https://electroinfo.net

girniy.ru 1 ... 17 18 19 20 21

Этнография


Традиционными занятиями узбеков в оазисах были многоотраслевые ирригационное земледелие, ремесла и торговля. Скотоводство в оазисах из-за недостатка корма имело лишь потребительское значение. В жилищном строительстве используется, особенно в селах, черты традиционного строительного искусства: сейсмостойкий деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для постельных принадлежностей, посуды и др. утвари. Высокого развития достигли традиционные ремесла: гончарство, чеканка и гравировка медной посуды, резьба и роспись по дереву и ганчу, резьба по камню и др.

Традиционная одежда узбеков состояла из рубахи, штанов и халата. Мужскую рубаху в старину шили ниже колен, позже ее стали делать несколько длиннее половины бедра женское и девичье платья доходили до щиколоток. Женские шаровары обычно широкого покроя, низ штанин подгибают и подшивают. Женский халат почти ничем не отличается по покрою от мужского. Обувь теперь носят главным образом фабричную, в основном туфли или резиновые галоши с острыми носками. Наиболее распространенным головным убором мужчин и молодых женщин служит невысокая, с вертикально стоящим околышем почти плоским верхом, надеваемая на голову тюбетейка. Тюбетейки обычно делают из красной ткани, выстрагивая на швейной машинке узоры.

Наиболее распространена сейчас проникшая и за пределы Узбекистана ферганская (чустская) тюбетейка – черная с плоским квадратным донцем, пригнанным к круглому околышу и образующим четыре ребристых угла; донце украшено белой вышивкой –четырьмя стилизованными изображениями «перца».

Зимним национальным убором является круглая шапка с меховой опушкой, а у хорезмских узбеков - низкая и широкая чугурма из черной овчины.

Национальный узбекский костюм продолжает бытовать главным образом среди сельского женского населения. Из принадлежностей национального костюма сохраняется в основном такие, которые наиболее нарядны и в тоже время удобны: тюбетейки, женские головные платки, женские платья, поясничные платки.


Прическа узбечек - две косы, но девочки и молодые девушки и теперь еще, по старому обычаю, часто заплетают волосы во множество мелких косичек, вплетая в них на концах шнурки с бусами.

Для национальной пищи узбеков характерно разнообразное сочетание мучных, молочных, мясных блюд, овощей, свежих и сушеных фруктов. Основной продукт питания - пшенный и ржаной хлеб: тандыр нан, патир, токаш. Выпекают хлеб в виде лепешки – нон. Узбеки питают особенное почтение к хлебу. После Рамазана каждая семья откладывает кусок хлеба, который хранится до следующего Рамазана. Хлеб не роняют. Ножом хлеб не режут, только старший по возрасту имеет право ломать его руками. На столе всегда имеются овощи и ягоды. В кулинарии используют много зелени. Самым любимым национальным кушаньем является плов. Существует много видов плова в зависимости от его составных частей, а также способы приготовления. Наиболее широко известен узбекский плов, когда мясо, овощи и рис варятся в одном котле. Широко употребляется в пище тыква. Излюбленный напиток – зеленый чай – кок – чай. Национальная пища приготавливается в казане - чугунном котле сферической формы, с четырьмя ушками. При еде употребляют расписные керамические блюда, фарфоровые и фаянсовые чаши, а для чая –пиалы, небольшие конусообразные чашки без ручек. Помимо национальных, распространенны и обычные формы посуды и утвари.

Несмотря на локальные различия, архитектура жилища узбеков имела единый тип. Это был замкнутый архитектурный комплекс, ограниченный глухими стенами от улицы и соседних владений. Все жилые и хозяйственные постройки окнами и дверями были обращены во двор. Дом делился на внутреннюю половину - женскую (ичкари) и внешнюю - мужскую (ташкори). Парадная комната служила для приема гостей. Жилая основная ячейка состояла из комнаты, передней (диплиз) и террасы (айван). Рост народного благосостояния коренным образом изменил домашний быт узбеков. В новых домах люди устраивают большие окна, настилают полы, ставят печи. В теплое время года живут в айване (во дворе), только по наступлению холодов переходят в дом.


