https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Положение об экзаменационном реферате

по истории искусств

1. Общие положения

1.1. Целью экзамена в форме подготовки и защиты экзаменационного реферата по истории искусств является, наряду с проверкой знаний учащегося, стимулирование его творческой активности. Поэтому в процессе подготовки и защиты реферата учащийся должен продемонстрировать:


  • свободное владение основами базового курса истории искусств;

  • умение понимать специальный текст средней трудности по искусствознанию;

  • умение анализировать текст (разбивать его на смысловые блоки, вычленять основные идеи, прослеживать логику изложения);

  • умение анализировать произведение искусства;

  • умение формировать свое собственное мнение по вопросам, затронутым в тексте;

  • умение соотносить между собой идеи;

  • умение доказывать выдвигаемые идеи;

  • умение логично и грамотно излагать целостный текст в письменном виде;

1.2. К сдаче экзамена в форме реферата допускаются учащиеся, имеющие по истории искусств в основном отличные оценки.

1.3. Все темы экзаменационных рефератов должны быть выбраны учащимся под руководством педагога в соответствии с уровнем подготовки учащегося и его интересами и утверждены на заседании методического объединения или на заседании Педагогического совета школы. (Приложение 1)

1.4. Экзаменационный реферат по МХК должен быть представлен учителю в окончательном виде к концу II учебной четверти (конец декабря).

1.5. Учитель, руководящий работой, имеет право прервать процесс работы над рефератом на любом этапе в связи с невыполнением плана работы или требований к содержанию работы.

1.6. Учитель, руководящий работой, обязан написать рецензию на представленный реферат и ознакомить с ней учащегося.

1.7. Экзаменационные рефераты защищаются учащимися перед специально назначенной экзаменационной комиссией.


1.8. На защите экзаменационного реферата учащийся должен:


  • грамотно и кратко устно изложить содержание реферата (3-5 минут);

  • ответить на замечания учителя-рецензента (с рецензией знакомит комиссию учитель);

  • ответить на вопросы экзаменационной комиссии, касающиеся темы реферата и проблем с ней связанных;

1.9. Экзаменационная отметка за реферат складывается из:

  • отметки учителя за письменный текст;

  • отметки экзаменационной комиссии за краткое сообщение по содержанию реферата;

  • отметки за ответы на вопросы, заданные экзаменационной комиссией.

1.10. Итоговая отметка выводится из отметки за экзаменационный реферат и годовой отметки по МХК;


2. Требования к экзаменационному реферату

2.1. По содержанию рефераты могут быть двух типов:

  • изложение существующих взглядов по какой-либо определенной теме;

  • изложение основных идей какого-либо источника (источников).

2.2. Реферат отличается от конспекта тем, что текст первоисточников в реферате должен быть не только осмыслен и представлен, но и аналитически переработан в соответствии с основной идеей (идеями), автором которой (которых) является сам учащийся.

2.3. В связи с тем, что реферат — это самостоятельное изложение материала, цитаты в нем не могут занимать более 10-15% текста.

2.4. Все специальные термины, встречающиеся в тексте реферата, должны быть разъяснены в сносках, либо примечаниях.

2.5. В реферате допускается использование иллюстративного материала, помогающего раскрытию содержания.

2.6. Объем реферата определяется характером реферируемого источника (источников), либо характером темы. При этом средним объемом реферата считается 20 машинописных страниц.


Приложение 1

Темы рефератов для экзамена по мировой художественной культуре.


Темы рефератов по истории искусства составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего образования по предмету «История искусств».

1.​ Функция мифов в культуре первобытных народов.

​ 2.Архитектура пирамид и храмов – отражение идеи Вечной жизни в культуре Древнего Египта.

3.Пирамиды в Гизе – одно из чудес света.

4. Шедевры архитектуры Древнего Египта.

5. Рельефные и фресковые росписи Древнего Египта.

6. Пантеон – отражение идей славы и величия Древнего Рима.

7.Мифологические, идеологические, эстетические принципы греческой классики в рельефах и скульптуре Парфенона.

 8.Идеалы прекрасного в Древней Греции и их отражение в ансамбле афинского Акрополя.

9.Ордерная система Древней Греции.

10.Древнегреческая вазопись.

11.Творения Фидия.

12. Шедевры римской архитектуры.

