girniy.ru 1 2 3




А.В. Прибылова


Развивающие уроки изобразительного искусства по цветоведению в начальной школе


г. Семипалатинск

2006г.

Рецензия на материалы, предоставленные учителем Прибыловой Алевтиной Валерьевной

Разработанные учителем развивающие уроки по цветоведению для начальной школы составлены в рамках системы государственных образовательных стандартов и соответствуют всем методическим требованиям. Используя теоретические основы искусствознания, специфику художественно-эстетического воспитания и образования, Прибылова А. В. составила тетрадь поурочных заданий в системе методики преподавания изобразительного искусства, разработала таблицы и схемы проведения и подготовки к уроку изобразительного искусства, иллюстрированный план уроков, планы-конспекты развивающих уроков изобразительного искусства по цветоведению для начальной школы.

Содержание развивающих уроков соответствует психолого-педагогическим требованиям, требованиям художественно-эстетического образования и воспитания, предъявляемым к уроку.

Учебный материал уроков связан с основами цветоведения, с изучением основных и составных цветов, цветов промежуточного характера, с их эмоционально - чувственной окраской, с изучением новейших технологий в
изобразительном искусстве. ^

Практические задания развивающих уроков предусматривают способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки.

В течение развивающих уроков прослеживается мотивация учения, для чего учителем предполагается применение специальных приёмов развивающего, проблемного обучения, обучения репродуктивного и поискового характера.

Прибыловой А.В. логически верно составлены этапы деятельности учителя и учащихся, методически верно спланировано практическое задание каждого урока, что соответственно повышает активность и интерес учащихся к знаниям по изобразительному искусству.



Зав. кафедрой ИЗО

и дизайна ГУ им. Шакарима Громов В.С


Уважаемые учителя начальных классов.


Позвольте предложить вам игровые моменты, графические задания, сказки, которые использую на уроках изобразительного искусства по теме цветоведения.

В каждом классе по программе дается 4 часа. Это и много и мало. Мне очень хочется, чтобы учащиеся не просто смотрели на цветные рисунки, а умели видеть многоцветностъ и неповторимость всего, что нас волнует, восхищает, удивляет.


Содержание:


  1. Рецензия на материалы, предоставленные учителем Прибыловой Алевтиной Валерьевной…………………..2

2. Темы занятий по знакомству детей

с основами цветоведения……………………………......13

3. Планы-конспекты уроков изобразительного искусства по теме «Цветоведения»………….……………………..16

4. Графические задания …………………….…………..…42

5. Список литературы …………………………………..…56

6. Приложение ………………………………………………


Тема: Развивающие уроки изобразительного искусства по цветоведению в начальной школе.

Историческая справка.

История происхождения цвета существует с незапамятных времен. Вспомним старинную мексиканскую сказку, в которой говорится о том что когда-то давным-давно мир был черно-белым. Лишь на закате и на рассвете появлялись оттенки серого, чтобы «черный цвет не переходил в белый слишком резко». В отсутствии цвета бесцветным становятся и человеческие эмоции, сны, мечты. Поэтому боги решили создать цвета, чтобы «сделать мир более радостным обиталищем для людей» И тогда они забрались на верхушку огромного дерева и щедро разбросали цвета повсюду. Все эти цвета были непохожи один на другой. Люди с благодарностью и восхищением приняли дар подлинного счастья, без которого жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным. Известно, что изначально небольшое число красящих веществ и пигментов были органического происхождения к тому же очень дорогостоящих, доступных лишь немногим. Например, мантию темно-красного цвета мог себе позволить лишь только римский император, так как на нее уходило несколько сотен тысяч улиток.


Первоначальные приемы живописи, вернее, родоначальником живописи и рисования является инстинкт, заставляющий человека подражать видимым предметам и стремиться к их воспроизведению. Первоначальные приемы живописи обязаны своим происхождением водяным краскам (темпера, клеевая живопись, фреска). Лишь в 15 столетии Ян Ван Эйк (вследствие введения эфирных масел и сушек) приблизил масляные краски к водяным.

В 1856 году Вильям Перкинс, английский химик, создал первую в мире анилиновую краску, которую сейчас называют розовато- лиловой.

Адольф фон Байер, немецкий химик, лауреат Нобелевской премии за 1905 год, пошел дальше и создал целую гамму красок. Тем самым он положил начало эре создания искусственных, придуманных человеком цветов. Появились металлизированные краски, перламутровые и имитирующие различные фактуры.