Господствующей формой современной семьи является малая семья, состоящая из родителей и детей. Однако сыновья после женитьбы стремятся вблизи отцовского дома, чтобы постоянно помогать, друг другу и родителям, с которыми остается обычно младший сын. Хорошо налаженные широкие родственные связи, каждая семья по прежнему считает своим достоянием, и поэтому уделяем большое внимание воспитанию родственных чувств у детей. Сохраняется и традиции жить в тесном общении по месту жительства, вне зависимости от родства. Это традиция превратилась в одну из черт национальной культуры узбеков, их характеру и психологии.

Природные условия Узбекистана благоприятствуют развитию сельского хозяйства. Обилие солнечного тепла и света, мягкие короткие зимы, плодородные орошаемые почвы, хорошие пастбища позволяют выращивать здесь хлопчатник и другие ценные теплолюбивые культуры, получать высокие и устойчивые урожаи, разводить скот.

Особое место в сельском хозяйстве занимает виноградарство. Виноград употребляют в свежем и сушеном виде. Существует большое число сортов винограда, каждый из которых имеет несколько разновидностей. Часть винограда идет на приготовление изюма- мавиз. Черные сорта сушат на солнце, раскладывая на крышах или на земле. Теневой способ заключается в подвешивании на жердях виноградных кистей в тени. Перед сушкой крупного винограда его гроздья на короткое время погружают в кипящий раствор поташа и негашеной извести.

Скотоводство в земледельческих оазисах носит подсобный характер, его развитие тормозится, в частности, недостатком сенокосов. В предгорной зоне и особенно в степной у полукочевых узбеков в прошлом скотоводство было одним из основных занятий.

Лучшими мастерами животноводства считались узбеки дешти-кыпчакского происхождения. Овцы были самыми почитаемыми животными. Существовало поверье, что они попали на землю из рая. Разводили в основном каракульскую породу овец, дающие ценные каракульские смушки, и мясо – сальную курдючную овцу.


Большую роль в качестве транспортных и вьючных животных играли ослы, известные своей неприхотливостью и выносливостью. У узбеков издревле была широко распространена охота с хищными птицами (сокол, ястреб), дрессированной собакой (този) и ружьем, силками и особым сачком (матрап).

Овцеводство и отчасти коневодство имели товарное направление. Коз, рогатый скот, местами и верблюдов разводили главным образом для собственных нужд. Верблюды использовались и для купеческих караванов. Выпас скота был мужским делом, а женским - ведение молочного хозяйства, (заготовка масла и сыра) обработка шерсти и шкур и изготовление различных изделий из них (кошмы, ковры, паласы, и др.)

Вся многовековая история узбекского народа характеризовалась широким развитием ремесел. В городах кузнецы, портные, пекари, строители обслуживали население. Большое развития и совершенства достигли в мастерстве гончарное дело, выделка кожи из обуви, производство седел, свечей, мыла, ювелирные изделия.

Узбеки достигли большого искусства в изготовлении различного предмета домашнего быта. Из домашних промыслов можно отметить прядение хлопка и шелкомотание. Они составляли главное занятие женщин. Особой специальностью было производство тканей.

Одним из основных видов занятий –торговля. Узбеки никогда не дадут испортиться овощами фруктам. Делятся с другими людьми. Ряды на базаре имеют свое название. Например, аттор- торговля всякой мелочью, каппон - место продажи пшеницы и плодоовощных культур.

Важное место в полеводстве занимают зерновые. Они размещены в основном на неполивных землях, там высеваются пшеница, ячмень. Основные районы неполивных земель- Самаркандская и Кашкадарьинская области. На поливных землях из зерновых наиболее распространены рис, кукуруза, джугара. Ведущая и древнейшая отрасль сельского хозяйства- хлопководство. Трудолюбивый узбекский народ веками вырабатывал и совершенствовал методы и приемы выращивания хлопчатника.


