов у значительной части населения, особенно у молодых или многодетных семей. Также стоит отметить, что в настоящее время большая часть жилья приобретается на вторичном рынке, что связано с высокой стоимостью жилых помещений на первичном рынке.

Итоги реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" на 2006-2008 годы и до 2010 года свидетельствуют о реальном спросе населения на кредиты для приобретения или строительства жилья. Однако, несмотря на достигнутый в республике определенный уровень развития жилищного кредитования по итогам вышеупомянутой подпрограммы, кредитные ресурсы остаются малодоступными для основной части населения. Количество граждан республики, которые имеют возможность приобрести жилье с помощью собственных или заемных средств, составляет всего 12 процентов от общего числа граждан.

Количество участников подпрограммы составило 5623 человека, в том числе 4793 гражданам оказывалась государственная поддержка в форме компенсации процентной ставки по кредитам. На эти цели из бюджета Республики Карелия выделено 381 млн. рублей.

Количество выданных ипотечных жилищных кредитов (займов) уполномоченными банками и заимодавцами составило 6685 на сумму 6801758 тыс. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 28 декабря 2009 года N 300-П "О реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" на 2006-2008 годы и до 2010 года региональной целевой программы "Жилище" на 2004-2010 годы" в 2010 году с 1 января по 31 декабря 2010 года действие подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" в части принятия новых участников было приостановлено. В настоящее время оказание государственной поддержки в форме компенсации процентной ставки по кредитам продолжается только в рамках ранее заключенных соглашений с участниками подпрограммы.


Также было продолжено развитие деятельности исполнителя подпрограммы - ГУП РК "Фонд государственного имущества Республики Карелия". Размер уставного фонда предприятия в 2006 году составлял 3174171 рубль, с 2008 года - 34005171 рубль.

В рамках соглашения о сотрудничестве, заключенного 24 ноября 2003 года между Правительством Республики Карелия, ОАО "АИЖК" и ГУП РК "Фонд государственного имущества Республики Карелия" как региональным оператором ОАО "АИЖК", по состоянию на 1 октября 2010 года было рефинансировано 748 закладных на общую сумму 707,3 млн. рублей. На обслуживании у ГУП РК "Фонд государственного имущества Республики Карелия" находится 685 закладных на общую сумму 529,4 млн. рублей.

В 2006 году размер компенсации процентной ставки по кредитам составлял 6 процентов годовых по кредитам, предоставленным гражданам - участникам подпрограммы в 2006 году.

Начиная с 2007 года размер компенсируемой процентной ставки по кредитам был изменен до 3 процентов годовых, что было связано с повышением реальных денежных доходов населения. В рамках подпрограммы было аккредитовано 14 кредитных и 2 некредитные организации республики.


2. Соответствие целей и задач подпрограммы полномочиям, отнесенным к ведению Республики Карелия


В соответствии с пунктом 7 раздела V Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1201-р, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют:

содействие поддержанию конкуренции на первичном рынке ипотеки;

формирование благоприятных условий для развития рынка жилья;

обеспечение применения единых стандартов ипотечного жилищного кредитования на всей территории Российской Федерации;

реализацию региональных программ и участие в реализации федеральных программ по обеспечению отдельных категорий граждан жильем;


создание условий для строительства жилья;

создание условий для деятельности региональных ипотечных операторов.


3. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы улучшения жилищных условий населения в Республике Карелия программно-целевым методом, анализ различных вариантов этого решения, описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы


3.1. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере при отсутствии введения программно-целевого метода


Без использования программно-целевого метода основными недостатками в решении проблемы по улучшению жилищных условий граждан в Республике Карелия будут являться:

отсутствие единой системы планирования и использования средств бюджетов всех уровней на решение жилищных проблем граждан;

невозможность стимулирования привлечения внебюджетных источников в жилищную сферу Республики Карелия;

длительный период, необходимый для достижения запланированного в Российской Федерации уровня доступности жилья для граждан, показателя по вводу жилья на душу населения.

В инерционном варианте развития проблемной ситуации прогнозируется снижение доли граждан в Республике Карелия, улучшивших свои жилищные условия. Отсутствие механизмов по стимулированию рынка ипотечного жилищного кредитования может привести к снижению платежеспособного спроса населения и спаду жилищного строительства.


3.2. Возможные варианты решения проблемы, оценка соответствующих вариантам преимуществ и рисков


Существует два возможных варианта решения проблемы.

