https://electroinfo.net

girniy.ru 1

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»


г. Энгельса Саратовской области.


Открытый урок по окружающему миру

в 3 классе.


Тема урока:

Вода и её роль в природе.


Учитель начальных классов:

Хвалько

Елена Анатольевна.


2008г.


Тема урока: Вода и её роль в природе.

Тип урока:

Цель урока: сформировать у обучающихся понятие о роли воды в природе и её значении в жизни живых существ.

Задачи: - Показать, что вода - активная среда для жизни животных и растений, человека.

- Изучить свойства воды как вещества;

- Формировать умение применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;

- Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты;

- Прививать внимательное и бережное отношение к природе.

Формирование знаний, умений, навыков:

Уметь:

-выполнять лабораторные работы, с соблюдением правил техники безопасности.

-делать выводы из проделанной работы.

-находить решение проблемных заданий.

-грамотно аргументировать свои выводы

-обобщать.

Знать:

-значение воды в природе.

- состав воды и её свойства

-современные экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.


Оборудование: - А.А. Плешаков. Учебник "Мир вокруг нас" 3 класс, Москва: "Просвещение", 2004г., А.А.Плешаков "Рабочая тетрадь к учебнику "Мир вокруг нас", М.: "Просвещение", 2008г.

- полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зелёная, красная, жёлтая)

- глобус

- тест.

-Вода (горячая и холодная), сахар, соль, мел, глина, ложка, колбы, стаканы, воронка, бумажный фильтр, бытовой фильтр.


ТСО:

компьютер.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Проверка усвоения изученного материала.d:\документы\картинки\сканер\фото\fil2666.jpg

1.Фронтальный опрос.

Он прозрачный невидимка,

Лёгкий и прозрачный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас. (воздух)

- Что такое воздух? (Воздух - это газообразное вещество. Это смесь газов: азота, кислорода и углекислого газа).

- О каких свойствах воздуха говорится в этой загадке?

- Какие ещё свойства воздуха вы знаете? (прозрачен, бесцветен, без запаха, плохо проводит тепло, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении)

- Воздух плохо проводит тепло. Какое значение имеет это свойство для жизни растений(животных, человека)? (зимой растения не замерзают под снегом, потому что воздух, который находится в снеге, плохо проводит тепло, и температура под снегом выше, чем температура воздуха. Между перьями птицы находится воздух, который и сохраняет тепло тела. Между густыми волосками зимнего меха зверей задерживается больше воздуха, и им не холодно. )

- Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

- Почему легче дышать в местах, где растёт много растений?

- От чего загрязняется воздух?

- Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

2. Тестирование

- А сейчас вы сами сможете проверить, как вы усвоили материал.

Перед вами лежат тесты, выберите номера правильных ответов и запишите их в окошке.




Выбери свойства воздуха.

1.Прозрачный. 6. Бесцветный.


2.Имеет цвет. 7. Плохо проводит тепло.

3.Не имеет запаха. 8. Обладает текучестью.

4. Имеет форму. 9. Не имеет форму.

5. При нагревании расширяется, 10. При замерзании расширяется

при охлаждении сжимается. и превращается в лёд.


Выбери основные меры по охране воздуха.

11. На заводах устанавливают 15. Создавать автомобили, которые уловители дыма. не будут загрязнять воздух.

12. Экономно расходовать. 16. Не сжигать опавшие листья

13. Следить за чистотой улиц. 17.Укреплять овраги.

14. Следить за чистотой водоёмов. 18.Высаживать зелёные растения.





1, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18





3. Самопроверка и самооценка.

- Проверьте свои работы и оцените себя поставьте в хронологическую карту.



Хронологическая карта

Ф.И.




Дом. зад.

устно тест

Роль воды

Практ. работа

Свойства воды

Охрана воды.

Общая

Сам




















Группа






















-Молодцы, ребята.

III. Актуализация знаний. 41657_1280_1024

-А теперь отгадайте ещё одну загадку:

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу.
(Вода)

- Так какое вещество мы сегодня будем изучать?

