https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 8 9
Рабочая программа


по литературе

10 класс

В.И.Сахаров,С.А.Зинин


Учитель:Магомедова В.М.


Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) и Программы по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной школы./под ред. Зинина С.А. – М.; ТИД «Русское слов – РС», 2005 (Меркин Г.С.; Чалмаев В.А.).

По Федеральному базисному плану на изучение литературы в 10 классе отводится 3 часа в неделю, т.е. 102 часа. За счёт 1 часа из школьного компонента количество часов увеличивается. В связи с чем в рабочую программу введен раздел «У литературной карты Татарстана», где предлагается изучение произведений татарских писателей, а также использование национально – регионального компонента при изучении творчества русских писателей. Так при изучении биографии писателей представлены темы: «А.С.Пушкин в Казани», «Казанский период в жизни Л.Н.Толстого», «А.Н.Островский и Казань» и др. Увеличено количество лекционных, семинарских, обзорных занятий, уроков – презентаций, уроков – исследований, проводимых при активном участии школьников.


Цели обучения:

Изучение литературы в 10 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;


освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.


- поиск и выделение значимы функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно - следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно – смыслового анализа текста, использование различных видов чтения;

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудивизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезисов, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;


- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Требования к уровню подготовки выпускников.


В результате изучения литературы ученик должен

знать/ понимать

- образную природу словесного искусства

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути писателей;

- изученные теоретико – литературные понятия;


уметь

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств;

Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.


Литература

Для учащихся:

1. Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература 10 класс. Учебник в 2 частях. – М.: ТИД «Русское слов – РС», 2009.

2. Маранцман В.Г. и др. Литература: Учебник для 10 класса: Базовый и профильный уровни: В 2 частях. – М.: Просвещение, 2008.

3. Новейшая хрестоматия по литературе. 10 класс. – М: ООО, Издательство «Эксмо», 2009.

4. Как избежать «мильон терзаний» (литературные олимпиады по творчеству писателей и поэтов 2 половины 19 века). 10 класс. Составитель Мартемьянова И.К.. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2005.


Для учителей:

1. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 10 класс: Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова и С.А.Зинина с учётом национально – регионального компонента. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

2. Егоров Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2 частях. – М.: «ВАКО», 2009.

3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002

4. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.


Календарно – тематическое планирование.


Тема урока


Тип урока. Методы обучения.

Цели и задачи.

Вопросы и задания к изучаемой теме

Виды самостоятельной работы.

Виды контроля знаний. Формы организации учебной деятельности.

Домашнее задание.

1.

Введение. «Прекрасное начало». (К истории русской литературы XIX в.)

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.

1. Дать представление о единстве и целостности русской литературы XIX в.

2. Показать значение русской литературы XIX в развитии русского и мирового литературного процесса.

1. Почему Томас Манн назвал русскую лит. святой?

2. Какие традиции лит-ры 18 века были унаследованы в 19?

3. Каковы особенности соц.-политической обстановки в 19 веке?

4. Какие проблемы времени отражены в тв-ве писателей 19 столетия?

Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя.

Проверка записи тезисов. Фронтальный опрос.

1. Прочитать предисловие и статью «прекрасное начало».

2.Подготовить сообщения «Русские писатели XIX в. в Казани»

3. Подготовить сообщение по одной из тем:

а)»А.С.Пушкин в Казани»

б) «Поэт Е.А.Боратынский»

в) «С.Т.Аксаков и Казань»

4. Опережающее задание (К уроку 7: прочитать «Воспоминания Аксакова»)

2.

У литературной карты Татарстана.

Введение. Русские писатели 19 века в Казани.


Доклады учащихся.

1. Познакомить учащихся с русскими писателями XIX в., чьи имена связаны с Казанью.

2. Формировать любовь к Родине, к истории народа.

3. Развивать общую культуру и эрудицию.

1. С какой целью Пушкин совершил поездку в Поволжье и приуральские степи?

2. Что связывало двух русских поэтов – Пушкина и Боратынского?

3. Как неудача в Казанском университете сказалась на дальнейшей судьбе Л.Н. Толстого?

4. Как в «Воспоминаниях» Аксакова отразился казанский период его жизни?

Составление тезисов.

Фронтальный и индивидуальный опрос. Проверка записей тезисов в тетрадях (выборочная)

1.Вспомнить творчество А.С.Пушкина

2. с.15-21 – учебник. Тезисный план.

2. Опираясь на изученный материал в 9 кл. охарактеризовать основные периоды тв-ва Пушкина. Групповые задания.

а) «Лицейский период»

б) «Петербургский период»

в) «Южная ссылка»

г) «Михайловский период»

д) «Болдинская осень»




Творчество А.С.Пушкина.

3.

А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии.

Изучение нового материала. Беседа, групповые и индивидуальные сообщения.

1. Продолжить знакомство с творческой судьбой А.С.Пушкина.

