Положение о сертификации бизнес-тренеров.
Общие положения
Профессия бизнес-тренер является неотъемлемой частью процесса краткосрочного
бизнес-образования, востребованного многими коммерческими и некоммерческими организациям российского рынка. Программы краткосрочного бизнес-образования позволяют не только приобрести знание технологий построения различных бизнес-процессов, но и, в процессе обучения, отработать умения применять полученные технологии на практике.
Процесс сертификации бизнес-тренеров направлен на качественный анализ и оценку профессиональных компетенций, концептуальных подходов и методов передачи знаний и развития умений в процессе бизнес-тренинга.
Результатом процесса сертификации должно стать достижение следующих целей:
Обеспечить качественную подготовку бизнес-тренеров согласно профессиональной модели компетенций
Осуществить оценку профессионализма бизнес-тренера, являющегося участником процесса сертификации
Подтвердить качественный уровень профессионализма бизнес-тренера, обеспечив его выдачей сертификата Российской ассоциации бизнес-образования (далее РАБО).
2. Основные термины и определения
Бизнес-тренер
- специалист, реализующий услуги краткосрочного
бизнес-образования, с использованием методов интерактивного группового обучения. Основной целью деятельности бизнес-тренера является обучение сотрудников компаний, развитие их деловых навыков, необходимых для работы в условиях изменений.
Основные функциональные задачи бизнес-тренеров относятся:
-
Разработка программ краткосрочного бизнес-образования под задачи компании
Проведение тренингов и других обучающих мероприятий в интерактивной форме, направленной на изменение поведения участников
Изменение отношения участников к выполняемой деятельности
Передача актуальных бизнес-технологий в процессе тренинга и других обучающих мероприятий
Формирование и развитие профессиональных компетенций участников.
Корпоративный бизнес-тренер
- специалист, являющийся сотрудником компании и осуществляющий обучение сотрудников в рамках принятой стратегии развития бизнеса и корпоративной модели компетенций персонала.
Бизнес-тренер - сотрудник тренинговой компании
- специалист, осуществляющий бизнес-тренинги в рамках стандартов деятельности компании - поставщика тренинговых услуг.
Сертификация - процесс оценки профессиональной квалификации бизнес-тренеров, осуществляемый независимой общественной организацией (РАБО) в рамках разработанной системы стандартов качества профессиональной деятельности бизнес-тренеров.
Сертифицированный бизнес-тренер - бизнес-тренер, прошедший процедуру сертификации, подтвердивший свою квалификацию, и имеющий документ - сертификат, выданный независимой общественной организацией (РАБО), осуществляющей процедуру сертификации.
3. Сертификационная комиссия
Сертификационная комиссия
- постоянно действующий орган, организованный и утверждаемый Советом Российской Ассоциации Бизнес-образования (РАБО) для осуществления сертификации.
Состав сертификационной комиссии формируется из числа высококвалифицированных и авторитетных специалистов в области тренинга и организации тренинговой деятельности, а также представителей РАБО. Критерии отбора специалистов в состав сертификационной комиссии описаны в Приложение № 1.
Состав сертификационной комиссии:
-
Председатель - 1 человек (назначается Советом РАБО из числа представителей членов РАБО сроком на 2 года)
Эксперты корпоративного рынка - профессиональные заказчики продуктов краткосрочного бизнес-образования (Директора корпоративных учебных центров, Руководители корпоративных университетов) – 3 человека
Эксперты тренингового рынка – профессиональные бизнес-тренеры, представители тренинговых компаний с опытом активной профессиональной деятельности не менее 5 лет
Менеджер-координатор - 1 человек.
4. Система сертификации
4.1. Сроки проведения сертификации
Сертификация специалистов проходит 1 раз в год в период январь-февраль в от 2-х до 5 дней (в зависимости от количества сертифицирующихся).
Дата очередной сертификации утверждается сертификационной комиссией и соответствующая информация распространяется РАБО (сайт, электронная рассылка) и через СМИ (Приложение 2) за 3 месяца до даты начала процедуры.
