https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2


Антонович Е.Н.

ЦЕЛОСТНОСТЬ - ЛОГИКА ЕДИНСТВА МНОЖЕСТВЕННОСТИ (СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И

СИНТЕЗ НАУЧНОЙ ЧАСТИ ФИЛОСОФИИ - ЛОГИКИ, САМОГО СЛАБОГО ЗВЕНА В ПОЗНАНИИ)

Мир невидим в своей целостности (Гермес Тринсмегист)

Тао произвел одного, один произвел двух, двое произвели трех и трое произвели все существа

(Лао Цзы)

Одно- таинственно; когда есть два одно меняется, это есть смешение производимое небом

(Цаньлян)

Все существующее находится в единстве, рассматриваемом как принцип, и возвращается

к единству, как к цели. Одно заключается в одном, т.е. все во всем …То, что находится вверху,

говорит Гермес, равняется тому, что находится внизу; двойное служит мерой единству …

Зороастр… объясняет с помощью триад все, что происходит от имен, а с помощью тетрад-

все, что относится к форме. Так получается число 7 как образ творения (Элифас Леви)

Целое больше, чем сумма его частей (Аристотель)

Способность к философии…заключается, в чем полагал ее Платон,- в познании единого во

многом и многого в едином…Философия… является суммой общих суждений, основой познания

которых служит непосредственно самый мир во всей своей целостности (А.Шопенгауэр)

Учение о трех силах – корень всех древних систем. Первая сила называется активной, или

положительной; вторая – пассивной, или отрицательной; третья – нейтрализующей… Две

первые силы более или менее понятны нам, третья же сила… не легко доступна прямому наблю-

дению и пониманию. Причину тому надо искать в … основных категориях нашего восприятия

нашего феноменального мира… Люди так же не способны напрямую воспринимать …третью

силу…потому что невозможно увидеть объективный мир в субъективном состоянии сознания.


В феноменальном мире, наблюдаемом субъективно, мы видим в явлениях действие только одной

или двух сил. Если бы мы могли найти в каждом явлении три силы, мы бы увидели мир таким,

какой он есть…сложным…результатом очень сложного сочетания триад (П.Успенский)

Предлагается метод познания – генодрево ФТС (философии триединого синтеза) в основе ко-

торого лежит принцип целостности (единства) мира и взаимосвязи всего со всем.


Представления философов о целостности складывались по мере эволюции или деградации знаний об окружающем мире. Наиболее целостно отражали Космос философии Г. Тринсмегиста, Пифагора, видевшего Монаду и связи частей целого в геометрии фигур. Философии древней Греции, материализма, идеализма, холизма, основанные на идее Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей» ничего принципиально нового в понятие целого не дали. Китайские философы, задолго до европейских, ранее 2-1 тысячелетия до н.э., понимали окружающий мир как единый целостный организм, где все рождается из одного, взаимосвязано и зависимо одно от другого.

Лукьянов А.Е., исследуя «Книгу Перемен», время ее создания относит к «древности» (ок. 1776-1122 гг до н.э.): “«Перемены» творятся Небом и Землей … «Небо породило дух-вещь» … Ко времени деятельности первых мудрецов-философов в 4-5 вв до н.э. Лаоцзы и Конфуция система «перемен» была уже создана» … Ритм инь-ян ложится … на светоносную идеально-числовую поверхность и закручивает спираль Дао: «То инь, то ян – это и есть Дао»” [1].

В ходе накопления научных знаний происходит неизбежный процесс его углубления через раздвоение единого, - движение познания от единства к множественности. В результате некогда единая наука сегодня превратилась в множество не связанных между собой направлений анализа. Устанавливать взаимосвязи между науками должна философия. Но если в древности эту функцию успешно выполняла эзотерическая философия, в основе которой лежали принципы целостности (единства духа и материи, синтеза и анализа) и взаимосвязи всего со всем, то современные философии идеализма и материализма, не сумев преодолеть разобщенность знания, привели современное человечество к духовно-нравственному, социально-экономическому и экологическому кризису выживания. Многие философы, ученые сегодня приходят к выводу, что необходим возврат к натурфилософии с ее принципами целостности и взаимосвязи всего со всем.


