https://electroinfo.net

girniy.ru 1



О подготовке летного состава

к полетам в Европейском регионе


В соответствии с поправкой к Дополнительным региональным правилам ИКАО (Doc.7030/4) с 29 января 1998 года в Европейском регионе вводятся правила полетов с использованием зональной навигации. (По информации Евроконтроля от 30.10.97 ANT/14 срок ввода перенесен на 23 апреля 1998 года).

Воздушные суда, выполняющие полеты по ППП по всей сети маршрутов ОВД, включая назначенные маршруты (SID и STAR), входящие в узловые диспетчерские районы и выходящие из них, обозначенные соответствующими полномочными органами, в нижеперечисленных РПИ/ВРПИ (включая Канарские острова): Амстердам, Анкара, Афины, Барселона, Берлин, Будё, Бордо, Братислава, Бремен, Брест, Бриндизи, Брюссель, Бухарест, Будапешт, Касабланка, Дюссельдорф, Франс, Франкфурт, Ганновер, Стамбул, Копенгаген, Лиссабон, Любляна, Лондон, Мадрид, Мальме, Мальта, Марсель, Милан, Мюнхен, Микозия, Осло, Париж, Прага, Реймс, Рейн, Рига, Рим, Рованиеми, Скоттиш, Шаннон, София, Ставангер, Стокгольм, Сундсвал, Швейцария, Таллин, Тампере, Трондхеим, Варна, Вильнюс, Варшава, Вена, Загреб, можно планировать, если они оснащены оборудованием RNAV, навигационная точность которых:

а) обеспечивает точность использования системы, равную или превышающую 4,6 км (2,5 м.мили) на одно стандартное отклонение при уровне удержания в 95%, равное +/- 9,26 км (+/- 5м.миль), удовлетворяя таким образом требования к навигационной точности, соответствующей RNP 5;

б) демонстрирует среднюю непрерывность обслуживания, равную 99,99% полетного времени.

Более подробно о подготовке воздушных судов изложено в "Положении о порядке допуска ВС России к полетам в системе зональной навигации (B-RNAV) в Европейском регионе в соответствии с требованиями нормативов RNP 5,.введенном указанием ФАС России от 10.10.97 № 3.10.-41, однако кроме вопросов технической эксплуатации установлены определенные требования и к подготовке экипажей, выполняющим полеты в данном регионе.



С целью проведения подготовки летного состава и изучения процедур, обязательных для выполнения при полетах в Европейском регионе


ПРЕДЛАГАЮ:

1. Начальникам региональных управлений ФАС России:

1.1 обеспечить эксплуатантов, выполняющих полеты в европейском воздушном пространстве материалами (приложения 1-3), разработанными специалистами ФАС России и НЛМК Академии ГА для использования их при подготовке летного состава и включения необходимых процедур в руководства по производству попетое эксплуатантов:

1.2. организовать контроль за проведением в авиапредприятиях подготовки летного состава к полетам в Европейском регионе, не допуская случаев вылета членов экипажей, не прошедших подготовку в объеме типовой программы.

2. Руководителям авиапредприятий гражданской авиации провести подготовку летного состава в соответствии с прилагаемой Программой, а также разработать необходимые процедуры для включения их в Руководство по производство полетов эксплуатанта;

2.1. рекомендую использовать специалистов НЛМК Академии ГА (на договорной основе) при проведении теоретической части программы.

3. Командирам учебно-тренировочных центров включить в программы курсов повышения квалификации специалистов летного состава прилагаемую тематику.


Приложения: на 13 л.


И. И. Валов

Первой заместитель директора


Приложение 1


Методическое пособие для разработки дополнения в Руководство по производству полетов эксплуатанта для полетов в Европейском регионе в системе

B-RNAV.


