https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 11 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


6 – 9 классы

Изучение географии на ступени основного общего образования

по географии направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственный дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.



Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.


Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. Также программа содержит национально-региональный компонент по изучению своего родного края «Географическое краеведение» для 9 класса. Изучение «Малой Родины», её географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.


Рабочая программа по учебнику «Начальный курс географии». Авторы: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Москва, ДРОФА, 2008., по программе Сиротина В.И., составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы.

Основные цели и задачи курса 6 класса:

Главная цель: формирование основ первоначальных географических знаний из разных областей наук о Земле – картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Изучение предмета «Начальный курс географии» способствует решению следующих задач:


  • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

  • формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном региональном и локальном уровнях;

  • формирование представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
  • формирование специфических географических и общеучебных умений;


  • формирование начальных представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

  • развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

  • развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

  • понимание разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;

  • развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.


Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Учебный предмет изучается в 6 классе, рассчитан на 52 часа в год (1 час в неделю плюс 0,5 из школьного компонента).


Рабочая программа по географии «География материков и океанов» 7 класс (70 часов в год, 2 часа в неделю). Учебник для общеобразовательных учреждений, автор Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. ДРОФА. Москва, 2008г., по программе Сиротина В.И., составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы.

Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников.


Основные цели и задачи курса 7 класса:

Главная цель: развитие географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Задачи:


  • создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

  • раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населении, его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений;

  • воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.


Рабочая программа по географии «Природа России» 8 класс (70 часов в год, 2 часа в неделю). Учебник для общеобразовательных учреждений, автор И.И. Баринова ДРОФА. Москва, 2008г., по программе Сиротина В.И. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы.

Курс географии Родины существует в различных вариантах в школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Это логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями: «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс).


Гигантские политические и социально - экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.


Основные цели и задачи курса 8 класса:

Главная цель данного курса:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины. О месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны (своего края) и ее населяющих народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:


  • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

  • Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланитарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  • Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов;


  • Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • Развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланитарные, так и специфические процессы и явления;

  • Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.


Рабочая программа по географии «Население и хозяйство России» 9 класс (70 часов в год, 2 часа в неделю). Учебник для общеобразовательных учреждений, авторы: В.П. Дронов, В.Я. Ром. ДРОФА. Москва, 2010г., по программе Сиротина В.И.

Рабочая программа учебного предмета «Население и хозяйство России» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы.

При определении содержания программного материала учитывалось резкое усиление практической направленности мышления учащихся, развитие их способности к абстрагированию, возрастание устойчивости интересов и частоты перехода произвольного внимания в постпроизвольное. Это создает реальную возможность пробуждения интереса к изучаемому вопросу в процессе учебной деятельности, появления увлеченности предметом. Отсюда понятно значение отчетливо выраженной в данной программе тенденции усиления гуманистической направленности географического образования и показа большого практического значения взаимосвязей природных, экономических, социальных и демографических явлений.

Программа предусматривает поэтапную систематизацию и обобщение материала. При этом возможно усложнение сформированных ранее знаний, ознакомление школьников с новыми проблемами.

На протяжении всего курса учащиеся овладевают умениями читать новые для них виды тематических карт физико-географического и экономико-географического содержания, осуществлять их наложение, анализировать статистические данные и решать простейшие расчетные задачи.



Основные цели и задачи курса 9 класса

Главная цель данного курса:

формирование целостного представления об особенностях населения, хозяйства нашей Родины. О месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и ее населяющих народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.


Основные задачи курса:


  • Углубленное изучение населения и хозяйства России.

  • Максимальное приближение географических знаний и умений, приобретаемых школьниками, к запросам повседневной жизни.

  • Воспитание патриотического отношения к своей Родине: стремления к активному участию в решении социально-экономических, экологических и других проблем.

  • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: населения, хозяйства;

  • Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланитарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов;
  • Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;




6 класс

Структура программы:

  1. Основные принципы отбора содержания начального курса географии.

  2. Основные методы обучения.

  3. Требования к уровню подготовки учащихся.

  4. Календарно–тематическое планирование.

  5. Содержание тем учебного курса.

  6. Контроль уровня обученности.

  7. Литература для учителя, для учащихся.

  8. Приложение.


I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

Цели образования определили специфику содержания и главные принципы отбора учебного материала начального курса географии.

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ – он отражает линию научных основ содержания образовательной области «Земля», которая определяет развитие географических понятий, способствует генерализации отдельных фактов, закономерностей, проявляющихся на территории региона.

ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ – позволяет обеспечить соответствие содержания курса и требований современной науки, уровня ее развития. Способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.

ПРИНЦИП ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ – особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой. Формируется целостный взгляд на окружающую природу и убежденность в необходимости ее охраны, закладывается экологическая составляющая образования.

ПРИНЦИП ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ – реализован посредством включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика. Это достигается путем выполнения большого количества практических работ.

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРИНЦИП – помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.

II. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ГРУППА МЕТОДОВ


ПРИМЕРЫ

Методы мотивации и стимулирования

Методы формирования интереса к учению – познавательные игры, учебные дискуссии и др.

Методы эмоционального стимулирования – опора на жизненный опыт, создание ситуаций успеха и др.

Методы интеллектуального стимулирования – «мозговой штурм», выполнение творческих заданий и др.

Методы формирования долга и ответственности – предъявление диагностических целей, учебных требований, информации об обязательных результатах обучения, поощрение, порицание, стимулирующее оценивание результатов учения.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Перцептивные методы (передача и восприятие учебной информации): словесные (рассказ, беседа, лекция, диалог), наглядные (демонстрации натуральные, художественные. Графические, символические), практические (преобразование учебного материала, упражнения, эксперимент). Аудивизуальные (сочетание словесных и наглядных методов, кино-, видео-, музыка, DVD и др.)

Логические методы – (организация и осуществление мыслительных операций):индуктивный и дедуктивный, сравнение, аналогия, анализ, абстрагирование, конкретизация, обобщение, систематизация.

Гностические методы – (по характеру познавательной деятельности): информационно-рецептивные, инструктивно-рецептивные, проблемное изложение, эвристическая беседа, частично-поисковый, исследовательский.

Методы самоуправления учебно-познавательной деятельности – работа под руководством учителя или учащегося, оказание дозированной помощи (с опорой, конспектом, алгоритмом), самостоятельные работы.



следующая страница >>