Вопросы к зачету
1. Древнеегипетский миф об Осирисе и Изиде Его связь с идеей вечности.
2. Комплекс пирамид в Гизе.
3. Особенности языка древнеегипетского изобразительного искусства.
4. Основные черты древнегреческой художественной культуры.
5. Образ человека в древнегреческой пластике.
6. Древнегреческие архитектурные ордеры.
7. Основные памятники древнеримской архитектуры.
8. Древнерусская икона: художественный язык, символический смысл.
9. Древнерусский храм как «модель мира».
10. Гуманистический характер эпохи Возрождения.
11. Леонардо да Винчи – ученый и художник.
12. Возрождение в Венеции.
13. Северное Возрождение.
14. Западноевропейское барокко. Общая характеристика стиля.
15. Реалистический характер голландского изобразительного искусства XVII века. «Малые голландцы».
16. Рембрандт. Творчество и судьба.
17. Французский классицизм в литературе, театре и живописи.
Национальные особенности русского классицизма.
18. Русское барокко: «нарышкинское», «петровское», «елизаветинское барокко».
19. Романтизм как художественное направление.
20. Национальные особенности романтизма в России.
21. К.П. Брюллов (1799-1852) – «гений компромисса» между идеалами классицизма и нововведениями романтизма.
22. Третьяковская галерея как явление культуры.
23. Историческое значение Товарищества передвижных художественных выставок.
24. Авангардизм. Ключевые принципы и разновидности.
25. Кинематограф и его достижения.
26. Выдающиеся деятели мирового кино (по выбору).
Требования к ответу студента на зачете
1. Студент должен представить преподавателю конспекты учебной и научной литературы, указанной в темах практических занятий и конспекты к вопросам, изученным самостоятельно.
2. На зачете необходимо показать теоретические знания по курсу, умение использовать при ответе изученную в ходе самостоятельной работы учебную и научную литературу, а также практическое умение атрибуции произведения искусства (установление времени и места создания художественного произведения, автора, стиля, техники, иконографии….).
3. Студент должен показать умение интерпретации художественного произведения и навыки сравнительного анализа произведений различных видов искусства и стилей.
5. Терминологический минимум
ИСКУССТВО
Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
МЕТОД
Общий принцип творческого пересоздания действительности, ее эстетической оценки и художественного обобщения.
НАПРАВЛЕНИЕ
В литературоведении чаще всего называют общности на основе единого творческого метода (И.Ф. Волков предложил их называть «художественными системами»). В отличие от барокко или классицизма реализм и романтизм не укладываются в рамки «направления». Направление определяется совокупностью художественных признаков (не только методом) и хронологически локально.
ТЕЧЕНИЕ
Обычно понимают разновидность направления, определяемую, в частности, мировоззренческими признаками («активный» и «пассивный», или консервативный романтизм; старшие и младшие символисты в России). В обиходе часто смешиваются понятия «течение» и «направление».
СТИЛЬ
Единство элементов художественного целого, сопряжение всех выразительных средств для выявления содержания в произведении. \стиль обозначает «отношение компонентов» в художественном произведении. В стиль входят три главных компонента: язык, композиция, детали предметной изобразительности. Стиль проявляется в способе раскрытия характеров, в построении произведения, в языковой манере.
РЕАЛИЗМ
Художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности.
Для писателя-реалиста характерно стремление к глубокому постижению жизни с присущими ей противоречиями.
В ХХ веке мастера реализма далеко не всегда стремились к внешнему правдоподобию изображения. Характеристику «нового реализма» дал Е.И. Замятин. Он использовал термины «неореализм» и «синтетизм»: «Новое искусство – это синтез реализма и символизма, фантастики и быта, гротеска и иронии».
МОДЕРНИЗМ
Направление в литературе и искусстве ХХ века. Для него характерно отрицание традиционных форм и эстетики, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом. Предметом изображения становится не сама жизнь, а ее отражение в сознании человека. Модернисты отвергали установку на отражение действительности, их интересовало литературное моделирование мира.
Для всех модернистских течений (символизм, акмеизм, футуризм) характерно стремление к обновлению поэтических средств. Убежденность в необходимости независимости художника.
ПОСТМОДЕРНИЗМ
а) термин, используемый для определения современной ситуации в культуре и, шире, мироощущения человека ХХ века, которое характеризуют такие признаки, как разорванность сознания, представление о мире как о хаосе, а об истории – как о цепи случайностей, недоверие к традиционным ценностям и авторитетам, трагизм, сопровождаемый иронией и самоиронией. Центральным для постмодернизма становится взгляд на мир с точки зрения его освоения культурой, представление о действительности как о едином тексте, вне которого текст не существует.
б) в более узком значении термин постмодернизм - направление в литературе и критике, ставшее отражением такого восприятия мира и культуры. Граница между художественным и критическим творчеством размывается, «поэтическое мышление» приходит на смену логическому, не способному,
по мысли постмодернистов, приблизиться к постижению сущности бытия. В повествование вводятся теоретические размышления авторов (У. Эко «Имя розы» - типичный образец постмодернистского романа), а критические исследования приобретают самостоятельную художественную ценность (опыты деконструкции Жака Дерриды). Постмодернистские произведения характеризует также игровое начало, основным принципом их построения становится интертекстуальность. Провозгласив ироническое отношение к любым авторитетам и стилям, авторы строят текст на столкновении «высоких» и «низких» стилей, цитатности и центонности (центон – произведение, целиком составленное из цитат; например, «роман – цитата» Ж. Ривэ «Барышни из А.»).
Среди русских писателей-постмодернистов (Вс. Некрасов, Виктор Ерофеев, Татьяна Толстая и др.) отдельную группу в 80-х гг. представляли концептуалисты (Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн, Сергей Гандлевский), пародировавшие клише советской идеологии, демонстрируя утрату смысла самых возвышенных слов. Поводом для текстовой игры служила официальная культура, так что с ее исчезновением трансформировался и концептуализм – по мысли теоретика постмодернизма М.Н. Эпштейна, в «новый сентиментализм», в котором заштампованные слова вновь обретают первоначальное значение, а позиция автора колеблется между иронией и лирической искренностью.
Для последних исследований постмодернизма характерен поиск системы, которая включала бы постмодернизм не как последний и высший, а как один из закономерных и уже завершенных этапов в истории культурного развития.
АВАНГАРДИЗМ
Общее название ряда течений в искусстве ХХ века, которые объединяет отказ от традиций предшественников, в первую очередь реалистов. Принципы авангардизма как литературно-художественного направления по-разному реализовывались в футуризме, кубизме, дадаизме, сюрреализме, экспрессионизме и др.
СЮРРЕАЛИЗМ
Авангардистское направление в искусстве 20-х гг. ХХ века, провозгласившее источником вдохновения подсознание человека (его сновидения, инстинкты, галлюцинации). Сюрреализм разрывает логические связи, заменяет их субъективными ассоциациями, создает фантастические сочетания реальных и нереальных предметов и явлений. Ярче всего сюрреализм воплотился в живописи – Сальвадор Дали, Хуан Миро и др.