girniy.ru 1




Положение о сертификации бизнес-тренеров.


  1. Общие положения


Профессия бизнес-тренер является неотъемлемой частью процесса краткосрочного бизнес-образования, востребованного многими коммерческими и некоммерческими организациям российского рынка. Программы краткосрочного бизнес-образования позволяют не только приобрести знание технологий построения различных бизнес-процессов, но и, в процессе обучения, отработать умения применять полученные технологии на практике.

Процесс сертификации бизнес-тренеров направлен на качественный анализ и оценку профессиональных компетенций, концептуальных подходов и методов передачи знаний и развития умений в процессе бизнес-тренинга.

Результатом процесса сертификации должно стать достижение следующих целей:

  • Обеспечить качественную подготовку бизнес-тренеров согласно профессиональной модели компетенций

  • Осуществить оценку профессионализма бизнес-тренера, являющегося участником процесса сертификации

  • Подтвердить качественный уровень профессионализма бизнес-тренера, обеспечив его выдачей сертификата Российской ассоциации бизнес-образования (далее РАБО).

2. Основные термины и определения


Бизнес-тренер - специалист, реализующий услуги краткосрочного бизнес-образования, с использованием методов интерактивного группового обучения. Основной целью деятельности бизнес-тренера является обучение сотрудников компаний, развитие их деловых навыков, необходимых для работы в условиях изменений.

Основные функциональные задачи бизнес-тренеров относятся:
  • Разработка программ краткосрочного бизнес-образования под задачи компании


  • Проведение тренингов и других обучающих мероприятий в интерактивной форме, направленной на изменение поведения участников

  • Изменение отношения участников к выполняемой деятельности

  • Передача актуальных бизнес-технологий в процессе тренинга и других обучающих мероприятий

  • Формирование и развитие профессиональных компетенций участников.


Корпоративный бизнес-тренер - специалист, являющийся сотрудником компании и осуществляющий обучение сотрудников в рамках принятой стратегии развития бизнеса и корпоративной модели компетенций персонала.

Бизнес-тренер - сотрудник тренинговой компании - специалист, осуществляющий бизнес-тренинги в рамках стандартов деятельности компании - поставщика тренинговых услуг.

Сертификация - процесс оценки профессиональной квалификации бизнес-тренеров, осуществляемый независимой общественной организацией (РАБО) в рамках разработанной системы стандартов качества профессиональной деятельности бизнес-тренеров.

Сертифицированный бизнес-тренер - бизнес-тренер, прошедший процедуру сертификации, подтвердивший свою квалификацию, и имеющий документ - сертификат, выданный независимой общественной организацией (РАБО), осуществляющей процедуру сертификации.

3. Сертификационная комиссия

Сертификационная комиссия - постоянно действующий орган, организованный и утверждаемый Советом Российской Ассоциации Бизнес-образования (РАБО) для осуществления сертификации.

Состав сертификационной комиссии формируется из числа высококвалифицированных и авторитетных специалистов в области тренинга и организации тренинговой деятельности, а также представителей РАБО. Критерии отбора специалистов в состав сертификационной комиссии описаны в Приложение № 1.

Состав сертификационной комиссии:
  • Председатель - 1 человек (назначается Советом РАБО из числа представителей членов РАБО сроком на 2 года)


  • Эксперты корпоративного рынка - профессиональные заказчики продуктов краткосрочного бизнес-образования (Директора корпоративных учебных центров, Руководители корпоративных университетов) – 3 человека

  • Эксперты тренингового рынка – профессиональные бизнес-тренеры, представители тренинговых компаний с опытом активной профессиональной деятельности не менее 5 лет

  • Менеджер-координатор - 1 человек.

4. Система сертификации


4.1. Сроки проведения сертификации



Сертификация специалистов проходит 1 раз в год в период январь-февраль в от 2-х до 5 дней (в зависимости от количества сертифицирующихся).

Дата очередной сертификации утверждается сертификационной комиссией и соответствующая информация распространяется РАБО (сайт, электронная рассылка) и через СМИ (Приложение 2) за 3 месяца до даты начала процедуры.

Желающие пройти сертификацию подают заявление не менее, чем за 1 месяц до даты сертификации на имя Председателя сертификационной комиссии.