1. Основные положения

1.1 Выполнение полетов в Европейском регионе по маршрутам и в районах аэ­родромов, включенных в систему B-RNAV, начиная с 23 апреля 1998г., будет раз­решаться тем авиапредприятиям, воздушные суда которых получат разрешение ФАС России. Для получения такого разрешения каждое авиапредприятие:


а) производит, при необходимости, доработку имеющегося навигационного оборудования в соответствии с требованиями Указания ФАС России от 10.10.97 N 3.10-41 "О введении в действие Положения о порядке допуска ВС к полетам в сис­теме зональной навигации (B-RNAV) в Европейском регионе";

б) разрабатывает дополнительные процедуры для выполнения полетов в сис­теме B-RNAV;

в) готовит рекомендации для экипажей ВС по работе с дополнительным обору­дованием (при необходимости) в целях обеспечения требований к полетам в сис­теме B-RNAV;

г) разрабатывает и вносит в РПП программы подготовки и допуска членов эки­пажей к выполнению и обеспечению полетов в системе B-RNAV, организует и про­водит такую подготовку;

д) при установке на ВС приемника СНС или другого оборудования зональной навигации - разрабатывает программы подготовки и допуска летного состава к экс­плуатации этого оборудования, организует изучение нового оборудования и вносит соответствующие дополнения в РПП.


1.2 Авиапредприятия, чьи воздушные суда не отвечают требованиям для поле­тов в системе B-RNAV, могут планировать полеты в Европейский регион начиная с 23 февраля 1998 г., но только по специальным маршрутам в нижнем воздушном пространстве. Однако, эксплуатант должен получить разрешение от Евроконтроля на такие полеты и иметь на ВС оборудование, отвечающее общему критерию нави­гационной точности, установленной в Европейском регионе для гражданских ВС, RNP-5 (Док.9613 ИКАО). При проведении подготовки к таким полетам экипажи должны знать требования и процедуры при полетах в Европейском регионе на ВС, не оборудованных навигационными системами для зональной навигации.


2. Дополнительные процедуры при выполнении полетов в системе

B-RNAV в Европейском регионе

2.1. В зависимости от состава штатного и дополнительного навигационного обо­рудования на ВС и с учетом настоящего методического пособия эксплуатантом го­товятся рекомендации для экипажей с включением их в РПП, которые должны учи­тывать следующее:


2.1.1.перед вылетом:

-проанализировать НОТАМы в части режима (расписания) по запланированному маршруту полета;

-ознакомиться с ограничениями в работе РТС или систем, обеспечивающих ра­боту аппаратуры зональной навигации.

2.2 Если в качестве основного средства зональной навигации используется приемник СHC, то перед вылетом проанализировать предупреждения (НОТАМ) о со­стоянии и количестве рабочих спутников в системе на время предстоящего полета по заданному маршруту. .

2.3. Проверить (составить) маршрут полета с учетом НОТАМов и составить флайт-план полета; в поле 10 (оборудование) внести обозначение "R".

При составлении плана полета необходимо учитывать, что критерий RNP5 обеспечивается:

а) аппаратурой зональной навигации, использующей маяки VOR/DME, DME/DME, если наземные маяки расположены на удалениях не более 100 NM (185 км);

б) аппаратурой зональной навигации на базе ИНС - первые два часа полета с последующей автоматической коррекцией по маякам VOR/DME, DME/DME;

в) аппаратурой зональной навигации на базе LORAN-C - в пределах рабочей зоны одной цепочки станций;

г) аппаратурой зональной навигации на базе СНС, при условии неразрывности маршруту полета с учетом возможного ухода на запасной аэродром;

д) с помощью бортового оборудования, позволяющего производить коррекцию по радиолокационным ориентирам (Ил-76, Ан-124)


2.4. Для навигационных комплексов у которых задействован алгоритм автоматической коррекции координат по маякам VOR/DME - исключить из базы данных маяков коррекции те маяки о которых согласно предупреждений САИ (НОТАМов) из­вестно, что они не работают, либо работают неустойчиво.

