https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 370 371

ФИЛОСОФСКИЙ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ


ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ

Академик АН СССР Л. Ф. ИЛЬИЧЕВ, академик АН СССР П. Н. ФЕДОСЕЕВ, доктор философских наук С. М. КОВАЛЕВ, доктор философских наук В. Г. ПАНОВ

МОСКВА

“СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ”

1983


Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: (Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. —840 с.

В Философском энциклопедическом словаре, включающем около 2000 статей, освещаются проблемы диалектического и историческою материализма, философские вопросы естествознания, социология, этика, эстетика, философские проблемы психологии, логики, атеизма, религии, дана панорама мирового развития философии большое число статей посвящено философам, социологам, психологам, повлиявшим на развитие философии и всей общественной мысли.


А

АББАНЬЯНО (Abbagnano) Никола (15.7.1901, Салерно,— 1977, Турин), итал. философ-идеалист, представитель экзистенциализма. В отличие от пессимистич., “негативного” умонастроения нем. и франц. экзистенциалистов, А. обосновывал оптимистич. прогнозы человеч. существования — т. н. позитивный экзистенциализм. Отвергая естеств.-науч. и историч. детерминизм, А. абсолютизировал категорию возможности. Он выдвигал универс. формулу “возможность возможности”, означающую, что выбор должен осуществляться так, чтобы исключалась невозможность последующего выбора. А. признавал совместимость науч. познания с религ. верой, эмпиризма с иррационализмом. Автор работ по истории философии, истории науч. познания, а также социологии, эстетике, совр. физике.

La struttura dell'esistenza, Torino, 1939; L'esistenzialismo positivо, Torino, 1948; Storia del pensiero scientifico, v. 1—3, Torino, 1951—53; Introduzione all'esisten.dalismo, [Mil., 1970']; Dizionario di tilosofia, [Torino, 19712]; Storia della tilosotia, v. 1—3, Torino, 19743.



• Эфиров С. А., Итал. “позитивный экзистенциализм”, в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966; е г о ж е, Итал. бурж. философия 20 в., М., 1968, гл. 4; Giannini G., L'esistenzialismo positivo di N. Abbagnano, Brescia, 1956.


АБЕЛЯР (Abelard, Abailard) Пьер (1079, Палле,— 21.4.1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон), франц. философ, теолог и поэт. Учился у Росцелина и Гильома из Шампо. В 1113 открыл собств. школу, привлекшую множество учеников. Трагич. история любви А. к Элоизе закончилась уходом их в монастырь (1119).


Выступая против крайнего реализма Гильома из Шампо, с одной стороны, и номинализма Росцелина — с другой, А. сформулировал собств. учение, воспроизводящее нек-рые черты аристотелевой концепции и получившее назв. концептуализма: универсалии не обладают самостоят. реальностью, реально существуют лишь отд. вещи; однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирующей деятельности ума, обособления им отд. свойств вещей. В основе знания лежит чувств. восприятие; в акте чувств. созерцания человеку дано только единичное. Идеи существуют только в божеств. уме, способном в акте созерцания ясно и отчётливо схватывать любое множество. Чтобы обосновать логич. законность общих понятий, А. должен был предположить возможность для человека хотя бы смутно и неотчётливо воспринимать множество вещей нек-рого вида, а также схватывать форму вещи отдельно от материи (т. е. способность абстрагирования).

В отличие от Анселъма Кентерберийского, требовавшего, чтобы разум формировался на основе веры (“верую, чтобы понимать”), у А. разум частично обособляется от веры и становится её предварит. условием (“понимаю, чтобы верить”). Правда, Священное писание, равно как и церк. таинства, не подлежат предварит. разумному осмыслению, однако авторитет церк. предания и догматики должен быть удостоверен разумом. Логич. анализ догматич. положений в соч. А. в ряде случаев расходился с принятым толкованием. Телологич. соч. А. дважды осуждались католич. церковью — на соборах в Суассоне (1121) и в Сансе (1140).