Но значительное количество ученых, философов, находясь в плену крайних, материалистических взглядов, отрицает не только единство духа и материи, но и взаимосвязи частей целого. Например, дфн Сороко Э.М. утверждает, что «три элемента триады: материальное (поле, вещество, энергия), идеальное (сознание, Бог, духовное) и информационное … независимы друг от друга» (сообщение в интернете). Давайте попробуем разобраться, независимы ли друг от друга поле, дух (сознание) и материя.

Ф. Капри процесс чередования полярных начал Инь и Ян, динамического единства и связи противоположностей, описывает как принцип, дополняющий части целого (волна – частица) до единства: “Для лучшего понимания соотношения между парными понятиями классической физики Нильс Бор ввел понятие дополнительности. Он рассматривал картину частицы и картину волны в качестве взаимодополняющих описаний одной и той же реальности … Понятие дополнительности прочно заняло место в мировоззрении современной физики (но не в философии,- Е.А.) … Китайские мыслители обозначили дополнительность противоположностей при помощи двух … начал Инь и Ян, рассматривая их динамическое чередование в качестве содержания всех явлений природы и психологических ситуаций» [2].

Доктор географических наук Арманд А.Д., опираясь на древнее знание, в своих исследованиях пришел к тем же взглядам: «В течение веков камнем преткновения для философии (включая теологию) и для науки была проблема взаимоотношения материального и идеального начал в мире. Крайние мнения сводились к полному отрицанию реальности материи или реальности тонкого мира. В более умеренной форме спор велся относительно первичности материи или духа. Для материалистов реальным проявлением духа, которое упрямо присутствует в данных нам ощущениях, остается человеческая мысль, явно не сводимая ни к корпускулярной, ни к полевой форме материи. Повседневный опыт свидетельствует, что материя и мысль не разделены между собой непроходимой стеной …Квантовая механика с новой силой возродила проблему материального и идеального, когда обнаружилось, что результат эксперимента дает разный результата (волна или частица) … Тем не менее, классическая физика (особенно философия,- Е.А.) продолжает отстаивать представление о первичности материи и вторичности сознания. Возможное решение противоречия дает эзотерическое учение, ведущее свое начало от древнеиндийских Упанишад и древнеегипетского герметизма. Учение состоит в том, что материя и дух – лишь две стороны единого вечного начала, обозначаемого в индуизме термином Брахман. Дух и материя самостоятельны и, вместе с тем, неразделимы, не существуют друг без друга (к таким же выводам сегодня приходят и философы-реалисты: дфн Обухов В.Л., Зобов Р.А. из СПГУ,- Е.А.)… Древнейший эзотерический символ, крест …изначально символизировал неразделимое единство духовного и материального, активного и пластического начал, во взаимодействии которых проявлялось творчество Абсолюта» [3].


Для понимания существа проблемы несколько углубимся в суть основного вопроса философии с целью раскрытия взаимосвязи первоначал (духа и материи) в процессах развития. Идеализм утверждает, что дух (сознание) первично, а материя вторична. Материализм наоборот считает материю первичной. Древняя эзотерическая и современная реалистическая философии говорят, что Дух (сознание) и Материя - это единое целое, что является основой единства мира, взаимосвязи всего со всем. Материалисты говорят, что бытие определяет сознание. Идеалисты утверждают, что сознание определяет бытие. Мы считаем, что сознание определяет бытие при эволюции, а бытие определяет сознание при инволюции, деградации духовности, морали.

Мы предлагаем универсальный метод познания – генодрево системы логически взаимосвязанных противоречий, отражающее на уровне понятий принципы целостности, единства (духа и материи и др.), раздвоения единого, которое на каждых двух уровнях, начиная с первого, образуют триаду: синтез-тезис-антитезис,раскрывая связи частей целого в процессах развития. [4].

