https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3 4 5

Тема: Русская художественная культура эпохи Просвещения



Цель: Дать общую характеристику периода.

Задачи:


  1. Показать истоки русского Просвещения, задачи просветителей.

  2. Выявить национальную специфику отечественного просвещения.

  3. Показать роль искусства в утверждении передовых идей.

  4. Назвать выдающихся деятелей эпохи Просвещения в области литературы, живописи, музыки.


О Б Р А З Е Ц

выполнения домашней контрольной работы

по теме «Русская художественная культура эпохи Просвещения»

XVIII век в русской культуре называется веком Просвещения. Истоки Просвещения находятся в эпохе Петра I, которого А.И. Герцен в статье «Россия» (1849) назвал «коронованным революционером». В той же статье Герцен писал: «Петр I сделал бесконечно много добра и зла России, но особенной благодарности от русских он заслуживает за толчок, который дал всей стране, за движение, которое он сообщил нации и которое с тех пор не замедлялось… С энергией революционера и упрямством самодержца он решил окончательно порвать с прошлым: с правами, обычаями, законодательством, - одним словом, со всем прежним политическим организмом… Становясь под знамена цивилизации, Петр I в то же время заимствовал у отвергаемого им прошлого кнут и Сибирь, чтобы подавлять всякую оппозицию всякое смелое слово, всякое свободное действие»1.

В основе деятельности Петра I лежало ясное сознание необходимости просвещения народа, без которого невозможно решить поставленные историей экономические и социальные задачи.

Необходимость преобразований признавали все прогрессивные люди разных социальных слоев. Например, политику Петра поддерживали князь Куракин, граф Матвеев, прибыльщик из холопов Курбатов, проповедник Ф. Прокопович, крестьянский сын Посошков.

Главные задачи эпохи:
  1. Укрепление абсолютистского государства в форме просвещенной монархии. Ослабление власти церкви, подчинение её государственной власти.


  2. Просвещение широких общественных кругов с целью их активного служения отечеству, борьбы с предрассудками.

  3. Проблема воспитания. Просвещение и воспитание различных слоев русского общества, но прежде всего дворянства и купечества. Создание «новой породы людей».

Теоретиком просвещенного абсолютизма был прежде всего сам Петр. Каждый его закон основывался на выдвинутых им идеях: монарх не только руководитель жизни государства, но и воспитатель. Законы, которые он издает, должны воспитывать, просвещать умы, преследовать идею общего блага, целесообразности для всей страны.

Эти же идеи развивают Феофан Прокопович в проповедях и трактатах (задача монарха – охранять правосудие, законность, распространять просвещение, царствовать на основе «здравого разума человеческого»), Посошков в книге «О скудности и богатстве» (только заботясь о всеобщем благе, самодержец становится богоподобным).

Против реформ Петра выступают бывшее боярство и церковь.

Таким образом, и социальная расстановка сил, и основные задачи, которые решало время, позволяют считать началом просветительского движения в России первую четверть XVIII века.

Борьба против церкви привела к важнейшей для развития культуры реформе – секуляризации церкви.

Перед Россией стояла задача создания культуры общеевропейского типа и в то же время национальной, русской.

Приглашая иностранцев, Петр требовал соблюдения двух условий: выполнять должность и обучать своей специальности русских людей.

В 1701 году в Петербурге, Москве затем в Новгороде, Нарве, Ревеле создаются Навигацкие школы, или Школы математических и навигацких наук. В них обучали математике, астрономии, навигации, русскому языку.

В Петербурге основывается Морская академия (после Петра; из старших классов Навигацкой школы).

Возникают артиллерийские, шкиперские школы, Медицинская школа, школа для обучения иностранным языкам (при Посольском приказе), школа для обучения подъячих их делу, Славяно-греко-латинская академия (высшее богословское заведение). Создаются первые учебники. Событием в развитии науки явилось создание первого учебника по математике Леонтия Магницкого.


Так как в школы часто шли без желания, приходилось «верстать» молодых людей в школы, как в солдаты, пополнять школы выходцами из всех сословий.

В 1715 году вышел указ об отправке 2-х выпускников навигацких школ учителями в губернии.

Для простого народа создаются «циферные школы». В них обучают чтению, письму, арифметике. К 1725 году в России было уже 42 цифирные школы. В них обучались 2000 человек.

Разворачивается кипучая деятельность по созданию в России центра научной жизни. В 1724 г. указом Петра утверждается Академия наук как центр науки и образования. По проекту Петра в Академии должны быть 3 класса: математический, физический и гуманитарный. При Академии были университет и гимназия. В университете – 11 кафедр, в том числе химии, истории, красноречия.

Первые члены Академии были иностранцами. С именем М.В.Ломоносова связано создание национальных кадров. Начинается изучение истории России. Первый русский историк – В.Н. Татищев, автор первого капитального труда по русской истории – «История Российская».

Указом Петра в монастыри посылаются сведущие лица для поисков древних рукописей и книг. Для них в Петербурге строится специальное хранилище – Библиотека Академии наук.

