https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 22 23

Утверждены и введены



в действие Приказом


Министра морского флота


от 13 марта 1975 г. N 50


Утверждены


Постановлением


Президиума ЦК профсоюза


рабочих морского


и речного флота


от 19 февраля 1975 года,


протокол N 39, п. 16


Введены в действие


с 1 января 1976 года


ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ МОРСКОГО ФЛОТА


Правила техники безопасности на судах морского флота разработаны группой сотрудников

Центрального научно-исследовательского института морского флота.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Порядок применения Правил


1.1.1. Настоящие Правила предназначены для обеспечения безопасности труда плавсостава и

распространяются на все суда и плавсредства Министерства морского флота, находящиеся в

эксплуатации, ремонте и отстое.


Примечания: 1. Отступления от настоящих Правил допускаются только при выполнении работ

на судах и плавсредствах, терпящих бедствие или работающих по спасению, при обязательном


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


выполнении всех возможных мер безопасности.


2. На суда технического флота, кроме требований настоящих Правил, распространяются

требования специальных правил техники безопасности для судов технического флота.


1.1.2. В развитие настоящих Правил пароходствами должны быть разработаны и выданы на

суда инструкции по технике безопасности для всех профессий рядового плавсостава. Типовые

инструкции ММФ для отдельных профессий должны быть положены в основу инструкций,


составленных с учетом специфики данного пароходства и особенностей каждой серии судов. Все

действующие инструкции должны быть приведены пароходствами в соответствие с настоящими

Правилами.


1.1.3. Администрация судна обязана изучить полученные от пароходства инструкции и при

необходимости дополнить их положениями, отражающими изменение условий плавания, специфику

груза и т.п.


1.1.4. Во всех инструкциях по эксплуатации оборудования должны быть указаны конкретные

меры техники безопасности, предупреждающие случаи травматизма при его использовании. На все

основные виды ремонтно-профилактических работ на судах пароходствами должны быть составлены

технологические карты, учитывающие безопасные методы работы. Технологические карты должны

быть составлены также на основные виды палубных работ, в которых сохраняется постоянная

последовательность операций (спуск-подъем шлюпок, заваливание и вываливание забортных

трапов, спуск-подъем трапа для приемки лоцмана, открывание и закрывание крышек трюмов,

выемка-установка или укладка на груз собранных щитов шифтинг-бордсов).


В технологических картах должны указываться оборудование и оснастка, последовательность

технологических операций, расстановка работающих в процессе выполнения работ и меры

безопасности.


1.1.5. Настоящими Правилами должен быть обеспечен весь комсостав судна. Правила следует

учитывать как инвентарь судна.


1.2. Обучение технике безопасности и требования


к личному составу


1.2.1. Командный состав судов (включая первых помощников капитана и судовых врачей)

обязан изучить настоящие Правила и проходить ежегодную проверку знаний настоящих Правил в

соответствии с Положением (приложение I - не приводится).



1.2.2. Весь личный состав судов должен пройти инструктаж и обучение по технике

безопасности в соответствии с действующим в ММФ Положением (приложение II - не приводится).


Ответственность за правильную организацию и качество инструктажа по технике безопасности

членов экипажей на рабочем месте (первичного, повторного и внеочередного) возлагается на

капитанов судов. Контроль за качеством инструктажа и соблюдением правил техники безопасности

на судах возлагается на работников пароходства (порта, управления морского пути) по технике

безопасности, капитанов-наставников, механиков-наставников, групповых механиков и инженеров


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


электрорадионавигационных камер.


1.2.3. Рядовой состав судов обязан изучить инструкции по технике безопасности в соответствии

со своей профессией и выполняемой работой. При поступлении на судно знания проверяют: у

членов палубной команды и обслуживающего персонала - старший помощник капитана, у членов

машинной команды - старший механик; повторно проверки знаний производятся не реже двух раз в

год.