2.5. При предполетной проверке в кабине ВС выполнить:

а) проверку оборудования зональной. навигации в объеме, предусмотренном РЛЭ;

б) проверку приборов и систем, взаимодействующих с аппаратурой зональной навигации (если таковые, имеются) в объеме, предусмотренном РЛЭ;


в) проверку аппаратуры АРК, VOR/DME в объеме, предусмотренном РЛЭ.

г) проверку RAIM - oбеспечения маршрута полета (прогноз количестве действую­щих спутников на период полета), при использовании автономных приемников СНС


ПРИМЕЧАНИЕ: Проверка RAIM- oбecпeчения полета является обязательной процедурой B-RNAV при использовании автономного приемника СНС (классе А1 по TSO С-129). Такая проверка проводится в случае:

- если приемник СНС не использует информацию о барометрической высо­те;

- если пpиемник СНС использует информацию о барометрической высоте в целях поддержки RAIM, но количество рабочих спутников в СНС на день вылета - 22 и менее.


Проверке RAIM может производиться как на самом приемнике СНС так и с использованием специальных программ на ПК при предполетном брифинге. Допустимый разрыв RIAM -обеспечения по маршруту полета с учетом возможности ухода на запасной аэродром- не более 5 минут.

д) проверку срока действия встроенной или переносной базы данных (NAVDATA) если она используется в аппаратуре зональной навигации;

е) проверку плана полета:

- по участкам маршрута (путевые углы и расстояния), при использовании дей­ствующей базы данных;

- всех ППМ, включенных в план полета (географические координаты), если база данных не используется или просрочена.


2.6. Если при предполетной проверке аппаратуры обнаружены какие-либо неис­правности, влияющие на функциональные возможности аппаратуры зональной навигации или на ее точностные характеристики, либо на работу АРК, VOR/DME, при­емников СНС - вылет должен быть отложен до устранения этих неисправностей.

2.7. Если в качестве аппаратуры зональной навигации используется автономный приемник СНС и при проверке RAIM-обеспечения обнаружен разрыв в 5 минут и болee, вылет должен быть отложен до времени, когда будет обеспечен RAIM по всему маршруту полета с учетом возможного ухода на запасной аэродром.


2.8. При использовании автономных приемников СНС перед вылетом провести следующие настройки:

- геодезической модели, принятой государством;

- масштабов встроенного и внешнего индикаторов положения (CDI, НSI, ПНП);

- параметров разворота (скорости разворота);

- если используется база данных установить регионы обращения к базе данных;

- установить режимы вывода сообщений, формируемых в приемнике СНС;

- установить режим определения магнитного склонения.

2.9. При вылете из России перед входом в зону B-RNAV повторно проверить:

а) активный план полета (согласно п. 2.5.е).

б) расчетную ошибку определения координат (для аппаратуры зональной нави­гации работа которой основана на ИНС или LORAN С).

В случае, если план полета некорректен, либо среднеквадратическая ошибка определения координат превышает значение σ≥ 4,25 км, - доложить органу ОВД о несоблюдении требований B-RNAV фразой "NEGATIVE- RNAV" и выполнять его указания в отношении полета.

2.10. При полете в зоне B-RNAV дублирующие средства навигации (АРК, VOR/DME) должны быть включены и настроены на соответствующие частоты. При выходе из зоны действия маяков NDB, VOR/DME в качестве дублирующего средства на­вигации использовать автоматические системы счисления пути (инерциальные без коррекции, курсо-допплеровские).

2.11. Выдерживание ЛЗП в штатном режиме производить одним из следующих способов:

а) автоматическом - если РЛЭ ВС предусмотрен режим автоматического вы­держивания ЛЗП по сигналам аппаратуры зональной навигации;

б) полуавтоматическом - выдерживания ЗПУ, рассчитанного и индицируемого аппаратурой зональной навигации, если автопилот ВС позволяет устанавливать и выдерживать ЗПУ с одновременным устранением любого замеченного ЛБУ;

в) ручном (штурвальном или в режиме стабилизации курса автопилота) - вы­держивания ЛЗП по ПНП (HSI,CDI), подключенному к аппаратуре зональной нави­гации, устраняя замеченное ЛБУ.