История

Узбекистан – страна древней цивилизации. На ее территории сохранились тысячи памятников археологии и архитектуры, в фондах научных центров и музеев хранится большое количество рукописей и предметов, свидетельствующих о самобытной и многовековой истории края. Только за последние годы широко отмечались 2500-летие всемирно известных городов Бухары и Хивы, 660-летие выдающегося государственного деятеля Амира Тимура, юбилеи крупнейших ученых-мыслителей Ахмада аль Фергани, Имама аль Бухари, Бахауддина Накшбанди, Улутбека, Навои и мн. др. Узбекистан, занимая центральную часть Средней Азии, был и остается центром важнейших исторических событий.

Территория современной Республики Узбекистан является одним из очагов активного расселения первобытного человека. Следы его обитания в виде примитивных орудий труда, жилищ и временных стоянок зафиксированы в различных зонах, начиная с горных урочищ и до песков Кызылкум. Природные условия и благоприятная экологическая среда среднеазиатского региона стали важнейшими предпосылками для возникновения здесь первых жилищ древнего человека и развития первобытнообщинного строя. Местами своего обитания первобытный человек выбирал горные склоны, долины рек, равнинные зоны, используя для жилья гроты и пещеры, скальные навесы, где имелся подручный материал для устройства временных стоянок, и в изобилии водились звери, птицы и рыба.

Крупным памятником ашельского периода на территории Узбекистана является пещера Селенгур. Здесь, наряду с многочисленными орудиями труда, были обнаружены костные останки древнего человека, который получил в науке название «Ферганатроп». Десятки орудий труда ашельского периода найдены на стоянке Кульбулак в долине реки Ахангаран. Наиболее крупные памятники среднего палеолита – мустьерского периода – Обпрахмат, Ходжакент, Палтов, Кульбулак. Аманкутан, Кутурбулак, Зирабулак, Ходжамазгпл, Учтут. Классическим памятником мустьерской культуры является открытый в 1938 г. грот Тешикташ в Сурхандарьинском вилояте. Кроме остатков костров, костей животных, орудий труда, здесь обнаружено захоронение неандертальского мальчика. Погребение было сделано в яме, вокруг которой поставлены рога горного козла, что свидетельствует о зарождении форм духовной жизни, а возможно религиозных представлений.


Памятники раннего железного века в Узбекистане датируются VIII­VI в.в. до н. э. в древних областях – Бактрея, Хорезм, Согдиана, Шаш и Ферганская долина, являвшиеся очагами земледельческой культуры эпохи бронзы. Поселения древних земледельцев возрастают по площади и усложняются по планировке. Главные линии общественного прогресса, как и прежде, протекали в плодородных долинах рек.

На территории современного Узбекистана уже в VIII в. до н.э. сложилось первое государственное образование – Бактрия, позже возникли государства Хорезм, Согд, Парфия. Покоренная персидским царем Киром II Великим в VI в. до н.э., эта область Средней Азии стала частью империи Александра Македонского в IV в. до н.э. В VI в. территория современного Узбекистана, попала под власть турок, в VII –VIII вв. была завоевана арабами, которые распространили среди узбеков свою культуру и религию, но к X в. вновь вернулись под власть турок. В IX-X веках в государстве Саманидов преобладало местное коренное тюркоязычное население; вместе с осевшими здесь пришлыми группами тюркских племен оно составило первый, наиболее древний этнический пласт в этногенезе узбеков.

К началу 1-го тыс. до н.э. на территории Узбекистана начался процесс формирования территориально-племенных объединений. Характерной особенностью историко-культурных областей, помимо природно-климатических границ и форм хозяйствования, становится единение общественно-политических интересов. Именно на базе триединства – географического, хозяйственного и общественного факторов формируются древнейшие государственные образования на территории Узбекистана. В частности, Большой Хорезм – крупное и сильное царство, с развитым земледелием и системой государственного орошения. Выращивали пшеницу, ячмень и рис.