Первый вариант - программно-целевой метод с обеспечением финансирования программных мероприятий в запланированных объемах, позволяющий достичь цели и выполнить задачи подпрограммы.

Второй вариант - реализация подпрограммы с уменьшенным объемом финансирования по сравнению с запланированным. В этом случае будет наблюдаться существенное снижение количества граждан - участников подпрограммы и, как следствие, возможно снижение покупательского спроса на рынке жилья.


Однако без полного финансирования не представляется возможным в полной мере достичь поставленных целей и решить задачи подпрограммы. Целевые показатели не будут выполнены в полном объеме.

Наиболее оптимальным представляется первый вариант решения проблемы.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное решение проблем за счет:

определения целей, задач, мероприятий и запланированных показателей результатов;

концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в области повышения доступности жилья для населения в Республике Карелия;

повышения эффективности государственного управления при решении вопросов повышения доступности жилья для населения в Республике Карелия;

привлечения внебюджетных источников за счет средств граждан, финансовых ресурсов кредитных и некредитных структур.


II. Основные цели и задачи подпрограммы,

показатели их достижения


Основной целью подпрограммы является государственная поддержка населения в улучшении жилищных условий.

Для достижения этой цели в рамках подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи:

обеспечение организационного механизма государственной поддержки развития жилищного и ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия;

развитие одноуровневой системы жилищного и ипотечного жилищного кредитования за счет вовлечения ресурсов банков, действующих на территории республики, и двухуровневой системы ипотечного жилищного кредитования за счет продажи кредитов (займов) специализированным ипотечным агентствам в целях привлечения долгосрочных кредитных ресурсов и оптимизации распределения рисков;

обеспечение становления и устойчивого развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (займов).

Учитывая, что в рамках подпрограммы ежегодно планируется привлечение 1600 новых участников, действие подпрограммы будет способствовать увеличению строительства жилья, в том числе 346 учителям общеобразовательных учреждений в Республике Карелия планируется предоставить субсидию на первоначальный взнос по ипотечным жилищным кредитам (займам).


Кроме того, в рамках подпрограммы планируется продолжить оказание государственной поддержки гражданам - участникам подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" на 2006-2008 годы и до 2010 года.

Показатели целей и задач подпрограммы по годам представлены в таблице N 1.


Таблица N 1


Показатели целей и задач подпрограммы


Наименование показателя

Еди-

ница

изме-

рения

Планируемые значения

2011

год

2012

год

2013

год

2014

год

2015

год

1

2

3

4

5

6

7

Цель. Государственная поддержка населения в улучшении жилищных условий

Количество семей,

улучшивших жилищные

условия с помощью

ипотечных жилищных

кредитов (займов),

получивших государственную

поддержку

семей

1500

1546

1600


1600

1600

Количество молодых

учителей

общеобразовательных

учреждений, получивших

субсидию на первоначальный

взнос по ипотечному

жилищному кредиту (займу)

семей

0

46

100

100

100

Задача 1. Обеспечение организационного механизма государственной

поддержки развития жилищного и ипотечного жилищного кредитования

в Республике Карелия

Объем средств бюджета

Республики Карелия,

выделенных на реализацию

мероприятий подпрограммы

тыс.

рублей

149,5

175,9

205,4

227,5

252,8

Задача 2. Развитие одноуровневой системы жилищного и ипотечного жилищного

кредитования за счет вовлечения ресурсов банков, действующих на

территории республики, и двухуровневой системы ипотечного жилищного

кредитования за счет продажи кредитов (займов) специализированным

ипотечным агентствам в целях привлечения долгосрочных кредитных ресурсов

и оптимизации распределения рисков

Дополнительный ввод жилья

в рамках подпрограммы

тыс.

кв. м


4,2

5,25

6,38

7,62

8,96

Задача 3. Обеспечение становления и устойчивого развития унифицированной

системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (займов)

Доля ввода жилья

про-

центов

10,0

15,0

21,2

25,0

30,0


III. Сроки и этапы реализации подпрограммы


Реализацию подпрограммы предполагается осуществить в течение 5 лет (2011-2015 годы). Необходимо исходить из того, что первоначально благодаря реализации антикризисных мер и мер со стороны Правительства Российской Федерации будет обеспечено выполнение докризисных показателей ипотечного кредитования. Для этого требуется восстановление доверия к рынку ипотечного жилищного кредитования у заемщиков, кредиторов и инвесторов, а также стимулирование жилищного строительства с помощью развития механизмов кредитования жилищного строительства под залог недвижимости и поддержки платежеспособного спроса на приобретение жилья на первичном рынке. В последующем предполагается достижение большего разнообразия типов предоставляемых ипотечных кредитов, внедрение новых механизмов жилищного финансирования, что позволит достичь баланса между спросом и предложением на рынке жилья. Все это будет способствовать формированию устойчивой и надежной системы ипотечного жилищного кредитования и других форм жилищного финансирования. Этапы в подпрограмме не выделяются.