На генодреве противоположностей ФТС, построенном как симметричный граф (или система монограмм – диаграмм – триграмм -… в ИЦЗИНе (* ), процесс диалектического развития начинается с деления исходной точки (вершины симметричного графа) на дуальные противоположности: тезиса (дух, сознание, добро, волновые свойства материи, теория, необходимость) и антитезиса (материя, зло, корпускулярные свойства материи, практика, случайность). На основе известного в физике принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма) духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное – духовное. Например: тезис – электромагнитное поле, антитезис – электроны, материальные частицы, синтез - электрический ток. При дальнейшем развитии генодрева, делении образованных частей целого на новые пары противоположностей работает принцип множественной дополнительности результатом которого является образование многоуровневой системы, структуру которой можно представить в виде прогрессии: 1-2-4-8-16-… . Сегодня в науке использование системы декартовых координат на плоскости и пространстве, позволяет определить зависимость между собой нескольких переменных: на плоскости - 2, пространстве - 3 (без конкретизации взаимосвязей). Генодрево позволяет определить все зависимости и конкретные взаимосвязи многоуровневой системы переменных (1-2-4-8-…) в процессах развития, познания, но требует для своего построения в каждом отдельном случае тщательного изучения всех уровней зависимости частей целого.


*) структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево. Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и Инь, прерывистая черта (в[4]Рис 20). На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, т.е. две монограммы (по одной черте) превращаются в четыре диаграммы, каждая из которых уже состоит из двух черт нижней (старой) и верхней (новой и противоположной), а последние, после накладывания сверху еще новых противоположных черт превращаются в восемь триграмм по три черты каждая. Структура генодрева ФТС отличается от ИЦЗИНа наличием зеркальной симметрии, новые черты, со знаком: плюс накладываются на элементы находящиеся выше оси генодрева, минус – ниже.

Новая методология целостного познания – универсальный метод генодрева ФТС позволяет углубить и систематизировать не только понятия системы, определения взаимосвязанных принципов системности, иерархии и структуры взаимосвязей в сложных многоуровневых системах, но и исследовать многоуровневые процессы познания, развития, эволюции и инволюции, генетического перехода с одного уровня на другой.

Система познания метода гендрева ФТС, основанная на единстве принципов онтологии: системы основных категорий философии (в [4]Рис 65); гносеологии: логике метода познания (Рис 1/34,35), и принципах диалектического развития, в основе которых лежит принцип целостности, единства духа и материи (в [4]Рис 49). Вытекающие из них законы цикличности: непрерывности и прерывности развития, эволюции и инволюции общества (в [4] Рис 47), отражают принципы логики системности: целостности и взаимосвязи всего со всем, двойственности, структурности, иерархичности, взаимодействия, системного анализа и синтеза [4,5,6,7,8].

Исходя из принципа целостности: целостность – высший уровень системности, отражающий единство структуры, логики взаимосвязей и отношений частей целого в циклических процессах развития, познания (синтеза и анализа; духа и материи… единства и борьбы противоречий….), мы считаем, что диалектическая логика должна иметь свою систему понятий, принципов, основанных на логике противоречий (Я - не Я), отличных от формальной логики.


Логика процесса развития противоречий, как раздвоения единого, начинается с деления целого (начала генодрева, см. Рис 1/34, 2/35) на противоположности: тезиса (Я) и антитезиса (неЯ). Далее, на основе комбинаций множественной дополнительности, логика развития идет по: горизонтали 2-4-8…-линейно, и вертикали – циклично (вверх-вниз: на 1-м ур.: 1-3-2-4, на 2-м: 1-5,2-6,3-7,4-8, туда и обратно), образуя систему противоречий: 2-го уровня: Я-Я, Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ; 3-го уровня: Я-Я-Я, неЯ-Я-Я, Я-неЯ-Я, неЯ-неЯ-Я, Я-Я-неЯ, неЯ-Я-неЯ, Я-неЯ-неЯ, неЯ-неЯ-неЯ.

