https://electroinfo.net

girniy.ru 1 ... 18 19 20 21

Религия

Узбеки исповедуют ислам суннитского тока. Ислам оказывал большое влияние на весь уклад жизни узбеков, выполняя высокую роль в познании мира и повседневной жизни, в семье и во взаимоотношениях людей.

Но до ислама – современной религии, у узбеков существовала другая религия. В первом тысячелетие до нашей эры в Центральной Азии широко распространяется религия, получившая название зороастризм. Ее основы зародились еще тогда, когда люди обожествляли окружающую их природу. Духовные истоки узбекского народа восходят к учению зороастризма, суть которого излагалась в «Авесте». В основе лежало представление о борьбе двух начал – добра и зла, почитание солнца, воды, почвы, воздуха. Люди тогда не знали слова «экология», но глубоко уважали окружающий мир, природу. Само слово «зороастризм» связано с именем Заратуштры – основателя этой религии. До Заратуштры люди поклонялись силам природы. Большинство ученых считает, что Заратуштра начал проводить свое учение на территории Хорезма или Бактрии. В период образования Кушанского государство зороастризм пользовался наибольшей популярностью.

При Кушанском царстве сосуществовали различные по происхождению религиозные системы и культы, которые засвидетельствованы монетами кушанских царей, на оборотной стороне которых изображались различные божества. При царе Канишке с установлением тесных связей с Индией на территорию Узбекистана проникает буддизм, который вскоре становиться государственной религией. Монеты чеканились с изображением Будды. Начинало слабо распространяться христианство несторианского толка. Интересный рассказ сохранился у Феофилакта Симокатты и у Феофана Византийского о знаках в виде креста на лбу у некоторых тюрков, входивших в отряды Бахрам-Чубина. Одновременное существование этих религий являлось характерным для народов Центральной Азии вплоть до VIII века. Религиозная терпимость - добрая традиция людей нашего региона. Она сохранилась и после привнесения сюда ислама, который оказался достаточно демократичным в этом плане.


Сейчас в стране прилагают все усилия для возрождения ислама» с узбекским лицом», реконструируют старые мечети, возводят новые. Существуют льготы на издание книг религиозного содержания. Ежегодно отправляется несколько самолетов с паломниками в Саудовскую Аравию. В Ташкенте открыт первый в Центральной Азии Исламский университет, готовящий специалистов для системы исламского просвещения.


УРУМЫ

Этногенез

Самоназвание тюркоязычных греков-урумы (урумлар). По мнению исследователей, термины урум и рум происходят от одного корня «рома», что значит- римляне, вернее подданые Восточно-Римской империи-визанийцы. Среди соседних народов терминами для обозначения греков служат: у грузин-бердзени, у армян-куин, у азербайджанцев-рум, у турок-урум.

Язык

Урумский язык является еще одним языком относящийся к кыпчакской ветви тюркского языка. Тюркоязычные урумы и грекоязычные румеи вместе представляют собой этническую группу,известную в науке под названием «мариупольские греки», переселенную в 1778 г.из Крыма в Северное приазовье. Урумский язык , на котором говорят 70 тыс. человек, малоиследован. Урумов не называли ин, и не отмечали, как отдельный народ, и не показывали при переписи населения. Хотя и известна численность этого народа, почти отсутствует научные данные об их языке. В середине XVIII в. греки, переселившееся на побережье и в степную часть Крыма, приняли язык крымских татар и образовали тюркоязычную народность. Их назали греческими татарами. Они свой язык называют урум тили. Обосновавшиеся в горных районах греки сохранили свой язык. Их называли грекоэллинами. По этой причине греки делятся на две группы: грекоязычные и тюркоязычные. Урумских селении на побережье Черного моря почти нет, так как в конце XVII в. Российское государство переселило греческих коллонистов и торговцев из Крыма на Украину в в новостроящийся Мариуполь в нынешней Донецкой области, а также на Кавказ. Большинство из них сохранило татарский язык. Однако, поскольку они исповедают христианство и проживают среди намного превышаюших их по численности украинцев и русских, и в бычаях и культуре не особых различий. Учитывая то, что они говорят на одном языке, урумов можно было бы отнести к субэтнической группе крымских татар. Однако они исповедают различные религии и с самого начала существуют заметные различия в их традициях и быту.


