https://electroinfo.net

girniy.ru 1 ... 32 33 34 35

Хо Ши Мин

Хо Ши Мин (настоящее имя - Нгуен Тат Тхань; 1890-1969) - лидер вьетнамских коммунистов. Родился в семье сельского учителя, перед I мировой войной нанялся матросом на корабль, идущий в Европу. Жил в Лондоне, где некоторое время работал на кухне в отеле «Карлтон», потом в США и, наконец, в Париже, где стал помощником фотографа. Здесь он сблизился с французскими социалистами, посещал их собрания писал статьи для левых изданий под псевдонимом Нгуен Ай Куок (Нгуен-патриот). В 1920 г. вступил во Французскую коммунистическую партию.

В 1923 г. Хо Ши Мин приехал в Москву. В 1924 г. участвовал в работе V конгресса Коминтерна, после чего начинается его деятельность как агента Интернационала: он засылается в Китай и с 1925 по 1927 гг. числился переводчиком в советском консульстве в Кантоне (ныне Гуанчжоу). Именно в это время Хо Ши Мин организовал Товарищество революционной молодежи Вьетнама, чтобы готовить кадры для подрывной деятельности. В 1929 г. как тайный агент Коминтерна работал в подполье в Сиаме (Таиланде), откуда был вызван в Гонконг (Сянган), чтобы примирить враждующие друг с другом вьетнамские коммунистические группировки. Этого он добился в 1930 г., создав Коммунистическую партию Вьетнама (по настоянию руководства СССР она в том же году была переименована в Коммунистическую партию Индокитая). Хо Ши Мин представлял Восточное бюро Коминтерна на III съезде Коммунистической партии Южных морей в Сингапуре. Он неоднократно подвергался арестам и отбывал тюремное заключение; в 1929 г. был заочно приговорён к смертной казни.

Вернувшись в СССР, Хо Ши Мин учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока (1934-1938 гг.), участвовал в VII конгрессе Коминтерна (1935 г.). В 1941 г. вернулся на родину, где возглавил борьбу против французских властей и оккупировавших Индокитай японцев. Учредил Лигу борьбы за независимость Вьетнама (Вьетминь), за что полтора года отсидел в тюрьме. В августе 1945 г. Вьетминь взяла власть на севере Вьетнама. Хо Ши Мин стал председателем Временного правительства Демократической республики Вьетнам (ДРВ), с марта 1946 г. - ее президентом, в 1946-1955 гг. занимая также и пост премьер-министра. В 1951 г. из компартии Индокитая была выделена Партия трудящихся Вьетнама; Хо Ши Мин стал председателем ее ЦК и оставался им до конца жизни, сосредоточив в своих руках все высшие посты на севере страны.


В 1946 г. Хо Ши Мин руководил вьетнамской делегацией на конференции в Фонтенбло, призванной урегулировать отношения Вьетнама с Индокитайским союзом и Францией. Но это не удалось. В декабре 1946 г. войска ДРВ нанесли удар по силам французов в Тонкине, что развязало Первую индокитайскую войну. Она закончилась в 1954 г., когда по решению Женевской конференции Вьетнам был разделен по 17-й параллели на две части. Север стал оплотом коммунистов, Юг пользовался покровительством США. При Хо Ши Мине был создан Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама, который боролся за распространение власти коммунистов на всю страну. После кровопролитной войны с американцами в 1965-1973 гг. объединение в 1976 г. состоялось. Правительство Хо Ши Мина лавировало между СССР и Китаем, получая помощь от обеих стран и проводило массовые репрессии.

Хо Ши Мин принадлежал к тем иностранцам-коммунистам, которые были «прикормлены» Сталиным как будущие агенты мировой революции. Хотя созданный ради этой революции Коминтерн и был распущен, советское правительство вплоть до конца перестройки. продолжало кормить по всему миру коммунистические режимы, в том числе и режим, созданный Хо Ши Мином. В Москве на пересечении проспекта 60-летия Октября и ул. Дмитрия Ульянова расположена площадь Хо Ши Мина.