1.2.4. К самостоятельной работе на судне и обслуживанию механизмов допускаются лица не

моложе восемнадцати лет. Они должны:


иметь удостоверение (свидетельство) о прохождении квалификационной комиссии и

медицинскую книжку с отметкой или свидетельство о пригодности к работе по состоянию здоровья,

выдаваемые бассейновой или портовой поликлиникой;


твердо знать инструкции по технике безопасности и обслуживанию поручаемых им

механизмов;


уметь правильно пользоваться защитными и предохранительными приспособлениями,

необходимыми в процессе работы;


уметь оказывать первую помощь при несчастных случаях.


1.2.5. Ни один вновь поступающий член экипажа рядового состава не может быть направлен на

судно, если он не прошел вводный инструктаж по технике безопасности, лица командного состава -

без проверки знаний Правил техники безопасности и других руководящих документов по охране

труда, проводимой в комиссиях при пароходствах.


Без первичного инструктажа на рабочем месте и проверки знаний по профессии пришедший на

судно член экипажа рядового состава не может быть допущен к выполнению судовых работ.


Примечание. Первый помощник капитана и судовой врач при поступлении на работу должны

пройти вводный инструктаж, а по приходе на судно - получить от капитана общий инструктаж о

специфике и характере работы судна.


1.2.6. Все члены экипажа судна должны быть проинструктированы по безопасной работе на

прачечном оборудовании (стиральных машинах, центрифугах и др.) и прочем бытовом

оборудовании, предназначенном для самообслуживания.


1.2.7. Обо всех замеченных неисправностях оборудования, систем, различных устройств, трапов

и т.п., представляющих опасность, а также обо всех нарушениях правил и инструкций по технике

безопасности каждый член экипажа судна обязан немедленно сообщить своему непосредственному

начальнику.


1.2.8. Работники Министерства, пароходств, портов, морских путей, а также научно-

исследовательских, проектно-конструкторских, инспектирующих и всех других организаций,

связанные с необходимостью посещения судов, обязаны изучить настоящие Правила применительно

к занимаемой должности, выполняемым работам и строго соблюдать их при посещении судов, а


также при разработке организационно-технических мероприятий на флоте.


1.2.9. Все совершеннолетние члены семей моряков, прибывающие на судно, должны быть

ознакомлены с Инструкцией по технике безопасности для членов семей моряков, прибывающих на

судно, и расписаться в этом у вахтенного помощника капитана, который обязан напомнить им о


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


необходимости твердого знания и тщательного соблюдения требований техники безопасности.


1.3. Ответственность за соблюдение Правил


техники безопасности на судне


1.3.1. Ответственность за соблюдение настоящих Правил на судне несет капитан. Он обязан

лично и через своих помощников и начальников служб (старшего помощника капитана, старшего

механика, начальника рации, судового врача и др.) проводить мероприятия по оздоровлению

условий труда экипажа, учитывая конкретные условия, и принимать все необходимые меры для

предупреждения случаев травматизма.


Капитан обязан систематически контролировать выполнение членами экипажа правил и

инструкций по технике безопасности и прохождение инструктажа всем рядовым составом судна. При

оформлении трудового соглашения в последнем должны быть отражены вопросы ответственности за

охрану труда администрации судна и грузополучателя.


1.3.2. Каждый член командного состава судна отвечает за безопасность труда членов экипажа в

соответствии с Уставом службы на судах морского флота Союза ССР и обязан контролировать

выполнение личным составом судна правил и инструкций по технике безопасности,


инструктировать подчиненных ему лиц и обучать их безопасным методам работы.


1.3.3. Контроль и ответственность за соблюдение правил техники безопасности во время

выполнения работ возлагаются на члена командного состава (старшего, среднего или младшего),

непосредственно возглавляющего эту работу или давшего непосредственное распоряжение рядовым

членам экипажа о ее выполнении.