Создаются первые музеи, было построено специальное здание для музея в Петербурге – Кунсткамера. Приобретаются картины Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка (сейчас хранятся в ГЭ), античные статуи и работы современных скульпторов. Всё это вызывает прилив ярости у духовенства («навез срамных болванов». Служители церкви требуют, чтобы Петр велел одеть их в «приличные суконцы»).

С целью активизации жизни общества и его просвещения развивается издательское дело. Печатается первая русская газета «Ведомости» (1703). Вместо церковно – славянского создается новый гражданский шрифт. Это способствует освобождению книгопечатания от контроля церкви. С 1708 по 1725г. было напечатано 300 книг. Цензором книг был сам царь. Он часто правит и тексты газеты.


Петр проводит реформу языка: вводит в письменное употребление разговорный русский язык. В языке появляется много новых слов, особенно иностранных.

Так формируется новое мировоззрение передовых людей России. Ярчайший пример – проповедник Ф. Прокопович, сподвижник Петра, он в проповедях и трудах защищает и пропагандирует учение Коперника.

В книге «Юности честное зерцало», написанный по церковному повелению для воспитания юношества и неоднократно переиздаваемой, утверждалось: «младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно, как в часах маятник, для того, что бодрый господин ободряет слуг».

Каждая книга, изданная в петровскую эпоху, просвещала читателя, вводила его в мир новых понятий. Распространялся новый взгляд на земную жизнь, на естественное стремление человека к счастью, к наслаждению, что противоречило прежним религиозно–этическим идеалам.

Исследователь литературы XVIII века И. Серман отмечал, что «Петр, в отличие от своих предшественников, все частные сословные интересы стремился подчинить интересам государства и нации в целом. Конечно, в действительности его реформы служили в первую очередь интересам господствующих классов, но в сознании самого Петра и его сподвижников эти интересы полностью отожествлялись с интересами государства, и государство и народ, в свою очередь, представлялись совпадающими понятиями. Служение государству означало служение нации (народу). Такова была своеобразная программа русского просвещенного абсолютизма, глубоко и органично усвоенная русскими просветителями 1720-1750-х годов».

В художественной культуре России складывается и определенный стереотип образа Петра: просвещенного, деятельного, умного труженика, близкого народу. Таковы и образы «птенцов гнезда Петрова» (Меншикова, Апраксина, Толстого, Головкина, Татищева…).

К концу первой четверти XVIII века Россия заняла прочное видное место среди европейских держав. Петровские реформы укрепляли национальное самосознание народа, вселяли уверенность в своих силах.


Просветители надеются, что просвещение всего общества неизбежно приведет к созданию «новой породы людей», к утверждению власти разума, смягчению нравов.

Расцвет русского Просвещения после смерти Петра I связан с деятельностью М.В. Ломоносова, гения отечественной науки и литературы. Он начинает открытую борьбу за независимость от церкви научных исследований и за широкое распространение научных знаний, доступность образования, вплоть до университетского, всему народу. По инициативе и по плану Ломоносова в 1755г. был основан Московский университет.

План Ломоносова обеспечивал развитие в университете демократического направления. Университет состоял из 3-х факультетов. Особенно важным было то, что в нем, в отличие от всех университетов мира, отсутствовал богословский факультет. Преподавание велось на русском языке. Большинство студентов и профессоров университета были разночинцами. Как и другие просветители, Ломоносов уповал на активную деятельность монарха-просветителя. Он предъявлял высокие требования к личности царя-просветителя. В своих одах он не рисует индивидуальных черт царей и цариц, он создает идеальный образ «премудрого учителя и просветителя». Только «Петр строитель, плаватель, в полях, в морях-герой» наделен у него индивидуальной характеристикой.

В 60-80-е гг. на одно из первых мест общественной жизни в России выдвигается крестьянский вопрос. Русские просветители, в отличие от французских, на этом этапе общественного движения не звали к решительным изменениям существующей общественной системы. Путь к облегчению положения крестьян передовые люди России по-прежнему видели в распространении просвещения, в воспитании новых поколений, способных разумно, справедливо, рачительно, как добрые хозяева, управлять крестьянами, сами находясь под властью просвещенного монарха.

В творчестве просветителей усиливается критическая, сатирическая направленность. Русские просветители часто обращались к Вольтеру. Начиная с 60-х годов в России появляются переводы трудов этого французского философа и писателя. Большинство произведений распространяется в списках. За годы царствования Екатерины II, одно время состоявшей в переписке с Вольтером, было переведено более 60 сочинений его.


Общеевропейское движение просветителей, в том числе и в России, было настолько сильным, что сама Екатерины II в первые десятилетия своего царствования выступала поборницей просветительских идей и «справедливости». Но когда приглашенный ею в Россию Д. Дидро предложил дать русскому народу конституцию и создать парламент, она решительно возразила, что русский народ «не хочет свободы».