13. Общественные сооружения Древнего Рима.

14.Градостроительство как вид искусства в Древнем Риме.

15.Римская портретная скульптура – основа европейского портретного искусства

16.Декор византийского крестово-купольного храма как отражение идеи божественного мироздания.

 17.Символика византийской иконы.

18.Шедевры византийской мозаики.

19.Монастырская базилика как отражение жизни романской эпохи.

 20.Представление об окружающем мире в сюжетах каменного декора романской базилики.

 21.Особенности романского стиля изобразительного искусства.

22.Готический собор – каменная энциклопедия средневековой жизни.

 23.Готический собор как образ мира.

 24.Этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики.

25.Скульптурное убранство готических соборов Франции и Германии.

26. Искусство витража.

27. В мире художественных образов Сандро Боттичелли.


28. Джотто – «мастер семи свободных искусств».

 29.Мой любимый художник раннего Возрождения.

30. Художественные принципы искусства Высокого Возрождения.

31.Художественный мир Леонардо да Винчи.

32.Загадки «Джоконды».

33.Рафаэль – певец женской красоты.

 34.Титаны Возрождения: творчество Рафаэля.

35.Титаны Возрождения: творчество Микеланджело.

36.Вечное и общечеловеческое в произведениях Тинторетто.

37.Творческие искания Брейгеля.

38. Истоки зарождения стиля барокко.

 39.Рим – столица архитектуры барокко.

40. Рубенс – «король живописи».

 41.Реализм в творчестве Рембрандта Х. Ван Рейна.

42.Многообразие жанров голландской живописи 17 века.

43.Творчество Рембрандта – вершина реализма

 44.Художественные средства в украшении храмов Древней Руси.

45.Архитектурный ансамбль Московского кремля как отражение идеи величия и могущества Русского государства.

 46.Своеобразие архитектуры Великого Новгорода.

47. Деревянное зодчество Древней Руси.

48.Творчество Феофана Грека.

49. Творчество Андрея Рублева.

50.Роль Андрея Рублева в создании раннемосковской школы иконописи.

 51.Русская парсуна 15-17 веков.

52.Герои портретов Д.Г.Левицкого.

52. Портретные шедевры В.Л. Боровиковского.

54.Барочные ансамбли Петербурга (Ф.Б. Растрелли).

55. Особенности русского ампира.

56. Синтез классицизма, романтизма и реализма в русской живописи первой половины 19 века( О.Кипренский, К.П. Брюллов, П.А. Федотов).

57. Социальная тематика в живописи русских передвижников и французских художников-реалистов.

58.Герой романтической эпохи в творчестве Делакруа.

59.Романтизм и реализм. Их связь и отличие.

60.Бытовые картины жизни в западноевропейском изобразительном искусстве.

61.Художественные принципы реализма.

62.Творчество русских художников – передвижников.

63. Мастера русского реалистического пейзажа.

​64. Социальная тематика в творчестве передвижников.

65.Исторический сюжет в русской реалистической живописи .

66. Особая роль пейзажа в русской реалистической живописи.

67.Айвазовский – моря пламенный поэт.

68.Импрессионизм в живописи.

 69.Своеобразие русского модерна в архитектуре (Ф.О. Шехтель).

 70.«Живописцы счастья» - художники-импрессионисты.

71.  Произведения Матисса в собрании Эрмитажа.

72.Судьба «Черного квадрата» Малевича.


Требования, предъявляемые к выполнению итоговой экзаменационной работы (реферату):

1.​ Выбранная тема должна содержать определенную проблему, быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности.

2.​ Соблюдение определенной структуры итоговой экзаменационной работы (титульный лист, оглавление и т.д.).

3.​ Не следует писать очень объемных по количеству страниц итоговой экзаменационной работы.

4.​ Введение и заключение должны быть осмыслением основной части итоговой экзаменационной работы.

5. Текст выравнивать по ширине, междустрочный интервал - полтора, шрифт - Times New Roman (14 пт.), параметры полей - нижнее и верхнее - 20 мм, левое - 30, а правое - 10 мм, а отступ абзаца - 1,5 см.


1.​ Тема итоговой экзаменационной работы и ее выбор.

Основные требования к теме итоговой экзаменационной работы:

- тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения;

- в названии итоговой экзаменационной работы следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими;


- ​ следует по возможности воздерживаться от использования и названий спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.