В наше время все, о чем бы мы ни подумали, доступно нам в самых разнообразных красках. Цвет - это дар природы, который имеет огромное влияние на нашу жизнь: это и настроение, и самочувствие, и выбор вещей, помещений, успешное ведение бизнеса, и создание комфортной психологической, эмоциональной обстановки. Цвет оказывает сильнейшее влияние на процесс принятия решений. Мы живем в мире, представляющем максимальные цветовые возможности, каких не было раньше.


Введение.

Дети учатся распознавать и различать разные цвета задолго до того, как узнают их названия, они указывают на яркие предметы, еще не умея говорить «красный, желтый или зеленый». Обычно цвет дети усваивают в возрасте от 2 до 5 лет, но все они развиваются по-разному и связано это с состоянием нервной системы. Наше государственное учреждение вот уже три года работает с детьми, имеющими различные нарушения опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Ребята очень разные, есть дети, которые могут передвигаться только с помощью ходунков или инвалидной коляски. Большинство из них до посещения нашего учреждения сидели дома и не имели возможности общаться со сверстниками. Представьте себе состояние педагога, входящего в класс и видящего таких разных и не похожих друг на друга детей. Первое время было очень сложно построить урок, глядя, как ребенок не может удержать в руке карандаш, а рядом сидящий здоровый ребенок заворожено следит за этими движениями, забыв о задании. Требовалось внести в занятия что-то новое, не похожее на заранее придуманные действия. Было время, когда приходилось на ходу полностью менять или экспромтом перестраивать весь урок или какую-то его часть. Приходилось исключать определенное задание, а иногда, к своему удивлению, усложнить или дополнить. Я поняла, что новый материал необходимо вводить постепенно, увязывая его со старым, согласуя задания с реакцией класса.


На уроках очень важно не выпускать из поля зрения больных детей, но и не подчинять к их действию здоровых ребят. Привлекая всех к основной теме урока, стараюсь комбинировать изложение материала с практической
деятельностью учеников и показом учителя на доске, на формате. В процессе работы обратила внимание на то, что ребята очень трепетно относятся и любят занятия, где мы говорим с ними о природе: о красоте багрянца заходящего солнца, бодрящей утренней прохладе, о звенящем хрустале
обледенелого кустика в весенней капели. Я поняла, что таким образом ребенок открывает для себя свой неповторимый мир искусства, мир, в котором общение с природой вызывает у него эмоциональный взрыв, выливающийся в потребность творить.

Не всякий ученик сможет на уроке объяснить то что его волнует, что он чувствует, а 24 краски - это «буквы», при помощи которых он рассказывает о своем настроении, желаниях, переживании. Чем лучше он освоит «красочный алфавит», тем ярче и трогательнее станут его рисунки.


Вот почему так много таит в себе это магическое слово «цвет», вся палитра мира заключена в нем. Вот почему созрела необходимость в составлении развивающих занятий по цветоведению для наших детей. На этих занятиях развивается чувство гармонии, различных цветовых сочетании, понимание эмоциональной и смысловой содержательности цвета в работах учащихся. Для того, чтобы эти уроки были понятны, доступны и здоровым, и больным детям, я провожу их в игровой форме; то с помощью сказок «Бабушки Черепахи», то необычного приключения, то дидактических игр и внеклассных мероприятий. Использование различных игровых ситуаций вводится не для развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, способствующей развитию чувства цвета, воображения, творчества.

Я думаю, что эти развивающие уроки помогут учителям начальных классов, где уроки изобразительного искусства, ведут они сами и где, как правило, именно рисование доставляет им особенные хлопоты.


Теоретическое обоснование развивающих уроков по цветоведению в начальной школе.

Способность видеть у человека начинается с приобретения способности различать яркость и темность, т. е. контрасты, и определяется это двумя факторами, находящимися вне его контроля светом и тьмой. Затем возникает способность распознавать движение, форму, цвет. Исходя из этого, я построила свои первые уроки со знакомства детей с основами изобразительной грамоты - это линия, цветовое пятно, свет и тень. В зависимости от возраста детей я даю задания по возрастающей сложности:


  • предшкола - «Сказка про Карандаш, Уголек и Резинку » ( простой карандаш, уголь).

  • 1 класс - «Сказка Бабушки Черепахи» (акварель)

  • 2 класс «Как подружились Фломастер и Кисть»

  • 3 класс - «Декоративный натюрморт» (мелки, акварель).