В центре этики А.— вопрос о сущности греха, к-рый он определяет как согласие на недолжное, на зло, намерение действовать против божеств. поли. Зло самого поступка ничего не добавляет к злу намерения, что относится у А. также и к добрым делам и намерениям. Это предполагает., что должное, и недолжное предстоят выбору, а потому доступны разумному осмыслению и оценке. Закон должен предшествовать принятию волевого решения, в противном случая преступивший его не несёт вины: не знакомые с Евангелием, содержащим нравств. закон религ. жизни, свободны от вины. Однако в вопросе о спасении, полностью лежащем в сфере божеств. ведения, А. выступает сторонником жёсткого учения о предопределении: проблема нравств, вины относится им только к сфере человеч. деятельности и знания.


А.— один из основателей схоластич. метод [соч. “Да и нет” (“Sic et поп”)], намеченного им как логический анализ противоположных суждений по какому-л. вопросу.


• Opera omnia. P., 1855 (Migne, PL, t. 178); Ouvrages inedits, ed. par V. Cousin, v. 1—2, P., 1836—59; Philosophische Schriften, hrsg. v. B. Geyer, Н. 1—4, Munster, 1919—33; в рус. пер.— История моих бедствий. М., 1959.


• Гаусрат А., Ср.-век. реформаторы, т. 1, СПБ, 1900; ? ед о т о в Г. П., А., П., 1924; R ё m u s a t· С h. d е, Abelard, sa vie, sa philosophie et sa theologie, nouv. ed., v. 1—2, P., 185:1; Ottaviano C., Pietro Abelardo; la vita. Ie opere, il pensiPro, Roma, 1930; Sikes J. G., P. Abailard, Camb., 1932; Gilson Е., Helolise et Abelard, P., 1938; Beonio-Brocchieri Fumagalli M.T., Introduzione a Abelardo, Roma, 1974.

АБСОЛЮТ (от лат. absolutus — безусловный, неограниченный), понятие идеалистич. философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, кoторое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Термин “А.” впервые был применён в кон. 18 в. М. Мендельсоном и Ф. Якоби, к-рые использовали его для обозначения категории “бога, или природы” в философии Спинозы; введён в широкое употребление Шеллингом (1800). По содержанию понятие А. близко к таким понятиям, как “перводвигатель” (Аристотель), “абс. „Я"” (Фихте), “непознаваемое” (Спенсер) и др. Для Гегеля высшее определение А. состоит в том, что А. есть дух, прошедший в своём развитии все стадии истории природы и общества и достигший завершённости в самосознании. Ведущее значение категория А. приобрела у Брэдли и др. сторонников “абс. идеализма”, отождествляющих её с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, к-рое заключает в себе субъект и объект в нерасчленённой форме и познаётся “непосредств. опытом”. Брэдли отрицал личностный характер А. и в этом смысле считал его не “высшей реальностью”, но лишь её “основой” или “предпосылкой”.



Диалектич. материализм, отвергая представление об А. как о неизменной и “самодостаточной” сущности, утверждает, что единств. бесконечной и неуничтожимой основой мира является вечно движущаяся и развивающаяся материя.


АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ, основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность (т. е. субстанцию и субъект одновременно). А. и. своим содержанием имеет процесс своего же собственного раскрытия в виде последоват. движения от абстрактно-общих определений к определениям, обогащённым конкретным содержанием, причём каждая ступень процесса представляет собой полагание определённости, её раскол на противоречащие смысловые полюса и “снятие” противоречия в общности более высокого типа. Первым этапом раскрытия А. и. является логика или, по Гегелю, изображение бога в его вечной сущности . Разворачивая свое содержание от первой категории (бытие) до последней (А. и.), логика оказывается абсолютно-конкретным единством всех категорий, т. е. живой истиной, осуществлённой в системе несливающихся, но органически соединённых смыслов. А. и.