- Ребята, а что бы вы хотели узнать о воде? (ответы детей)

IV. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы узнаем об огромной роли воды в природе, о свойствах воды и об экологических проблемах, связанных с водой.

V. Изучение нового материала.

1. Роль воды в природе.

- Давайте послушаем стихотворение: (показ слайдов)

unt898itled

Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.сосульки

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.50599_1280_1024


Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смеем вам мы доложить:

Без воды нам не прожить.

- Что вы узнали из стихотворения о воде?

- Как вы думаете, много ли воды на Земле?

1). Вступительное слово учителя.

С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода и жизнь становится невозможной. Потому что вода - эликсир жизни. Подарив людям воду, природа дала нам бесценное богатство.3 007

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный — голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. И в воздухе, и в почве, и под землёй. Вода входит в состав любого живого организма.

-Ребята, а как вы думаете, если воды на нашей планете так много, нужно ли её беречь.


2). Сообщения детей

- Ребята, а какие вы сообщения подготовили о значении воды?

Почти всё живое на Земле не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам и озёрам. Люди издавна выбирали себе место у воды, строили себе дома, сёла и города.

- Без воды не вырастишь ни пшеницы, ни яблок, ни груш. Тысячи лет может пролежать зерно в сухой земле, но придёт вода - и зерно прорастёт. Даже безжизненную пустыню можно превратить в цветущий сад, если провести туда воду.


- В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. А тело медузы на 90—95% состоит из воды.d:\документы\доклады\мама\сканер\file0035.jpg

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела.

3). Практическая работа.

- Много ли воды в вашем теле? Вы можешь вычислить сами: массу тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

Откройте задание №1 в тетради на с.20.

Например: масса теле человека - 60 кг, то мы должны 60 : 3 *, 2 вода составляет - 40кг.

Если 90кг, то 90 :3 *2 = 60кг

Если 30кг, то 30 :3 *2 =20кг

-Молодцы! Справились с этим заданием.

4). Вывод.

- А теперь давайте ещё раз давайте повторим какую роль играет вода в природе.(На доске составляется аппликация)

Роль воды в природе:

- для питья (Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди).

- кормит (Но вода не только «поит», но еще и кормит — по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов).

- среда обитания (В реках, морях и океанах и около них живут растения и животные)

- средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги)

- в быту (Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды).


- дорога (Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров).

- электроэнергия и полезные ископаемые.(Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, в воде добывают полезные ископаемые) - -

-красота, познание и отдых (Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов)

2. Свойства воды.

Вот она какая вода!

- Но это всё стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

Сейчас мы с вами с помощью опытов определим свойства воды.


Практическая работа (Дети работают по группам. У каждой группы есть ключ к выполнению опыта)


(I группа выполняет три опыта)

Опыт 1

Определить какова прозрачность воды?

- В стакан с водой опустите ложку.

- Видна ли она?

- О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода... (прозрачна.)


Опыт 2.

-Определить какого цвета вода?

- На столе у вас лежат цветные полоски бумаги (красная, зелёная, жёлтая, синяя, белая)

- С их помощью вы определите цвет воды.

-Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.

- Можно ли сказать, что вода синяя? Зеленая? Желтая? Красная? Белая?

- Каков же цвет воды?

Вывод: вода...(бесцветна)

Опыт 3.

- Каков запах воды?

- Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

- А чем пахнет чистая вода ?

- Понюхай ее и сделай вывод.

Вывод: вода ... (не имеет запаха)



(II группа выполняет один опыт)

Опыт 4 (2 стакана, 2 ложки, сахар и глина)

- Насыпьте в один стакан с водой сахар, а в другой столько же глины.

- Помешайте воду.

-Что вы заметили?

- О чем говорит этот опыт?

(Вода растворила кристаллы сахара, а часть глины осела на дно).

Вывод: вода —...( растворитель, но не все вещества в ней растворяются).

- Подумай те где человек использует это свойство?


(Учитель готовит три раствора: первый стакан — медный купорос, второй стакан — марганцовка, третий стакан — напиток в порошке).

-Вода растворила кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу — напиток.

Когда мы умываемся, тоже используем свойство воды — растворять грязь


(III группа выполняет один опыт - фильтрование)

Опыт 5 (стакан с мутной водой, чистый стакан, воронка, бумажный фильт).

