представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
№
|
Тема урока
|
Тип урока. Методы обучения.
|
Цели и задачи.
|
Вопросы и задания к изучаемой теме
|
Виды самостоятельной работы.
|
Виды контроля знаний. Формы организации учебной деятельности.
|
Домашнее задание.
|
1.
|
Введение. «Прекрасное начало». (К истории русской литературы XIX в.)
|
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.
|
1. Дать представление о единстве и целостности русской литературы XIX в.
2. Показать значение русской литературы XIX в развитии русского и мирового литературного процесса.
|
1. Почему Томас Манн назвал русскую лит. святой?
2. Какие традиции лит-ры 18 века были унаследованы в 19?
3. Каковы особенности соц.-политической обстановки в 19 веке?
4. Какие проблемы времени отражены в тв-ве писателей 19 столетия?
|
Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя.
|
Проверка записи тезисов. Фронтальный опрос.
|
1. Прочитать предисловие и статью «прекрасное начало».
2.Подготовить сообщения «Русские писатели XIX в. в Казани»
3. Подготовить сообщение по одной из тем:
а)»А.С.Пушкин в Казани»
б) «Поэт Е.А.Боратынский»
в) «С.Т.Аксаков и Казань»
4. Опережающее задание (К уроку 7: прочитать «Воспоминания Аксакова»)
|
2.
|
У литературной карты Татарстана.
Введение. Русские писатели 19 века в Казани.
|
Доклады учащихся.
|
1. Познакомить учащихся с русскими писателями XIX в., чьи имена связаны с Казанью.
2. Формировать любовь к Родине, к истории народа.
3. Развивать общую культуру и эрудицию.
|
1. С какой целью Пушкин совершил поездку в Поволжье и приуральские степи?
2. Что связывало двух русских поэтов – Пушкина и Боратынского?
3. Как неудача в Казанском университете сказалась на дальнейшей судьбе Л.Н. Толстого?
4. Как в «Воспоминаниях» Аксакова отразился казанский период его жизни?
|
Составление тезисов.
|
Фронтальный и индивидуальный опрос. Проверка записей тезисов в тетрадях (выборочная)
|
1.Вспомнить творчество А.С.Пушкина
2. с.15-21 – учебник. Тезисный план.
2. Опираясь на изученный материал в 9 кл. охарактеризовать основные периоды тв-ва Пушкина. Групповые задания.
а) «Лицейский период»
б) «Петербургский период»
в) «Южная ссылка»
г) «Михайловский период»
д) «Болдинская осень»
|
|
Творчество А.С.Пушкина.
|
3.
|
А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии.
|
Изучение нового материала. Беседа, групповые и индивидуальные сообщения.
|
1. Продолжить знакомство с творческой судьбой А.С.Пушкина.
2.Показать влияние эпохи на судьбы людей.
3. Акцентировать внимание на красоте пушкинского слова.
|
1. В чем проявилась логика внутреннего развития пушкинского гения?
2. Как в раннем ст. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» отразилась смена лит-х эпох?
|
Анализ стихотворения «Воспоминания..» Традиции и новаторство.
|
Фронтальный и индивидуальный опрос. Чтение и анализ стихотворения.
|
1. с.22-26
2. Выучить стих. на выбор «К Чаадаеву», «Вольность», «К морю» и , пользуясь материалом учебника подготовить анализ.
|
4
|
Лирика А.С.Пушкина.
1. «Муза пламенной сатиры»
2. Годы странствий.
|
Совершенствование ЗУН. Групповая и индивидуальная работа. Конструктивный метод.
|
1. Повторить основные темы лирики А.С.Пушкина.
2. Уметь находить и анализировать образы, встречающиеся в стихотворении.
|
1. Что свидетельствует о принадлежности оды «Вольность» к «возмутительным стихам»?
2. Как тематика стих-я («Вольность») соотносится с образом лирического героя?
3. В чем заключается важность, «этапность» стихотворения «К морю»
4. Какова тема ст-я «К морю»?
|
Работа с учебником, составление опорных схем. Анализ лирического произведения.
|
Опрос по дом. заданию. Чтение и анализ стихотворения.
|
1. с. 36-40 учебника.
2. Выразительное чтение и анализ стих. «Поэт», «Пророк».
