girniy.ru |
1
Аудитор Бутовская В.Л.Доклад «Местные бюджеты и внешний финансовый контроль»В Бюджетном кодексе Российской Федерации предусмотрена специальная ст. 136, которая определила основные условия предоставления межбюджетных трансфертов. В частности, она закрепила нормы, определяющие обязательное проведение не реже одного раза в два года внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольными органами субъекта, если в бюджетах муниципальных образований доля трансфертов из бюджетов регионов (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов. На сегодняшний день на территории нашей области таких муниципальных образований - 22.
Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов муниципальных средств оформляется заключением по каждому главному администратору муниципальных средств, в сроки установленные Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании. Бюджетная отчетность должна представлять проверяющим полную и достоверную информацию о предполагаемом и фактическом состоянии дел в бюджетном учреждении. При этом, внешним пользователям бюджетной отчетности необходимо знать о социально значимых результатах деятельность государственного сектора, а также о том, эффективны ли расходы, связанные с достижением этих результатов.
При проверке формирования и исполнения местного бюджета проверяющими отражается оценка:
При оценке качества управления муниципальными финансами проверяющими характеризуются:
По результатам проверки внешней проверки отчета об исполнении местного бюджета необходимо сделать выводы и предложения: о наличии в отчете общего ущерба (при наличии такового); по взысканию средств (в случае необходимости); о мерах воздействия к должностным лицам, допустившим нарушения (в случае необходимости); об основных нарушениях действующего законодательства; о недостатках законодательного регулирования в соответствующей сфере; по внесению изменений в действующее законодательство; о предыдущих проверках Счетной палаты (при их наличии) и устранении при этом выявленных нарушений; о состоянии внутреннего контроля на проверяемом объекте. Обоснованность выводов по результатам внешней проверки отчета об исполнении местного бюджета должна быть подтверждена конкретными результатами, отраженными в заключении. Исходя из опыта Счетной палаты области, в структуре нарушений можно выделить: 1) нарушения бухгалтерского учета; 2) нарушения методологии формирования бюджетной отчетности и бухгалтерского учета; 3) нарушение бюджетного процесса; 4) неполнота бюджетной отчетности; 5) непрозрачность и неинформированность бюджетной отчетности. Среди всех перечисленных нарушений доминируют нарушения методологии формирования бюджетной отчетности и бухгалтерского учета (80% от общей суммы выявленных нарушений). По итогам проведенных проверок можно сделать вывод, что большая часть нарушений носит системный характер и связана с недостаточной методологической подготовленностью структурных подразделений муниципальных образований, исполняющих бюджет, низким качеством бюджетного учета, слабой организацией бюджетного процесса и системы внутреннего финансового контроля. Применяемые бухгалтерские программы не позволяют консолидировать отчетность в автоматическом режиме в соответствии с требованиями инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности. Обращаем внимание на выявленные недостатки и нарушения и нацеливаем муниципальные контрольные органы на четкое выполнение требований бюджетного законодательства в части внешних проверок годового отчета об исполнении местного бюджета. |