Руководитель работ обязан:


обеспечить выполнение работ строго в соответствии с настоящими Правилами;


лично проверить надежность и исправность всех применяемых приспособлений и

инструментов, а также средств индивидуальной защиты;


инструктировать лиц, участвующих в работах, по вопросам технологии и безопасности их

выполнения, а также правильному использованию средств индивидуальной защиты;


расстанавливать работающих в соответствии с их квалификацией и характером работы.


Примечание. В случае выполнения явно опасных работ (в штормовых условиях, в замкнутых

тесных пространствах, в помещениях, содержащих вредные газы, и т.п.) или редко исполняемых

(ввод судна в док, аварийные работы и др.) внеочередной инструктаж должен провести старший

помощник капитана или старший механик (по принадлежности).


1.3.4. Вахтенные помощник капитана и механик обязаны вести общий надзор за соблюдением

правил техники безопасности при стоянке судна в порту, на рейде и в ремонте.


При следовании судна в море ответственность за соблюдение требований техники

безопасности возлагается на руководителя работ.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.



1.3.5. Ответственность за техническое состояние судовых трапов, штормтрапов и сходней, а

также спасательных шкентелей с мусингами несет старший помощник капитана.


Ответственность за техническое состояние всех трапов в МКО и насосных отделениях несет

старший механик.


Ответственность за безопасную установку трапов и сходней несет старший помощник капитана,

а за правильную их эксплуатацию во время стоянки судна - вахтенный помощник капитана.


1.3.6. Ответственность за безопасность погрузочно-разгрузочных работ, производимых

береговыми организациями, но с использованием судовых грузоподъемных средств, несет

организация, производящая работы (если ответственность не оговорена договорным обязательством).


1.3.7. Ответственность за соблюдение правил техники безопасности при ремонтных работах

силами и средствами судна возлагается на руководителя работ (в соответствии с должностными

обязанностями), силами и средствами береговых предприятий - на администрацию этих

предприятий, силами судовой команды и береговых предприятий - на администрацию, которая

руководит работами.


1.3.8. Весь судовой состав обязан:


точно выполнять правила и инструкции по технике безопасности;


использовать предохранительные приспособления, средства индивидуальной защиты и другие

защитные устройства в соответствии с выполняемой работой.


1.3.9. При несчастных случаях члены экипажа, находящиеся у мест происшествия, должны

немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача (или лицо, исполняющее

обязанности врача), сообщить о случившемся вахтенному помощнику капитана или вахтенному

механику и по возможности сохранить обстановку на месте происшествия для расследования.

1.3.10. Несчастные случаи подлежат расследованию и учету в соответствии с Инструкцией о


порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве на судах морского и речного

флота (приложение III - не приводится).


1.3.11. Ответственность за несчастные случаи, происшедшие во время работ, несут лица,

которые своими распоряжениями или действиями нарушили настоящие Правила, соответствующие

судовые инструкции или не приняли должных мер, обеспечивающих безопасность работ.


1.4. Общие положения техники безопасности


при эксплуатации судна и судового оборудования


1.4.1. Оборудование и устройства, а также их расположение на вводимых в эксплуатацию

новых судах должны соответствовать действующим Требованиям техники безопасности к общему

расположению, устройствам и оборудованию морских судов.


Если устройства и оборудование судов, введенные в эксплуатацию до начала действия

указанного норматива, не отвечают его требованиям, администрация судна совместно с

представителями пароходства должна составить план мероприятий по приведению оборудования и

устройств в соответствие с этими требованиями. План мероприятий составляется службой техники


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


безопасности совместно с представителями других служб, от которых зависит решение этих

вопросов.


1.4.2. Если приведение устройств и оборудования судна в соответствие с требованиями

указанного норматива невозможно и экономически нецелесообразно, объем работ должен быть

согласован с техническим инспектором профсоюза рабочих морского и речного флота, а на период

эксплуатации такого оборудования службой техники безопасности пароходства совместно с


командованием судна должны быть разработаны мероприятия (или составлена инструкция) по

безопасному его обслуживанию.


