Источники в социологии
Социологи использует в качестве источников множество различных данных: это могут быть не только результаты опроса, интервью, дневники наблюдения но и такие источники как решения суда, фотографии, истории из СМИ, просто транскрипты разговоров. То есть источником может стать практически все.
Одним из примеров использования множества различных источников является исследование У.Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америки», в рамках которого они в качестве источников использовали личные письма, материалы интервью и т.д.
Но с таким количеством возможных источников возникает вопрос – как же тогда различить релевантные и нерелевантные источники? Является ли, например, источником надпись на заборе?
Постараемся поискать ответ на этот вопрос в том, что именно мы изучаем, в тех подходах, которые есть в социологии к анализу общества, социальности и т.д.
Социологию часто называют наукой, в которой нет согласия о единой парадигме. Иногда говорят о мультипарадигмальности, социологии, то есть об отсутствии консенсуса относительно оснований социологии. Отчасти с этим связана, как видится, проблема, источников в социологии, ведь те или иные события, явления, объяснения и данные имеют смысл только в рамках конкретной теории, именно она наделяет их смыслом.
Можно предположить, что отсутствие единых основ, методологии и критерия адекватности той или иной теории приводит к тому, что разные источники имеют большую или меньшую ценность в рамках разных теорий. В связи с этим для начала я решила попробовать рассмотреть в общем виде возможные источники в рамках различных подходов в социологии. Для этого я решила рассмотреть сначала несколько схем классификаций теоретических подходов.
Парадигма – это достаточно сильное понятие, предполагающее наличие некоего комплекса лежащих в основании того или иного направления базовых допущений.
Одна из классификаций парадигм, на мой взгляд, достаточно тесно связана с представлением о возможных источниках. Это схема классификаций парадигм, предложенная Дж.Ритцером. Он рассматривает выделяемые им парадигмы по нескольким отличительным признакам: исследование, которое можно взять как эталон, методы, представление о предмете социологии, и модель теоретического объяснения.
Так, он выделяет 3 основные парадигмы: парадигма социальных факто, парадигма социальных дефиниций и бихевиористская парадигма.
Таблица 1
Схема классификации парадигм Дж.Ритцера1
|
Представитель
|
Образцовое исследование
|
Носящее мировоззренческий характер представление о предмете социологии (“онтология”)
|
Методы исследования
|
Модель теоретического объяснения, или теоретическая перспектива
|
Парадигма социальных фактов
|
Э.Дюркгейм
|
Самоубийство
|
Социальные факты (структуры и институты) и их влияние на личность
|
Сравнительно-исторический
Опросный
|
Структурный функционализм
Системное теоретизирование
Теории конфликта
|
Парадигма социальных дефиниций
|
М.Вебер
|
Концепция социального действия
|
Определение ситуации “с точки зрения действующего” (У.Томас) и влияние таких определений на взаимодействие между людьми
|
Этнографический (включенное наблюдение)
биографический
|
Символический интеракционизм
Феноменология
Этнометодология
Экзистенциализм
|
Бихевиоризм
|
Б.Ф.Скиннера
|
Творчество Скиннера
|
Поведение индивидов
|
Эксперимент
|
Теории “выученного поведения”
Теории обмена
|
Как можно видеть, методология напрямую подсказывает, какие источники имеет смысл использовать в рамках какого подхода:
В рамках парадигмы
социальных фактов значимую роль играет статистика и массовые опросы, следовательно биографические интервью, например, скорее всего будут в меньшей степени использоваться
В парадигме
социальных дефиниций больший акцент делается
на субъективном восприятии, следовательно интервью и наблюдение будут более подходящими источниками
В
бихевиоризме основным методом является эксперимент, в то время как субъективное восприятие не будет иметь значение.
Кроме Дж.Ритцера, есть и другие классификации парадигм. Рассмотрим схему, предложенную Дж.Александером и доработанную И.Девятко.
В ее основании – 2 базовые различения направлений теоретизирования: действие или социальные порядок, а также субъективность или объективность конститутивных элементов социального действия
2.
Таблица 2
Схема классификации парадигм по Дж.Александеру3
Фокус теоретизирования
|
Представление о конститутивных элементах социального действия
|
Субъективные (волюнтаристские)
|
Объективные (ограничения)
|
Действие
|
Нормативизм
Интерпретативный подход
|
Инструментализм (рациональность)
Натурализм (утилитаризм)
|
Порядок
|
Социологический идеализм
Функционализм
|
Социологический материализм
Структурализм
|
Как можно видеть, в данном случае также можно предположить разную значимость тех или иных видов источников для разных теорий.
Если в теориях обмена и рациональнальости важную роль будут играть эксперименты, то интерпретативисты иногда воспринимают любое социальное взаимодействие как текст, который постоянно должен подвергаться дешифровке. Поэтому любые зафиксированные
на аудио-видео носителях, в текстах, наблюдениях взаимодействия будут иметь смысл.
В рамках функционализма значимо использование наблюдения, статистических методов и т.д.. В структурализме часто источниками информации о том или ином сообществе являются мифы, сказки, тексты, язык и т.д. – то есть поиск скрытого смысла ведется во многих проявлениях.
Итак, получается, что во многом та теоретическая рамка, которую мы поставили
в основу нашего исследования, оказывает влияние на восприятие тех или иных фрагментов текста как релевантных или нерелевантных источников в данном случае. Кроме теоретической рамки важно всегда иметь в виду объект и проблему исследования. Даже надпись на заборе станет источником, важно только понять – что именно, какой фрагмент реальности она отражает.