IV. Перечень программных мероприятий с указанием


показателей результатов по каждому мероприятию


1. Обоснование выбора комплекса мероприятий


Для реализации поставленных целей и решения задач подпрограммы, достижения планируемых значений показателей и индикаторов предусмотрено выполнение комплекса мероприятий.

В течение 5 лет планируется оказать государственную поддержку 7846 гражданам республики.

Решение определенных подпрограммой задач будет обеспечиваться путем реализации комплекса мероприятий подпрограммы:

нормативное правовое обеспечение реализации подпрограммы;

финансовое обеспечение подпрограммы;

организационное обеспечение реализации подпрограммы.

Мероприятия по нормативному правовому обеспечению реализации подпрограммы включают в себя разработку нормативных правовых актов, связанных с механизмом реализации мероприятий подпрограммы.

Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации подпрограммы являются:

реализация механизма оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием жилищных, ипотечных жилищных кредитов (займов);

оказание государственной поддержки региональному оператору в целях обеспечения его деятельности;

подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов бюджета Республики Карелия на соответствующий год.

Организационные мероприятия, предусматриваемые по конкретным направлениям реализации подпрограммы, отражены при раскрытии механизма реализации подпрограммы.

Системой программных мероприятий предусматривается выполнение конкретных мероприятий по направлениям реализации подпрограммы, а также общих мероприятий, направленных на осуществление поставленных задач, что указано в приложении N 1.

2. Прогнозируемый объем расходов на реализацию подпрограммы



Основными источниками финансирования подпрограммы являются:

средства граждан - участников подпрограммы, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого или строящегося жилья;

средства кредитных и некредитных организаций, предоставляющих гражданам - участникам подпрограммы ипотечные жилищные кредиты (займы);

средства бюджета Республики Карелия, направляемые на реализацию механизма оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов (займов) и оказание государственной поддержки региональному оператору в целях обеспечения его деятельности.

Общий объем средств бюджета Республики Карелия, предусматриваемых на реализацию подпрограммы, представлен в таблице N 2.


Таблица N 2


Показатели

2011-

2015

годы,

всего

2011

год

2012

год

2013

год

2014

год

2015

год

Планируемое количество

участников подпрограммы,

человек

7846

1500

1546

1600

1600

1600

в том числе получающих

государственную поддержку,


человек


7846

1500

1546

1600

1600

1600

Средства бюджета Республики

Карелия на оказание

государственной поддержки

гражданам, проживающим на

территории Республики

Карелия, при улучшении

ими жилищных условий с

использованием ипотечных

жилищных кредитов (займов),

млн. рублей, всего,

в том числе

939,1

131,5

159,4

192,9

215,0

240,3

по обязательствам прошлых

лет по заключенным

соглашениям в рамках

реализации подпрограммы

"Развитие ипотечного

жилищного кредитования в

Республике Карелия" на

2006-2008 годы и до 2010

года, млн. рублей

225,0

92,6

64,5

46,0

20,2

1,7

Оплата договора на

выполнение функций

исполнителя подпрограммы,

млн. рублей

12,0

2,0

2,5

2,5

2,5

2,5

Средства бюджета Республики

Карелия на увеличение

уставного фонда

регионального оператора

ОАО "АИЖК", млн. рублей


60,0

16,0

14,0

10,0

10,0

10,0

Общий объем средств бюджета

Республики Карелия,

предусматриваемых на

реализацию подпрограммы,

млн. рублей

1011,1

149,5

175,9

205,4

227,5

252,8


Средства бюджета Республики Карелия, направляемые на финансирование подпрограммы, предусматриваются законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на соответствующий год исходя из возможностей бюджета Республики Карелия.


V. Механизм реализации подпрограммы


Государственным заказчиком подпрограммы является Министерство строительства Республики Карелия.