Приложение № 1

Следующим идет знакомство с хроматическими цветами. Тема цветового круга по программе изобразительного искусства в начальной школе дается с третьего класса, но тема смешивания красок идет уже с групп предшкольной подготовки. Поэтому, чтобы упражнение не носили формальный, механический характер я взяла тему «Путешествие в страну Разноцветия». Волшебное солнышко этой страны выступает в роли цветового круга и, что самое характерное, дети очень быстро и свободно запоминают цветные лучи солнца и по ним определяют смешанные цвета. Это солнышко стало частым гостем на наших уроках. Приложение № 2

Рассматривая палитру акварельных красок, мы видим, что на первом месте стоит краска желтого цвета, цвета который тревожит и привлекает внимание, поскольку является наиболее ярким из основных цветов спектра. Этот цвет человек замечает первым. Мы видим его повсюду, он всегда сигнализирует о чем-то новом, необычном, интересном. В природе - это и солнце, и лимон, и банан, и кукуруза, и золотистая пшеница. Знакомство детей с желтым цветом я провожу с помощью практических заданий, беря во внимание физические возможности учащихся. Приложение № 3. Результат не заставил себя долго ждать. Я была в восторге от детских работ. Цветы «Горицвета», так мы назвали свою работу, были очаровательны, непосредственны и выполнены по всем правилам законов цветоведения (смешивание, приглушение цвета, дополнение в получении новых оттенков). Было понятно, что решение проводить такие уроки правильное.


Все остальные темы пришли сами собой: это теплая гамма цветов осеннего листопада Приложение № 4, и холодные цвета « Синей планеты» Приложение № 5. А знакомство с этой непредсказуемой, всегда новой зеленной краской: то в виде изумруда и малахита, то в виде еловой хвои или болотной тоски, просто невозможно без забавного, смешного лягушонка. Лягушонок - герой чуть ли не всех иллюстраций к сказкам разных народов. Это очень близкий и добрый образ, доступный детям как в графическом изображении (овалы, дуги), так и в цветовом сочетании множества оттенков, которые способен различить человек, и в нюансах, вызываемых самые разнообразные реакции. Зеленный цвет завораживает, успокаивает и не наносит вреда окружающей среде, это цвет весеннего обновления. Приложение № 6.

Отдельно познакомившись со всеми цветами спектра мы переходим к одной из важнейших задач освоения законов цветоведения - умение улавливать зрительные взаимовлияния цвета (дополнительные, контрастные цвета). Приложение № 7 и 8.

Составив цикл уроков и разработав конспекты, я прихожу к выводу, что необходимо еще больше разнообразить художественные материалы, технику выполнения работ. Сегодня я ввожу элементы психогимнастики, обращая внимание на духовное формирование личности ребенка через воспитание любви к природе, её многоцветию. Наш коллектив уделяет большое внимание организации учебно-воспитательного процесса, творчески используя свои знания и умения на практике.

Выдающийся художник-педагог П.П. Чистяков писал: «Ведь это вздор, что учить скучно. Хорошо учить - значит любя учить, а любя ничего нескучно делать». Я буду очень рада, если нашим детям не придется скучать на моих уроках.


Темы занятий по знакомству детей

с основами цветоведения.

Тема №1: Сказка про Карандаш, Уголек и Резинку.

Цели:

- познакомить детей с особенностями основных, художественных материалов;


  • выявить индивидуальную способность каждого ребенка с помощью линий передать образ, проверить умения правильно держать карандаш, уголь;

  • воспитывать бережное отношение к изобразительным средствам.

Тема №2: Сказка Бабушки Черепахи (ахроматические цвета)

Цели:

  • познакомить детей с ахроматическими цветами (белый, черный, серый);

  • формировать навыки работы акварельными красками, отрабатывать приемы работы кистью (мазок, нажим, смешивание);

  • вызвать желание проявить нестандартное решение в изображении образа.

Тема №3: Сказка Бабушки Черепахи «Как подружились фломастер и кисть».

Цели:

  • развивать попытку видения невидимого. Вглядываясь, смотреть внимательно, учиться видеть не только то, что есть, но и то, что может быть;

  • дать понятие о тоне;

  • воспитывать глубокое восприятие света и тени, их влияние на окружающие предметы.

Тема №4: Путешествие в страну «Разноцветия» (цветовой круг).

Цели:

  • познакомить детей с основами цветоведения;

  • формировать навыки различия основных и составных цветов, умения передавать их неповторимость и красоту, символичность и значение каждого. Учить равномерности закрашивания и смешивания красок, регуляция работы с кистью;

- воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к работам друг друга, стремление прийти на помощь другим.