Желающие пройти сертификацию подают заявление не менее, чем за 1 месяц до даты сертификации на имя Председателя сертификационной комиссии.
4.2 Перечень документов, необходимый для прохождения сертификации:
1. Заявление установленного образца
2. Анкета
3.Профессиональное портфолио бизнес-тренера
3. Копия диплома о высшем образовании
5. Копии документов о подготовке или повышении квалификации в области методологии проведения тренинга
6. Видеоматериалы реального тренинга (согласно требованиям)
7. Методические материалы к тренингу (в распечатанном виде)
8. Рекомендательные письма от 3-х заказчиков
тренингов с указанием даты, темы, количестве участников и результатах тренинга.
4.3 Процедура сертификации
Прием сертификационной комиссией документов осуществляется в течение 2 месяцев с момента объявления даты сертификации.
-
За 1 неделю до процесса сертификации представители Сертификационной комиссии проводят консультационно-информационную встречу с участниками процесса сертификации с целью обсуждения регламента и процедур связанных с предстоящей сертификацией
4.4 Процедура сертификации предусматривает следующие мероприятия:
Изучение сертификационной комиссией представленных документов и материалов.
Очная супервизия одного из модулей тренинга (продолжительность 1 час) экспертами сертификационной комиссии.
Решение бизнес-кейса на соответствие знаний претендента профессиональному стандарту (знания в области построения и развития системы обучения в организации, ее роли в рамках бизнеса в целом и пр. описаны в Приложении № 3).
Информация о тренерах, прошедших сертификацию, распространяется по каналам РАБО (сайт, электронная рассылка) и через СМИ.
4.5 Стоимость процедуры сертификации
Стоимость процедуры сертификации (сертификационный взнос) фиксируется для каждого сертификационного периода отдельно и объявляется в процессе информирования об условиях очередного сертификационного периода.
Документы высылаются в адрес сертификационной комиссии, которая письменно подтверждает правильность их составления и высылает счет на оплату сертификации.
Соискатель включается в группу для прохождение сертификации после подтверждения оплаты процедуры сертификации. В случае неудачного прохождения процесса сертификационной оценки и отказа в выдаче сертификата сертификационный взнос не возвращается.
4.6 Период действия сертификата
Сертификат является срочным и действует в течении 5 лет, после чего может быть пролонгирован.
4.7 Подтверждение и аннулирование сертификата
Подтверждение сертификата
Действие сертификата может быть пролонгировано в очередной сертификационный период на основании поданного заявления на имя Председателя сертификационной комиссии.
Список документов и материалов, необходимых для пролонгации сертификата:
1. Заявление установленного образца
2. Сертификат бизнес-тренера (копия)
3. Анкета
4. Профессиональное эссе
5. Портфолио реализованных бизнес-тренером проектов за последние 5 лет
6. Рекомендательные письма от 3-х заказчиков тренингов с указанием даты, темы, количестве участников и результатах тренинга.
Аннулирование сертификата
Сертификат может быть аннулирован до окончания срока действия, бизнес-тренер дисквалифицирован.
Основания для аннулирования сертификата:
Нарушение прав интеллектуальной собственности
Сознательное нанесение вреда клиенту
Основанием для аннулирования сертификата является информация, представленная Сертификационной комиссии, подтверждающая основания для дисквалификации (письменные/видео/аудио материалы).
Рассмотрение комиссией представленных материалов происходит в течение очередного сертификационного периода. Информирование об аннулировании сертификата осуществляется по каналам РАБО (сайт, электронная рассылка) и через СМИ.
Приложение № 1
Критерии отбора специалистов в состав сертификационной комиссии
1. Эксперт (корпоративный рынок) отбирается из числа руководителей/сотрудников:
организаций, основной сферой деятельности которых является предоставление тренинговых услуг корпоративных тренинговых центров
Критерии для отбора бизнес-тренеров – экспертов тренингового рынка.
Критерии для отбора корпоративных тренинговых центров:
Количество обучаемых в год.
Наличие штатной команды тренеров и внутренней системы подготовки/сертификации тренеров.