2.Показать влияние эпохи на судьбы людей.

3. Акцентировать внимание на красоте пушкинского слова.


1. В чем проявилась логика внутреннего развития пушкинского гения?

2. Как в раннем ст. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» отразилась смена лит-х эпох?


Анализ стихотворения «Воспоминания..» Традиции и новаторство.

Фронтальный и индивидуальный опрос. Чтение и анализ стихотворения.

1. с.22-26

2. Выучить стих. на выбор «К Чаадаеву», «Вольность», «К морю» и , пользуясь материалом учебника подготовить анализ.

4

Лирика А.С.Пушкина.

1. «Муза пламенной сатиры»

2. Годы странствий.

Совершенствование ЗУН. Групповая и индивидуальная работа. Конструктивный метод.

1. Повторить основные темы лирики А.С.Пушкина.

2. Уметь находить и анализировать образы, встречающиеся в стихотворении.

1. Что свидетельствует о принадлежности оды «Вольность» к «возмутительным стихам»?

2. Как тематика стих-я («Вольность») соотносится с образом лирического героя?

3. В чем заключается важность, «этапность» стихотворения «К морю»

4. Какова тема ст-я «К морю»?

Работа с учебником, составление опорных схем. Анализ лирического произведения.

Опрос по дом. заданию. Чтение и анализ стихотворения.

1. с. 36-40 учебника.

2. Выразительное чтение и анализ стих. «Поэт», «Пророк».

3. Подготовить сообщения:

«Боратынский в Казани»

«Дружба двух поэтов» (Пушкин и Боратынский)

5.

У литературной карты Татарстана. Е.А.Боратынский и Казань.


Изучение нового материала. Беседа с включением групповых и индивидуальных сообщений.

1. Дать представление об особенностях поэзии поэта.

2. Обратить внимание на активное участие поэта в лит-ой жизни Казани.

3. Работа над формированием навыков работы с поэтич. произв-ем.

4. Воспитывать дружеское, внимательное отношение к окружающим.

1. Кого из поэтов пушкинской эпохи вы можете назвать?

2. Как имя этого поэта связано с Татарстаном?

3. Прочитать статью Пушкина о Боратынском (1830). Каким человеком был Боратынский?

Анализ лирического текста, самостоятельный поиск при подготовке Д/З, знание материала урока, навыки обобщения, умение делать выводы.

1. Опрос по Д/З

2. Контроль за составлением опорных схем.

3. Чтение и анализ ст-я.

1. Выучить ст-е Боратынского на тему дружбы.(по выбору)

2. Письменный анализ ст-я о любви: «К жестокой», «О своенравная София». «К***»(«Не бойся едких осуждений…» и др.

3. Сообщения:

а) Страницы биографии Каменева.

б). «Казанские адреса Каменева»

6.

У литературной карты Татарстана. Г.П.Каменев. Последнее ст-е «Хижицы»

Комбинированный

1. Познакомить с тв-ом.

2. Расширить представление о поэзии.

1. Каковы главные мотивы ст-я? Какими средствами они выражены?

2. Какие чувства, мысли, переживания вызывает ст-е?

3 Как в ст-ии отражены трудные моменты жизни поэта?


Работа с текстом. Ответы на вопросы. Творческая работа. Сообщения. Инсценировка.

Оценивание инд.заданий и устных ответов.

Одно из заданий по выбору:

1.Почему слово СЕРДЦЕ написано с заглавной буквы?

2. Сочинение- миниатюра «Трудные минуты в моей жизни».

3. Восприятие, истолкование, оценка последнего ст-я Каменева.

7.

У литературной карты Татарстана. С.Т.Аксаков. Воспоминания (фрагменты)

Урок-презентация.

1. Дать представление о тв-ве Аксакова

2. Совершенствовать навыки работы с текстом.

3. продолжать формирование речевой культуры.

1. Каковы особенности «вспоминательной» лит-ры?

2. Какие дорогие автору образы встретились на страницах «Воспоминания»?

3. Как воссоздана в повести атмосфера времени?

Предварительное задание.

Чтение, комментарий, анализ.

Творческая работа – стилизация «Alma mater»

8.

«Жребий русского поэта».

(По тв-ву Пушкина)

Групповая, индивидуальная работа. Конструктивный метод с элементами репродуктивного.

1. Повторить основные темы лирики А.С.Пушкина.

2. Углубить навык поиска «главных строчек» стихотворения.

1. Какие «вечные» темы поднимает Пушкин в ст-х, посвященных теме поэта и поэзии?

2. Как поэт понимает пророческую миссию художника на земле?


3. В чем видит поэт свою заслугу?


Работа со статьёй учебника, составление опорных схем.

Контроль за составлением опорных схем. Чтение и анализ стихотворения.

1. Чит. Поэму «Медный всадник».

2. с.40-50- учебника прочитать.