2.12 При полете в полуавтоматическом режиме, при прохождений ППМ разворота

на очередной участок маршрута начинать в точке ЛУР, с креном 20° - на маршруте и 25° - в районе аэродрома.

2.13 При полете в ручном режиме (штурвальном режиме или режиме стабилизации курса автопилота) разворот на новый курс при прохождении ППМ производить с креном 20° - на маршруте и 25° - в районе аэродрома, разворот начинать в точке ЛУР.


Если аппаратура зональной навигаций рассчитывает момент начала разворота -разворот начинать по команде аппаратуры (например: "TURN NOW", "EXECUTE TURN" и т.д.)

ПРИМЕЧАНИЕ: мигание табло "ОТ-НА", "СМЕНА ЛЗП". "WPT" и т.п. предупреждает экипаж о приближении к ППМ, но не является командой на выполнение разворота.

2.14. При выполнении полета в режиме "параллельный маршрут" выход на па­раллельный маршрут и возврат на ЛЗП выполнять с углом выхода ± 45° и углами крена ± 20°.

2.15. Если в качестве средства зональной навигации используется автономный приемник СНС, то при отказе RAIM продолжать выдерживание ЛЗП по информации от приемника СНС с одновременным контролем полета по дублирующим средствам (АРК, VOR/DME), постоянно сравнивав информацию о положении ВС относительно ЛЗП от СНС и от дублирующих средств. Если после отказа RIAM возникают сомнения в правильности работы приемника СНС - перейти на контроль полета по дублирующим средствам (АРК, VOR/DME), о чем немедленно доложить органу ОВД фразой: "(позывной) NEGATIVE-RNAV" и выполнять указания диспетчера относительно полета (кроме ВС, оборудованных FMC с коррекцией по двум DМЕ.

2.16. Если в полете произошел отказ аппаратуры зональной навигации - перейти на контроль полета по дублирующим средствам (АРК, VOR/DME), о чем немедлен­но доложить органу ОВД фразой: "(позывной) NEGATIVE-RNAV" и выполнять ука­зания диспетчера относительно попета. Сообщение "NEGATIVE-RNAV" должно в дальнейшем повторяться при каждой смене частоты связи с органами ОВД.


2.17.. Использование аппаратуры зональной навигации (режима "APPROACH” приемника СНС) как системы захода на посадку, запрещается на участке от точки начала снижения на предпосадочной прямой до точки ухода на второй круг.

2.18 . Использование информации о высоте полета, определенной приемником СНС в целях выдерживания высоты (эшелонов) полета, построения вертикального маневра при заходе на посадку и уходе на второй круг – запрещается.


3. Авиапредприятиям, выполняющим полеты по системе B-RNAV в европейском регионе, предусмотреть следующие мероприятия:

- одновременную замену базы данных (NAVDATA) если она используется в аппаратуре СНС

- исключение из базы данных маяков VOR/DME навигациoнныx комплексов имеющих алгоритм автоматической настройки на маяки VOF
- при использовании приемников СНС для записей точек "USER" разработать единую систему (способ) наименования точек по маршруту полета, точек стандартных маршрутов, схем заходов на посадку, торцов ВПП. Эта система должна исключать вероятность неоднозначного восприятия имен точек "USER" специалистами, ис­пользующими автономный приемник СНС.


Должностным лицам, отвечающим в авиапредприятии за аэронавигационное обеспечения полетов:

-производить регулярный контроль за состоянием базы данных (переносной или встроенной), если она используется аппаратурой зональной навигации;

-организовывать регулярные тренировки по отработке процедур и методов выполнения полетов в системе B-RNAV;

- включать в программы тренировок на специализированных тренажерах вопросы особенностей полетов в системе B-RNAV.