Энгельс

Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в Бармене (ныне Вупперталь, Германия) в семье текстильного фабриканта. В 1837 г. по настоянию отца, не окончив последнего класса, ушел из гимназии, чтобы посвятить себя коммерческой деятельности. В 1838 г. отец направил его в Бремен для службы в торговой фирме. В 1841-1842 гг. Энгельс отбывал воинскую повинность в Берлине, в свободное время посещал лекции в университете. Здесь он увлекся философией Л. Фейербаха и опубликовал статьи, где заявил о своих атеистических взглядах. В 1842 г. отец, желая оторвать сына от радикально настроенных друзей, отправил его в Манчестер (Великобритания), где находилась фабрика «Эрмен и Энгельс», совладельцем которой он был. По дороге туда Энгельс посетил в Кельне редакцию «Рейнской газеты», с которой уже полгода сотрудничал, встретился с Марксом и договорился о дальнейшей совместной работе.


Из Манчестера Энгельс стал отправлять в «Рейнскую газету» статьи, в которых утверждал, что Великобритания находится накануне пролетарской революции. Такие пророчества не мешали ему вести светский образ жизни, увлекаться искусством и спортом (работой сына совладельца фабрики не обременяли). Богатый повеса вступил в тайные отношения с прусскими спецслужбами и согласился способствовать дестабилизации главных политических соперников Германии - Англии и России. Идея Энгельса состояла в том, чтобы использовать для этого европейское рабочее движение. Но сыну фабриканта, на предприятии которого ирландские дети трудились по 11 часов, было неудобно выступать в роли вождя пролетариата. Идеальным компаньоном для него стал Маркс - честолюбивый и нуждавшийся в деньгах.

Первое время Энгельсу приходится писать за Маркса статьи. Потом Маркс стал работать более самостоятельно, но журналистского таланта Энгельса у него не было. Статьи, подписанные ими обоими, и даже одним Марксом, часто писал Энгельс. Переписка «основоположников» показывает, что именно Энгельс был автором подписанных именем Маркса статей в «Нью-Йорк дейли трибюн». Всякий раз, когда лидеры европейского социализма просили совет у Маркса, он переадресовывал их Энгельсу, а потом писал другу: «твое письмо полностью совпадает с планом ответа, который я уже составил в голове».

В 1844 г. Энгельс вернулся на родину, но после нескольких публичных выступлений за ним установили полицейский надзор. Ему грозил арест, отношения с отцом обострились, и в 1845 г. он уехал из Германии в Брюссель, куда уже переселился Маркс, высланный из Франции. В 1847 г. друзья основали Союз коммунистов и написали его программу - «Манифест Коммунистической партии» (опубликован в 1848). При этом основоположники марксизма презирали своих последователей (например, Вильгельм Либкнехт именуется в их переписке как «осел», «скотина», «животное» и просто «оно»). «Какое значение имеет "партия", то есть банда ослов, слепо верящих в нас, потому что они нас считают равными себе, для нас, перестающих узнавать себя, когда мы начинаем становиться популярными? Воистину мы ничего не потеряем от того, что нас перестанут считать "истинным и адекватным выражением" тех ограниченных собак, с которыми нас свели вместе последние годы», - пишет Энгельс Марксу в феврале 1851 г.


Во время революции 1848-1849 гг. Энгельс участвовал в массовых беспорядках в Германии - в Эльберфельдском восстании, в четырёх крупных и во многих мелких сражениях в Пфальце и Бадене. После поражения революции Энгельсу пришлось искать убежище в Швейцарии. Он приветствовал восстание в Париже (июнь 1848), которое назвал первой гражданской войной между пролетариатом и буржуазией. В 1870 г. он горячо одобрял Парижскую коммуну (первый опыт создания тоталитарной государственности в Европе), унесшую много жизней. На Лондонской конференции Интернационала (1871 г.) Энгельс активно выступал за осуществление заветов Коммуны и прежде всего за создание в каждой стране революционной рабочей партии, способной установить диктатуру пролетариата.

В 1859 г. немецкий эмигрант Карл Фогт заявил, что Маркс и Энгельс - агентура прусской тайной полиции. Маркс обратился к соратникам с призывом защитить честь партии, но безрезультатно. Маркс в истерике пишет Энгельсу, что без совместных усилий «нам из этой истории не выбраться» и подает в суд за клевету. Но заявление посылает не в Женеву (где проживает Фогт), а в Берлин. До суда дело не дошло, но 2 апреля 1871 г. начинается новый скандал. Парижская газета «Province» сообщает, что «разоблачение, которое мы получили из Германии, вызвало здесь большую сенсацию. В настоящее время установлено с полной достоверностью, что Карл Маркс, один из влиятельнейших вождей Интернационала, был с 1867 г. личным советником графа Бисмарка и никогда не порывал отношений со своим боссом». Подтверждение правоты этой газетной «утки» - в переписке основоположников. 24 апреля 1867 г. Маркс пишет Энгельсу: «Вчера Бисмарк прислал ко мне адвоката Варнебольда (это между нами). Он хотел бы использовать меня и мои большие таланты на пользу немецкому народу. Фон Беннигсен засвидетельствует мне свое почтение завтра. Историю с Бисмарком ты должен держать в полном секрете. Я дал слово никому об этом не говорить». Энгельс отвечает другу: «Я так и думал, что Бисмарк постучится к тебе, хотя и не ожидал, что так скоро».