4.2 Перечень документов, необходимый для прохождения сертификации:

1. Заявление установленного образца 
2. Анкета 

3.Профессиональное портфолио бизнес-тренера
3. Копия диплома о высшем образовании 
5. Копии документов о подготовке или повышении квалификации в области методологии проведения тренинга 
6. Видеоматериалы реального тренинга (согласно требованиям)

7. Методические материалы к тренингу (в распечатанном виде)
8. Рекомендательные письма от 3-х заказчиков тренингов с указанием даты, темы, количестве участников и результатах тренинга.


4.3 Процедура сертификации


  • Прием сертификационной комиссией документов осуществляется в течение 2 месяцев с момента объявления даты сертификации.
  • За 1 неделю до процесса сертификации представители Сертификационной комиссии проводят консультационно-информационную встречу с участниками процесса сертификации с целью обсуждения регламента и процедур связанных с предстоящей сертификацией


4.4 Процедура сертификации предусматривает следующие мероприятия:

  • Изучение сертификационной комиссией представленных документов и материалов.

  • Очная супервизия одного из модулей тренинга (продолжительность 1 час) экспертами сертификационной комиссии.

  • Решение бизнес-кейса на соответствие знаний претендента профессиональному стандарту (знания в области построения и развития системы обучения в организации, ее роли в рамках бизнеса в целом и пр. описаны в Приложении № 3).

Информация о тренерах, прошедших сертификацию, распространяется по каналам РАБО (сайт, электронная рассылка) и через СМИ.

4.5 Стоимость процедуры сертификации


Стоимость процедуры сертификации (сертификационный взнос) фиксируется для каждого сертификационного периода отдельно и объявляется в процессе информирования об условиях очередного сертификационного периода.

Документы высылаются в адрес сертификационной комиссии, которая письменно подтверждает правильность их составления и высылает счет на оплату сертификации.

Соискатель включается в группу для прохождение сертификации после подтверждения оплаты процедуры сертификации. В случае неудачного прохождения процесса сертификационной оценки и отказа в выдаче сертификата сертификационный взнос не возвращается.

4.6 Период действия сертификата

Сертификат является срочным и действует в течении 5 лет, после чего может быть пролонгирован.

4.7 Подтверждение и аннулирование сертификата


Подтверждение сертификата

Действие сертификата может быть пролонгировано в очередной сертификационный период на основании поданного заявления на имя Председателя сертификационной комиссии.

Список документов и материалов, необходимых для пролонгации сертификата:

1. Заявление установленного образца

2. Сертификат бизнес-тренера (копия)

3. Анкета

4. Профессиональное эссе

5. Портфолио реализованных бизнес-тренером проектов за последние 5 лет

6. Рекомендательные письма от 3-х заказчиков тренингов с указанием даты, темы, количестве участников и результатах тренинга.

Аннулирование сертификата

Сертификат может быть аннулирован до окончания срока действия, бизнес-тренер дисквалифицирован.

Основания для аннулирования сертификата:

  • Нарушение прав интеллектуальной собственности

  • Сознательное нанесение вреда клиенту


Основанием для аннулирования сертификата является информация, представленная Сертификационной комиссии, подтверждающая основания для дисквалификации (письменные/видео/аудио материалы).

Рассмотрение комиссией представленных материалов происходит в течение очередного сертификационного периода. Информирование об аннулировании сертификата осуществляется по каналам РАБО (сайт, электронная рассылка) и через СМИ.

Приложение № 1


Критерии отбора специалистов в состав сертификационной комиссии


1. Эксперт (корпоративный рынок) отбирается из числа руководителей/сотрудников: 

  • организаций, основной сферой деятельности которых является предоставление тренинговых услуг корпоративных тренинговых центров

 

  1. Критерии для отбора бизнес-тренеров – экспертов тренингового рынка.




  • Опыт работы в профессии (не менее 5 лет)

  • Методическая подготовка в области разработки и проведения бизнес-тренингов

  • Наличие внутренней системы подготовки/сертификации тренеров в компании бизнес-тренера

  • Наличие в его продуктовом портфеле программы обучения тренеров


  • Отзывы клиентов о программе обучения тренеров

  • Деловая репутация бизнес-тренера и его компании

 

  1. Критерии для отбора корпоративных тренинговых центров: 




  • Количество обучаемых в год.