Приложение 2

УТВЕРЖДЕНО

Зам. Начальника УГНБП

ФАС России

В. В. Васильевым


21.11.97


Согласовано

Начальником отдела

профессиональной подготовки

УГНБП ФАС России

Н.А. Столяровым

21.11.97


Согласовано

Зам. начальника отдела

ЛС ВН

УГНБП ФАС России

А.С. Гриневичем

21.11.97



ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

подготовки и допуска летного состава авиапредприятий гражданской авиации России

к полетам в системе B-RNAV в Европейском регионе



Общие положения

Настоящая типовая программа (в дальнейшем Программа) подготовлена для использования при разработке авиапредприятиями гражданской авиации России программ подготовки летного состава к полетам в системе B-RNAV в Европейском регионе.


Создаваемые в авиапредприятиях программы подготовки летного состава должны учитывать:

- тип воздушного судна;

- состав навигационного оборудования зональной навигации;

- степень интеграции оборудования зональной навигации с бортовыми навигационными системами воздушного судна.


При разработке рабочих программ в авиапредприятии следует учитывать, что объем типовой Программы является минимальным и обязательным.


Теоретическая подготовка летного состава к полетам в Европейский регион проводится преподавательским составом сертифицированных учебных центров или при первоначальной подготовке лицами командно-летного состава, подготовленными для этой цели.


Примечание: В дальнейшем тематика данной Программы будет включена в общую программу курсов повышения квалификации и будет даваться летному составу (пилотам, штурманам и бортрадистам) с целью подготовки их к полетам по международным воздушным трассам.

Члены экипажа допускаются к полетам в системе B-RNAV Европейского региона приказом командира летного подразделения на основании:


- зачета по результатам прохождения настоящей Программы;

- допуска к работе с оборудованием зональной навигации (в установленном порядке), если оно установлено дополнительно к штатному оборудованию воздушного судна.

В приказе о допуске указывается, что специалист "допущен к полетам в системе B-RNAV Европейского региона с использованием (тип оборудования зональной навигации) как основного средства навигации".

В соответствующие разделы летной книжки специалиста вносится запись о допуске к полетам в системе B-RNAV Европейского региона.


II. Учебный план



№п/п

Содержание

Время (часов)

лекции

Практ. Занятия


1.

Основные положения "Руководства по требуемым на­вигационным характеристикам (RNP)" Doc.9613:

- используемые в зональной навигации термины и определения;

- концепция RNP;

- общие аспекты RNP;

- требования к воздушному пространству зональной навигации;

- требования к оборудованию воздушных судов, вы­полняющих полеты в пространстве зональной нави­гации;

- производство полетов в условиях действия RNP


4.00







ВСЕГО

8.00

2.00


III. Содержание программы

Тема 1. Термины и определения зональной навигации

Зональная навигация (RNAV),показатель точности выдерживания навигаци­онных характеристик j[RNP), дистанция удерживания, навигация с привязкой к геоиду (ERN), ошибка пилотирования (РТЕ), вертикальная навигация (VNAV, 3D-RNAV), навигация по времени (T-NAV, 4D-RNAV), точка пути (WayPoint), фиксированный (постоянный ) маршрут, условный маршрут, маршрут, район и пространство RNP;


- концепция и применение RNP - производство полетов с использованием обо­рудования зональной навигации в условиях действия RNP;

- общие аспекты RNP - вероятность удерживания, типы RNP;

- требования к воздушному пространству - характеристики и требования к воздушному пространству, где действует определенный RNP;

- требования к оборудованию воздушных судов - функциональные требования, утверждение летной годности, разрешение на эксплуатацию;

- производство полетов в условиях действия RNP - навигационное обслужива­ние, требования к обучению, особенности ведения связи, бюджет ошибок.


