Г.С. Горчаков
Океан
Мудрости
Томск
“Твердыня”
2005
Вы держите в руках вторую часть уникального предмета НАУКА МЫШЛЕНИЯ - ОКЕАН МУДРОСТИ. Из школьных и университетских программ напрочь исчезло ознакомление с выдающимися мыслями представителей человеческой цивилизации равно как народной мудрости, без чего немыслима подлинная Культура. Данное издание восполняет этот вопиющий пробел в нашем образовании и воспитании!
В образовательно-воспитательную систему впервые вводятся ранее не употребляемые в силу ряда причин высказывания из Живой Этики, Н.К. и Е.И. Рерихов, Е.П. Блават-ской, Великих Учителей человечества. Также необычно само построение текста, когда между отдельными выражениями и афоризмами используются авторские логические связки, что создает ощущение диалогичности и живости.
В оформлении обложки использована репродукция картины Н.К. Рериха «Матерь Мира».
Вступление
сторически исходным языком культуры, на котором выражалось сознание, был язык кратких изречений и "мудрых мыслей". Об этом говорят и изречения народной мудрости, представленные в пословицах и поговорках народов мира, нравственно-философские изречения основателей религий, современных этнических учений, высказывания древних мудрецов, современных деятелей культуры.
Афоризм как жанр представляет "перевод" нравственности с языка сердца на язык разума и наоборот. Он учит обрести целостность, единство побуждения и поступка, воли и действия, слова и дела, мысли и поведения, чувства и рассудка.
Возможности афористической формы в вопросах нравственного воспитания особенно велики. Нравственность - это такая сфера культуры, где слово - не просто "изреченная мысль", самоценная в своем языковом бытии, а "тень дела" (Демокрит), человече-ского поведения.
У нас есть результаты мыслей величайших мыслителей, выделившихся в продолжение тысячелетий из
миллиардов и миллиардов людей, и эти результаты мышления этих великих людей просеяны через решето и сито времени. Отброшено все посредственное, осталось одно самобытное, глубокое, нужное... (Л.Н. Толстой).
Время ничего не может сделать великим мыслям, которые так же свежи и теперь, как тогда, когда в первый раз, много тому веков тому назад, зародились в уме своих авторов (С. Смайлс).
Старинная мудрость завещала такое множество афоризмов, что из них камень по камню сложилась целая несокрушимая стена (М.Е. Салтыков-Щедрин).
Есть у мудрейших запас изречений. Много для жизни полезных советов может в нем каждый найти (Феокрит).
Издревле у людей есть мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучаться (Геродот).
Нравственные афоризмы в сжатом виде устанавливают обязанности в жизни человека, житейскую мудрость, точки зрения, определяющие в духовной сфере твердые основы и сдерживающие устои в человеческой деятельности и познании (Г. Гегель).
Мы должны сохранять память не об одних только деяниях людей, но и об их словах. Настоящее хранилище этих слов, этих сказаний - это сборники речей, посланий и изречений (Ф. Бэкон).
Просвещенный ум, так сказать, составляется из умов всех предшествующих веков (Б. Фонтенель).
Огромнейшим сокровищем было бы собрание хороших и красивых человеческих мыслей (Ж. Делиль).
Афоризмы - едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений (Л.Н. Толстой).
Пословица - это большое содержание, выраженное в немногих словах (Т. Фуллер).
Мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мертвыми и избитыми фразами (Д.И. Писарев).
Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными (Я. Коменский).
Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества (Л.Н. Толстой).
СЛОВО О РАЗУМЕ
О мудрый, не должно ль в начале пути
Достоинства разума превознести.
О разуме мысли поведай свои,
Раздумий плоды от людей не таи.
Дар высший из всех, что послал нам Изед,
Наш разум,- достоин быть первым воспет.
Спасение в нем, утешение в нем,
В земной нашей жизни и в мире ином.
Лишь в разуме счастье, беда без него,
Лишь разум - богатство, нужда без него.
Доколе рассудок во мраке вовек
Отрады душе не найдет человек.
Так учит мыслитель, что знаньем богат,
Чье слово для жаждущих истины - клад...
Коль разум вожатым не станет тебе,
Дела твои сердце изранят тебе.
Разумный тебя одержимым сочтет,
Родной, как чужого, тебя отметет.
В обоих мирах возвышает он нас;
В оковах несчастный, чей разум угас.