Враждебность к крепостничеству получила яркое выражение в многочисленных сатирических произведениях, которые печатались в журналах, ходили по рукам в списках. Особое место здесь принадлежит Н.И. Новикову (1744-1818) – публицисту, издателю, активному общественному деятелю. В сатирических журналах «Трутень», «Живописец» Новиков призывал к гуманному отношению дворян к своим крепостным, доказывал необходимость признания за крестьянами права собственности. Новиков развил в Москве широкую издательскую деятельность. За 10 лет им было выпущено около 900 названий книг, среди них – переводы Шекспира, Локка, Вольтера, Руссо, Бомарше, учебники, словари.

Вершиной развития русского просветительского движения явилось творчество и общественная деятельность А.Н. Радищева (1749-1802). Как и большинство выдающихся деятелей мировой культуры, Радищев был широко и разносторонне образован, одарен выдающимся писательским талантом. Он хорошо знал сочинения западноевропейских просветителей. По силе протеста против существующих в то время порядков опубликование в России книги «Путешествие из Петербурга в Москву» может быть отнесено к числу лучших произведений русской литературы второй половины XVIII века.

Итак, в XVIII веке в России появилось мощное культурное движение, вошедшее в историю под названием Просвещение.

Просветители были уверены в том, что народы терпят рабство потому, что их держат в невежестве, и надеялись, что просвещение народа, освобождение его сознания от религиозных и классовых предрассудков приведет к торжеству разума, к установлению царства, свободы, равенства и братства на земле.


Художественная культура Просвещения остро тенденциозна. Писатели, художники, композиторы видели цель творчества в гражданском воспитании общества. Они апеллировали к народу. Их произведения способствовали формированию нового мировоззрения.

В России Просвещение имело национальную особенность: стремление всех передовых людей было направлено на борьбу с крепостничеством. Они стремились раскрыть в человеке его природную духовную красоту, воспитать в людях всех сословий чувство человеческого достоинства, уважение к человеческой личности.

Выдающиеся творцы отечественного Просвещения: А Кантемир, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев (литература); И.Н. Никитин, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий (живопись); М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский (музыка)

4.2.1. Примерные темы рефератов


  1. Пирамиды в Гизе как воплощение идеи вечности.

  2. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле.

  3. Царь – колокол и Царь – пушка.

  4. Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

  5. Тициан - глава венецианского Возрождения.

  6. Северное Возрождение. Основные черты.

  7. П.М. Третьяков и галерея его имени.

  8. Вклад Ч. Чаплина в развитие мирового киноискусства.

  9. И.И. Мозжухин: достижения и драматический характер творчества.

  10. Ансамбль Афинского акрополя.

  11. Храм Святой Софии в Константинополе.

  12. Донателло – основоположник новой скульптуры.

  13. Идеал красоты в живописи Рафаэля.

  14. Основные черты эстетики сентиментализма.

  15. Картины мира эпохи средневековья.

  16. Синтез искусств в готическом храме.

  17. Национальные особенности русского классицизма.

  18. Национальные особенности русского романтизма.
  19. Государственная Третьяковская галерея как явление культуры.


  20. Государственный Эрмитаж – сокровищница западноевропейского искусства.

  21. Государственный Русский музей.

  22. Дрезденская национальная галерея.

  23. Шедевры мирового искусства В Лувре.

  24. А. Дюрер – ученый, живописец, график.

  25. Творчество П.П. Рубенса – вершина фламандской живописи XVII века.

  26. В.Л. Боровиковский – основоположник сентиментализма в отечественной живописи.

  27. К.С. Малевич – основоположник супрематизма.

  28. С.Дали – гений сюрреализма.

  29. О. Ренуар – «живописец счастья».

Требования к реферату

- Реферат отличается от конспекта тем, что текст первоисточников в реферате должен быть не только осмыслен и представлен, но и аналитически переработан в соответствии с основной идеей, автором которой является сам студент.

- Реферат – это самостоятельное изложение материала, цитаты в нем не должны занимать более 15% текста.

- Специальные термины, встречающиеся в тексте реферата, должны быть разъяснены в сносках или в примечании.

- В реферате необходимо использование иллюстративного материала, помогающего раскрытию содержания.

- Реферат может иметь приложение, в котором помещается фактический материал, собранный в ходе работы, но усложняющий раскрытие основной темы реферата (там может располагаться аудиовизуальная наглядность и глоссарий).

- Объем реферата определяется характером темы и реферируемых источников. При этом средний объём – 12-15 машинописных страниц (реферат может быть как напечатан, так и написан от руки).

- Реферату может быть предпослан эпиграф, в котором должна быть заключена квинтэссенция смысла содержания исследования. Эпиграф обязательно должен «работать»: с него можно начать исследование или подвести итог.


Требования к структуре и содержанию реферата

Оглавление (пример оформления)


Стр.

Введение 3

Глава 1. ……………………………………………………………………………...

1.1.………………………………………………………………………………..

1.2.………………………………………………………………………………..

Глава 2. ……………………………………………………………………………..

2.1.………………………………………………………………………………..

2.2…………………………………………………………………………………

Заключение

Библиографический список

Приложение


Образец работы с рефератом



<< предыдущая страница   следующая страница >>