Во II половине I-го тыс. до н.э. древние области, Бактрия, Хорезм, Согд были завоеваны ахеменидскими царями и вошли в состав их огромной империи в качестве восточных владений (сатрапий). Бактрийская сатрапия, согласно Бехистунской надписи и «Истории» Геродота, занимала особое место в Ахеменидской империи – сатрапом назначался кто-либо из членов правящей династии. Бактрийское войско участвовало в важнейших походах ахеменидских царей как наиболее храброе и хорошо обученное. Бактрия являлась и одной из богатейших областей, платившая дань золотом и драгоценными камнями.


В IV в. до н.э. на арену мировой истории выходит новое государственное образование – империя Александра Македонского. Александр в конце 330 г. до н.э. вступил со своими войсками в Бактрию, и захватил ее столицу – город Бактры.

В XIII в. регион был захвачен монголами и оставался частью монгольской империи до конца XV в., а в начале XVI в. был покорен узбекскими племенами, которые основали Бухарское и Хорезмское (или Хивинское) ханство. В XV веке Узбекское ханство отделилось от Ак Орды (Белой Орды), и в XVI в. во главе с Касым ханом было создано Казахское ханство. Хотя народ этого ханства и называл себя иногда узбеками, а иногда казахами – этническая структура его была единой. Значительный наплыв тюркоязычных племен в Среднюю Азию из Дешт-и Кыпчака был в конце XV-го и начале XVI веков.

Позже в XVIII в., образовалось еще Кокандское ханство. В XIX в. на территории современного Узбекистана стала претендовать Россия, и в 1868 г. все 3 ханства были вынуждены признать себя вассалами Российской империи, после русской революции 1917 г. в Коканде было сформировано национальное правительство, вскоре свергнутое коммунистами, провозгласившими в апреле Туркестанскую автономную республику. Вооруженная борьба между большевиками и узбекскими националистами продолжалось до 1928 г., когда были образованны Хорезмская и Бухарская Народная Советская Республика. Узбекские ханства представляли собой феодальные монархии с типичными чертами восточной деспотии феодальной раздробленность, междоусобицы, произвол правителей страны, экономическая отсталость ослабили страну. Постоянные набеги на соседние Казахские Ханства, часть которых была уже в подданстве России, вынудили ее в 60-х годах XIX в. начать наступление на среднеазиатские ханства. В 1924 г. после пересмотра границ в Советской Средней Азии была образована Узбекская Советская Социалистическая Республика, в состав которой вошла часть территорий Хорезмской и Бухарской республик, а также Туркестанской республики. В 1989 г. в стране произошли ожесточенные столкновения между узбеками и месхами- грузинами- мусульманами, сосланными Сталиным в период репрессий в Узбекистан.


Образование Узбекской ССР ускорило экономическое, политическое развитие узбекского народа. За этот период 1924-1991 гг. было построено свыше 500 промышленных предприятий в том числе: «Ташсельмаш», «Чирчикский электрохимический комбинат» и др. возросла добыча нефти, а посев и сборка хлопка достигли лучших результатов. За годы советской власти Узбекистан стал ведущей агроиндустриальной страной в Средней Азии. Появились новые виды промышленности, расширилась научно-техническая база республики, были открыты новые вузы. Столица республики г.Ташкент стал промышленным, научно-культурным центром, были построены новые города.

В 1991 г. после распада Советского Союза Узбекистан стал полностью независимым государством. Узбекистан обладает достаточным потенциалом, позволяющим защитить политическую и экономическую независимость республики. Недра края богаты ценнейшими минерально-сырьевыми ресурсами, что дает возможность для осуществления глубоких структурных преобразований, развития отраслей, которые обеспечат выход республики на мировой рынок

Таким образом, можно сделать вывод, что особенностью формирования узбекского народа является то обстоятельство, что оно проходило одновременно и в значительной мере на одной и той же территории, что и формирование таджиков.

Демография

В Республике Узбекистан проживает 24,6 млн. чел. (1.01.2000 г.). Плотность населения составляет 50,4 чел. на км2 . Население распределено на территории республики неравномерно, большую часть (60%) составляют сельские жители. Спецификой природных условий (гористость, пустынность, аридность климата) объясняется концентрация населения главным образом в оазисах. В пустынных районах плотность населения очень низкая. Отдельные районы Узбекистана по плотности населения опережают многие страны.