Урумский язык распространен на юге Украины в Северном Приазовье в виде разговорно-бытового языка коренного населения тридцати сел и рабочих поселков. Носители урумского языка являются двуязычными, все они, кроме своего родного языка, владеют русским. Среди молодого населения наблюдается слабое знание своего языка. Общелитературный урумский язык отсутствует. Из-за недостаточной изученности говоров, диалектный состав урумского языка окончательно не установлен. Существует лишь наддиалектный язык урумского фольклора с большим количеством огузских элементов в лексике и морфологии по сравнению с разговорно-бытовым языком. В качестве официального языка используется русский. Преподавание в школах ведется на русском языке. Письменные памятники сохранились в виде книг, написанных греческим алфавитом. Письменность на основе латинской графики, применявшаяся в школьном преподавании( 1-7 класса) в 30-е г. ХХ в., вышла из употребления вместе с прекращением преподавания урумского языка. В урумском языке большинство слов восходит к словам тюркского корня. Значительное место в лексике занимают заимствованные русские слова. Есть слова арабского, иранского, греческого и украинского происхождения. Из-за недостаточной изученности говоров диалектный состав урумского языка окончательно не установлен. Урумский язык, как и другие тюркские языки, относятся к языкам с новитативным строем предложения. В то же время, по мнению тюркологов, синтаксический строй урумского языка испытывал определенное влияние славянских языков.

Этнография

Основное занятие урумов-хлебопашество и скотоводство, а на северном Кавказе –хлебопашество и табаководство. Из других занятий можно назвать садоводство, огородничество и бахчеводство. Хлеб у урумов пшеничный и кукурузный. Для урумов Кавказа характерно приготовление мясной пищи, различных крупяных блюд, супов, похлебок, каш.

В старых урумских селениях дома целого квартала (5-15 семей) или смежные стены. Под более высокими крышами находилоссь особое помещение , так называемое ияв, посередине земляного пол которого усраивался очаг тандур. В этом очаге пекли хлеб. Состоятельные люди летом жили в особом помещении язлых. Одежда урумов приближается к одежде русских. Сохранились лишь некоторые элементы старинной одежды. В прошлом урумы носили вместо платья чуху из домотканного сукна,(вид черкески), вместо пиджака- архалук (вид бешмета), вместо брюк- широкие шаровары, на ногах шерстяные вязаные носки и обувь чарух из сыромятной кожи, на голове папаху из овечьих шкур. Урумки носили головной убор яшмах платок, закрывающий подбородок и рот замужней женщины. Большим разнообразием отличались женские украшения: головные, плечевые, нагрудные, ушные, наручные и т.д.



Культура

У урумов нет письменности, однако они имеют не менее богатый и разнообразный фольклор, чем другие народы Кавказа. Много у них народных сказок, пословиц, загадок, поговорок. Интересен и богат их богатырский эпос. У урумов широко распространен музыкальный инструмент зурна (род кларнета с пронзительным звуком). За последние полвека появились у них скрипки, гармони, лиры, гитары.

Религия

Урумы исповедуют христианство православного толка. Они в массе своей были очень религиозны. Религия у урумов было обставлена ритуалом всевозможных обрядов и обычаев, без которых не обходилось ни одно более или менее важное событие в семейной и общественной жизни, ни одно начинание. Урумы относятся к европеоидной расе. По преобладающим характерным антропологичным чертам урумы в большинстве своем брахикефалы, среднего роста, крепкого телосложения, со смуглым цветом кожи, с темными волосами, слабым развитием скул, прямым или орлиным носом.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Аджиев А.М. «Историко-героический эпос кумыков». Махачкала,-1987.

  2. Аджиев А.М. «У золотых родников. Вопросы этнокультурных взаимосвязей в кумыкском фольклоре». Махачкала,-1991.

  3. Аджиев М. «Мы-из рода половецкого».М.,-1992.

  4. Аджиев М. «Полынь Половецкого поля». М.,- 1994.

  5. Алейников М. «Поверья ногайцев» // Сб. Материалов для описания местной и племен Кавказа, выпуск ХҮІІ, 1893, г. Тифлис.

  6. Алексеев В.П. Некоторые проблемы происхождения балкарцев и карачаевцев//МНС.С. 329.

  7. Алексеев В. Некоторые вопросы происхождения народов Дагестана в свете антропологии // УЗИЯЛД, 1964, т. 13;

  8. Алексеева Е.П. «Ногайцы»// сб. «Народы Карачаево-Черкессии», Ставрополь, 1957.
  9. Алексеев В.П. Очерк происхождения тюркских народов Восточной Европы в свете данных кранологии// Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья.Казань, -1971.


  10. Алиев С.М. «Кумыкская литература средневековья» Махачкала,-1987.

  11. Алиев С.М. «Асруланы сезе гелген асил сез» (Впитавшие память веков Сокровенное слово). Махачкала,-1989.