1.4.3. Все рабочие места и проходы на судне (на открытых палубах, в МКО, служебных и жилых

помещениях, на камбузе и др.) должны быть свободны от посторонних предметов. Их следует

систематически убирать, очищать от снега, льда, масла, нефти. Проходы на палубах в случае

необходимости следует посыпать песком. Чехлы, снимаемые с оборудования, нужно убирать или

аккуратно укладывать в таких местах, где они не будут мешать работе или проходу. Изношенные

противоскользящие покрытия необходимо восстанавливать.


Искусственное освещение всех помещений судна, МКО, открытых палуб, трюмов и т.п. должно

поддерживаться не ниже санитарных норм искусственного освещения на судах морского флота.


1.4.4. При выполнении судовых работ члены экипажа обязаны пользоваться спецодеждой,

спецобувью и предохранительными приспособлениями (касками, очками, перчатками,

противогазами и т.д.).


В неисправной или загрязненной спецодежде и спецобуви члены экипажа к работе не

допускаются.


Администрация судна должна обеспечить регулярную стирку, ремонт спецодежды и спецобуви.


Применение воздуха для обдувки спецодежды на человеке запрещается.


1.4.5. Администрация судна должна следить за тем, чтобы:


а) все движущиеся части оборудования (работающего постоянно или эпизодически), а также

открытые отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться

пламя, горячие газы, пыль, лучистая теплота и т.п., были надежно ограждены;


б) все проемы палубы и расположенные на высоте открытые поверхности (площадки на рострах

и мачтах, мостики и др.), а также постоянные рабочие места высотой от 500 мм и выше (площадки


управления, наблюдения и др.), на которых приходится выполнять длительную или периодическую

работу, имели надежные леерные ограждения согласно Требованиям техники безопасности к общему

расположению, устройствам и оборудованию морских судов.


Запрещается устанавливать незакрепленные ограждения, создающие лишь видимость защиты.


1.4.6. За исправным состоянием ограждений должен осуществляться повседневный контроль.

Для предупреждения потери крепежных деталей (болтов, гаек) при снятии ограждений должны быть

приняты меры (нанизывание их на проволоку, укладка в ящики и др.).


1.4.7. Запрещается снимать во время работы механизмов ограждения с движущихся частей

(маховики, муфты, фланцевые соединения, гребные, упорные и коленчатые валы, редукторы и др.).


1.4.8. Необходимо следить за тем, чтобы все органы управления, горловины цистерн и

запорные устройства топливной, масляной, водяной и других судовых систем имели четкие надписи

или знаки, определяющие их назначение. Все вентили, клапаны и клинкеты должны иметь указатели


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


направления "Открыто" и "Закрыто".


Запрещается пользоваться органами управления, не имеющими фиксирующих устройств,

исключающих их самопроизвольное перемещение.


1.4.9. Администрация судна должна следить за укомплектованностью судна полным набором

переносных знаков и знаков-табличек безопасности.


Примечание. Переносные знаки и знаки-таблички изготовляются централизованным путем в

пароходствах и выдаются по заявкам судов в портах приписки.

1.4.10. Запрещается:


оставлять без наблюдения работающие механизмы и оборудование (не относится к

автоматическим установкам и оборудованию);


работать на механизмах с отключенными блокирующими устройствами;


работать на неисправном оборудовании и устройствах. При обнаружении любой

неисправности механизма его надо остановить.


Проворачивание винтов можно производить только с разрешения вахтенного помощника

капитана, который, прежде чем дать разрешение, должен убедиться в том, что в районе винтов чисто.

До начала проворачивания винтов с обоих бортов судна должны быть вывешены предупреждающие

знаки с надписями на русском и английском языках "Берегись вращающегося винта" (приложение IV -

не приводится).