Процесс урбанизации очень замедлен – с 1980 г. соотношение городского и сельского населения почти не изменилось. Узбеки традиционно неподвижны, этим и объясняется незначительная роль миграции и эмиграции в естественном росте населения. Прирост населения, несмотря на некоторый спад, остается высоким. Основными факторами, влияющими на социально-демографическое положение в Узбекистане, являются сильный институт семьи как основы общества, большой удельный вес сельского населения, снижение уровня смертности и рост средней продолжительности жизни. В Узбекистане высокий уровень брачности и один из самых низких в мире уровень распада семей. На 16,5 браков приходится один развод. Узбекские семьи традиционно крепкие, как правило, многодетны, особенно в селе. С улучшением жизненного уровня, медицинского и социального обеспечения, природоохранных мероприятий снижается общая смертность.


Общий удельный вес детей, подростков и молодежи составляет около 70%, т.е. более 2/3 населения республики. Коренное население Узбекистана – узбеки и каракалпаки. Узбеки – в антропологическом отношении народ смешанного происхождения, включивший в основном европеоидные с частичными монголоидными компонентами.

Живут также в Таджикистане (1197,8 тыс.), Кыргызстане (550 тыс.), Туркмении (317,3 тыс.), России (126,9 тыс.), на Украине (20,3 тыс), в Афганистане (1,7 млн.), в КНР (15 тыс.). Общая численность в мире до 18,5 млн. чел.

Численность узбеков в Казахстане – 370663 чел. (1999 г.). Живут по областям: Акмолинская – 758, Актюбинская – 566, Алматинская – 2650, Атырауская -145, ВКО – 1203, Жамбылская -22501, ЗКО – 251, Карагандинская – 2325, Костанайская – 795, Кызылординская – 1051, Мангистауская – 394, Павлодарская -767, СКО – 322, ЮКО – 332202, г.Астана -429, г.Алматы – 4304 чел.

Узбеки издавна живут на территории современного Афганистана к северу от Гиндукуша. До середины ХIХ в. этот район назывался «Чар Вилайет» (четыре области), по числу расположенных здесь независимых узбекских ханств – Меймане, Ахча, Балх и Кундуз. Эти ханства были завоеваны кабульскими эмирами, после чего сплошные массивы узбекского населения были разрезаны переселенными сюда афганскими племенами. Сейчас узбеки образуют значительную долю населения в Гератской, Фарьябской, Джоузджанской, Балхской, Тохарской, Кундузской, Багланской и Бадалханской провинциях, где живут вместе с таджиками, афганцами, а в некоторых районах – с туркменами и хазарейцами. В городах узбеки селятся редко и только в Меймене, Андхое, Ахчи и Шибиргане, они составляют большинство населения. Среди местного узбекского населения есть как потомки дешти-кыпчакских узбеков с племенами коунград, кенегес (на востоке северного Афганистана), так и группы, ведущие свое происхождение от более древних «карлукского» или «чагатайского» пластов (на западе). Афганские узбеки находятся под большим культурным влиянием таджиков. Узбеки также живут в Китае в крупных городах Синьцзян-Уйгурского автономного района.


География

Республика Узбекистан занимает обширные пространства в самой середине Средней Азии, в основном, в междуречье Амударьи и Сырдарьи. С нею граничат 5 государств: Киргизия на северо-востоке, Казахстан на севере и северо-западе, Туркменистан на юге-западе, Таджикистан на юге-востоке, на юге, на небольшом отрезке – Афганистан. Государственная территория Узбекистана составляет 447,4 тыс. км2 Протяженность с севера на юг – 930, с запада на восток – 1425 км. Общая протяженность границ – 6221 км. Крайние точки границ: на севере – плато Устюрт, у западного берега Аральского моря, на юге – в Сурхандарьинском велояте у Термеза, на востоке – Ферганская долина, на западе плато Устюрт. Территория республики вытянута и имеет общую наклонность с юго-востока на северо-запад.

Узбекистан поражает своими природными контрастами. Монотонные серые пустыни – и высокие заснеженные горы. Многоводные реки – и необычайные безводные пространства.

