girniy.ru |
1
ВведениеОсновная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения это цели необходимо координально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе. В настоящее время учебный процесс в массовой школе продолжает сохранять объяснительно – иллюстративный характер, что приводит к усилению противоречия между требованиями ученика в развитии своих склонностей, интересов и традиционной малоактивной системой обучения. Тогда как одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предлагают такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Перевод обучения на субъектную основу требует такой педагогической технологии, которая обеспечила бы ученику развитие мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно – познавательной деятельностью. Поэтому перед школьной практикой встала проблема поиска технологии обучения, позволяющей решить эту задачу. Такой технологией как раз является в экологическом образовании – экологический мониторинг. При этом, конечно, в экологическом образовании существенную роль играют традиционные методы – лекции, беседы, походы, урок – игра, экологическая тропа, экскурсии в живую природу.1. Экология в школеНегативные изменения в окружающей среде, поставившие перед человеком проблему выживания как биологического вида, повсеместны и не требуют доказательств. Задача каждого человека осознать, что мы живем в эпоху развивающегося экологического кризиса. Люди по разному реагируют на события: одни участвуют в движении алармистов или организациях ГРИНПИС; другие занимаются конкретными природоохранными делами; третьи стараются изменить у себя и людей стереотипы мышления и деятельности, сделать свои планы, дела и поступки экологически целесообразными. Разное отношение к проблемам экологии зависит от уровня экологических знаний, точнее от уровня экологической культуры человека. Мы убеждены, что эти знания и культуру следует прививать с детства, на протяжении всей жизни человека. Сейчас трудно говорить о системе непрерывного экологического образования и воспитания человека, когда разрабатываются только отдельные этапы, а экология не стала обязательным предметом федерального цикла в базовом и полном среднем образовании, имея права факультативного курса школьного или в лучшем случае регионального компонента в содержании учебных планов для общеобразовательных учебных заведений. Однако сама жизнь требует, чтобы экология заняла подобающее место в общеобразовательной школе и была бы подкреплена системой непрерывной практики для школьников с целью обучения их приемам экологически целесообразной деятельности на основе экоимператива. Сами участвуя, мы приглашаем другие школы, учителей и учащихся участвовать в организации посильного и доступного экологического мониторинга, который станет инструментом в научном познании мира, характера и последствий взаимоотношений человека с природой, поможет строить эти отношения на научной основе, сохранять и преумножать богатства природы. Для успешного преодоления глобальных экологических проблем надо научиться их видеть и решать, прежде всего, в локальном и региональном масштабе. Для этого необходим, как начальное звено, экологический мониторинг в школе.
Естественно, от учащихся и их наставников не требуется проведение всего объема наблюдений и измерений, которые предписывает государственный экологический мониторинг. Материальная и приборная база школы для этого не приспособлена. Поэтому для систематического наблюдения экологических изменений школьникам предлагаются чаще не инструментальные методы, а доступные описательные шкалы, которые позволяют замечать, сравнивать и фиксировать в ландшафте, флоре и фауне, естественных экосистемах и природно – антропогенных комплексах изменения вызываемые экологическими причинами. 3. Школьный экологический мониторинг и его спецификаДля целенаправленного ведения работы по экологическому образованию и совершенствованию учебного процесса по экологическому образованию и совершенствованию учебного процесса по эколого – биологическому образованию учащихся нашей Балыклейской средней общеобразовательной школе Инжавинского района создан методический совет по экологическому образованию, в состав которого входят учителя географии, физики, биологии, химии, истории, машиноведения, экологии. Ими четко определена специфика экологического образования и сформулированы основные цели на всех этапах обучения учащихся. Начальное образование: формирование основных представлений о взаимосвязях человека с природой и ценностных установках по отношению к явлениям и процессам биосферы.
-фенологический мониторинг; - мониторинг ландшафтов; -мониторинг окружающего воздуха. 2. Конкретные программы мониторинга в экологическом образовании школьников. Эти программы предлагаются как элективные на инициативный выбор школами района. Они могут быть продолжением уже начатой экологической работы (по общим программам) или вводить ее в более целенаправленное русло. Таких программ предлагается больше и составляя их, авторы учитывают природную и экологическую специфику Тамбовской области. Наша школа работает по следующим программам мониторинга:
4. Организация выполнения программ. Обобщение наблюденийВыполнение общих программ экомониторинга составлено с учетом сезонной природоведческой практики: этого требуют общеобразовательные программы по географии, биологии, химии, физике, экологии. Они целенаправленно соединены воедино. Перечень конкретных программ мониторинга разнообразен, и их выбор зависит от школ. Однако есть общие условия, которые школы, участвующие в общеобластной программе «Экологический мониторинг в школе», должна, на наш взгляд, принять в качестве обязательных: - включение экологии как учебного курса экологии непрерывной экологической практикой, проводимой с 1 по 11 класс;