Не разум ли око души? Не найти
С незрячей душою благого пути.
Он - первый средь вечных созданий творца,
Он стражей тройной охраняет сердца.
Слух, зренье и речь - трое стражей твоих,
И благо, и зло познаешь через них.
Кто разум и душу дерзнул бы воспеть?
Дерзнувшего кто бы услышал, ответь.
Коль внемлющих нет - бесполезны слова.
Ты мысль обрати к первым дням естества.
Венец мирозданья, ты создан творцом,
Ты образ и суть различаешь во всем.
Пусть разум водителем будет тебе,
От зла избавителем будет тебе.
Ты истину в мудрых реченьях найди,
О ней повествуя, весь мир обойди.
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познания вечною жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси.
Глава 1. Мудрость
Мудрость - глубокий ум, опирающийся на большой жизненный опыт.
Образец самого высокого мышления представляют собой мысли великих людей. Четкие, отточенные, вы-страданные, они лучиками света освещают устремленному человеку его жизненный путь, укрепляют его силы, ободряют на преодоление многих препятствий. Великие мысли великих людей фактически не изучаются ни в школах, ни в вузах, ни даже на философских факультетах. И это самое поразительное и страшное - вершина человечества, его гордость, то, чем строиться должна жизнь, - все это оказывается невостребованным. И не стоит удивляться, что человечество напрочь удалилось от подлинного совершенствования и катится в бездну разложения, потому его система образования и воспитания напрочь исключает процесс развития мышления и изучение продуктов его в виде мыслей. Самолишенное вечного источника одухотворенной мысли предков, человечество превращается в скопище цивилизованных дикарей. Выдающиеся мыслители отошли в прошлое, на первое место вышел рынок с его экономикой и мышлением компьютерного дикаря. Не внешними атрибутами должны восхищаться люди, не боксеров и футболистов возводить на постаменты и чествовать как героев, а тех, кто составлял и, возможно, еще составляет умственную культуру.
Г.С. Горчаков. Наука мышления.
* * *
Мудрость есть знание вечных истин, приложимых к жизни (Л.Н. Толстой).
Не думай, чтобы мудрость представляла собой свойство только особенных людей. Мудрость необходима всем людям и потому свойственна всем людям. Мудрость в том, чтобы знать свое назначение и средства исполнять его
(Л.Н. Толстой).
В своей бессмертной природе Эго знает практически всё
(Е.П. Блаватская).
Мудрость - это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни, - это гармония идей с жизнью (И.А. Гончаров).
Мудрое проникновение - красота, от проникновенного понимания - освобождение (Нагарджуна).
Мудрость - дочь опыта (Леонардо да Винчи).
А опыт говорит:
Самое меньшее благо в "жизни - это богатство; самое большое - мудрость (Г. Лессинг).
Странное свойство у мудрости:
Мудрость бесконечна- чем дальше подвигаешься к ней, тем она становится нужнее (Л.Н. Толстой).
Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны (Л.Н. Толстой).
Есть еще ум в глупце, сознающем свою глупость; но, наверное, нет ума в том, кто твердо уверен в своей мудрости (Дхаммапада).
Всю жизнь проведет глупец подле мудрого и нимало не познает истины, как никогда ложка не поймет вкуса пищи
(Дхаммапада).
Надо понять, что:
Драгоценнейший из даров, преподнесенных человеку на земле,- это стремление к мудрости (Е.П. Блаватская).
Однако:
Если человек ищет мудрости, он умен, но если он думает, что нашел ее, он безумен (персидская мудрость).
Мудрец ищет всего в себе, безумец - всего в других
(Конфуций).
Мудрый чувствует себя как дома в каждой стране; отечеством для благородной души служит вся вселенная (Демокрит Абдерский).
И:
Чем больше человек недоволен людьми и обстоятельствами и чем более доволен собою, тем он дальше от мудрости.
Пусть более низменные натуры дерутся, если им так угодно, мудрые соединяют свои различия в духе взаимной терпимости (К.Х).
Мудрым может быть только тот, кто не считает себя мудрым. А не считает себя мудрым только тот, кто всегда видит перед собой совершенство Бога.
Не тот мудрец, кто держит добрые и красивые речи, но кто терпелив, свободен от ненависти и свободен от боязни, - тот только истинно мудрый человек (Дхаммапада).