На генодреве сущности диалектической логики ФТС Рис 1/34, как инструмента познания, универсального ритма развития, колебательного процесса, заданного прогрессией 2n: 1-2-4-…, отражающей все возможные комбинации элементов системы, нами показана необходимость движения логики противоречий (Я,- неЯ) не только по вертикали: материальное-духовное (инволюция-эволюция) и от 1-го уровня, опыта к 4-у - дедукции (1-3-2-4) и обратно, но и по горизонтали: единое–многое (синтез-анализ: 1-2-4-…, где: синтез–истина-единство теории и практики; в формуле прогрессии 2n, n–порядк.№ ур. генодрева).

Мы выделяем 9 принципов логики ФТС, необходимо выводимых друг из друга логических противоречий, понятий, образующих механизм (метод) мышления- генодрево ФТС:

1) единства духовного и материального, абстрактного и конкретного, системно дополняющих друг друга до целостности, где единство: теории и практики – истина, цель познания; тезиса и антитезиса - логика И-И– основа процессов познания;

2) последовательного раздвоение единого, - анализа, начала процесса познания, на основе прогрессии: 2-4-8-…, отражающего логику борьбы (или-или) и взаимодействия противоречий;

3) триединства: синтез- тезис– антитезис, образуемого из первых двух уровней генодрева: 0-1;

4) единства системного анализа и синтеза (единства и множественности), с приоритетом синтеза в познании;


5) единства процессов развития (истории) и логики;

6) единства индукции и дедукции, одномерной логики и аналогии;



7) единства опыта и предметно-образных представлений, логических понятий и идей.

8) единства противоположностей на 2-м и 3-м уровне генодрева соответствует двумерной (двухслойной) и трехмерной (трехслойной) логикам, где возникают внутренние (2-х и 3-х слойные) противоречия 4-х (22) и 8-и (23) элементов системы логики (подробнее ниже);

9) единства философий, учений монизма и плюрализма, вытекающих из целого: монизма (логики синтеза И-И)– дуализма: идеализм-материализма (логики разделения или-или, где тезис и антитезис могут образовать синтез-триединство) – тетризма (2-х значной логики, в ИЦЗИНе – 4 образцов диаграмм) – октавизма (3-х значной логики, в ИЦЗИНе – 8 символов триграмм).

Т.о., можно сделать выводы, раскрывающие недостатки логик философий идеализма и ДМ, идеологий либерализма и марксизма: 1) логика диалектики целостности, синтеза И-И (и взаимосвязи всего со всем), лежащая в основе единства процессов развития природы, общества и мышления, не используется на практике ни одной из правящих философий и идеологий, что и привело современное человечество к терроризму и кризису выживания; 2) логика анализа Или-Или - основа противоречия, борьбы идеологий, культур, сегодня применяется всеми мировыми государствами; 3) логика триединства (гегелевский тезис-антитезис-синтез) отчасти признается и используется, в основном, религиями (Отец- Сын- Св. Дух); 4) идеология либерализма, политики США - плюрализм - часть монизма, не обладая логикой единства (И-И) мышления, служит целям разрушения общества; 5) 4-е закона формальной логики (тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания), основанные на логике Или-Или, не дают целостности знания; 6) 4-е закона логики ДМ (К. Маркса), не дающие приоритет логике синтеза (и-и) и взаимосвязи всего со всем, являются частными случаями высшей диалектической логики ФТС.