Тема 2. Правила и процедуры B-RNAV


Установленный RNP, выполнение разворотов и полета по параллельному маршруту, использование основных и дублирующих средств навигации, для приемников СНС; требования к RAIM- обеспечению;


Тема 3. Требования к оборудованию ВС


Средства обеспечения требований B-RNAV, ограничения при использования оборудования зональной навигации различных систем и типов, требования к базе данных и плану полета;


Тема 4. Квалификационные требования к экипажу


При выполнении полетов в системе B-RNAV - подготовка и допуск летного состава к полетам в системе B-RNAV;


Тема 5. Действия экипажа при отказе аппаратуры зональной навигации

Переход на дублирующие средства, доклад органу ОВД об отказе, продолже­ние полета с отказавшей аппаратурой зональной навигации;


Тема 6. Планирование полетов в системе B-RNAV

Правила выбора маршрута и составление плана полета (FPL), переносы вы­лета, планирование полета на ВС, необорудованных или с отказавшей аппарату­рой зональной навигации.


IV. Методические указания

1. При подготовке предполагается групповой метод проведения занятий. Максимальное количество слушателей в группе - 20 человек.


2 По окончании подготовки проводится зачет.

3. Подготовка оформляется в специальном журнале летной службы авиапред­приятия, предназначенном для регистрации проведения подготовки летного со­става к полетам в системе B-RNAV в Европейском регионе.

4.При проведении подготовки преподавателям рекомендуется использовать следующие документы ICAO, JAA и EUROGONTROL:

- Руководство по требуемым навигационным характеристикам (RNP), Doc.9613 ICAO. 1-е изд.1994г;

- Дополнительные региональные правила ИКАО, Предложение о Поправке № S-96/47, Doc.7030 ICAO, 1997г.;

- Производство полетов воздушных судов, Поправки № 8, 9 к Doc. 8168 IKAO, 1997г.

- Руководящий материал по функциональным критериям и точностным характеристикам навигационных систем, предназначенным для использования в европейском воздушном пространстве при выполнении полетов в системе В-RNAV, Doc. AMJ 20x2 LEAFLET № 2, rev.1, JAA, 1997 г., включенный в Указание ФАС от 25.08.97 "О порядке допуска ВС России к полетам в системе зональной навигации (B-RNAV) в Европейском регионе в соответствии с требованиями нормативов RNP5";


- Требования к процедурам и оборудованию зональной навигации, Doc. 003, Edit. 1, EUROCONTROL, 1993 г.


Приложение 3

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

требований нормативных документов по использованию приёмников СНС как основного средства навигации

При составлении материала были использованы следующие документы:

1. ICAO: Doc.9613-AN/937, 1-е издание, 1994г. "Руководство по требуемым навигационным характеристикам (RNP);

2. ICAO: Doc.7030 попр.№ EUR/NAT-S- 96/47-EUR RAC/1, 1997 г., Дополнение к региональным правилам в регионе EUR/NAT;

3. ICAO : Doc. 8168 Поправки по процедурам RNAV, 1997 г.;

4. Указание ФАС России от 10.10.97 N 3.10-41 "О введении Положения о порядке допуска ВС к1 полетам в системе зональной навигации (B-RNAV) в Европейском регионе" (Руководящий материал по функциональным критериям и точностным характеристикам навигационных систем, предназначенным для использования в европейском воздушном пространстве при выполнении полетов в системе B-RNAV -JAA Doc. AMJ 20x2 LEAFLET 2, rev. 1, 1997;


5 JAA: Doc. 25 -11, Требования к электронным дисплеям;

6. JAA: TGL№3, Руководящий материал по функциональным критериям и точностным характеристикам навигационных систем, основанных на GPS;