Характерно, что Энгельс и Маркс писали, что коммунизм победит прежде всего в Англии (как стране самого передового капитализма), и лишь затем последует «мировая революция». Но как именно она будет протекать, друзья не объясняли. В 1870-е гг., когда руководство Германии оценило опасность оказаться в будущей войне в кольце двух фронтов, основоположники марксизма стали всерьез интересоваться перспективами революции в России. По настоянию Энгельса Маркс начал изучать русский язык и переписываться с русскими политэмигрантами (Плехановым, Засулич и др.) В сентябре 1879 г. Энгельс сообщал Марксу: «Я уверен, что Бисмарк всеми силами стремится вызвать войну с Россией. Но было бы лучше, если бы в самой России дело пошло быстрее к кризису и возможность войны была бы устранена внутренним переворотом».

К славянским народам Энгельс относился презрительно. «Чем больше я размышляю над историей, тем мне яснее, что поляки - никчемная нация, которая нужна как средство, пока Россия не будет вовлечена в аграрную революцию». Революция в России, по мысли основоположников, должна была возникнуть как бунт крестьянских общин, из которого родится «мировой пожар».

О том, как устроится жизнь человечества после мировой революции, Энгельс и Маркс написали в «Манифесте коммунистической партии» в 1948 г. Данный основополагающий источник абсолютно доступен читателям. Каждый имеет возможность прочесть этот небольшой по объему текст и ответить самому себе на вопрос: хотел бы он жить в таком обществе, или нет? Но их переписка доказывает, что они понимали абсурдность коммунистических лозунгов. Например, Энгельс писал Марксу: «Публика все же примирится с необходимостью кратковременного террористического господства пролетариата, уверив себя, что долго оно продолжаться не сможет, ибо положительное содержание их программы настолько нелепо, что о постоянном господстве подобных людей и окончательном осуществлении их принципов не может быть и речи». По-видимому, результатом мировой революции должно было стать господство Германии, обеспеченное разрушением остальных европейских империй.


До самой своей смерти Энгельс оставался главным спонсором коммунистического движения. Не случайно Интернационал был организован в год, когда он стал полноправным совладельцем отцовской фабрики (1864). До этого ему приходилось выпрашивать деньги у отца, который их давал неохотно. «Мой старик должен будет мне за это дорого заплатить, и наличными деньгами», - писал Энгельс Марксу в феврале 1851 г. «Старик твой - сволочь», - отвечал Маркс в ноябре 1848 г., оставшись без очередной субсидии. Такого рода пассажей много в переписке основоположников. Она рисует образ людей, ненавидящих весь окружающий мир, считающих, что «нет большей сволочи, чем “ порядочные люди“». В итоге Энгельс пришел к откровенному признанию: «Борьба с христианским миропорядком… является нашим единственным насущным делом». Он думал дождаться краха царской России и победы социалистической революции в развитых странах Европы. Не дождавшись, Энгельс умер, по-байроновски завещав предать свой прах морю близ его любимого мыса Истборн.

Советская власть почтила память основателя коммунистической теории, дав имя Фридриха Энгельса бесчисленным площадям и улицам во множестве поселков и городов СССР. Порой встречались даже улицы Маркса и Энгельса вместе (в Москве этой улице возвращено ее историческое имя - переулки Староваганьковский и Малый Знаменский). Улица же Фридриха Энгельса осталась в Москве в Басманной управе. Есть проспект Энгельса и в Петербурге. В Саратовской области город Покровск с февраля 1931 г. носит имя Энгельс. Поселок Энгельсовский имеется и в Луганской области Украины. А в Москве отлитый из бронзы Энгельс, стоящий на стрелке Остоженки и Пречистинки строго смотрит на восстановленный Храм Христа Спасителя. Бассейн, бывший на этом месте в брежневские времена, пришелся бы, по всей видимости, больше по сердцу этому убежденному богоборцу.


