https://electroinfo.net

girniy.ru 1

ПОСЛЕСЛОВИЕ К «БЕРИКСУ»



На минувшей неделе сухогруз «Берикс» с испорченным мясом на борту, наконец, покинул Одесский порт.

Прозванный «Вонючим голландцем», «Берикс» обошелся государству в 1 миллион гривен. Однако, по словам морских экспертов, ситуация с отдельно взятым судном хотя разрешилась благополучно, но выявила ряд нерешенных и нерешаемых в государстве проблем.

«Несчастный голландец»

История «Берикса» уже стала притчей во языцех. Сухогруз еще в ноябре прошлого года вышел из грузинского Поти с грузом мясного ассорти: курятина, свинина и крольчатина (всего более 200 тонн) и отправился в турецкий порт Мерсин. Достоверно неизвестно, испортилось ли мясо в дороге или изначально направлялось в Турцию «на утилизацию», однако в декабре на «Бериксе» случилась поломка, что и положило начало злоключениям судна. Ни один порт Черного моря не соглашался принимать «Вонючего голландца», как моментально окрестили «Берикс» журналисты, — портовики и представители городских властей ссылались на действующие в Украине санитарные нормы, а слухи о том, что на борту зараженное, «чумное» мясо еще сильнее напугали и без того напуганных чиновников.

В марте 2009 года Государственный комитет ветеринарной медицины предложил вернуть груз судна «Берикс» отправителю или провести заседание чрезвычайной комиссии по вопросам утилизации груза на специализированных предприятиях Украины при согласии владельца. Согласно поручению первого вице-премьера Украины Александра Турчинова, Госпогранслужба, Государственная таможенная служба, Госкомитет ветеринарной медицины и СБУ были обязаны не допустить прохождения судна «Берикс» на территорию Украины. Тем не менее, судно пыталось стать на якорь в портах Николаев, Керчь, Ильичевск, Одесса и Южный, где над экипажем все-таки сжалились и предоставили небольшой запас топлива и воды. Дело было в июле, судно находилось в «рейсе» больше полугода. Тогда же инспекция государственного портнадзора МТП «Южный» осмотрела судно, признала его непригодным для плавания и предписала: к месту проведения ремонта «Берикс» может добраться только с помощью буксира.


Дело приняло настолько серьезный оборот, что в ситуацию вмешалось правительство. Была создана специальная комиссия Минтранссвязи, по решению которой 31 июля скитания «Берикса» по морям закончились: «несчастный голландец» был поставлен к причалу ОСП «Судоверфь-Украина» в Одесском порту. На борту судна и на прилегающей территории силами нескольких ведомств были организованы беспрецедентные мероприятия охраны, санитарной безопасности и контроля за температурным режимом в опломбированных трюмах. Через 20 дней (срок, обозначенный комиссией для ремонта судна) «Берикс» был отремонтирован, снабжен всеми необходимыми документами на право выхода в море и припасами и отправлен восвояси — в порт назначения.

Казалось бы, история закончилась благополучно – чума не напала на украинские порты, отремонтированное судно со странным грузом дойдет до получателя. Правда, пока не ясно, кто возместит украинскому государству убытки: а по словам начальника Одесского порта Николая Павлюка, ремонт «Берикса» и прочие затраты укладываются в сумму около 1 млн грн. Из них 600 тыс. грн потратил Одесский порт (приобретение запчастей и проведение ремонтных работ), 300 тыс. заплатил порт Южный за аварийно-спасательные работы и обеспечение судна топливом и водой, остальная сумма – расходы Минтранса.

Расплачиваться по долгам с экипажем и портовиками судовладелец пока не спешит. Правда, не это Николай Павлюк считает главной проблемой. «У этого судовладельца есть еще одно судно, — сказал Павлюк на пресс-конференции, посвященной отправке «Берикса» из ОМТП. — Если он будет продолжать затягивать с выплатами по долгам, начнется процедура ареста его имущества и т.д. Однако меня в первую очередь беспокоит даже не этот конкретный случай, а возможность повторения подобной ситуации. И я не знаю, что будет в следующий раз. Да, хорошо, что сегодня Одесский порт согласился принять проблемное судно. А почему он согласился? Потому что в ОМТП единственное в стране государственное судоремонтное предприятие! Остальные частные. Хотим — берем судно на ремонт, не хотим, не выгодно — не берем. Какая частная компания будет осуществлять ремонт судна бесплатно, тем более, если работы там на 1 млн грн? А не было бы государственной компании — что бы было с «Бериксом»?.. Не успели еще эту судоверфь добить, а добьют — негде будет решать подобные вопросы, придется за границу ездить! В поиске сенсаций вы, журналисты, часто поднимаете не те темы. А сенсация-то вот в чем! Вот вам украинская морская политика, вот куда мы движемся!»


Инвестиционный беспредел

Не менее эмоционально Николай Павлюк рассказал журналистам и о ситуации с основными инвестпроектами порта. «В портах сегодня идет настоящая война за то, чтобы любым путем захватить государственные предприятия и начать делить их между собой, продавать, уничтожать, — сказал Павлюк. — По инвестиционным проектам ситуация настолько загнана в тупик, что я уже сам не понимаю, нужны ли инвестиции портам, нужно ли заниматься этим вопросом. На протяжении почти двух лет – с тех пор, как Иосиф Винский стал руководителем отрасли и повел свою политику, – Одесский порт не заключил ни одного инвестиционного договора. Более того, даже те договоры, которые были в работе, сегодня заморожены».

По словам начальника порта, предполагаемые инвесторы строительства нового терминала на Карантинном молу — компания «ГПК Украина», «дочка» корпорации «Гамбург Порт Консалтинг ГМБХ» (Германия) — отказались вкладывать деньги в этот проект, пояснив, что такое решение было принято из-за «конфликтов вокруг крупнейших портов Украины». «Гамбургские инвесторы сказали нам, что не могут вкладывать деньги в беспредел», — сказал Николай Павлюк. Пока не найдется новый инвестор, порт будет строить причал для захода судов большой вместимости своими силами. А компания, которая согласится вкладывать деньги в развитие порта, останется намыть территорию для складов. «Будем строить за свой счет, отказывая себе во всем и во всем урезая свои «аппетиты», т.к. для порта это вопрос жизни и смерти. Более того, это вопрос государственной важности — иначе контейнерный поток полностью уйдет из нашей страны в Румынию», — считает Николай Павлюк.

Кроме того, под угрозой срыва и проект по строительству причала для судов типа Ро-Ро, предназначенного для перевалки автомобилей. По словам начальника ОМТП, Минтранс намеренно вот уже долгие месяцы делает все для того, чтобы этот проект никогда не заработал. Сначала чиновникам показалось, что территорию бывшего судоремонтного завода, где должен появиться причал, оценили слишком дешево, и они потребовали повторить оценку. А когда оказалось, что портовики все-таки «не продешевили», в Минтрансе потребовали, чтобы в договоре было прописано: мол, инвестор не будет иметь права на возврат инвестиций при разрыве договора досрочно. «Инвесторы были в шоке от подобных условий, и я прекрасно их понимаю. Это ненормальная ситуация, это «сенсация», о которой надо не просто писать – надо кричать. Может быть, тогда что-то изменится».


Елена Гребенщикова