5


как завершение логики — это единство идеи жизни (практич. идеи) и идеи познания (теоретич. идеи, данное в форме понятия, постигающего себя. Гегель считает, что в этом смысле А. и. тождественна аристотелевскому учению о нусе (уме), мыслящем самого себя. Второй этап самодвижения А. и.— природа, т. е. “отпустившая” себя в инобытие, растворившаяся в чужом А. и. Раскрывая содержание в “ином”, к-рое положено ею самой, А. и. по ступеням природы восходит к духу и возвращается к единству с собой. Дух — третья и последняя стадия раскрытия А. и.—проходит этапы субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа, реализуя окончат. соединение единичного со всеобщим и воплощая полноту А. и.


• см. к ст. Гегель.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА, см. в ст. Истина. АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, категории материалистич. диалектики. Абсолютное — безусловное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее (в этом смысле абсолютна материя). Относительное (релятивное) — условное, зависящее от тех или иных условий и, следовательно, преходящее, временное. Понятия А. и о. первоначально толковались как выражение единства и противоположности мира видимых преходящих явлений и его скрытой непреходящей основы. Абсолютное в др.-греч. философии определялось как сторона совершенства, завершённости, самодостаточности сущего и выражалось в понятиях “по природе”, “в чистом виде”, “само по себе”. У Аристотеля относительное выступает как нечто, зависящее от другого или относящееся к другому. В ср.-век. философии господствовало религ. толкование абсолютного как “божественного”, противостоящего относительному — “земному”, “мирскому”. В философии новою времени (в особенности в нем. классич. идеализме) выделяются различные аспекты А. и о., к-рые раскрываются в системе категорий “в себе”, “для другого”, “для себя”, “само по себе” и т. п. В целом для метафизики характерен отрыв абсолютного от относительного. Релятивизм исходит из понимания относительною только как релятивного, исключающего момент абсолютности. Различным формам абсолютного идеализма присуща трактовка абсолютного в отрыве от его противоположного момента—релятивности; абсолютное понимается в качестве самодовлеющей сущности — абсолюта.



С т. зр. материалистич. диалектики противоположность А. и о. не исключает, а предполагает их единство. С одной стороны, абсолютное включает в себя момент относительности, реализуется в относительном И через относительное. Формой этой реализации выступает бесконечное как выражение неисчерпаемости абсолютного. Диалектич. анализ абсолютного вскрывает относит. моменты в его структуре, обнаруживает абсолютное как полноту и завершённость суммы относит. моментов и тем самым характеризует данное абсолютное как относительно абсолютное. Так, абсолютность материи реально раскрывается посредством бесконечности её преходящих, относит. форм существования. С др. стороны, в относительном (релятивном) есть абсолютное как момент самостоятельности и как сторона перехода, движения к безусловному, непреложному. Об абсолютной и относительной истине см. в ст. Истина.


•Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Л е н и н В. И., ПСС, т. 18; ? ют т В. П., Категории “А.” и “о.” в историко-филос. освещении, “Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Тр. по философии. 8”, 1965, в. 165; Л е в и н Г. Д., Категории “А.” и “о ” в совр. науч. познании, “ФН”, 1980, № 5; А в а л и а н и С. Ш., А. и о., Тб., 1980.

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ, в филос. системе Гегеля заключит. звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субъективного духа и объективного духа, дух восходит к абс. знанию. Формами знания (и самосознания) абс. идеи являются иск-во, религия и философия. Дух постигает идею в иск-ве через её образное созерцание и чувственно-внешнее изображение; затем — в религии, осуществляя её образно-эмоциональное переживание; и, наконец, находит адекватную форму постижения идеи в мысли или в философии, к-рая раскрывает абс. идею как мыслящее себя понятие. А. д., таким образом, снимает дуализм идеи и её порождений, к-рые оказываются средством актуализации духа. Как конкретное единство личности, общества и смысла А. д. является свободным, сознательным, бесконечным и беспрепятственным самотворчеством.