Подробнее циклический процесс образования на дихотомической структуре генодрева ФТС, системным чередованием тезиса (Ян) и антитезиса (Инь), логик противоречий (по вертикали и горизонтали генодрева), соответствующих стихиям и характеристикам аристотелевых стихий,




видам сознаний, показан нами на Рис 2/35. Генодрево системы множественной дуальной логики (противоречий) ФТС имеет (по горизонтали) 4-е уровня или принципа логики: 0 (нулевой) - принцип единства тезиса и антитезиса, или = и Я и не Я= (логики синтеза И-И); 1-й ур.- принцип одномерной логики противоречия (логики борьбы противоположностей, разделения Или-Или): =Я=(тезис, утверждение) или =не Я=(антитезис, отрицание): 2-й ур.- принцип взаимодействия противоположностей по двумерной (двухслойной) логике дает все возможные комбинации противоречий: Я=Я, Я=неЯ, неЯ=Я, неЯ=неЯ, или 4-х видов суждений (которым на Рис 1/34 соответствуют 4-е вида познания: идеи, логические понятия, представления, опыт); 3-й ур.- принцип взаимодействия по трехмерной логике (образование - раздвоение 2-го элемента 2-х мерной): 8 характеристик стихий (подробнее см. ст. Логика синтеза, включенного третьего…[8]), 8-и видам сознания (которые показаны в трех слоях времени) и 8-и основным инстинктам человека (в [4]см. Рис 84).

Структура генодрева ФТС, построенная на основе ритмов прогрессии 1-2-4-8-…, позволяет рассматривать логику познания, развития как единый, целостно-динамический, ступенчатый процесс, идущий в 4-х направлениях: анализа (множественности, логики «или-или») и синтеза (единства, логики «и-и»), тезиса и антитезиса (абстрактного и конкретного, духовного и материального).

В основе генодрева ФТС лежит механизм мышления, используемый не только в гегелевском отрицании,- его логики: тезис-антитезис-синтез, но и в структуре китайского ИЦЗИНа, до сих пор, не понятых и не используемых философами, учеными в процессах познания.


Гегель, выдвинувший структуру триады (тезис-антитезис-синтез), к сожалению, ее далее нигде не использовал и не применял в теории развития, что затруднило ее развитие и понимание. Об этом очень давно писал еще Л. Спенсер: «Формулировка гегелевской триады стала общепринятой, но следует подчеркнуть, что сам он никогда не пользовался терминами тезис, антитезис, синтез» [9].

Современные философии, находящиеся в кризисе, в которых самым слабым звеном, способным отнести их к науке, является логика, особенно формальная, так же не раскрывают сущность логики дихотомического развития в триаде, дающей начало процессам развития.

Трудности понимания триады Гегеля и ее основы - противоречия, как источника развития, заключаются в том, что при преподавании философии, видимо, сама триада: тезис – антитезис (логика или-или) - синтез (логика и-и) раскрывается поверхностно, изначально создавая барьер в развитии сознания, исключая понимание начала процесса развития.

П. Успенский, создавая Третий Органон (Tertium Organum), отмечал, что «Учение о трех силах – корень всех древних систем. Первая сила называется активной или положительной; вторая - пассивной или отрицательной; третья – нейтрализующей (по Гегелю: тезис-антитезис–синтез,- Е.А.) … Две первые силы… понятны нам, … третья сила нелегко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому надо искать … в … ограничениях психики …, основных категориях нашего восприятия феноменального мира, т.е. в нашем ощущении пространства и времени, которое является следствием этих ограничений. Люди … неспособны напрямую воспринимать и наблюдать третью силу» [10].

Философы прошлого понимали триаду более широко, применительно ко всем сторонам жизни. Триада понималась как: активное начало– пассивное начало– результирующее начало, синтез. Числа в арифметике: 1) тезис – 1 (единица, вертикаль, активное духовное начало) – 2) антитезис – 2 (горизонтальная линия, пассивное материальное начало) – 3) троица, тернер (синтез первых двух чисел). Вертикальная и горизонтальная черты в графике образуют крест (в религии это понимается как единство духовного и материального начал). Троица в религии: Отец- Сын– Св. Дух; Брама-Майя-Вишну (Отец-Мать-Сын). Еще триады: отец-мать–дитя; дух-материя-единство; делитель-делимое-частное; движение-покой–равновесие; кислота-основание–соль; свет-темнота-полутень; будущее-прошедшее–настоящее. В теории познания 3-х значная структура понятий в философиях Китая – ИЦЗИН: синтез – дает начало процессам развития: Одно (единое)-Ян-Инь-4 диаграммы-8 триграмм. В индийской философии Ньяя понятия, выводы, состоящие из 3-х терминов: меньшего, большего, среднего (холм-огонь-дым), основаны на логике триады.