-Вам необходимо очистить мутную воду с примесями песка и мела

- Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.

Фильтр — это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.

- Вставьте воронку в пустой стакан и положите фильтр.

- По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду.

- Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки.

-Проверьте ее на прозрачность.

- Нерастворенные вещества остались на фильтре.

Такая очистка воды называется фильтрованием.

Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.


( В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.

Учитель демонстрирует бытовой фильтр, фильтруется подкрашенная вода)

После выполнения детьми и обсуждения, учитель демонстрирует ещё два опыта.


Опыт 6. (стакан с водой и пластиковая пластинка)

- Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды?

(Она растекается в разные стороны.)

- Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность ? (Вода стекает под уклон.) '

- Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? (Да)

- Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды.

Какое?

Вывод: вода течет (свойство — текучесть).

Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

Опыт 7. (колба с трубкой и подкрашенной жидкостью, ёмкости с горячей водой и льдом)

Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении?

Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

- Почему?

Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.

- Как вы это объясните?

Вывод: вода ... ( при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается)


Обобщение. (повторение всех свойств воды по таблице)


ФИЗМИНУТКА

-А какие природные явления, связанные с водой вы знаете?

- А какой бывает дождик?

-Покажите пальчиками как стучит тихий дождик.

-Дождик усиливается, пошёл очень сильный дождь.

-Дождик заканчивается, идёт тише - тише. Ну вот и совсем перестал. Выглянуло солнышко и вся природа потянула к нему свои руки. И мы потянемся.

Вот она какая, вода!



3.Причины загрязнения и охрана воды.

Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.

Вода — одно из главных богатств на Земле.

-Ребята. а что будет если исчезнет вода?

А такая угроза существует.

Давайте послушаем сказку. (показ слайдов)

- Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы.imав

Все любили эту реку!

Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной:

серой, жёлтой, красной, чёрной…

Плачет малая речонка, вода гряз

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой – тонкой,

Обмелела на глазах.

- Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.


Улитка - Соседка, почему ты такая красная?


Красная рыбка - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы.

Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и сталакрасная

от сточных вод красной.

Улитка - А ты почему жёлтая, как лимон?

Жёлтая рыбка - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками.

Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс мутный поток.


Чего там только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты и отходы.

Пожелтела наша заводь.

Улитка - А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

фиол


Фиолетовая рыбка - Видела бы ты, какой на мне лежал груз?

Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать?

От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела…

Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.

Улитка - Ой, а это ещё кто?

Чёрная рыбка - Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только

почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть покрыла воду тонкой ribka2чйй

плёнкой, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки

и умирают. Их крылья слиплись от нефти.

Улитка - Да, уж досталось вам.


- Ребята, скажите, отчего загрязняется вода в реках, озёрах и морях?

-А кто главный виновник в этом? (человек)

От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека.

Поэтому воду — наше главное богатство, надо беречь!

-Как люди охраняют воду от загрязнения?

(Строить очистные сооружения, Строить предприятия, где нет сточных вод, не бросать мусор, не мыть машины около водоёмов.)

VI Итог урока.

1. Закрепление

-Молодцы, ребята. На следующем уроке мы продолжим изучать тайны воды.

А сейчас скажите, что нового вы узнали на уроке?


- О каких свойствах воды вы узнали?

- Какие свойства воды человек чаще всего использует в быту?

- Почему воду нужно беречь и охранять?

Дети.-  Вода входит в состав любого организма.
– Вода – это жизнь, красота и здоровье.
– Вода – помощник человека.
– Количество пресной воды ограничено.
– Вода загрязняется.


2. Домашнее задание.

Дома вы нарисуете плакат "Берегите воду!"


3. Выставление оценок.

- Ребята, а теперь в группе оцените друг друга.

-Со многими оценками я согласна. Мне очень понравилось как вы работали на уроке.

4. Рефлексия

- А понравился ли вам наш урок?

Какое настроение вызвал у вас этот урок? Отразите его разноцветными ленточками. Пусть появится у нас необычная радуга.

Урок окончен.