3. Подготовить сообщения:
«Боратынский в Казани»
«Дружба двух поэтов» (Пушкин и Боратынский)
|
5.
|
У литературной карты Татарстана. Е.А.Боратынский и Казань.
|
Изучение нового материала. Беседа с включением групповых и индивидуальных сообщений.
|
1. Дать представление об особенностях поэзии поэта.
2. Обратить внимание на активное участие поэта в лит-ой жизни Казани.
3. Работа над формированием навыков работы с поэтич. произв-ем.
4. Воспитывать дружеское, внимательное отношение к окружающим.
|
1. Кого из поэтов пушкинской эпохи вы можете назвать?
2. Как имя этого поэта связано с Татарстаном?
3. Прочитать статью Пушкина о Боратынском (1830). Каким человеком был Боратынский?
|
Анализ лирического текста, самостоятельный поиск при подготовке Д/З, знание материала урока, навыки обобщения, умение делать выводы.
|
1. Опрос по Д/З
2. Контроль за составлением опорных схем.
3. Чтение и анализ ст-я.
|
1. Выучить ст-е Боратынского на тему дружбы.(по выбору)
2. Письменный анализ ст-я о любви: «К жестокой», «О своенравная София». «К***»(«Не бойся едких осуждений…» и др.
3. Сообщения:
а) Страницы биографии Каменева.
б). «Казанские адреса Каменева»
|
6.
|
У литературной карты Татарстана. Г.П.Каменев. Последнее ст-е «Хижицы»
|
Комбинированный
|
1. Познакомить с тв-ом.
2. Расширить представление о поэзии.
|
1. Каковы главные мотивы ст-я? Какими средствами они выражены?
2. Какие чувства, мысли, переживания вызывает ст-е?
3 Как в ст-ии отражены трудные моменты жизни поэта?
|
Работа с текстом. Ответы на вопросы. Творческая работа. Сообщения. Инсценировка.
|
Оценивание инд.заданий и устных ответов.
|
Одно из заданий по выбору:
1.Почему слово СЕРДЦЕ написано с заглавной буквы?
2. Сочинение- миниатюра «Трудные минуты в моей жизни».
3. Восприятие, истолкование, оценка последнего ст-я Каменева.
|
7.
|
У литературной карты Татарстана. С.Т.Аксаков. Воспоминания (фрагменты)
|
Урок-презентация.
|
1. Дать представление о тв-ве Аксакова
2. Совершенствовать навыки работы с текстом.
3. продолжать формирование речевой культуры.
|
1. Каковы особенности «вспоминательной» лит-ры?
2. Какие дорогие автору образы встретились на страницах «Воспоминания»?
3. Как воссоздана в повести атмосфера времени?
|
Предварительное задание.
|
Чтение, комментарий, анализ.
|
Творческая работа – стилизация «Alma mater»
|
8.
|
«Жребий русского поэта».
(По тв-ву Пушкина)
|
Групповая, индивидуальная работа. Конструктивный метод с элементами репродуктивного.
|
1. Повторить основные темы лирики А.С.Пушкина.
2. Углубить навык поиска «главных строчек» стихотворения.
|
1. Какие «вечные» темы поднимает Пушкин в ст-х, посвященных теме поэта и поэзии?
2. Как поэт понимает пророческую миссию художника на земле?
3. В чем видит поэт свою заслугу?
|
Работа со статьёй учебника, составление опорных схем.
|
Контроль за составлением опорных схем. Чтение и анализ стихотворения.
|
1. Чит. Поэму «Медный всадник».
2. с.40-50- учебника прочитать.
3. Пользуясь статьей учебника «Жребий русского поэта», сделать сообщение по теме «Назначение поэта и поэзии»
4. Сообщение: «Медный всадник» Пушкина и тема «маленького» человека в рус. лит-ре 18-19 века».
|
9-10.
|
«Поединок двух всадников» (поэма Пушкина «Медный всадник»)
|
Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений.
|
1. Познакомить учащихся с поэмой «Медный всадник».
2. Развивать навыки и умения анализировать , обобщать.
3. Воспитывать чувство прекрасного.
|
|
Работа со статьёй учебника. Анализ текста. Совершенствование навыков выразительно чтения, развитие умения выделять худ-ые детали.
|
Чтение и анализ фрагментов, составление цитатных характеристик. Фронтальный и индивидуальный опрос.
|
1. Ответить на вопрос : «Каким мы видим Петра в поэме»?