Большая часть территории относится к Туранской равнине и не отличается резкими контрастами высот. Туранская плита и суша, ставшая впоследствии горами Тянь-Шаня и Памиро-Алая, сформировалась в результате палеозойского горообразования. Плита эта позже на долгое время покрылась морем. Горные системы окончательно формировались в фазу альпийского горообразования. Рост гор, отгородивших страну от Индийского океана, способствовал засушливости климата, и постепенно возникли огромные пустыни. Блуждающие реки и ветры многократно переоткладывали рыхлые толщи. Так образовались пески Кызылкум и Каракумы. Часто менялся рисунок речной сети. Например, Амударья первоначально впадала в Каспийское море и лишь позже в Аральское. Менялась также водность рек и увлажненность территории. В итоге большая часть Узбекистана приобрела равнинный рельеф.

Узбекистан расположен в большом удалении от океанов и др. естественных водоемов. Поэтому климат здесь жаркий, крайне сухой, резко континентальный, что выражается в сильных контрастах дневных и ночных, летних и зимних температур. Север республики относится к умеренному, крайний юг – к субтропическому поясам. Характерны засушливость, обилие тепла и света, высокое стояние солнца в течение года. Продолжительность дня летом – около 15, зимой – не менее 9 часов. Для Узбекистана характерно довольно холодная зима и жаркое продолжительное лето. Самый холодный месяц – январь.


Поверхностные воды на территории республики распределены неравномерно. На обширных равнинных пространствах нет ни единой реки или озера. Реки Узбекистана формируют свой сток в основном за счет таяния сезонных снегов. Зимой основным источником питания всех рек являются подземные воды. Самые крупные реки, пересекающие территорию Узбекистана – Амударья и Сырдарья берут начало вне пределов республики. Амударья в пределах Узбекистана оказывается средней и нижней частью своего течения (1415 км). Сырдарья – вторая по водоносности река в Средней Азии. На территорию Узбекистана приходится ее среднее течение (2212 км).

Озера на территории Узбекистана малочисленны, невелики и распространены неравномерно. Самое крупное – Аральское озеро, которое входит в пределы Узбекистана своей южной частью. За последние десятилетия его уровень значительно снизился, водное зеркало уменьшилось, берег ушел на десятки километров. Разработано несколько проектов, связанных с приостановкой динамики, создан также международный Фонд спасения Арала.

Сложный рельеф республики обусловливает разнообразие растительного мира. Флора Узбекистана насчитывает свыше 3700 видов высших растений. Не менее 20% видов – эндемики, т.е. больше нигде не встречаются, большая часть их произрастает в горах. Из 400 видов растений, известных на плато Устюрт, лишь несколько играют существенную роль в ландшафте. Это ежовник солончаковый, полынь бело-земельная и раскидистая, солянка восточная. По всему плато встречается саксаул кыгровый. В ландшафте подгорных равнин – травы, деревьев нет, кустарники встречаются лишь по временным водотокам.

Кроме некоторых злаковых, здесь развиваются различные виды лука, тюльпаны, ревень, ирисы и целая масса иных сочных и нередко красиво цветущих форм, которые под палящими лучами солнца быстро засыхают, рассыпаясь в пыль и уступая место полыни и др. более грубым растениям, приспособленным к жаре.

Животный мир формировался в полном соответствии с растительным миром и характеризуется богатством видового состава. В пустынях Узбекистана обитают самые лучшие бегуны. Даже относительно медленно передвигающиеся животные, такие как ежи, представленные в пустыне ушастым и длинноиглыми видами, имеют конечности заметно длиннее, чем у европейского ежа. Птицы пустыни приобрели способность к быстрому бегу по земле (дрофа-красотка, авдотка) или к стремительному полету (рябка, саджа). Ящерицы приспосабливаются к быстрому передвижению не только за счет удлиненных конечностей, но и ступни и хвоста.


