girniy.ru 1
Государственное Бюджетное Общеобразовательное учреждение


Средняя Общеобразовательная школа № 425

Северный Административный Округ


Тема урока: «Альтруизм и эгоизм».


Махонова Анна Анатольевна.

ГБОУ СОШ № 425 ,САО


Москва 2013


Цель урока: сформировать у учащихся представление об альтруизме и эгоизме.

Задачи:

• Выяснить значение основных понятий: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий

• Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас

• Формировать коммуникативные умения работать в коллективе, группами, с ИКТ

• Развивать чувства сострадания другим людям, стремление помочь окружающим, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Оборудование и учебно-методическое обеспечение:

компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».


Участники: учащиеся 4 класса.


Форма урока: комбинированный

: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.


Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный.





этапа

УУД

Ход урока

Деятельность детей

Планируемый результат

1.

Мотивация


2.Актуализация темы


3. Введение в тему


4. Первичная

рефлексия


5. Применение новых знаний


6.

Рефлексия


7. Итог урока


8. Домашнее задание



ЛУУД: позитивный настрой на обучение


ПУУД :общеучебные : формулирование познавательной цели


Работа по группам


ПУУД: общеучебные: поиск и выделение информации


РУУД: коррекция: внесение необходимых дополнений и корректиров


ПУУД:логические : анализ с целью выделения существенных признаков


Индивидуальная работа


ПУУД: логическое :построение логической цепи рассуждения



Кто друг другу помогает

Никогда не унывает.

Умно надо помогать,

Любую проблему разрешать!

Слайд №1-2


У нас сегодня, с моей точки зрения, очень интересное занятие! В конце урока вы мне скажите, согласны вы со мной или нет.

Посмотрите мультфильм.

Задание: найти главных героев и дать их характеристику.

Выступление групп: ребята перечисляют характерные черты чертёнка-отличника: любит себя, думает только о себе, ценит себя выше других;

Чертёнок №13: заботится о других, всё делает для окружающих, думает о том, чтобы всем было хорошо.

Слайд №3-4

Сегодня мы разберёмся, кому могут принадлежать подобные черты характера.

Возьмите макбуки. Две команды вводят черты характера первого мультгероя, две другие – черты характера второго мультгероя.


Какие же новые слова вы сегодня узнали?

- эгоизм

-альтруизм


Давайте создадим два цветка.

Две команды выбирают цветовую гамму и слова к слову «эгоизм» и две команды к слову «альтруизм»

Выступления команд с объяснением цвета и слов.

Слайд №5


Кто вспомнит девиз чертёнка-отличника?


-Как вы относитесь к данной фразе?

- Почему важно себя любить?

Слайд № 6

-Как же можно назвать такого человека, который и себя любит, и на других не плюёт?

Такого человека называют РАЗУМНЫЙ эгоист.


На доске появляются три слова

Эгоист - разумный эгоист - альтруист

Слайд №7

Ребята возьмите приготовленный кружочек и прикрепите его к тому слову, кем бы вам хотелось быть.


Ну что ж, сейчас вы познакомитесь с одной интересной притчей и тогда мы решим, кем стоит быть в жизни, а кем нет.

Может, кто-то хочет свой кружок переместить к другому слову?

Приложение №1

Слайд №8-9


Вы видите новые слова на доске и их значение.

Откройте макбуки и в Перволого в Рисовалке создайте три смайлика: на сколько вы сможете дома объяснить эти новые слова родителям: очень хорошо объясню – зелёный, неплохо объясню – жёлтый, не смогу объяснить – коричневый.


Дома прочитайте статью про альтруизм и эгоизм и ответьте на вопросы. Для тех, кто хочет – задание повышенной сложности: создайте презентацию по данной теме.


Дети говорят девиз, держатся за руки и улыбаются друг другу.


У каждой группы – листок. Дети после просмотра мультфильма работают 5 минут.


Выступление команд


Обучающиеся работают в интернете и ищут название людей, обладающих такими чертами характера.


Ребята выбирают, после обсуждения цвет и слова и прикрепляют их к своему цветку.


«Люби себя, чихай на всех и в жизни ждёт тебя успех».


Ответы детей


Дети подходят и прикрепляют свой кружочек.


Дети читают притчу « О бескорыстии и эгоизме»


Дети работают на макбуках и дают оценку усвоения данной темы.



Ребята должны выбрать 2-ух героев: чертёнка-отличника и чертёнка №13.

Две команды должны найти название «эгоист», и две команды «альтруист»



Ребята создают два цветка.


Слова появляются на экране.


Подвожу к тому, что очень важно ЛЮБИТЬ себя.

Если человек не любит себя, то он не сможет любить и других.


Большинство будет альтруистами.


После обсуждения самое лучшее – разумный эгоизм.


В основном будут зелёные, немного – жёлтых. Коричневых не будет.




Приложение №1

Притча об бескорыстии и эгоизме.

Жили-были два брата. Родились они в зажиточной крестьянской семье. После смерти родителей досталось им хорошее хозяйство, которое они разделили пополам. Хотя и были они не-разлей-вода, да и родственники ближайшие, но отличались друг от друга заметно. Оба были людьми добрыми, всегда готовыми оказать помощь своим соседям, если те о ней просили.

Один брат был человеком достаточно практичным, оказывал помощь только тем людям, которые будут за неё благодарны. Он помогал, но когда ему надо было помочь, приглашал тех, кому сам помогал. Жил по принципу «как аукнется – так и откликнется», а коли не откликалось – так в скором времени и аукаться переставало.

Второй же брат, напротив, был человеком совершенно бескорыстным: всё отдавал, кто ни попросит.

Через непродолжительное время первый брат стал человеком уважаемым среди всей деревни. Каждый знал, что может обратиться к нему за помощью, в которой он не откажет, да и ему никогда соседи в помощи не отказывали. Что же со вторым – люди между собой обыкновенно его называли «человеком необыкновенной доброты», но в откровенных разговорах признавались, что он «какой-то странный», да добавляли, «не доведёт его щедрость до добра». Большинство людей старались обходить его стороной, а самые бессовестные – просто пользовались его щедростью и не отдавали долги, а он всё и всем прощал.

Щедрость его иногда просто не знала границ. Он иногда давал людям то, что им не нужно было. Сначала брату вежливо объясняли, что они в этом не нуждаются, но брат не понимал, и окружающие начинали на него злиться прогоняли его. «Добро порождает зло. Но я должен творить его вопреки всему»,- примерно так он думал, забывая исключить из «всего» здравый смысл.

Конца счастливого у этой истории не было. Тот брат, который предпочитал быть практичным, нашёл себе красавицу-жену и прожил с ней до конца жизни в любви, согласии и богатстве.

Второй же брат не смог найти себе жену, которая бы понимала его. И прожил в одиночестве и бедности.

Однажды спросил этот брат у странствующего мудреца: «Почему люди сторонятся и не любят меня, хотя я очень стараюсь и прилагаю много усилий, чтобы получить эту любовь?» И ответил мудрец путано и непонятно : «Когда твой брат сажает пшеницу – он смотрит, достаточно ли ей воды; когда твой брат идёт на рынок – он смотрит, что сейчас ценится больше; когда твой брат принимает гостя – он интересуется, пьёт ли тот крепкий чай или пресный. В этом и состоит добро. Наблюдай за свои братом и ты сам всё поймёшь.» Не понял мудреца человек, только подумал он, как же мог такой мудрый человек назвать эгоизм добром?