Наличие портфеля корпоративных тренинговых программ.
Приложение № 2
Список СМИ, через которые происходит информирование о результатах сертификации бизнес-тренеров и аннулировании сертификатов
Приложение 3
Модель тренерских компетенций
Модель тренерских компетенций основывается на проектном подходе, где ключевыми элементами является предтренинговая диагностика, постановка целей и задач обучения, реализация программы и оценка ее эффективности.
Модель эффективной работы бизнес-тренера.
Модель компетенций бизнес-тренера
Кластеры компетенций бизнес-тренера
|
Субкомпетенции
|
ТРЕНИНГ, КАК БИЗНЕС-ПРОЦЕСС
|
Умение ставить цели тренинга на основе бизнес-задач и потребностей развития компетенций участников
|
Умение использовать все доступные источники для выявления потребности в обучении
|
Умение разрабатывать систему оценки эффективности тренинговых программ
|
Умение оцифровывать и внедрять результаты тренинга в систему бизнес-процессов компании
|
Умение формировать бюджет программ обучения и развития персонала
|
ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ТРЕНИНГА
|
Умение формировать программу тренинга в соответствии с циклом эффективного восприятия информации (Колба)
|
Умение подбирать и создавать инструменты (упражнения, ролевые игры и др) для достижения целей обучения
|
Умение рассчитать временной ресурс и планировать хронометраж тренинговой программы
|
Умение создавать конспект тренера, как инструмент (цели и задачи программы, структура, наполнение и оформление материала)
|
Умение создавать сопроводительные материалы для программы (раздаточный материал,
|
КОММУНИКАЦИИ И РАБОТА С ГРУППОВОЙ ДИНАМИКОЙ
|
Умение проводить профессиональную самопрезентацию перед аудиторией
|
Знание ролей тренера и умение выбрать одну роль в соответствии с целями и особенностями целевой аудитории
|
Умение работать с техническими средствами коммуникации (использовать флипчарта, проектор и т.д)
|
Умение управлять групповой динамикой при помощи технологий обучения: «brainstorming», работа в малых группах, кейсы, ролевые игры, упражнения и разминки и др.;
|
Умение работать со сложными участниками при помощи инструментов (подстройка мотивация, вовлечение и др)
|
ТЕХНИКИ «ПРОДУКТОВОГО» ОБУЧЕНИЯ
|
Умение формировать корпоративную базу знаний (источники, технологии сбора иенформации и др.)
|
Умение использовать технологии дистанционного обучения для трансляции корпоративных знаний о продукте
|
Умение выстраивать систему продуктового обучения посредством привлечения партнеров компании
|
Умение организовать и внедрить систему управления знаниями о продукте, как конкурентное преимущество Компании
|
НАСТАВНИЧЕСТВО И КОУЧИНГ
|
Умение применять инструменты коучинга для индивидуального развития
|
Умение разрабатывать модель коуч-сессии
|
Умение применять инструменты коучинга в действии (grow, логические уровни делтса, колесо коучинга, шкалирование, линия времени, эффективные вопросы и др.)
|
Умение предоставлять обратную связь в соответствии с принципами развития и корректировки
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА
|
Умение проводить самооценку профессиональных компетенций и формировать план собственного развития
|
Умение формировать осуществлять профессиональное позиционирование на рынке бизнес - образования
|
Умение формировать осуществлять профессиональное позиционирование в корпоративной среде
|
Умение формировать систему профессиональных контактов, а так же использовать профессиональные связи для личного продвижения
|
Умение создавать профессиональное портфолио и грамотно использовать его в переговорах и презентациях
|
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К ТРЕНИНГУ
|
Умение формировать проект обучения «под заказ»
|
Умение выявлять потребности «Заказчика» и формировать продукт обучения на основе полученной информации
|
Уметь разрабатывать образовательный проект согласно циклу проектной деятельности, а так же на основе краткосрочного и долгосрочного планирования
|
Умение формировать презентационные материалы для демонстрации проекта
|
Умение осуществлять корректировку проекта в соответствии с приоритетами Заказчика
|
|