3. Пользуясь статьей учебника «Жребий русского поэта», сделать сообщение по теме «Назначение поэта и поэзии»

4. Сообщение: «Медный всадник» Пушкина и тема «маленького» человека в рус. лит-ре 18-19 века».

9-10.

«Поединок двух всадников» (поэма Пушкина «Медный всадник»)

Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений.

1. Познакомить учащихся с поэмой «Медный всадник».

2. Развивать навыки и умения анализировать , обобщать.

3. Воспитывать чувство прекрасного.




Работа со статьёй учебника. Анализ текста. Совершенствование навыков выразительно чтения, развитие умения выделять худ-ые детали.

Чтение и анализ фрагментов, составление цитатных характеристик. Фронтальный и индивидуальный опрос.

1. Ответить на вопрос : «Каким мы видим Петра в поэме»?

2. Выучить наизусть отрывок из поэмы.

3. Рассказать о создании поэмы.

11.

У литературной карты Татарстана. Пушкин в Казани.

Лекция с элементами беседы.

1. Познакомить уч-ся с историей пребывания Пушкина в Казани.

2. Воспитывать чувство патриотизма.


1. Когда и в связи с чем Пушкин посетил Казань?

2. Как П. собирал материал для романа «История Пугачева»?

Сообщения уч-ся. Составление конспекта урока.

Запись лекции. Опрос. Ответы на вопросы.

С.52 учебника – выбрать тему сочинения, подобрать цитаты, составить план.

12-13.

Сочинение по тв-ву Пушкина.

Совершенствование ЗУН. Развитие речи.

1. Помочь раскрыть тему сочинения.

2. Учить подбирать интересный материал.

3. Приобщать уч-ся к поисково-исследовательской работе.

Темы сочинений на стр.52 учебника.

Умение составлять план, умение выдерживать сочинение в одном стиле, уместное использование цитат.

Составление плана.

1. Завершить сочинение.

2. Подготовить сообщение «О жизни и тв-ве М.Ю.Лермонтова», «Лермонтов в воспоминании современников»

14.

Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова. Тема поэта и поэзии.

«Литературный портрет».

1.Углубить представление о поэзии Лермонтова.

1. Как в произведениях Лермонтова соединились предшествующая художественная традиция и голос поэта нового поколения? Сравните с этих позиция двух «Пророков».

2. Почему патриотическую лирику Лермонтова позже назовут «интимным патриотизмом»?

3. Каковы отличительные особенности мировосприятия Лермонтова-художника?


Составление тезисного плана «В чем сходство и различие поэзии Пушкина и Лермонтова?

Сравнительный анализ пушкинского и лермонтовского «Пророков»

1. С.65 – 72 учебника

2. Выучить наизусть стихотворения и их анализ. ( «К***»(«Я не унижусь пред тобою…», «Выхожу один я на дорогу», «Родина». По выбору.

15-16.

Любовная лирика М.Ю.Лермонтова

(«К***», «Из-под таинственной холодной полумаски…» и др.)

Комбинированный урок (практикум + семинар)

1. Привлечь внимание учащихся к мотивам одиночества, неразделённой любви в лермонтовской поэзии.

1. Каковы черты идеала и антиидеала в ст-х Лермонтова о любви, о взаимоотношениях поэта с окружающими людьми, с природой, родиной?

2. Каким вам видится сокровенный смысл ст-я «Сон»?

3. Какое настроение доминирует в ст-ях о любви?

Анализ лирического текста, навыки обобщения, умение делать выводы.

Групповая работа по анализу стихотворений.

1. Прочитать с.72 – 78 учебника.

2. Прочитать поэму «Демон»

3. Нарисовать иллюстрации к поэме.

4. Инд/раб.: подготовить сообщение «Жанр романтической поэмы в тв-ве Лермонтова».

17.

«Падший ангел» (поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»)

Изучение нового материала, беседа с элементами комментированного чтения.

1. Познакомить учащихся с поэмой Лермонтова «Демон».

2. Дать понятие богоборческой темы в поэме Лермонтова.


3. Показать романтический колорит поэмы.


1. Как в поэме «Демон» представлена тема богоборчества, вечного поединка тьмы и света?

2. Что сближает образ Демона с лирическим «я» многих лермонтовских ст-й?

3. как соотносится с фигурой мятежного «духа изгнания» образ Тамары – земной женщины, не устоявшей перед чарами Демона-искусителя?

4. Почему душа Тамары получает прощение у Высшего Судии?

5. Какие образы и мотивы поэмы, а также лирических стих-ий нашли отражение в изученном ранее романе «Герой…»

Работа со статьёй учебника. совершенствовать навыки выразительного чтения.

Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ фрагментов.

1. Выучить наизусть отрывок из поэмы.

2. Подготовиться к самостоятельной работе по вопросам на с. 78

3. С.79 учебника. Выбрать тему сочинения, подобрать материал, цитаты. Написать план и предположительное вступление.



следующая страница >>