https://electroinfo.net

girniy.ru 1 ... 7 8 9 10

О РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛЮ «РАЗНОРАБОЧИЙ КСК, ДВОРНИК» ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ


Трудовое обучение, занимая центральное место в общей системе учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе, призвано решать важнейшие задачи социальной реабилитации умственно отсталых учащихся. Заканчивая школу, человек с ограниченными возможностями должен быть вооружен профессиональными навыками, позволяющими ему трудоустроиться, так как для многих выпускников школа является конечным этапом обучения.

Наблюдения показывают, что чаще всего профессиональные интересы умственно отсталых учащихся складываются под влиянием трудового обучения: учащиеся выбирают те специальности, по которым осуществлялась их подготовка в школе.

Представление о занятости выпускников нашей школы дает мониторинг за 2007-2010 годы, ведущийся завучем Коваленко О.В.:


годы

Занятость в %

Продолжили учебу

Устроились на работу

Не заняты

2007

67

11

22

2008

72

14

14

2009

67

-

33

2010

60

20

20

Данные мониторинга позволяют сделать вывод о том, что от 14 до 33% выпускников не могут трудоустроиться после окончания школы и продолжают находиться на иждивении семьи.


Одной из причин слабой востребованности выпускников вспомогательной школы на современном рынке труда, по нашему мнению, является ограниченность выбора профилей трудового обучения, предлагаемых вспомогательной школой в настоящее время. Это подтверждает мониторинг, проведенный лабораторией социальной работы НИО Национального научно-практического центра коррекционной педагогики г.Алматы в 18 организациях образования и социальной защиты РК: трудовое обучение проводится, в основном, по профилю столяр – 77%, швея – 94%. Хочется сказать, что эти профили хороши для детей с относительно сохранными возможностями и, безусловно, несут большую развивающую и коррекционную нагрузку. Но, что немаловажно, в этом случае выпускникам приходится конкурировать на рынке труда с людьми с сохранным интеллектом, так как эти специальности требуют достаточно высокой квалификации. Как правило, вопрос о принятии на работу решается работодателями не в пользу людей с нарушениями интеллекта. В этой связи вспоминается выступление мамы ребенка с ограниченными возможностями на Республиканской научно-практической конференции «Проблемы обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями в свете реализации Закона Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»», проведенной кафедрой коррекционной педагогики РИПК СО в 2005 году. Она говорила о том, что детей необходимо обучать тем профессиям, которые дают им реальный шанс, пусть на небольшую зарплату, но быть трудоустроенными, а не конкурировать с людьми с сохранным интеллектом в поисках должности столяра или швеи. В качестве примера возможных профессий она привела специальности дворника, рабочего контейнерной площадки и т.п., малопрестижные среди людей с сохранным интеллектом профессий. Нам глубоко в душу запали ее слова: «Эту нишу могут занять люди с нарушениями интеллекта и быть успешными и конкурентоспособными в этих видах труда. Дайте нашим детям шанс!».

В октябре 2011 года, по данным центра занятости г.Усть-Каменогорска, потребность города в малоквалифицированных специальностях значительно превышала потребность в столярах и швеях. Столяров требовалось всего 7, швей – 13. Итого – 20 человек.


Профессии

Количество вакансий

Дворник

35

Подсобные рабочие

104

Уборщики служебных и подсобных помещений

68

Рабочий строительства по озеленению

3

итого

210


По нашему мнению, при ориентировании ученика на профиль обучения необходимо учитывать его трудовые возможности. Отсутствие комплекса диагностик профессионально важных качеств не позволяет объективно подойти к решению данной проблемы. Считаем, что своевременно проведенная профпроба позволит не только учитывать индивидуальные возможности ученика, но и будет способствовать формированию профессиональных навыков как по темпу работы, так и по содержанию двигательной программы трудовых приемов.

Учитывая потребности современного рынка труда, запросы родительской общественности, нашей творческой группой создана программа по профилю «Разнорабочий КСК, дворник». К ней также разработана профпроба. Программа рассчитана на 6 лет обучения – с 4 по 9 класс. При необходимости, возможно углубление на базе данной программы следующих профилей: штукатурно-малярного, ландшафтного дизайна, сантехнического, слесарно-столярного, рабочего мусоро-контейнерной площадки.


Задачами этого вида труда являются:


  1. обучение профессиональным приемам труда и привитие соответствующих трудовых навыков по профессии дворник, разнорабочий КСК;

  2. формирование доступных технических и технологических знаний;

  3. воспитание устойчивого положительного отношения к труду, формирование необходимых качеств личности: ответственности, добросовестности, честности, доброжелательности.

Содержание программы состоит из трех блоков:

I блок - «Осенние работы на участке», занимает по времени I четверть.

II блок - «Зимние работы на участке», занимает, ориентировочно, по времени II и III четверти.

III блок - «Весенние работы», занимает по времени IV четверть. С 7 класса в этом блоке вводятся основы штукатурно-малярных и столярно-плотничных работ.

Все блоки содержат следующие виды работ:

  1. Уборка закрепленных за классом складских помещений, территорий.

  2. Сбор мусора и вынос его в установленные места.

  3. Практические работы по уходу за спецодеждой, инвентарем.

Количество часов внутри каждого блока определяется учителем самостоятельно, исходя из продолжительности сезона в каждой конкретной местности. Изменяться может и порядок прохождения тем.

При индивидуальном выполнении трудового задания вне школы учащиеся могут в той или иной мере вступить в контакт с работниками организации, прохожими. Готовя школьников, необходимо уделять большое внимание воспитанию у них доброжелательности, честности, тактичности, терпения. Решение этих задач должно осуществляться наравне с обучением программному материалу. Большую трудность представляет формирование знаний и общетрудовых умений. Однако, это обстоятельство не должно приводить к отказу от решения данного типа учебных задач. Успешность теоретического обучения зависит от правильного использования специфических для вспомогательной школы методов обучения (опоры на наглядность, включение в познавательную деятельность предметных действий, проговаривание вслух, дидактические игры и т.п.). Повторению теоретического материала посвящаются последние 2-4 занятия комплексной темы. Практический этап для них является обязательной и большей частью.


Уроки проводятся в специально оборудованном кабинете, имеющем уборочный инвентарь и предметы санитарного оборудования.

В конце обучения возможна сдача учащимися экзамена, который включает теоретическую часть (ответы на 1-2 вопроса экзаменационных билетов) и практическую работу, выполняемую во время обязательной практики (например, простейший ремонт помещений, уборка территории и т.п.). Причем, вопросы не обязательно читаются учеником, их может задавать учитель. Допускаются односложные ответы на вопросы, использование учеником доступных ему невербальных средств общения.

Таким образом, предлагаемая программа предъявляет минимальные требования к профессионально важным качествам и может быть доступна практически всем (за небольшим исключением) ученикам вспомогательной школы. Учитывая потребности современного рынка труда в данном виде работ, считаем, что ее реализация позволит выпускникам вспомогательной школы быть востребованными, успешными и финансово независимыми, т.е. будет способствовать решению главной задачи вспомогательной школы – социальной адаптации выпускников в условиях современного общества.


Түйін

Мақала да зиятында ауытқушылығы бар балаларды еңбекке оқыту пәнін кеңейтуге, «Әр түрлі жұмысты атқаратын КСК, аула тазалаушы» саласын енгізу ұсынылады, жоғарыда көрсетілген сала бойынша оқу бағдарламасын жүзеге асырудың кейбір ұсыныстары көрсетілген.





<< предыдущая страница