Большинство видов, обитающих в горах, те же, что и на равнинах, хотя среди них есть и узкоприспособившиеся обитатели скал. Из птиц многочисленны вьюрки, овсянки, чечевицы, большая горлица, а также черный гриф, белоголовый сип и ягнятник. Из млекопитающих здесь обитают кабан, винторогий козел, горный баран, барсук, каменная куница, лисица , волк и др.

В охране растительного и животного мира, сохранении и возрождении находящихся на грани исчезновения отдельных видов животных и растений особое место занимают заповедники, заказники и народные парки. В республике действует экологический центр «Джейран», организованы 11 охраняемых природно-территориальных объектов, общая площадь охраняемых земель составляет более 2 млн. га, в их числе 9 заповедников, из которых 3 расположены в горах, 3 – в пустынной зоне. Это Чаткальский горно-лесной, остров Пайгамбар, Кызылкумский, Бадай-Тугай, Нуратинский, Зеравшанский, Гиссарский, Варданзийский, Кугитанский, Китабский заповедники. На территории этих заповедников проводятся био-экологические исследования.

Культура

История устного народного творчества и литературы узбеков уходит в глубь веков. В многокрасочном, богатом и самобытном устном творчестве, различных жанрах ярко отражены быт и культура узбекского народа, его мысли и чаяния, идеи свободы братства, борьбы добра со злом, идеи патриотизма. К ним относятся меткие и остроумные пословицы и поговорки, сказки, анекдоты и так далее. Широкого распространения в быту узбеков и музыка; в редком доме нет музыкальных инструментов. В среде узбеков много выдающихся музыкантов- исполнителей, композиторов, теоретиков музыки. Классическая узбекская музыка создана на почве местных народно – песенных элементов.

Музыкальная культура узбеков развивалась на протяжении многих столетий в рамках одноголосая. Узбеки имеют теперь ярко национальную оперу, балет, симфонические жанры, творчески осваивают достижения русской и мировой классики.

С давних пор у узбеков существовали музыкальные инструменты: каркай, домбра, чилдирмак, дутар, тор, рубоб, ной, тамбур, суркай, которые не утратили свое значение в настоящее время.

Создан оркестр реконструированных народных инструментов. Высокого расцвета достигло танцевальное искусство узбекского народа. Широкий известностью пользуются не только хореографический коллектив Узбекского государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои, но и молодой ансамбль народной песни и пляски «Бахор» (Весна).

Узбекский народный танец обладает большим богатством ритма и пластики; главную роль в нем играют руки, особенно кисти рук. В старом Узбекистане танцевали больше женщины, теперь танцуют и мужчины. Танец исполняется под аккомпанемент бубна. Народные танцы разных областей Узбекистана имеют характерные отличия: ферганские танцы сдержанны и плавны, бухарские - легки и грациозны, хорезмские отличаются чеканно-резкими движениями. Современные танцы иногда имеют трудовую тематику; таковы танец сбора хлопка, танец вышивания.

Современное профессиональное театральное искусство, получившее, как музыка, широкое признание, имеет древние корни в Узбекистане. Для старого народного театра были характерны комики - кызыкчи, выступавшие с сатирическим репертуаром на базарах и площадях на празднествах и гуляниях. В коротких комедиях- фарсах они высмеивали баев, купцов, ростовщиков, мулл, воров. Кукольный театр, также очень популярный у узбеков, имел две разновидности: типа русского «петрушки» - кул кугирчок и марионеток-чодир хаиел.

Следует отметить бурное развитие в Узбекистане физкультуры и спорта. Среди национальных видов спорта особенно популярны борьба - кураш и конноспортивная игра-улак, участники которой стремятся овладеть тушей козла, переброшенной одним из скачущих всадников через свое седло. Своеобразным развлечением являются перепелиные бои.

На территории современного Узбекистана цивилизация развивалась с древних времен. Жившие здесь народы дали миру крупных ученных, знаменитых поэтов и писателей, оставившие великое наследие человечеству. Астроном и математик Хорезми еще в IX в. создал курс алгебры, в нем он дал решение квадратных уравнений. В XI в. жил и другой выдающийся ученный древности, Бируни, посвятивший себя математике, географии, философии, минерологи. Очень интересна его географическая работа об Индии.