  12. Ананьев К. «Караногайцы их быт и образ жизни» // Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа, Выпуск ХХ, 1894. г.Тифлис.

  13. Андриянов Б.В. Этническая территория каракалпаков в Северном Хорезме.// Автореферат канд. дисс. М.,- 1951.

  14. Андриянов Б.В. Этническая территория каракалпаков в Северном Хорезме.// Труды Хорезмской археологической и этнографической экспедиции, Т-3.-М.,1958.

  15. Артамонов М.И. Очерки древнейшей истории хазар.Л.,-1936.

  16. Архипов А. «Этнографический очерк ногайцев и туркмен» //Кавказский календарь на 1859. г. Тифлис. 1858.

  17. Аршаруни, Габидулин Х. Очерки панисламизма и пантюркизма в Россий. М.,1931.

  18. Атаев Б. Кумыкская равнина. Махачкала,-1996.

  19. Ачкинази И.В. Крымчаки. Историографический обзор по публикациям ХІХ –начала ХХ в.//МАИЭТ.Вып. ІІ. Симферополь, 1991.

  20. Ачкинази И.В. Крымчаки. Краткий очерк этнической истории.// Сквозь века. Симферополь, 1996.

  21. Балканов Н.А.Введение в изучение тюрских языков, Изд.2. М., 1969.

  22. Бартольд В.В. История турецко-монгольских народов. Ташкент. 1928.

  23. Баскаков Н.А. Ногайский язык и его диалекты. Грамматика, тексты и словарь. М.-Л. 1940.

  24. Баскаков Н.А. Состояние и ближайшие перспективы изучения караимского языка // Вопр. Языкознания, 1957.

  25. Башкиров А.С. «Историко-археологический очерк Крыма». Симферополь. 1914.

  26. Бейм С. Память о Чуфут-Кале.1862.

  27. Беляев И.А. Родословная каракалпаков// Протоколы заседаний и сообщений Закаспийского кружка любителей археологий и истории Востока. Ашхабад, 1917.

  28. Беннигсон А. Мусульмане в СССР. Париж. 1983.
  29. Беннигсон А., Шанталь Ламарсье-Келькежей. Пресса и национальное движение мусульман России до 1920 г. Париж. 1964., перевод и перепечатки: Ален. Алма-ата. Вып. 1. 1990.


  30. Бентковский И. «Историко-статические обозрения инородцев –магометан, кочующих в Ставропольской губернии». Часть І. Ногайцы.Ставрополь,1883.

  31. Биджиев Х.Х. Тюрки Северного Кавказа. Борлгары, хазары, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы: вопросы истории и культуры. Чересск. 1993.

  32. Бизаков С. Ветви одного могучего дерева (Тюркские народы). Историко-этнографические очерки. Алма-Ата, Изд. Билик, 2002.

  33. Богдан Г.Т. Не караимы , а караи// Изв. Крымского Республиканского краеведческого музея. 1994.

  34. Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.1952. №52.

  35. Вельяминов-Зернов В.В. «Материалы для истории Крымского ханства». С.-Петербург, 1864.

  36. Вярцинкявячус Ю. Этногрфическая выставка караимов. Буклет. Вильнюс: «Минтис» 1989.

  37. Гаджиев А.Г. Данные по палеоантропологии Дагестана. Махачкала,- 1962

  38. Гаджиев Н.З. Тюркоязычные ареалы Кавказа. М.1979.

  39. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в 19-начале 20в., М., 1979.

  40. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа в ІҮ-ІХ вв. Л.1979.

  41. Гарин В.Б. «Страны и народы мира». Энц. Справочник 3 Изд. – Ростов- на Дону. Феникс. 2004.

  42. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценности Кыркор. Чуфут-кале. Симферополь. 1994.

  43. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М., 1960.

  44. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. Баку. 1991.

  45. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л. 1990.

  46. Демидов А. Путешествие в Южную россию и Крым. М. 1853.

  47. Джафаров Ю.Р. «Гунны и Азербайджан». Баку. 1985.

  48. Дубнов С.Н. Краткая история евреев. Ростов-на Дону. «Феникс», 1997.

  49. Dubinski A. Caraimica. Prace karaimiznawche.-Warshawa: Dialog, 1994.
  50. Жданко Т.А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. Родоплеменая структура и расселение в ХІХ.-начале ХХв. // Труды ИЭ АКСССР, Т.9. М.-Л. 1950.


  51. Жданко Т.А. «Каракалпаки( основные проблемы этнической истории и этнографии)». Автореферат док. дисс. М. 1964.