Тема №5: Солнышко и Горицвет.

Цели:

  • познакомить детей с желтым цветом, с изменением его в зависимости от способа насыщения белой или черной краской (усиление тона, растяжка цвета);
  • вызвать у детей чувства радости от преобразовательной деятельности, видя взаимосвязь между явлениями природы, цветом и изображением;


  • воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть, чувствовать, сопереживать всему живому в природе.

Тема 6: Осенний листопад (печатание).

Цели:

  • познакомить детей с красной, оранжевой, коричневой красками, с техникой смешивания красок, печатаньем;

  • использовать в работе выразительность каждого цвета, передавая настроение и характерные особенности предмета, образа;

  • воспитывать уважение к труду других людей.

Тема №7: Сказка о Синей планете.

Цели:

  • продолжать знакомство детей с многообразием цветовой палитры - холодные цвета (синий, голубой, фиолетовый);

  • закрепить приемы получения нового цвета - растушевка, смешивание;

  • развивать интерес к творчеству, путем познания изменения цвета в природе и в работе художника;

  • прививать основы духовно - нравственного воспитания, развивать чувство сопереживания.

Тема №8: Веселые лягушата (зеленый цвет).

Цели:

  • познакомить детей с самой непредсказуемой, всегда разной в своем настроении - зеленой краской;

  • используя полученные знания о теплых и холодных цветах, развивать возможность творческого преобразования; умение в схемах и цвете отражать увиденное в природе;

  • воспитывать любовь к животным.


План конспект урока по изобразительному искусству.

Класс: 1.

Вид занятия: изображение на плоскости.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Тема: Сказка про Карандаш, Уголек и Резинку.

Цель урока:

  • познакомить детей с особенностями основных, художественных материалов;
  • выявить индивидуальную особенность каждого ребенка, с помощью линии передать образ; проверить умение правильно держать карандаш, научить работать углем;


  • воспитывать бережное отношение к изобразительным

средствам.

Оборудование для учителя: учебно-методические таблицы, педагогический рисунок, фонограмма, объемные модели Карандаша, Уголька и Резинки.

Оборудование для учеников: простой карандаш, уголек, лист бумаги.

План урока:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2.Постановка цели урока. Знакомство с изобразительным материалом (уголь)


З. Ход занятия.

-Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у художника Уголька, который живет в своем уютном, теплом домике. Уголек очень любит рисовать, и рисунки у него получаются яркие, четкие. Иногда они получаются мягкие и пушистые, а иногда колючие и сердитые. Все он умеет делать, вот только одна беда, уж очень он хрупкий и сыпучий. К нему нужно относиться очень бережно (показываю уголек с наклеенной головкой и руками).

Задание № 1. На листе бумаги выполняем упражнение: рисование линий, растушевка, изображение силуэтов.

- Здравствуйте, дети, - говорит Уголек. - Я очень рад встрече с вами. .
Звучит тревожная музыка и запись спора Карандаша и Резинки. .
Оказывается, Карандаш рисует, как попало и где попало, а Резинка, любящая во всем порядок, стирает за ним все его «художества». На рисунке изображен кот с пятью ногами и тремя ушами, он бежит от дождя. Зрелище жалкое. Все понимают Резинку, которая хочет прекратить это безобразие. На помощь приходит Уголек. Он предлагает ребятам нарисовать вместе с Карандашом тучи и дождь (волнистая и наклонная линии), затем он сам рисует кота (дуги, зигзаг, ломаная линия, растушевка).

Задание 2. Рисунок кота в дождливую погоду. - Что нужно подрисовать, чтобы рисунок стал добрее и мягче?

Ответы детей. Дополнения в рисунках.

Уголек, Карандаш и Резинка вместе предлагают детям закончить работу самостоятельно, добавив солнышко из-за тучки, зонтик, будку собаки и т.д. При анализе работ Карандаш дает слово больше никогда не делать пакости и жить со всеми в дружбе.



План конспект урока по изобразительному

искусству.

Класс: 1.

Вид урока: изображение на плоскости.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Сказка бабушки Черепахи.

Цели:


  • познакомить детей с ахроматическими цветами (белый, черный, серый);

  • формировать навыки работы акварельными красками, отрабатывать прием работы кистью (мазок, нажим, смешивание);

  • вызвать желание проявить нестандартное решение в изображении образа.

Оборудование для учителя: педагогический рисунок, учебно-методические таблицы.