Исполнителем мероприятий подпрограммы до 1 января 2013 года определено ГУП РК "Фонд государственного имущества Республики Карелия". С 2013 года исполнитель подпрограммы определяется Министерством строительства Республики Карелия по итогам проведения конкурсного отбора. Порядок проведения отбора определяется Министерством строительства Республики Карелия.

Общее управление реализацией подпрограммы осуществляется государственным заказчиком подпрограммы.

Функции государственного заказчика подпрограммы:

разработка совместно с другими органами исполнительной власти Республики Карелия нормативных правовых актов, связанных с механизмом реализации мероприятий подпрограммы;


обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Республики Карелия, исполнителя подпрограммы, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия, кредитных и некредитных организаций и других юридических лиц, участвующих в реализации подпрограммы;

координация деятельности исполнителя подпрограммы;

внесение предложений по ежегодному финансированию подпрограммы за счет средств бюджета Республики Карелия;

поддержание эффективных направлений использования средств бюджета Республики Карелия для достижения целей подпрограммы;

определение ежегодного количества граждан - участников подпрограммы исходя из объема финансирования подпрограммы, предусмотренного на соответствующий год;

решение вопросов бюджетного финансирования мероприятий подпрограммы;

содействие реализации проектов по выполнению программных мероприятий;

участие в решении вопросов по организации различных форм внебюджетного финансирования подпрограммы;

организация заседаний Комиссии при Правительстве Республики Карелия по вопросам развития ипотечного жилищного кредитования;

организация мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий по реализации подпрограммы;

подготовка отчета о результатах реализации подпрограммы на основе отчета исполнителя подпрограммы;

внесение предложений в Правительство Республики Карелия по совершенствованию подпрограммы и необходимости корректировки намеченных мероприятий;

проведение в средствах массовой информации информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации подпрограммы.

Функции исполнителя подпрограммы:

информационное взаимодействие с кредитными и некредитными организациями по реализации подпрограммы на основании заключенных соглашений;

проведение рекламно-разъяснительной работы в средствах массовой информации по условиям реализации подпрограммы;


консультирование граждан, проживающих на территории Республики Карелия, по участию в подпрограмме и подбор для граждан - потенциальных участников подпрограммы условий предоставления кредитных (заемных) средств;

формирование списков граждан - участников подпрограммы;

заключение с гражданами - участниками подпрограммы соглашений, предусматривающих за счет средств бюджета Республики Карелия компенсацию этим гражданам процентной ставки по кредитам, предоставленным им кредитными и некредитными организациями, и выплата в установленном порядке за счет средств бюджета Республики Карелия компенсации в соответствии с заключенными соглашениями;

заключение с гражданами - участниками подпрограммы соглашений, предусматривающих предоставление субсидии на первоначальный взнос по ипотечному жилищному кредиту (займу), и выплата указанной субсидии за счет средств бюджета Республики Карелия в установленном порядке в соответствии с заключенными соглашениями;

определение ежегодного объема средств, необходимых на реализацию механизма оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, при улучшении ими жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов (займов);

взаимодействие с исполнителями других программ, действующих в республике и касающихся решения жилищной проблемы, в целях объединения действий программ;

взаимодействие с органами местного самоуправления в Республике Карелия в целях активизации действия подпрограммы на всей территории республики и выполнения мероприятий, направленных на строительство жилья, доступного для жителей Республики Карелия, признанных в установленном законодательством порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

предоставление ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, государственному заказчику подпрограммы отчета о ходе реализации подпрограммы. Кроме того, до 25 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным кварталом - предоставление ведомости по начислению компенсационных выплат участникам подпрограммы.


Предполагается, что участником подпрограммы может быть гражданин Российской Федерации, который в совокупности отвечает следующим требованиям:

постоянно проживает на территории Республики Карелия;

признан кредитной или некредитной организацией платежеспособным по исполнению обязательств по кредитному договору (договору займа), по которому предоставляются кредитные (заемные) средства;

имеет возможность и обязуется оплатить разницу между ценой строящегося или приобретаемого жилья и суммой ипотечного жилищного кредита (займа);

готов предоставить обеспечение обязательств по кредитному договору (договору займа);

ранее не получал государственную поддержку при улучшении жилищных условий в рамках реализации настоящей подпрограммы, а также в рамках реализации Республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия на 2001-2006 годы и подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" на 2006-2008 годы и до 2010 года.

Возможность получить государственную поддержку при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы граждане имеют только один раз.