Послесловие. Истина и свобода

Значение истины в нашей жизни неоценимо. Без нее не может быть ни здоровой семьи, ни здорового общества. Более того, Христос учит:


«познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанн 8.32).

Пока мы не знаем истины, пока мы не хотим ее знать, мы не можем быть подлинно свободными. Часто люди не хотят видеть истину потому, что это болезненный процесс. Проще, казалось бы, закрывать на нее глаза. Признать, что человек шел неправильным путем, что он лицемерил - трудно. Еще труднее признать, что отец или дед его вели себя недостойно.

Любую власть истина и свобода также не устраивают. Вспомним Великого инквизитора в «Братьях Карамазовых», который прямо говорит Христу, что Его свобода и истина не нужны власть имущим, и только мешают им править народом, который тоже не нуждается в этой роскоши, способной стать для него тяжелым бременем.

По словам Достоевского, Великий инквизитор видит, что надо «принять ложь и обман, и вести людей уже сознательно к смерти и разрушению и при том обманывать их всю дорогу, чтоб они как-нибудь не заметили, куда их ведут, чтобы хоть в дороге-то жалкие эти слепцы считали себя счастливыми».

И действительно, правду о нашей современной истории скрывали десятилетиями. Помню произошедший, в период моего пребывания в эмиграции (где я и родился), казус. В Большой советской энциклопедии, под буквой «Б» присутствовала статья Берии, безусловно хвалебная. Но вдруг «оказалось», что Берия враг народа. Его расстреляли. А подписчикам энциклопедии рекомендовали вырезать страницы о Берии, взамен которых им разослали страницы с огромной статьей про Берингов пролив. Их следовало подклеить на место вырезанных. Я помню, как это удивило те иностранные библиотеки и институты, которые были подписаны на БСЭ.

Но мы хотим знать истину. Хотя бы из уважения к себе. Настоящая книга - скромная попытка рассказать правду о ряде антигероев, именам которых не место на наших улицах и площадях. Просто рассказать правду, чтобы освободиться от лжи.

Книга подготовлена при финансовой поддержке некоторых представителей эмиграции. Эмиграция тоже прошла тернистый путь. Мы были многого лишены, в первую очередь Родины. Мы болели за судьбы России, старались сохранить, что возможно, помочь, чем можно. Но у нас было одно огромное преимущество: мы знали правду и могли о ней свободно говорить и писать. Мы не кичились этой привилегией, потому что понимали, как трудно было нашим соотечественникам в Советском Союзе, но мы ценили ее. Жить не по лжи. Вот почему представители эмиграции решили участвовать в издании книги, скромно помочь торжеству правды.


Они просили не называть их имен. Но одного из них я все же назову, поскольку он уже отошел ко Господу. Это Алексей Борисович Йордан, один из руководителей Объединения русских кадет за границей. Он родился в эмиграции, в Югославии, в 1923 году. Его отец был Генерального штаба капитаном, который в рядах гвардейской кавалерийской дивизии участвовал в I мировой войне. Затем, отец воевал в рядах Добровольческой армии, был вынужден покинуть Россию и уехал в Сербию. Здесь родился сын Алексей и, когда мальчику подошло время учиться в средней школе, он отдал сына в 1-й Русский Великого Князя Константина Константиновича Кадетский Корпус. (После гражданской войны ряд русских кадетских училищ эвакуировался с Добровольческой армией заграницу и продолжал там работу, сохраняя свои традиции, вплоть до II мировой войны).

Такой корпус в Югославии блестяще закончил Алексей. Затем война, скитания по Европе. В Париже, Алексей Борисович получает высшее экономическое образование, переезжает в Нью-Йорк, женится на русской, у них рождается четверо детей. Алексей Борисович участвует в общественной и церковной жизни эмиграции, руководит Объединением кадет, следит за событиями в Советском Союзе - все это параллельно с профессиональной работой в банке. Как только появляется возможность, он начинает регулярно приезжать в Россию, старается помочь ее возрождению. В частности, работает с русскими кадетскими корпусами, налаживает им материальную помощь, стремится передать старые традиции. В рамках такой деятельности, он передал, от имени кадетского объединения, определенную сумму на подготовку «Черной книги». В 2001 году он внезапно скончался. Вечная ему память!

Т.И. Троянов

<< предыдущая страница