1.4.11. Перед пуском механизмов или устройств необходимо:


в соответствии с инструкцией по обслуживанию убедиться в исправности оборудования и

арматуры, аварийно-предупредительной сигнализации и средств защиты, а также в отсутствии на

механизмах посторонних предметов;


предупредить людей, находящихся вблизи механизмов и устройств, о предстоящем пуске.


Примечание. При автоматическом включении оборудования все требования этого пункта

осуществляются перед первоначальным пуском (после длительной остановки).


1.4.12. На работающих машинах и механизмах запрещается:


крепить гайки и выбирать слабину в системах движения;


замерять зазоры;


чистить и обтирать движущиеся части, а также производить смазку трущихся частей вручную,

без специальных приспособлений, делающих эту работу безопасной (шприцев, масленок и т.п.);


выполнять какие-либо ремонтные работы;

производить другие опасные на ходу работы, которые могут привести к травматизму.



1.4.13. Запасные части, приспособления и инвентарь должны быть надежно закреплены в своих

гнездах. Их крепление нужно осматривать и проверять каждый раз после выполнения работ, при


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


которых они использовались, а также перед выходом судна в море.


1.4.14. Запрещается выбрасывать за борт горящие или тлеющие предметы (окурки, уголь, пакля,

ветошь и т.п.).


1.4.15. Бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости должны храниться на судне

в специальных помещениях, удаленных от источников огня и имеющих достаточную вентиляцию. На

внешней и внутренней сторонах двери должны быть сделаны знаки-надписи, предупреждающие о

наличии горючего ("Огнеопасно", "Не курить").


Все горловины емкостей, в которых хранятся такие жидкости, должны быть всегда плотно

закрыты.


1.4.16. Ответственность за безопасность хранения ЛВЖ возлагается на старшего помощника

капитана и старшего механика (по принадлежности).


Запрещается использовать керосин, бензин, спирт и другие огнеопасные материалы для

протирания палуб, переборок, мебели и т.п.


1.4.17. Пролитые керосин, бензин и другие нефтепродукты надо немедленно удалить.


1.4.18. Запрещается работать с применением открытого огня и курить лицам в одежде,

пропитанной керосином и другими легковоспламеняющимися веществами.


1.4.19. Запрещается входить (и работать) с открытым огнем и переносными электрическими

светильниками, питающимися от сети:

в нефтеналивные, топливные танки (недегазированные) и другие места хранения горючих


жидкостей и материалов;


в хранилища обтирочных материалов;


в малярные и кладовые;


в помещения, труднодоступные для проветривания;


в аккумуляторные помещения.


Для освещения этих помещений следует пользоваться только специальными переносными

аккумуляторными фонарями взрывобезопасной конструкции.


1.4.20. Спускаться в закрытые, плохо вентилируемые помещения (двойное дно, выгородки

вибраторов, шахту лага, питьевые и другие цистерны, пики, коффердамы и т.п.) разрешается лишь

после предварительного тщательного проветривания и инструментального замера состава воздушной

среды <1>. Независимо от длительности проветривания в такое помещение запрещается входить

одному человеку, если за ним не наблюдает второе лицо, находящееся вне этого помещения (у входа).

Входящий должен надеть предохранительный пояс с лямками и сигнальным концом (линем), второй

конец которого должен находиться у наблюдающего - дежурного у горловины.


--------------------------------


<1> Правила спуска в недегазированные танки танкеров и судов, перевозящих химические

грузы, подробно оговорены в гл. 9.


В случае срочной необходимости, когда нет времени для достаточного проветривания, вход в


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


указанные помещения разрешается только в изолирующих аппаратах или в шланговых противогазах с

подачей воздуха при обязательном соблюдении остальных требований настоящего параграфа.


При осмотрах и работах в указанных помещениях должна применяться следующая сигнализация:


От обеспечивающего к работающему:


Дернуть один раз - "Как себя чувствуешь?".


