Урок: кубановедение в 6-м классе
Тема урока: «Биоиндикаторы загрязнённости окружающей среды Калининского района»
Цель:
- дать понятие о среде обитания организмов, познакомить учащихся с растениями и животными – биоиндикаторами; способствовать развитию любви к природе, бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Образовательные:
- раскрыть понятия «среда обитания организмов»;
- выяснить её экологические факторы;
- показать влияние факторов неживой природы на организмы;
- ввести понятие «биоиндикаторы загрязнения окружающей среды».
2. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма и любви к родному краю;
- формирование экологической культуры.
3. Развивающие:
- развивать у учащихся образную речь и логическое мышление;
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционный урок.
Оборудование урока:
-комнатные растения (пеларгония, кактус, алоэ);
-пособие «Цветочные часы»;
- таблицы: « Тип Хордовые, Класс Пресмыкающиеся»;
- свежий материал лишайников;
- аквариум с водорослями и рыбками;
- растения: мокрица, веточки черёмухи, тополя, липы, берёзы, ясеня и др.,
или использование: интерактивной доски в интерактивном режиме; мультимедиа презентации, со всеми необходимыми рисунками живых организмов и их сред обитания.
Ход урока:
- Организационный момент (1мин.)
- Вводная часть (4-5 мин.)
1.Введение понятия «среда обитания, экологические факторы среды»;
2.Разнообразие факторов неживой среды обитания. /Беседа по вопросам: «В каких средах живут организмы: кактус,
пеларгония, водоросли?» «Перечислите факторы неживой среды обитания» Работа по заполнению таблицы «Экологические факторы»: работа на интерактивной доске в интерактивном режиме./
3.Влияние факторов неживой среды на жизнь растений и животных. / Беседа с элементами рассказа учителя о влиянии факторов среды обитания на живые организмы: «Приведите примеры приспособления у растений и животных к среде обитания. Приведите примеры вредного воздействия на организм загрязнения окружающей среды; примеры использования человеком экологического мониторинга для отслеживания загрязнения окружающей среды./
- Актуализация знаний, умений и навыков (20- 25 мин.)
1. Введение понятия «биоиндикаторы».
Беседа:
- Ребята! Прежде чем узнать, что такое биоиндикатор, давайте с вами подумаем, что такое индикатор?
Дети: «Определитель чего-то?»
- Правильно. Вот, например, кто из вас знает, как определяют, есть ли ток в сети?
Дети: «Специальным прибором»
- Вот такой прибор и называется индикатором, т. е. определителем присутствия тока в сети. Вернёмся к биоиндикаторам. Почему «био», «биос» в переводе с греческого означает «жизнь», «живой». Значит, биоиндикатор – это живые организм (запись термина в тетрадь).
2. Растения – барометры
(Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрации живых растений, использования мультимедиа.) «Растения, как и все живые организмы, развиваются согласно своим биологическим ритмам и поэтому «просыпаются» каждое в своё время, например
: одуванчик в 6 часов утра,
ипомея – к 8-9 часам и т.д. На основании этой закономерности К.Линней в 18 веке создал первые живые цветочные «часы». Реагируют растения на колебание температуры и влажности в атмосфере. Одни, чтобы
уберечь пыльцу от непогоды, закрывают венчики цветков или не раскрывают их вовсе. К таким растениям-барометрам относятся, например, маленькая
травка мокрица, густо разрастающаяся на огородах: если до 9 часов утра не раскроются венчики её изящных цветков, то днём пойдёт дождь. Подметили люди и то, что некоторые растения растут только на определённых почвах, и на этой взаимосвязи научились находить полезные ископаемые. Называли таких людей
«рудознаями». В настоящее время ученые определили целую группу растений-индикаторов. В их числе
орхидея венерин башмачок, растущая только на почвах, где имеются залежи кальция»
3.Биоиндикаторы загрязнения окружающей среды:
- биоиндикаторы состояния воздуха:
а) лишайники, конский каштан, хвойные (ель, сосна) – чувствительные к загрязнению воздуха;
б) черёмуха, тополь, липа, берёза – довольно устойчивы к загрязнению воздуха.
- растения - индикаторы состава почвы:
а) ясень, лиственница – на щелочных почвах;
б) росянка, сабельник – на почвах, бедных минеральными веществами;
в) крапива, бузина, кипрей, пролески – на почвах богатых азотом;
г) клевер красный, тимофеевка, овсяница луговая и растения широколистных лесов – на нейтральных почвах;
д) щурка, вереск, брусника, черника, голубика, щавель – на кислых почвах;
- живые организмы – индикаторы загрязнённости воды:
а) сине-зелёные водоросли – в воде, загрязненной органическими веществами;
б) пиявки, личинки подёнок – в чистой воде (демонстрация кинофрагмента);
Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация живых растений и
рисунков, мультимедиа.
- Физ. Минутка (1-2мин)
- Закрепление изученного материала (12-15 мин.)
Ответы на вопросы с заполнением кроссворда.
Вопросы для закрепления изученного материала:
(Заполнение кроссворда: работа на интерактивной доске в интерактивном режиме)
-Итак, ребята, как называются живые организмы, являющиеся указателями загрязнения окружающей среды? (Биоиндикаторы.) Учитель записывает в кроссворде слово по вертикали.
А какие же биоиндикаторы помогут вам при необходимости определить загрязненность воздуха, почвы или воды? (Дети отвечают на вопросы учителя, заполняя кроссворд).
- Наиболее чувствительные к загрязнению воздуха живые организмы, могут расти даже на голых скалах
. (Лишайники)
- Растение устойчивое к загрязнению воздуха, высаживаются при озеленении населённых пунктов. (Тополь)
- Растения, имеющие синие цветы, растет на почвах богатых минеральными веществами. (Пролески)
-Растение нейтральных почв, обитает на лугу, название созвучно с мужским именем. (Тимофеевка)
- Эти животные, применяемые в медицине, погибают в случае загрязнения воды. (Пиявки)
- Растение кислых почв, на вкус тоже кислое, используется для приготовления борща весной. (Щавель)
- Личинки этих животных резко сокращают свою численность при загрязнении водоема. (Подёнки).
Задание на дом: подготовить сообщение об одном виде растения или животного - индикаторе загрязнения окружающей среды.
Повторить: Учебник «Биология» 6 класс, стр. 202-204 /Питание лишайников/