Оборудование для учащихся: лист бумаги с графическим изображением бабушки Черепахи, кисти, палитра, фонограмма.


План урока.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой детей.

2.Постановка цели урока.

3. Ход урока.

Занятие начинается со знакомства детей с простейшими правилами организации процесса рисования красками. Готовим свое рабочее место. Вдруг раздается стук в дверь. Входит бабушка Черепаха.

- Здравствуйте, дети! Я слышала, что у вас любят рисовать, фантазировать, сочинять. Я живу вот уже 300 лет в удивительной стране Разноцветия, слышала много историй и попадала в необыкновенные приключения. Теперь я бабушка, путешествую все меньше и меньше, а вот рассказать и поделиться с тем, что знаю, я бы очень хотела.

- Ну что, ребята, приглашайте бабушку Черепаху. Дети усаживают гостью поудобнее и слушают.

- Я расскажу вам о жителях моей волшебной страны Красок. Так вот, живут здесь очень разные: то радостные и веселые, то равнодушные и спокойные существа. Они очень своеобразны. Одни похожи на капельки, другие на кляксы, а третьи на мохнатые веселые комочки - все они живые, умеющие ходить и говорить. Однажды к ним пришла черная королева Ночь. Она построила себе мрачный темный замок и поселилась в нем. У нее было волшебное покрывало, которым королева накрыла всю волшебную страну. В один миг все изменилось в веселой цветной стране, все погрузилось в темноту, и все краски потеряли свой цвет. Вокруг можно было увидеть все оттенки черного цвета. Во всей стране была довольна только Ночь, сидевшая у раскрытого окна и смотревшая на черные силуэты гор, домов, деревьев. Звучит музыка.


Вдруг из глубины королевского сада донеслись звуки скрипки. Сначала они были робкие, чуть слышные, потом они стали громче, увереннее, и вот над страной зазвучала мелодия грусти и печали, она молила о помощи.

Эти звуки встревожили все вокруг. Они вселили надежду в жителей страны Разноцветия. Они знали, что кто-нибудь услышит эту мелодию и придет к ним на помощь. И они были правы.

Мелодия маленького скрипача - Кузнечика долетела до королевы Утро. Она обладала белым волшебным покрывалом, которое имело такое свойство: до кого оно дотронется, того делает более нежным и добрым, а любой цвет - более светлым, воздушным и легким. Королева Утро прилетела на помощь стране Разноцветия. Она прикасалась к каждому, кто подходил к ней. Так волшебница дотронулась до Продавца воздушных шаров, и на глазах у всех, шары стали светлее и нежнее. Они стали легко подниматься вверх, и Продавец шаров оказался в воздухе. Всем было очень весело и забавно. Но королева Ночь решила прекратить веселье. Она стала закрашивать шары черной краской. Шары сразу потяжелели, и Продавец стал опускаться на землю. Теперь возмутилась королева Утро. Волшебницы заспорили, а бедный Продавец воздушных шаров то поднимался вверх, то опускался вниз. Он очень устал и стал звать на помощь. Своими криками он разбудил принца Тумана, который жил высоко в горах в своем замке. Он был грустным и печальным, потому что ему всегда приходилось мирить своих тетушек - белую и черную краски. Он послал на страну свой серый туман, и все стало бесцветным и безжизненным. И только когда стало совсем - совсем тихо, волшебницы поняли, что они остались одни и загрустили. Принц Туман предложил им помириться и появляться поочередно - то утру, то ночи, а если они заспорят, то он придет снова. Так и повелось. Над страной вставало то утро со своим светом и теплом, то ночь со своей прохладой и темнотой, а как появится туман, знай, - опять королевы что-то не поделили.

Вот такая история. Понравилась она вам? Преподаватель предлагает детям написать портрет Бабушки Черепахи с воздушными шарами, в благодарность за ее замечательную сказку.


Задание детям: - смешивая белую и черную краски, раскрасить тело Черепахи;


  • беря за основу белый цвет бумаги черной краской расписать панцирь;

  • показать детям второй способ получения серого цвета. Землю закрасить способом размывки черной краски;

  • предложить нарисовать и раскрасить шары.

При анализе работ определить состояние Бабушки Черепахи, будет ли она спокойно двигаться по земле, взлетит ли только со светлыми шарами или не сможет сдвинуться с места только с темными шарами.

В подарок наша сказочница выбирает понравившийся ей портрет.


План конспект урока по изобразительному искусству.

Класс: 2.

Вид урока: изображение на плоскости.

Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков.



следующая страница >>