• см. к ст. Гегель. “ АБСТРАКТНОЕ, см. в ст. Восхождение от абстрактного к конкретному.


АБСТРАКТНЫЙ ПРЕДМЕТ (abstract entity), выделенные путём абстракции отд. свойства, стороны, состояния материальных предметов и отношения между ними (напр., “радиоактивность”, “причинность”, “мышление”, “температура”, “стоимость”, “объём” и т. п.). В процессе познания с А. п. оперируют так, как если бы они существовали независимо от материальных носителей, от к-рых они отвлечены. А. п. освобождают при рассуждении о свойствах, сторонах, состояниях и отношениях от перечисления множества тех материальных носителей, с к-рыми они в материальной действительности неразрывно связаны. К А. п. часто относят и множества предметов, соответствующие специфицирующим их свойствам. О подобных множествах можно нечто утверждать как об особых А. п. (напр., “данное множество — бесконечно”, “множество действит. чисел имеет верхнюю границу”).


• Ленин В. И., Филос. тетради, ПCC, т. 29; Г о ?с ? и й Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Войшвилло Е. К., Понятие, М., 1967.

АБСТРАКЦИИ ПРИНЦИП, логич. принцип, лежащий в основе определений через абстракцию и связывающий три типа универсалий — классы, свойства и отношения равенства (подобия). Согласно А. п., любое отношение равенства, определенное на нек-ром множестве, производит разбиение этого множества, т. е. делит, классифицирует его на попарно непересекающиеся и непустые части равных (в данном отношении) элементов. Указанные части наз. классами абстракции. а само разбиение (семейство этих классов) — фактор-множеством по данному отношению. Являясь обобщением традиц. понятия классификации на случай произвольных отождествлений в произвольных множествах, эта форма А. п. выражает двойной процесс абстракции: во-первых, введение абстрактных понятий (видов) как классов равных, т. е. в к.-л. смысле одинаковых объектов (классов абстракции), во-вторых, введение понятия об “абстрактном” (произвольном) объекте такого класса, поскольку ст. зр. целей, определяющих выбор данного отношения равенства, каждый “конкретный” объект исходного множества понимается в качестве “абстрактного” представителя (носителя) свойства, общего всем элементам соответств. класса абстракции. Отсюда проистекает нетривиальное следствие А. п.— возможность заменять равенство в силу абстракции отождествления отношением тождества, когда принятым в этой абстракции свойством полностью исчерпывается информация об объектах исходного множества (т. е. когда свойство объекта и самый объект неразличимы). Это следствие используется, в частности, для получения стандартных универсумов в теории моделей. Известна и др. форма А. п. (её часто называют принципом свёртывания), утверждающая “существование” класса (множества) всех объектов, к-рые удовлетворяют произвольному свойству (предикату). А. п. в этой форме входит в число аксиом (теорем) абстрактной теории множеств. См. также Тождество, Экстенсиональность.



Russell В. A. W., The principles of mathematics, N. ?., 19382.


==6


АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение), формирование образов реальности (представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, т. е. путём использования (или усвоения) лишь части из множества соответствующих данных и прибавления к этой части новой информации, не вытекающей из этих данных. Результаты А.— образы реальности — обозначают обычно тем же термином “А.”. Отвлечением упрощают, а пополнением усложняют образ реальности, причём основой обоих актов могут быть весьма общие принципы и даже теории. Напр., первые эмпирич. понятия о фигурах тел в наблюдаемом пространстве создают индуктивно (см. Индукция), отвлекаясь от всех индивид, свойств наблюдаемых тел, кроме их формы и размеров. Геометрич. смысл этим понятиям сообщают за счёт их логич. реконструкции, пополняя выделенные эмпирич. свойства теоретич. свойствами непрерывности, неогранич. протяжённости, параллельности и пр., т. о. всеми свойствами, к-рые необходимы для выражения чисто геометрич. истин (теорем).



следующая страница >>