2.​ Структура итоговой экзаменационной работы:

Требования к оформлению титульного листа.

- в верхней центральной части листа (страницы) указывается название учебного заведения;

-в центре тема итоговой экзаменационной работы;

- ниже темы справа – Ф.И.О. учащегося, класс, Ф.И.О. руководителя;

-внизу – город и год написания.

Оглавление.

Следующим после титульного листа должно идти оглавление. Итоговую экзаменационную работу следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и библиографии.

Основные требования к введению.

- Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы итоговой экзаменационной работы, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части также необходимо показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значения. Таким образом, тема итоговой экзаменационной работы должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.

- Очень важно выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф итоговой экзаменационной работы.

- Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем текста обычно составляет две-три страницы текста.


Требования к основной части итоговой экзаменационной работы.

- Основная часть итоговой экзаменационной работы содержит материал, который отобран для рассмотрения проблемы.

-  Средний объем основной части итоговой экзаменационной работы – 10 страниц. Обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.

- Основная часть итоговой экзаменационной работы, кроме содержания, выбранного из разных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

Требования к заключению.

-  Заключение – часть итоговой экзаменационной работы, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении целей (или цели) и задач. Объем заключения 2-3 страницы.

Требования к библиографии в соответствии с ГОСТ.


Критерии оценивания итоговой экзаменационной работы (экзаменационного реферата) по «История искусств»

"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, –или практическую направленность для современного общества.

"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, –или практическое значение выполненной работы.

"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, –или практическое значение.

"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.


Рекомендации по оцениванию итоговой экзаменационной работы в форме защиты проекта презентации

I. Требования к содержательной части проекта.

1. Введение. Обосновать выбор темы, интерес к ней, ее актуальность и практическое значение.

2. Определить цель (цели) и задачи, которые позволяют реализовать цель.

3. Дать краткий обзор использованных источников и литературы. (2-3 слайда).

2. Содержание проекта.

1. Тщательный отбор текстового материала, емкого по содержанию, но краткого по объему, как этого требует размещение материала на слайдах.

2. Продуманный подбор иллюстративного материала, отвечающего содержанию текста.

3.Соотношение текста и иллюстративного материала должно быть примерно 1:3.

(текст – 1/3 часть содержание проекта, иллюстративный материал – 2/3.)

3. Заключение.

Выводы по проектной деятельности о выполнении поставленных целей и задач, о практическом применении проекта. (1-2 слайда).

4. Библиография.

Литература, электронные носители информации, Интернет-сайты.

5. Объем проекта.

Количество слайдов в презентации – не менее 30.


II. Требования к оформлению проекта.

Форма презентации в программе Power Point.

1. Легко читаемый текст.

2. Форматирование текста по левому краю.

3. Обязательное разделение текста на абзацы.

4. Оформление слайдов: не слишком броский шаблон слайдов, использование не более трех цветов и шрифтов, фон слайда должен быть таким, чтобы текст легко читался, для чего должно быть продумано соотношение фона слайдов и цвета шрифта.

5. Продуманное сочетание текста и иллюстраций на слайдах, текс должен быть простым и содержать ключевые данные, количество слайдов только с текстом должно быть сведено к минимуму: введение и заключение.


6. Слайд должен открываться не более 1,5 секунды.

7. Время просмотра слайда должно быть достаточным для прочтения текста. Ручная или автоматическая настройка.

8. Музыкальное оформление презентации.

9. Количество слайдов - не менее 30.


Критерии оценивания итоговой экзаменационной работы по «Истории искусств"в форме проекта презентации

"отлично" - структура, содержание и оформление проекта полностью отвечают требованиям к осуществлению проектной деятельности, при защите проекта, работа получила полное представление, продемонстрированы аргументированность, свободное владение материалом, четкость и точность ответов на вопросы, культура речи

"хорошо"- незначительные неточности при оформлении проекта, при защите проекта проявилось недостаточная аргументированность и представление работы, нечеткие ответы на вопросы

"удовлетворительно" - в содержательной части проекта неполно раскрыта тема проекта, при защите слабая аргументированность и неполное представление работы, недочеты при ответах на вопросы.

"неудовлетворительно" - проекты не отвечающие основным требованиям к проектной деятельности до защиты проекта на экзамене не допускаются