2. Выучить наизусть отрывок из поэмы.
3. Рассказать о создании поэмы.
|
11.
|
У литературной карты Татарстана. Пушкин в Казани.
|
Лекция с элементами беседы.
|
1. Познакомить уч-ся с историей пребывания Пушкина в Казани.
2. Воспитывать чувство патриотизма.
|
1. Когда и в связи с чем Пушкин посетил Казань?
2. Как П. собирал материал для романа «История Пугачева»?
|
Сообщения уч-ся. Составление конспекта урока.
|
Запись лекции. Опрос. Ответы на вопросы.
|
С.52 учебника – выбрать тему сочинения, подобрать цитаты, составить план.
|
12-13.
|
Сочинение по тв-ву Пушкина.
|
Совершенствование ЗУН. Развитие речи.
|
1. Помочь раскрыть тему сочинения.
2. Учить подбирать интересный материал.
3. Приобщать уч-ся к поисково-исследовательской работе.
|
Темы сочинений на стр.52 учебника.
|
Умение составлять план, умение выдерживать сочинение в одном стиле, уместное использование цитат.
|
Составление плана.
|
1. Завершить сочинение.
2. Подготовить сообщение «О жизни и тв-ве М.Ю.Лермонтова», «Лермонтов в воспоминании современников»
|
14.
|
Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова. Тема поэта и поэзии.
|
«Литературный портрет».
|
1.Углубить представление о поэзии Лермонтова.
|
1. Как в произведениях Лермонтова соединились предшествующая художественная традиция и голос поэта нового поколения? Сравните с этих позиция двух «Пророков».
2. Почему патриотическую лирику Лермонтова позже назовут «интимным патриотизмом»?
3. Каковы отличительные особенности мировосприятия Лермонтова-художника?
|
Составление тезисного плана «В чем сходство и различие поэзии Пушкина и Лермонтова?
|
Сравнительный анализ пушкинского и лермонтовского «Пророков»
|
1. С.65 – 72 учебника
2. Выучить наизусть стихотворения и их анализ. ( «К***»(«Я не унижусь пред тобою…», «Выхожу один я на дорогу», «Родина». По выбору.
|
15-16.
|
Любовная лирика М.Ю.Лермонтова
(«К***», «Из-под таинственной холодной полумаски…» и др.)
|
Комбинированный урок (практикум + семинар)
|
1. Привлечь внимание учащихся к мотивам одиночества, неразделённой любви в лермонтовской поэзии.
|
1. Каковы черты идеала и антиидеала в ст-х Лермонтова о любви, о взаимоотношениях поэта с окружающими людьми, с природой, родиной?
2. Каким вам видится сокровенный смысл ст-я «Сон»?
3. Какое настроение доминирует в ст-ях о любви?
|
Анализ лирического текста, навыки обобщения, умение делать выводы.
|
Групповая работа по анализу стихотворений.
|
1. Прочитать с.72 – 78 учебника.
2. Прочитать поэму «Демон»
3. Нарисовать иллюстрации к поэме.
4. Инд/раб.: подготовить сообщение «Жанр романтической поэмы в тв-ве Лермонтова».
|
17.
|
«Падший ангел» (поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»)
|
Изучение нового материала, беседа с элементами комментированного чтения.
|
1. Познакомить учащихся с поэмой Лермонтова «Демон».
2. Дать понятие богоборческой темы в поэме Лермонтова.
3. Показать романтический колорит поэмы.
|
1. Как в поэме «Демон» представлена тема богоборчества, вечного поединка тьмы и света?
2. Что сближает образ Демона с лирическим «я» многих лермонтовских ст-й?
3. как соотносится с фигурой мятежного «духа изгнания» образ Тамары – земной женщины, не устоявшей перед чарами Демона-искусителя?
4. Почему душа Тамары получает прощение у Высшего Судии?
5. Какие образы и мотивы поэмы, а также лирических стих-ий нашли отражение в изученном ранее романе «Герой…»
|
Работа со статьёй учебника. совершенствовать навыки выразительного чтения.
|
Фронтальный и индивидуальный опрос, чтение и анализ фрагментов.
|
1. Выучить наизусть отрывок из поэмы.
2. Подготовиться к самостоятельной работе по вопросам на с. 78
3. С.79 учебника. Выбрать тему сочинения, подобрать материал, цитаты. Написать план и предположительное вступление.
|