Философы, исключившие логику «и-и» (синтеза) из понимания триады, психологически не способны преодолеть барьер синтеза (некоторые философы называют его «завесой» в сознании) в познании, который неизбежно приводит процесс развития к крайним, искаженным вариантам.

Рассмотрим триаду: мужчина-женщина – дети, шире в процессе всех возможных вариантов развития. Для этого составим генодрево, всех возможных комбинаций, где: 0) уровень генодрева– понятие – единства (семьи); 1) уровень генодрева – противоречие: мужчина-женщина; 2) уровень генодрева дает 4-е возможные комбинации его разрешения: - мужчина-мужчина - гомосексуализм, - мужчина – женщина – дочь, - женщина- мужчина – сын, - женщина-женщина- лесбиянство. Природа полноценными вариантами избрала средние, ведущие к разрешению противоречия в синтезе. Крайние варианты избрало, сознание человека, искаженное формальной логикой, отрицающей синтез противоречий. На западе общественное сознание, мировоззрение, искаженное логикой Аристотеля, разрушая семью, принцип развития - синтеза, уже узаконило эти крайние формы развития, там ими увлекаются даже священники. Какое, из 2-х исходных утверждений: мужчина-женщина - ложно? Формальная логика утверждает, что одно из них ложно. Из приведенного примера ясно, что это полная чушь. О ложности или истинности можно судить только по следующему уровню процесса развития системы противоречий. В общем виде можно сказать, что «тезис и антитезис образуют выражение истины» (так утверждал еще П. Флоренский).

Дудоров О. Е. обращает внимание ученых, философов на то, что научные принципы, заложенные древними в основу «Книги Перемен», до сих пор не поняты (аналогично не понята и структура логики генодрева ФТС, способная стать научной основой философии): “«Книга перемен» базируется на фундаментальной науке, доведенной до ее прикладного использования. Но признать «Книгу перемен» научной, значит признать нашу полную некомпетентность в вопросах миропонимания (по западному – естествознания). Признать, что западная натурфилософия неверна в своей основе. Кто на это решиться?


Впрочем, основная трудность понимания Канона перемен заключается в том, что наше сознание, создавая образы мира, за этими образами не видит механизма их создания (т.е. механизма раздвоения единого и необходимого его синтеза, см. выше о «барьере» сознания между 1-м и 0-м уровнями генодрева,- Е.А.). Канон перемен раскрывает этот механизм… Трудность понимания «Книги перемен» - это трудность понимания относительности, понимания того, что относительность сама по себе не существует – она создается из абсолютности, мир реальный создан из мира абсолютного (на генодреве 0-й уровень – это абсолютное, единство, целое, а 1-й и последующие уровни – относительное, раздвоение единого,- Е.А.).

Современная физика понимает относительность как невозможность отличить одну инерциальную систему отсчета от другой. С точки зрения Канона перемен, относительность – это сама возможность существования бесконечного количества … систем отсчета (1-2-4-8-…, Е.А.). Разница не столь большая, но существенная: физика к о н с т а т и р у е т факт, Канон перемен о б ъ я с н я е т…

Прежде чем мы начнем разбираться с теорией, давайте вспомним суть вопросов, возникающих у синологов при изучении Канона перемен.