7. EUROCONTROL: Doc.003, Edition 1, 1993 г., Требования к процедурам и аппаратуре RNAV:

8. FAA: AC20-138, Нормы летной годности для СНС при их использовании при выполнении полетов по ППП и ПВП;

9. FAA: TSO-C129, 1992 г., Технический Стандарт для приемников СНС;

10. RTCA: Do-208, 1991 г., Минимальные технические стандарты для бортовых навигационных систем, использующих СНС.

А. Требования к аппаратуре

1.(AMJ) - допускается использование автономных приемников СНС, если они

соответствуют TSO C-129 (A1);

2. (Арр.1. to AMJ) - RAIM-прогноз количества спутников на время выполнения полета по заданному маршруту с учетом ухода на запасной аэродром;

3. (AMJ) APK, VOR/DME, -' приемники должны быть установлены как дублирующие средства навигации;

4. (AMJ) - должна быть обеспечена индикация ЛБУ, как минимум, на ПНП-левом, а если экипаж состоит только из двух пилотов, то на обоих ПНП;

5. (AMJ) - индикация отказов "ОТКАЗ СНС" и "ОТКАЗ RAIM" должна быть выведена в поле зрения пилотов;

6. (TSO) - антенна приемника СНС должна быть установлена стационарно;

7. (АС20-138)- для поддержки RAIM необходима стыковка с кодирующим высотомером (требование может быть скорректировано ГосНИИ АН);

8. (RTCA/DO-208) - должна быть выведена индикация режимов "HLD", "APR", "РТК" и табло сообщения - "WPT";

9. (TSO) - индикатор приемника СНС должен быть хорошо виден и читаем в темноте и при попадании на него прямых солнечных лучей;

10. (TSO) - при отказе приемника СНС на ПНП должен появляться бленкер "Навигация" (требование может быть скорректировано ГосНИИ АН)

В. Процедуры B-RNAV

1. (AMJ n.5.1 (Doc: 003 п.4.l.4.1) (9613 п.5.5) - аппаратура должна эксплуа­тироваться в соответствии с процедурами, утвержденными авиационной администрацией, а экипаж должен пройти соответствующую подготовку. Процедуры должны быть внесены в РПП эксплуатанта.

2. (Doс. 7030 п.14.5.1)- при разрешении на выполнение полета в системе В-RNAV аппаратура RNAV исправна, функция RAIM обеспечивается - в поле 10 плана полета (FPL) указать литеру R. Если эти условия не обеспечиваются –указать литеру N в поле 18 - STS/NONRNAV.

3. (Doс. 7030 п.14.5.1) Планировать полеты на ВС, оборудование которых обеспечивает RNP5, но нет функциональных возможностей RNAV, можно только в нижнем воздушном пространстве по специально выделенным маршрутам.

4. (App. 1 to AMJ) перед вылетом убедиться в RAIM - обеспечении прогноза на время полёта по маршруту, которое не должно прерываться на время более минут. Эта процедура выполняется при:

- установленном маскирующем угле + 5 градусов;

- вручную отведенных, спутниках, о которых есть информация о том, что они не работают, либо работают неустойчиво.

(AMJ п. 5.2. а) Просчет RAIM-прогноз выполняется:

- для приемников CMC, подключенным к высотомеру, если количество рабочих
спутников в системе менее 23;

- для приемников СНС, HF подключенных к высотомеру, если количество рабочие спутников в системе менее 24.

5. (AMJ п.5.2.b) - если установлена база данных (NAVDATA-BASE) - она должна быть действующей (9613 п. 5.1.2). Ответственность за использование просроченной базы данных лежит на зксплуатанте.

6. (Doc. 7030 п. 14.6.1) - перед входом в зону B-RNAV проверить:

- активизируемый план полета;

- работоспособность и расчетную ошибку определения координат приемника СНС.

7. (Doc. 7030 п. 1 4.6,2) - при отрицательном результате контроля (п.6):

- доложить -диспетчеру о не обеспечении условий B-RNAV фразой "...(позывной) NEGATIVE RNAV ". В дальнейшем фразу повторять при каждой смене органа ОВД и частоты связи,


- получить новое диспетчерское разрешение на полет.