Дернуть три раза - "Выходи!".


От работающего к обеспечивающему:


Дернуть один раз - "Чувствую себя хорошо!".


Дернуть два раза - "Мало воздуха!".


Дернуть три раза - "Выхожу, выбирайте рукав!".


Частые подергивания более четырех раз - "Самостоятельно выйти не могу!".


Каждый сигнал повторяется принявшим его.


Руководитель работ должен убедиться, что работающий и обеспечивающий твердо усвоили

установленную сигнализацию.


1.4.21. Запрещается спуск людей в неосвещенные трюмы и твиндеки. При отсутствии

освещения и необходимости осмотра трюма или груза, проверки крепления контейнеров и т.п. с

разрешения старшего помощника капитана и с выделением сопровождающего лица допускается

спускаться в трюм, используя для освещения люстры, аккумуляторные электрические фонари или

взрывобезопасные фонари - в зависимости от рода груза. При спуске в трюм аккумуляторные фонари

должны быть подвешены на ремне или другом надежном приспособлении, в котором закреплен

фонарь.


Запрещается для освещения трюмов использовать открытый огонь.


Каждый член экипажа (или должностное лицо, находящееся на судне) перед спуском в трюм

обязан докладывать об этом вахтенному помощнику капитана и спускаться в трюм только с его

разрешения. Перед тем как дать разрешение на вход, вахтенный помощник должен проверить (на ходу

или на рейде - через руководителя работ), что трюм достаточно освещен, провентилирован и входу в

него ничто не препятствует.


Спускаться в трюм и подниматься из него следует по одному. Запрещается спускаться в трюм и

подниматься из него с какими-либо предметами в руках, а также во время подъема и спуска грузов


или грузозахватных приспособлений и открытия-закрытия люковых секций.


1.4.22. Запрещается вход людей в емкости станции пенотушения без предварительного

определения на санитарно допустимую концентрацию паров четыреххлористого углерода и других

газов огнегасительной жидкости.


Работа по перезарядке станции огнетушения должна производиться под руководством старшего

(главного) механика.


При проверке и ремонте систем, из которых возможна утечка вредных газов (например, из

системы углекислотного тушения), все люди, за исключением проводящих ремонтные работы,

должны быть удалены из района действия всей ремонтируемой системы. На период ремонта


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


системы должны быть наготове специально проинструктированные люди (не менее двух человек)

для оказания первой помощи в случае необходимости. О времени проведения этих работ извещают

по судовой системе громкоговорящей связи и трансляции, предупреждая весь экипаж судна о запрете

входа в опасные зоны.


1.4.23. На пассажирских и грузо-пассажирских судах все места производства работ на палубах

должны быть ограждены и иметь предупредительные знаки и надписи, запрещающие проход

пассажиров к рабочим местам.


На всех судах должны быть размещены на видных местах схемы путей эвакуации из различных

помещений и отсеков с указанием мер безопасности при использовании путей <1>.


--------------------------------


<1> Инструкция по организации спасения людей из помещений и отсеков судов при пожарах.

Утверждена ММФ 16 мая 1973 г.



1.4.24. Безопасность всех работ по подготовке судна к газовой обработке (фумигации), а также

проведение мероприятий, подлежащих выполнению силами и средствами судовой команды после

газовой обработки судна, обеспечивается в соответствии с инструкциями фумигационных отрядов

пограничной государственной инспекции по карантину растений МСХ СССР.


1.4.25. На время фумигации со снятием экипажа вахтенные должны находиться на расстоянии

не менее 30 м от газируемого судна и не допускать приближения к судну людей, катеров и шлюпок

ближе чем на 50 м. У трапа и на бортах судна должны быть вывешены предупреждающие надписи.

Безопасность работ при фумигации без снятия экипажа обеспечивается специальной инструкцией.

</1></1></1></1>


следующая страница >>