В первую очередь это вопросы, связанные с графической символикой Канона. Синологи трактуют эти символы как «образы» первооснов мироздания. Символы эти называют триграммами и гексаграммами. Триграмма – это символ, состоящий из трех черт двух видов, поэтому триграмм всего 8 (по количеству комбинаций). Гексаграмма – это символ, состоящий из двух триграмм …Что это за символы? Без ответа на этот вопрос рассуждать о теории перемен бессмысленно (к сожалению, автор не исследует всю систему Перемен: единое – монограммы – диаграммы и др., где на генодреве ФТС единое- логика и-и, монограммы – логика или-или, диаграммы – 2-х значная логика…,- Е.А.).

Триграммы, по теории Канона перемен, разделяются на мужские и женские, т.е. на противоположные. В чем смысл этого разделения? И по какому признаку это разделение происходит ? (на генодреве разделение происходит по признакам логики противоречий Я- не Я, где триграммы – 3-х значная логика,- Е.А.).


В Каноне перемен триграммы располагаются в двух круговых последовательностях. Одно расположение называется расположением в порядке Фу-Си («раннее небо» - до мирового порядка); другое - в порядке Вэнь-Вана («позднее небо» - мировой порядок). Современная синология пока не может понять ни смысла таких расположений, ни какую информацию эти расположения несут…”[11].

На генодреве ФТС процесс развития не круговой, а циклический, в основе которого лежит возвратно-поступательная спираль (на 3-м уровне- 1-5-2-6-3-7-4-8). Далее Дудоров исследует процессы развития на круговых схемах триграмм Фу-Си и Вэн-Вана и схемах Ло-Шу и Хе-Ту, основанных на 5-и частных пространственных структурах, не имеющих прямого отношения к триграммам и описываемым ими процессам циклического возвратно-поступательного развития.

Дудоров создает пространство из триграмм на основе пятичастной матрицы: огонь-дерево-вода-металл-земля, не понимая того, что триграммы мало связаны с направлениями пространства, они прямо связаны с диаграммами и четырехграммами: «Давайте создадим модель пространства. Создадим ее в терминах Инь- Ян,,, Тем самым, между прочим создадим и модель материи (генодрево ФТС – модель единой сущности Ян-Инь или духа- материи,- Е.А.)… Дао – абсолютная точка отсчета…Если мы приняли за центр абсолютную точку отсчета, то и оси у нас тоже будут абсолютными, т.е. разными. Правое направление будет отличаться от левого, верхнее – от нижнего; и не важно, чем они отличаются, важно, что они противоположные. Тогда мы имеем шесть осей (а не три, как принято на Западе)… координаты каждого из восьми сегментов можно определить описателем – тремя черточками… После несложной работы мы увидим, что создали триграммы, все восемь штук … Каждая из них физически определяет трехмерный вектор пространства. Сумма всех векторов пространства, как и суммы противоположных пар векторов, равна нулю – равна Дао … Т.о., рассматривая трехмерное пространство в абсолютной системе координат Фу-Си, мы выяснили, что описание такого пространства возможно посредством восьми противоположно направленных векторов. Каждый из этих векторов определяется неким символом – триграммой. Из этого следует: для того чтобы наше сознание имело возможность фиксировать абсолютные шесть направлений – верх-низ, юг-вевер, запад-восток, необходимо создать восемь векторов. Восемь, неких сущностей, по терминологии Канона перемен. Это очень важный и сильный вывод» [12].


Вывод не обоснованный уже тем, что автор в динамическую структуру монограмм-диаграмм- триграмм-гексаграмм, описывающую процессы развития, вкладывает статичную структуру пространства по сторонам света, искусственно накладывая на них векторы пространства.

Поэтому автор далее (см. его Рис 6), совмещая 8 триграмм и 6 направления пространства, вынужден на двух триграммах сделать примечание - «заметить оси координат невозможно».

Для обоснования своих выводов автор прибегает к малопонятной для большинства квантовой теории поля: “Само возникновение квантовой теории поля это «протест» реального устройства мира против ошибок, зал