8. (AMJ п.5.2.с);- при входе и выполнении полета в зоне B-RNAV дублирующие средства навигации .(АРК, .VQR/DME) должны настраиваться на соответствующие частоты с целью параллельного контроля или перехода на них в случае отказа RAIM или приемника СНС в целом.

9. (9613 п. 2.2.2) ПНП пилотирующего пилота в штатном режиме должен быть постоянно включен в режим индикации ЛБУ от приемника СНС.

10. (8168 попр. no RNAV) - развороты на маршруте выполнять с кренами 20°, а в районе аэродрома - 25°.

11. (9613 доб.С. Бюджет ошибок) - не допускать уклонения, провороты и т.п. более 2м.миль (3.7 км) по индикатору ЛБУ (95% времени).

12. (AMJ п.5.3.а) в случае отказа RAIM: выдерживать ЛЗП по показаниям приемника СНС (по ПНП- левого пилота) с одновременным контролем положения по дублирующим cpeдствам VOR/ DME.

13. (AMJ п.5.3.b) в случае отказа приемника СНС: перейти на контроль полета по дублирующим средствам и доложить диспетчеру о необеспечении условий В-RNAV фразой “ (позывной) NEGATIVE-RNAV". В дальнейшем фразу повторять при каждой смене органа ОВД и частоты связи.

14. (9613 n. 4.3.7) - если сообщить диспетчеру об отказе приемника СНС невозможно - применить аварийные процедуры, установленные в данном районе.

С. Квалификация экипажа для полетов в системе B-RNAV

(Doc.003 п 4.8) - Требования к допускам:

1. Экипаж должен иметь допуск к использованию аппаратуры RNAV.

2. Экипаж прошел начальную подготовку по использованию системы RNAV, a проверяющий (пилот или штурман) имеет допуск к использованию аппаратуры RNAV, но в полете не исполняет обязанности члена экипажа.

3. Проверяющий (пилот или штурман) имеет допуск к использованию аппаратуры RNAV и в полете исполняет обязанности проверяющего для проверки на допуск других членов экипажа.

Примечание: (Doc.003 п.4.6.2.2.) летный состав должен быть оттренирован по летной эксплуатации аппаратуры в объеме, достаточном для достижения требуемой точности и надежности навигации.


(Doc.003 п.4.6.2.2.)... могут потребоваться летные инспекции со стороны соответствующих государственных органов по соблюдению летных процедур экипажем.

D. Подготовка летного состава к полетам в системе B-RNAV

(Doc.003 п. 4.6.2 - 4.6.4, Doc.9613 п.6.1, 6.2):

1. На ФАС (РУ ФАС) России лежит ответственность за утверждение программ подготовки летного состава авиапредприятий к полетам в системе B-RNAV. Программы разрабатывает эксплуатант.

2. Программы подготовки должны обеспечивать уверенное знание оборудования и летный состав должен быть оттренирован по его летной эксплуатации в объеме, необходимом для достижения требуемой точности и надежности навигации.

3. Программы подготовки включаются в соответствующий раздел РПП эксплуатанта и в следующие программы:

- обучения для квалификации "полеты по ППП";

- переучивания на ВС, на которых будет установлена аппаратура RNAV.

4. Программы подготовки, как минимум, должны содержать:

- процедуры B-RNAV и ответственность летного экипажа за их выполнение на всех этапах полета;

-необходимые сведения в отношении:

a) теории и практического применения приемников СНС, ограничений, определения отказов и т.д.;

b) предполетные, летные и послеполетные процедуры при эксплуатации аппаратуры;

c) комплексного использования навигационных систем, приборов, установленных на ВС, места приемника СНС в бортовом комплексе навигационного оборудования;

d) методы записи важных точек пути (система наименования и контроля записи точек "USER");

e) особенности ведения связи при нештатных, с точки зрения обеспечения требований B-RNAV, ситуациях;

f) процедуры при отказах и аппаратуры RNAV.