  52. Жданко Т.А. «Этногенез каракалпаков» // Вестник Каракалпакского филиала. №1, Нукус, 1961.

  53. Интернет ресурсы:

a) www. Kirimtatar.com

b) www.ccssucrimea.ua.

c) www. turkolog. narodu. Ru.

d) www. qirim. com.

e) www.jandex.ru.

f) www. rambler. Ru.

  1. Исакович Р.С. Караимская комната.// Зап. Крымского Горного клуба Одесса. 1893.

  2. История Кыргызов и Кыргызстана: Учебные пособия для ВУЗ-ов// Отв. ред.Т. Койчуев. Бишкек: Илим. 1995.

  3. Исхаков Д. проблемы становления и трансформации татарской нации. Казань. 1997.

  4. Кадыраджиев К.С. Проблемы сравнительно-исторического изучения кумыкского и тюркских языков. Махачкала,-1998.

  5. Кадыраджиев К.С.»загадки кумыкской истории...». Махачкала,-1994.

  6. Камалов С. «Каракалпаки в Хивинском ханстве до присоединения к России»// Автореф. канд. дисс. М.1953.

  7. Камалов С. Каракалпаки ХҮІІІ-ХІХвв. (К истории взаимоотношений с Россией и Среднеазиатскими ханствами)// Ташкент . 1968.

  8. Кандауров А. Кумыки: происхождение, становление и развтие. М.-ла. 1996.

  9. Каипбергенов Т. Дастан о каракалпаках. Трилогия. М.1985.

  10. Капельгородский Ф.Н. «Караногай» // «Записки Терского общества любителей казачъей старины». 1914,№10, Владикавказ.

  11. Караимская народная энциклопедия. Т.1. М. 1995.

  12. Караимско-польско-русский словарь. Под ред. Н.А.Баскакова, А.Зайончковского, С.М. Шапшала. М. Русский язык, 1974.

  13. Караманица Х.А. Из истории прошлого Мариупольских греков// Донбасс. 1961.№3.
  14. Кармышева Б.Х. «Этнографическая группа « тюрк» в составе узбеков». // Журнал Советская этнография.1960.№1.


  15. Калыбарс А.В. «Низовья Аму-Дарьии, описанные по собственными исследованиям в 1873г. //Записи РГО по общей географии.С.-Петербург. 1881.

  16. Кубаков К.И. «О некоторых родоплеменных группах узбеков Верхней Кашгарии». Ташкент, 1972.

  17. Кужелева Л. Ногайцы.Институт истории языка и литературы Дагестанского филиала АНСССР. М.-ла. 1964.

  18. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л. 1978.

  19. Мизиев И. «Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа» . Нальчик.1986.

  20. Мусаев К.М. Грамматика караимского языка, фонетика и морфология. М. 1964.

  21. Народы Мира . М. 1988.

  22. Народы Средней Азии и Казахстана. М. 1962-63.1-2 т.

  23. Народы Кавказа. Т.2.1960-1964.

  24. Народы Казахстана. Энц. Справочник. Изд. Арыс. А. 2003.

  25. Народы Передней Азии. М. 1957.

  26. Очерки истории Каракалпакской АССР. Т 1,2. М.1964.

  27. Поливанов Е.Д. Происхождение и наименование узбеков. Ташкент. 1926.

  28. Полканов Ю.А. Обычаи и обряды Крымских караимов-тюрков: женитьба, рождение ребенка, похороны. Бахчисарай, 1994.

  29. Радлов В.В. Образцы народной литературы северных тюркских племен.СПб., 1896.

  30. Тюркские народы. А..2004.

  31. Тюркские народы .Энциклопедический словарь.гл.ред. Б.Г.Аяган.А.ЗАО «Қазақ энциклопедиясы»,2004.

  32. Этнография народов СССР.Ленинград.1971.

  33. Языки народов СССР.Т.2.М.1966.

  34. Языки мира, Тюркские языки.Бишкек.1997.

  35. Языки Российской Федерации и соседних государств,Энциклопедия.2том.М.2001.



СОДЕРЖАНИЕ



Предисловие _______________________________________________3

Алтайцы___________________________________________________4

Балкарцы__________________________________________________13

Башкиры__________________________________________________21


Казахи____________________________________________________33

Караимы__________________________________________________47

Каракалпаки_______________________________________________63

Карачаевцы________________________________________________73

Крымские татары___________________________________________78

Кумыки___________________________________________________89

Кыргызы_________________________________________________103

Ногайцы_________________________________________________112

Татары___________________________________________________121

Узбеки___________________________________________________131

Урумы___________________________________________________149

Литература_______________________________________________152



<< предыдущая страница