Ибо:
Условие мудрости - нравственная чистота; последствие ее - душевный мир (Л.Н. Толстой).
Отсюда:
Тремя путями мы познаем мудрость: размышлением - самый благородный путь; подражанием - это самый легкий и третий, опытный, - это самый тяжелый (Конфуций).
Так:
Никакие теоретические знания, никакие философии не дадут нам духовности, ибо лишь в испитии яда жизни и всех иллюзии ее накопляем мы чашу Амриты (мудрости) (Е.И. Рерих).
Мудрость не боится незнания, не боится сомнений, не боится труда, исследования, боится одного: утверждения того, что она знает, чего не знает (Л.Н. Толстой).
Мудрость достигается внутренней работой в уединении и такой же работой над самим собою в общении с людьми
(Л.Н. Толстой).
Хорошо бы было, если бы мудрость была такого свойства, чтобы могла переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором ее нет, как вода переливается через шерсть из одного сосуда в другой до тех пор, пока оба будут равны. Но горе в том, что для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа (Л.Н. Толстой).
Надо много учиться, чтобы сознать, что знаешь мало
(Монтень).
Наука о человеке - это наука мудрецов (Гельвеций).
Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает
(Лао Цзы).
И все же:
Ученость редко совмещается с мудростью. Ученый знает много вещей, большею частью ненужных и сомнительных. Мудрец же знает немного вещей, но все, что он знает, нужно ему и людям, и то, что он знает, он знает наверное (Л.Н. Толстой).
Интеллект не есть мудрость (Откровение - Живая Этика).
Потому:
Человек мудрый должен всегда выбирать дороги, испытанные великими людьми, и подражать самым замечательным, так что если он и не достигнет их величия, то воспримет хоть некоторый его отблеск (Л.Н. Толстой).
Ведь:
Чувство ответственности есть начало Мудрости
(Е.П. Блаватская).
Мудрец не говорит о том, что делает, но и не делает того , о чем нельзя было бы сказать (Е.П. Блаватская).
Мудрый убежден в своем неведении, глупец же - в своей мудрости (Е.П. Блаватская).
Молчаливость - мудрость глупца (Публилий Сир).
Человек, который умеет скрывать свою глупость, лучше, чем человек, который хочет выказать свою мудрость (Л.Н. Толстой).
А:
Если бы мудрость вдруг оставила мир, то даже тогда никто бы не счел себя глупцом (Е.П. Блаватская).
Мудрость мужественна (Живая Этика).
Однако:
Когда рок настигает нас, тогда око Мудрости слепнет (Е.П. Блаватская).
Но:
Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость (Л.Н. Толстой).
Страдания жизни неразумной приводят к сознанию необходимости разумной жизни (Л.Н. Толстой).
Куда придет человечество, это не дано знать людям. Высшая мудрость состоит в том, чтобы знать, куда тебе идти. А это ты знаешь: идти к высшему совершенству
(Л.Н. Толстой).
Мудрость для души - то же, что здоровье для тела
(Ф. Ларошфуко).
Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва. Но если обогатить ее учением, она оживает подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь (Абуль Фарадж).
И:
Если утратишь все, но обретешь мудрость, эта потеря - твое приобретение (Е.П.Блаватская).
Мудрость - помощник счастью (осетинская пословица).
Опять же:
Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею (Цицерон).
Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое - делать самому то, что он советует делать другим, второе - никогда не поступать против справедливости и третье - терпеливо переносить слабости людей, окружающих его (Л.Н. Толстой).
Ибо:
Основа всякой мудрости есть терпение (Платон).
Мудрецы суть свет приносящие (Е.П. Блаватская).
Будда спросил: "Если человек, удостоенный общения со мной, не живет по моим заповедям, то какую пользу принесут ему десять тысяч наставлений?" (Е.П. Блаватская).
По мере совершения мудрых дел все более и более жизни прибывает к человеку (Джон Рёскин).
Итак:
Кто мудр? - У всех чему-нибудь научающийся (Л.Н. Толстой).
Вопросы для закрепления
1. Встречались ли вы с мудрыми людьми?
2. В чем заключалась их мудрость?
3. Каким должен быть мудрец?
4. Как становятся мудрецами?
5. Счастливы ли мудрецы?
6. Хотите ли вы стать мудрым?
Глава 2. Вселенная - Душа -
Истина