https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Аудитор Бутовская В.Л.

Доклад «Местные бюджеты и внешний финансовый контроль»

В Бюджетном кодексе Российской Федерации предусмотрена специальная ст. 136, которая определила основные условия предоставления межбюджетных трансфертов. В частности, она закрепила нормы, определяющие обязательное проведение не реже одного раза в два года внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета контрольными органами субъекта, если в бюджетах муниципальных образований доля трансфертов из бюджетов регионов (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов объема собственных доходов местных бюджетов. На сегодняшний день на территории нашей области таких муниципальных образований - 22.

Согласно статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ - орган муниципального финансового контроля также готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

Цели внешней проверки - установление полноты соответствия требованиям нормативных правовых актов и достоверности показателей представленной муниципальными образованиями бюджетной отчетности, а также оценка ее прозрачности и информативности показателей.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета включает в себя:


  • внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов муниципальных средств;

  • подготовку заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета.

Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов муниципальных средств оформляется заключением по каждому главному администратору муниципальных средств, в сроки установленные Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании.

Бюджетная отчетность должна представлять проверяющим полную и достоверную информацию о предполагаемом и фактическом состоянии дел в бюджетном учреждении. При этом, внешним пользователям бюджетной отчетности необходимо знать о социально значимых результатах деятельность государственного сектора, а также о том, эффективны ли расходы, связанные с достижением этих результатов.


Вся обобщенная информация о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, а также об операциях с активами и обязательствами приводится в бюджетной отчетности. Единый порядок ее составления и представления за 2011 год установлен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России 28.12.2010 № 191н.

Бюджетная отчетность должна также давать информацию, которая позволяла бы контролировать законность проводимых хозяйственных операций и их целесообразность, а также следить за наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; соблюдения сроков проведения внешней проверки отчета об исполнении местного бюджета.

При проверке формирования и исполнения местного бюджета проверяющими отражается оценка:


  • поступлений в доходную часть местного бюджета по основным доходным источникам (налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности);

  • финансовой помощи, выделенной муниципальному образованию из областного бюджета;

  • муниципального долга, его структуры.
  • исполнения расходов по обязательствам местного бюджета по разделам и подразделам бюджетной классификации расходов;


  • расходов на обслуживание муниципального долга;

  • исполнения программной части местного бюджета;

При оценке качества управления муниципальными финансами проверяющими характеризуются:

  • Отдельные показатели финансового состояния и управления средствами бюджетов муниципальных образований;

  • Потенциальные финансовые возможности;
  • Исполнение требований налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации.



По результатам проверки внешней проверки отчета об исполнении местного бюджета необходимо сделать выводы и предложения:

о наличии в отчете общего ущерба (при наличии такового);

по взысканию средств (в случае необходимости); о мерах воздействия к должностным лицам, допустившим нарушения (в случае необходимости);

об основных нарушениях действующего законодательства;

о недостатках законодательного регулирования в соответствующей сфере;

по внесению изменений в действующее законодательство;

о предыдущих проверках Счетной палаты (при их наличии) и устранении при этом выявленных нарушений;

о состоянии внутреннего контроля на проверяемом объекте.

Обоснованность выводов по результатам внешней проверки отчета об исполнении местного бюджета должна быть подтверждена конкретными результатами, отраженными в заключении.


Исходя из опыта Счетной палаты области, в структуре нарушений можно выделить:

1) нарушения бухгалтерского учета;

2) нарушения методологии формирования бюджетной отчетности и бухгалтерского учета;

3) нарушение бюджетного процесса;

4) неполнота бюджетной отчетности;

5) непрозрачность и неинформированность бюджетной отчетности.

Среди всех перечисленных нарушений доминируют нарушения методологии формирования бюджетной отчетности и бухгалтерского учета (80% от общей суммы выявленных нарушений).

По итогам проведенных проверок можно сделать вывод, что большая часть нарушений носит системный характер и связана с недостаточной методологической подготовленностью структурных подразделений муниципальных образований, исполняющих бюджет, низким качеством бюджетного учета, слабой организацией бюджетного процесса и системы внутреннего финансового контроля. Применяемые бухгалтерские программы не позволяют консолидировать отчетность в автоматическом режиме в соответствии с требованиями инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности.

Обращаем внимание на выявленные недостатки и нарушения и нацеливаем муниципальные контрольные органы на четкое выполнение требований бюджетного законодательства в части внешних проверок годового отчета об исполнении местного бюджета.