Государственная поддержка путем компенсации за счет средств бюджета Республики Карелия процентной ставки по кредитам оказывается:

работникам государственных и муниципальных образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, социального обслуживания и социальной защиты, физической культуры и спорта Республики Карелия;

гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

молодым семьям (возраст каждого из супругов не превышает 35 лет) и не состоящим в браке гражданам, возраст которых не превышает 35 лет;

семьям, имеющим трех и более детей.

Государственная поддержка оказывается гражданам - участникам подпрограммы в случаях приобретения на территории Республики Карелия жилых помещений путем долевого участия в строительстве жилья или по договору цессии, а также строительства или приобретения незавершенных строительством индивидуальных жилых домов на территории Республики Карелия, пригодных для постоянного проживания после завершения их строительства.


Гражданин - участник подпрограммы приобретает право на компенсацию процентной ставки по кредитам, предоставленным с момента заключения соглашения между гражданином - участником подпрограммы и исполнителем подпрограммы.

Компенсация процентной ставки по кредиту производится в части, не превышающей стоимости строительства общей площади жилья по норме, определенной для семей разной численности:

33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина;

42 квадратных метра - для семьи из двух человек;

18 квадратных метров - на каждого члена семьи для семьи из трех и более человек.

Численный состав семьи гражданина - участника подпрограммы определяется на момент заключения соглашения, предусматривающего компенсацию процентной ставки по кредиту, на основании соответствующих подтверждающих документов.

При этом стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по договору долевого участия в строительстве жилья или уступки права требования (цессии) к договору участия в долевом строительстве жилья (далее - приобретаемого жилья) не должна превышать среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Карелия, определяемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на дату заключения соглашения между исполнителем и участником подпрограммы. В случае если фактическая стоимость одного квадратного метра общей площади приобретаемого жилья превышает указанную стоимость, для расчета принимается средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Карелия, определяемая уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на дату заключения соглашения между исполнителем и участником подпрограммы.

В случае строительства индивидуального жилого дома или приобретения незавершенного строительством индивидуального жилого дома компенсация процентов по кредиту производится в части, не превышающей стоимости строительства 150 квадратных метров общей площади жилья.


Компенсация за счет средств бюджета Республики Карелия процентной ставки по кредитам, предоставленным гражданам - участникам подпрограммы на строительство или приобретение жилья, определена в размере 5 процентов годовых в течение срока действия кредитного договора (договора займа), но не более 5 лет.

В случае если срок действия кредитного договора (договора займа) не превышает предельный срок выплаты компенсации процентов, компенсация производится гражданину - участнику подпрограммы в течение срока действия кредитного договора (договора займа).

В рамках подпрограммы предоставляется субсидия из бюджета Республики Карелия на первоначальный взнос по ипотечному жилищному кредиту, но не более 20 процентов, молодым учителям общеобразовательных учреждений в Республике Карелия при удовлетворении следующим требованиям:

- возраст не более 35 лет;

- наличие не менее одного года стажа педагогической работы;

- постоянное место проживания на территории данного муниципалитета;

- отсутствие взысканий по выполнению профессиональных обязанностей;

- наличие рекомендаций с места основной работы.

Порядок оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Республики Карелия, а также порядок формирования списка учителей общеобразовательных учреждений устанавливается Правительством Республики Карелия.


VI. Показатели эффективности, конечных результатов

и непосредственных результатов подпрограммы


Важнейшим результатом реализации подпрограммы станет увеличение доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, с 12,4 процента населения в 2010 году до 22,5 процента в 2015 году.

Кроме того, успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит:

увеличить коэффициент доступности жилья для населения к 2015 году до 3,04 года;


развить в Республике Карелия эффективные финансовые механизмы и инфраструктуру жилищного и ипотечного жилищного кредитования населения, которые позволят работающему населению республики со средними доходами улучшать свои жилищные условия за счет кредитных средств;

привлечь за 2011-2015 годы в жилищную сферу ипотечные кредитные или заемные средства;

улучшить жилищные условия около 7846 участников подпрограммы за счет предоставления ипотечных жилищных кредитов (займов), а также оказания государственной поддержки в рамках подпрограммы;

увеличить доступность ипотечного кредитования молодых учителей общеобразовательных учреждений Республики Карелия;

снизить социальную напряженность в обществе.

Показатели оценки эффективности подпрограммы представлены в приложении N 2.


Приложение № 1

к подпрограмме



следующая страница >>