Из вышеизложенного следует, что реализация программ экомониторинга в школе создаст необходимую научно – практическую базу для развития исследовательской работы студентов и школьников в области экологии. При этом не надо будет придумывать тематику экологических исследований и проектов – она будет вызвана к жизни работой самих учителей и учащихся. И какой толчок это даст развитию ученических исследований по экологии, конкурс которых ежегодно проводится у нас в районе и в области. Первый опыт, приобретенный нашей школой, участвующей в различных проектах, предложенных госзаповедником «Воронинский», отделом образования Инжавинского района, ОЦДОД «Бионика», Госкомитетом по охране окружающей среды Тамбовской области, стал заметным событием, наглядно показавшим правомерность привлечения школ к практической экологии и эффективность этой работы. Школы доказали, что им можно поручать и доверять серьезную работу. Учащиеся нашей школы, входившие в состав команды «Капельки добра», гордятся определенными успехами, достигнутыми ими в районных, областных проектах по экологии. Наша школа является призером районных, областных конкурсов – проектов: «Парк моего детства», «Юный эколог», «Степной спасатель». Вот имена тех, кто внес определенный вклад в эти успехи – учителя Гальцев С. Ю., Коледа Н. А., учащиеся Коледа Ксения, Вахрушева Дарья, Янина Татьяна и другие. 5. Проведение экологических игр, конкурсов, викторин, походов, связанных с охраной природы родного краяСейчас практически ни одна программа экообразования для детей, ни в классе, ни на открытом воздухе не обходит так называемые экологические игры, конкурсы, викторины. Существует множество разработок, поясняющих что же это такое, как их составить и как в них играть. Разработки эти как отечественного, так и зарубежного происхождения. В их создании принимают участие и государственные учреждения ( лаборатория экологии и охраны природы биофака МГУ под руководством Д.М. Кавтарадзе), и общественные (Международный фонд дикой природы). Большинство из них предназначено в первую очередь для школьного образования, так как непосредственно вписывается в программу обучения, требует значительного времени на подготовку и предполагает участие большого количества ребят, к тому же объединенных в группы по интересам. И сравнительно немногие из предлагаемых игр подходят, на наш взгляд, для использования в школе. Игр, одновременно дающих знания и навыки, с одной стороны, и отдых и удовольствие, с другой. Игр требующих долгой подготовки и больших умственных усилий. Простых в изготовлении необходимого реквизита и в его применении. Интересных и приемлемых не только для младших школьников, но и для старшеклассников. Вот некоторые из игр, которые мы применяем в своей практике.5.1. Экологическое лото 5*5.Листы бумаги расчерчиваются на 25 клеток, каждая клеточка нумеруется от 1 до 25 в произвольном порядке. Ведущий вытаскивает бочонок с номерами. Для каждого номера есть вопрос, эти вопросы мы привязываем к местной тематике. Например: -Что такое заповедник? –Какое различие между заповедником и заказником? Можно составлять вопросы в жанре «ключ к животному» или «ключ к растению». Для самых маленьких школьников придумываем более легкие вопросы. Эти вопросы задаются участникам, тот кто первым правильно ответит на вопрос получает бочонок и закрывает цифру. Если несколько игроков знают правильный ответ, они все закрывают эту цифру. Выигравшим считается тот игрок, который первым закроет ряд цифр. В наборе игр, которые мы применяем, есть и обучающие игры для самостоятельного использования. Например, игра - на основе игры «Магический квадрат», которая разработана сотрудниками Йелоустонского национального парка (США). Лист бумаги расчерчивается на 16 квадратов, каждый обозначается буквами от «А» до «О». Этими же буквами обозначены 16 предложений, в каждом из которых пропущено по одному слову. Недостающие слова нужно выбрать из предложенного списка и записать соответствующее число в квадрат с соответствующей буквой. Также применяем много игр из методических брошюр, предоставленных сотрудниками заповедника «Воронинский» Необходимо отметить, что при проведении игр, конкурсов, викторин учитываются способы отношения людей друг с другом и конечно качества, которыми должна обладать игра. 5.2. Способы отношений людей друг с другом - уход в себя (полный отказ от взаимодействия); - ритуал (иллюзия общения); - развлечение (люди проводят друг с другом время, но свой внутренний мир не раскрывают); - деятельность (взаимодействие «начальник – подчиненный», «сотрудник – сотрудник»); - игра; - интимность (взаимодействие при котором можно все).
5.3. Качества, которыми должна обладать игра- условность (существует право на ошибку); - реальность (ребенок в игре живет); - непродуктивность (в материальном плане ничего не производится, но продуктом является развитие личности ребенка); - интенсивность общения (игра – творческая деятельность); На основании этого мы выяснили, что игра является наиболее быстрым способом приобретения опыта. Практика показывает, что система только классных занятий по экологии, биологии, географии в школе, приводит к формальным знаниям, не вырабатывает у учащихся ответственного отношения к природе. Недостаточное общение с живыми объектами делает школьников равнодушными и безответственными к окружающему их животному и растительному миру. Хотя подготовка и проведение походов и экскурсий доставляет учителю много хлопот, однако их огромная познавательная и воспитательная роль компенсирует эти усилия. Наиболее целесообразно, на наш взгляд, проводить комплексные экскурсии и походы, в ходе которых учащиеся могут получить комплексные знания об окружающей природе. А сейчас, на примере работы кружка дополнительного образования «Степной спасатель», организованного у нас в школе сотрудниками госзаповедника «Воронинский», мы хотели бы рассказать о мероприятиях, в которых принимают участие наш отряд «Капельки добра», связанных с охраной родного края. 5.4. Цели и задачи работы кружка «Степной спасатель».Кружок представляет собой группу учащихся, набранную из наиболее увлеченных экологией и биологией детей, склонных к исследовательской работе в природе; Работа кружка направлена на: -ботанические исследования на лугах и в лесу с целью изучения редких и исчезающих видов степных и луговых травянистых растений; -изучение и картирование мест произрастания таких растений;
Список использованной литературы
|