Четыре века спустя жил известный астроном Улугбек, основавший обсерваторию в Самарканде и составивший звездный каталог и таблицы движения планет.

В мире нет человека, не слыхавшего о великом писателе, поэте и ученом Алишера Навои.

В XIX в. и начале XX столетия протекала деятельность писателей –демократов Мукими, Фурката, Хамзы Хаким-заде.Расцветают в республике литература и искусство. Произведения крупнейших писателей- Г. Гуляма, К. Яшева, А.Каххара, Ш. Рашидова, А. Мухтара и других знают и любят в Узбекистане и за рубежом.

Всей стране известны имена народных артистов СССР драматических актеров Ш.Бурханова, С, Ишантураевой, А.Ходжаевой, певцов Х.Насыровой, С. Кабулова, танцовщицы М. Тургунбаевой, Т. Ханум.

Нынешние праздники: Навруз, Новый год, День независимости, праздник победы, праздник Урожая, женский день, Курбан-хайт, «День языка» культуры и традиции узбекского народа.

Узбекский народ обладает древними и богатыми музыкальными традициями. Песня и инструментальная музыка (сурнайчи, карнайчи, чилдирмакши, яллачи) с давних пор тесно связаны с бытом народа. Семейные праздники (свадьба, рождение ребенка и др.) неизменно сопровождались выступлениями музыкантов, певцов пародистов, актерами кукольного театра, канатаходцами. С давних пор у узбеков существовали музыкальные инструменты: карнай, домбра, чилдирмак, ногора, сурнай, рубоб, най, тамбур, чанг, дутар, гижжак, тор, которые не утратили своего значения и в настоящее время.

Образец литературы на узбекском языке. Роман “Дўндик Гулгун”

“Моддий дуне доимо ҳаракатда, ўзгаришдағ биров келади, биров кетади. Ҳаетни бир ерда ушлаб туриб бўлмагандек, ҳар бир туғилиш уни қайтадан яшартира бекелиб еруғ дуне билан видолашасан... Бу, табиатгнинг ўзгармас азалий бир қонунидирки, бўйсунмай иложинг йўк. Бир ҳисобда шундай бўлгани, яъни ҳает даресининг айқириб оққани маъкул. Мухами шуки, сен жамият учун иш қилиб, одамлар корига яролдингми? Еки ... мана шу “еки” дан кей кейин келадига хаелллар ғоятда даҳшатли! Дабдабалар, тўю ҳашамлар бари ўтади! Ешингни яшаб, ошингни ошаб, пилла қуртидек вақти етгач, ўзингни тмушнинг ипак иплари билан ўраб, бу ҳаетни еш авлодга қолдириб кетаетганингда кечмиш кечирмшларинги бир лаҳза бўлса ҳам хаелингдан ўтказасан. Қилган меҳнатинг, яхшиликларинг, садоқату олижанобликларинг учун одамлар сенга ташаккур айтаетгандек бўлади. Қувонасан, ўлим ҳам бир ухлаш каби енгил ўтади.


Шодлик Билан туғилиб, обрў билан кетишдек толега мушарраф бўласан. Аммо, хиенатинг, пасткашликларинг... емон от қолдириб кетиш даҳшати танинггга чирмашган дард азоби Блан қўшилиб, сени бўғиб тишлайди, бу бир оний азоб умринг бўйи кўрган рохату фароғатларингни йўк қилади!

Еш инжнер Қоражан Мингбоев баъязан мана шундай хаеллар гирдобига чўмарди. У икки бор жарроҳ курсисига етиб, икки бор ўлимга панд берган. Бу еруғ дунедан ҳеч кимсанинг кетгиси келмананидек, у ҳам ўзининг йигитлигини бошқалардек муносиб ўтказиб, кегуси йилларга умидворлик билан боқарди. Ҳаети ўлжага қолгандек унга бегонароқ қўринарди. Лекин дунеда ўзини чиройли, тўкис ҳисобламайдиган одам бўлмаганидек”.



<< предыдущая страница   следующая страница >>