  • Наличие штатной команды тренеров и внутренней системы подготовки/сертификации тренеров.

  • Наличие портфеля корпоративных тренинговых программ.

 

 Приложение № 2

 

 

Список СМИ, через которые происходит информирование о результатах сертификации бизнес-тренеров и аннулировании сертификатов 






 Приложение 3

 

Модель тренерских компетенций


Модель тренерских компетенций основывается на проектном подходе, где ключевыми элементами является предтренинговая диагностика, постановка целей и задач обучения, реализация программы и оценка ее эффективности.


Модель эффективной работы бизнес-тренера.

 




Модель компетенций бизнес-тренера


Кластеры компетенций бизнес-тренера

Субкомпетенции

ТРЕНИНГ, КАК БИЗНЕС-ПРОЦЕСС

Умение ставить цели тренинга на основе бизнес-задач и потребностей развития компетенций участников

Умение использовать все доступные источники для выявления потребности в обучении

Умение разрабатывать систему оценки эффективности тренинговых программ


Умение оцифровывать и внедрять результаты тренинга в систему бизнес-процессов компании

Умение формировать бюджет программ обучения и развития персонала

ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ТРЕНИНГА

Умение формировать программу тренинга в соответствии с циклом эффективного восприятия информации (Колба)

Умение подбирать и создавать инструменты (упражнения, ролевые игры и др) для достижения целей обучения

Умение рассчитать временной ресурс и планировать хронометраж тренинговой программы

Умение создавать конспект тренера, как инструмент (цели и задачи программы, структура, наполнение и оформление материала)

Умение создавать сопроводительные материалы для программы (раздаточный материал,

КОММУНИКАЦИИ И РАБОТА С ГРУППОВОЙ ДИНАМИКОЙ

Умение проводить профессиональную самопрезентацию перед аудиторией

Знание ролей тренера и умение выбрать одну роль в соответствии с целями и особенностями целевой аудитории

Умение работать с техническими средствами коммуникации (использовать флипчарта, проектор и т.д)

Умение управлять групповой динамикой при помощи технологий обучения: «brainstorming», работа в малых группах, кейсы, ролевые игры, упражнения и разминки и др.;

Умение работать со сложными участниками при помощи инструментов (подстройка мотивация, вовлечение и др)


ТЕХНИКИ «ПРОДУКТОВОГО» ОБУЧЕНИЯ

Умение формировать корпоративную базу знаний (источники, технологии сбора иенформации и др.)

Умение использовать технологии дистанционного обучения для трансляции корпоративных знаний о продукте

Умение выстраивать систему продуктового обучения посредством привлечения партнеров компании

Умение организовать и внедрить систему управления знаниями о продукте, как конкурентное преимущество Компании

НАСТАВНИЧЕСТВО И КОУЧИНГ

Умение применять инструменты коучинга для индивидуального развития

Умение разрабатывать модель коуч-сессии

Умение применять инструменты коучинга в действии (grow, логические уровни делтса, колесо коучинга, шкалирование, линия времени, эффективные вопросы и др.)

Умение предоставлять обратную связь в соответствии с принципами развития и корректировки

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА

Умение проводить самооценку профессиональных компетенций и формировать план собственного развития

Умение формировать осуществлять профессиональное позиционирование на рынке бизнес - образования

Умение формировать осуществлять профессиональное позиционирование в корпоративной среде

Умение формировать систему профессиональных контактов, а так же использовать профессиональные связи для личного продвижения


Умение создавать профессиональное портфолио и грамотно использовать его в переговорах и презентациях

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К ТРЕНИНГУ

Умение формировать проект обучения «под заказ»

Умение выявлять потребности «Заказчика» и формировать продукт обучения на основе полученной информации

Уметь разрабатывать образовательный проект согласно циклу проектной деятельности, а так же на основе краткосрочного и долгосрочного планирования

Умение формировать презентационные материалы для демонстрации проекта

Умение осуществлять корректировку проекта в соответствии с приоритетами Заказчика